Монетонос
   

*             Наша галерея

)))))

Просмотров: 2450
Автор: Порох
Поиск

Просмотров: 4060
Автор: DONEC1671
лежало

Просмотров: 3739
Автор: Smirnii
Фрески...

Просмотров: 3790
Автор: AVS XLT
Сезон 2013

Просмотров: 3432
Автор: vrangel
Осень Великого поля.

Просмотров: 3862
Автор: ZOREAN
крестики серебро

Просмотров: 1512
Автор: vityaz

Автор Тема: Всё о дужных (ямских) колокольчиках  (Прочитано 24461 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Крыша (свод) дужных (ямских) колокольчиков (опыт исследования и сравнительного анализа)

Кому ныне не знаком дужный (ямской) колокольчик? Уж сколько за последние несколько лет написано о нем, о его истории, назначении и роли в жизни как городского, так и сельского народа, его использовании в троечной езде, обрядах и ритуалах. Вновь, как и в былые годы его славы, к нему вернулась популярность и народная любовь. Благодаря изучению его как учеными, так и исследователями-знатоками расширился круг сведений об этом красивом предмете, как физическом теле и сигнальном устройстве.

Этот небольшой, красивый, задорно звенящий колокольчик стал в истории конца XIX – начала XX века послом доброй воли России – своей Родины, где более века звучал в упряжке троек, несущихся бесконечными просторами. Куда бы ни привели нас путешествия – в Западную Европу, Дальний Восток, Америку, или в самой России мы встретим его – скромно выполняющего отведенную ему роль сигнального устройства на дуге лошади. Радует он людей и катающихся детей в фиакрах по Парижу, звоном своим на шее слона, таскающего бревна в Индии, в Аравийских песках на верблюдах, мерно шагающих по пустыне. Красуется он в витринах антикварных салонов столиц государств Европы, Америки, Азии.

Вместе с тем, сведения о нем чаще всего не научно-исследовательского характера, зачастую овеянные легендами, преданиями, фантазиями собирателей-коллекционеров, видящих в нем кроме красоты формы и совершенной отделки, еще и тайну великолепного звучания. Редко встречаются исследовательские, сравнительно-аналитические работы. Эта статья одна из таких проб, имеющая целью описать и сравнить разнообразные физические величины крыш (сводов) этих колокольчиков.

Внимательно исследуя дужный колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство, мы, в первую очередь, обращаем внимание на его навершие – ухо, предназначенное для удержания всего устройства, и крышу (свод), из которой оно как бы вырастает. Все это естественно в зрительном восприятии, так как колокольчик, представляющий собой полое конусообразное тело из литой бронзы, как бы начинается с этой части.

Эти конструктивные элементы имеют огромное значение для его функционирования и долголетия, правильной и эффективной эксплуатации. Хотя и ухо и крыша (свод) не участвуют в звукообразовании, а лишь удерживают весь колокольчик на весу, без них его невозможно подвесить к дуге и, главное, получить звонкое колокольное звучание. За какую бы часть, кроме уха, сочлененного в одно целое с крышей, мы не держали бы его, при ударе полноценного звука не получим. А все оттого, что именно эта часть, замыкающая конусную полость, словно венчает ее, служит и для аккумуляции звучания.

В ходе многолетних исследований дужных колокольчиков, проводимых мною, в том числе и той части, что принято называть крышей, сложились определенные знания являющиеся предметом изложения в настоящей статье.

Крыша (свод) является той частью дужного колокольчика, которая удерживает всю его массу, что при ударе вибрирует и издает звучание. Конструктивно крыши принято в описях и каталогах различать по форме. Чаще всего ее характеризуют высотой и крутизной. В некоторых колокольчиках, чаще всего с крутой и покатой (высокой) крышей, эта высота буквально «на глаз» не определяется, поскольку не отграничевается четкой границей, которую в обычных условиях принято называть плечом. Эта линия плеча в обычных сводах плоских крыш четко отделяет крышу от начинающегося тулова.

Формы крыш (сводов) принято именовать:

- плоскими;

- слегка выпуклыми –         высотой 3-5 мм;

- выпуклыми –                      5-6 – 8 мм.;

- крутыми –                           8-10 мм.;

- крутыми покатыми –         более 10 мм.

Высота покатости крыши, как правило, связана с особенностями форм дужных колокольчиков, изготавливаемых в разных центрах литья и времени их производства.

Так, пурехские колокольчики, часто имеют плоские или слегка выпуклые крыши. Поздние колокольчики, изготавливаемые некоторыми мастерами Слободского центра (Желваков В.И., братья Поповы (Егор, Иван, Николай, Гаврила) – 1879 г.) повторяют традиционные формы пурехских мастеров. Вместе с тем, те же пурехские колокольчики, произведенные до 1865 года, имеют выпуклые крыши, а традиционные колокольчики слободских мастеров вообще с крутой или даже покатой крышей. Своеобразные крыши у колокольчиков касимовских мастеров. Здесь, впрочем, особого разнообразия не усматривается. Они почти всегда имеют либо небольшую, либо среднюю высоту.

Каждый мастер выбирал такую форму колокольчика, которая нравилась ему, и следовал в своей практике литья этому образцу. Так колокольчики Баранова Е. всегда с выпуклыми крышами (4-6 мм.), у Кислова И.Д. – еще более выпуклые (6-9 мм.), а у Кислова Н.И. менее высокие (5-8 мм.), у Лабзенкова Александра – слегка выпуклые (5‑7 мм.), а у Лабзенкова Петра и Макара – выпуклые (более 7-8 мм.). Предпочитал невысокую конфигурацию крыши и мастер Лёнин И.В. (4-6 мм.).

Старшее поколение касимовских мастеров (до 1860 года) формовало колокольчики со средней высотой крыши (6-8 мм.). Такой практики придерживались мастера Мазурины.

Валдайские мастера предпочитали построения крыши колокольчиков от выпуклых – покатых до средне-выпуклых, хотя в начале XIX века колокольчики этого центра литья изготавливались с традиционно крутой – покатой крышей.

Наблюдается вообще тенденция к тому, что изготовленные повсюду колокольчики в первой половине XIX века имели более крутые высокие крыши, а после, с развитием новых технологий и методов литья, становились все менее крутыми, вплоть до того, что потеряли к концу века вовсе свою высоту – стали плоскими.

По украшениям крыши следует различать следующим порядком:

−                    с выступом под ухом;

−                    с проточкой по краю (скос);

−                    с кольцевыми декоративными проточками вокруг уха;

−                    с литыми буквами или знаками;

−                    с надписями вокруг уха и номером под ним;

−                    двухъярусные крыши с надписями по второму ярусу;

−                    куполообразные с надписью по кольцу вокруг уха.

Колокольчики с выступом под ухом смотрятся стройнее, более вытянуты вверх, хотя по высоте эти выступы не более 2-4 мм. Образовались они в результате послелитейной токарной проточки крыш. Такой практики из касимовских мастеров особенно придерживался Лёнин И.В. Следует считать, что уступ под ухом – это часть крыши, а не уха.

Весьма часты проточки по краю крыши – скос (фаска, взятая на месте плеча) в практике литья касимовских литейщиков Мазуриных, Лабзенковых. Понижение высоты крыши в месте скоса как бы делает ее круче и утончает место стыковки крыши с туловом.

Возможно, это не только декоративный прием, но и мера, влияющая на звучание колокольчика. В этой области требуются специальные исследования.

Абсолютно лишь декоративную функцию выполняют кольцевые проточки вокруг уха. Они бывают двух видов: либо в виде кольцевых канавок, либо кольцевых проточек небольшой ширины. Таких декоративных проточек бывает либо три, либо две.

Нечасто, но встречаются крупные литые буквы на крыше – опознавательные знаки определенного мастера. Такая практика наиболее характерна для мастеров Тюмени (Шапошников В.М., Шапошников Д.М.), встречаются с буквами «Т» и «К», пока не поддающиеся атрибуции.

Колокольчики с надписями на крыше и номерами под ухом пурехского производства. Такие колокольчики изготавливали многие тамошние мастера. Такая практика стала характерной к концу XIX – началу XXвека (Клюйков Е.С., Веденеев Ф.А., наследники Трошина А., товарищество Бадянова А.И. и Трошина А.М.). Вынос сведений о заводе изготовителе на крышу уменьшал затраты на сложные формовки многословных текстов по юбкам, улучшал качество звучания колокольчиков, так как любые украшения и тексты на юбке явно приводят к снижению декремента затухания звука, его чистоты и силы.

Колокольчики с двухъярусной крышей с надписью на последнем, с номером в утопленном флажке под ухом, ограненной юбкой производились заводом Е.С.Клюйкова, а в последствии (до 1914 года) «Товариществом Бадянова А.И. и Трошина И.М.». Эти колокольчики необычны своей формой, красотой звучания, являются вершиной качества и красоты дужно-литейного промысла.

Колокольчики с куполообразной крышей и надписью по ней по кольцу вокруг уха, производились заводом Е.С.Клюйкова. Это весьма оригинальные по своей декоративности и красоте изделия двух видов:

- колокольчики без украшений по тулову и юбке (гладкие);

- несколько отличающиеся по стилю оформления с украшениями (у Кима В.А. в каталоге - «с богато орнаментированной юбкой»). Последние имеют надписи на дне. Надписи на крыше произведены весьма мелким газетным шрифтом по кольцу, расположенному ближе к предполагаемому плечу (так как крыша весьма крутая – покатая с плавным переходом к тулову, без видимой линии плеча).

Колокольчики гладкие номерные: от больших №4/0 – диам.128мм. до малых, вплоть до №10 – диам.55 мм. Такие же изделия богато украшенные от № 3/0 до № 0 выпускались и заводом Веденеева Ф.А., но с надписями на дне.

Интересны небольшие колокольчики (в каталоге у Кима В.А. – «казанские резные»). Они составляют номерной ряд (производитель Клюйков Е.С. от №1 до №7 (возможно даже и до №10) и товарищество Бадянова и Трошина). Колокольчики украшены по тулову интересным геометрическим узором, напоминающим татарские мотивы.

Похожий ряд производился с неукрашенным туловом (по каталогу Кима В.А. – «сибирский – юбка стаканом», производители Клюйков Е.С. и товарищество Бадянова и Трошина) с надписями по плоской крыше.

Аналогичные изделия выпускались массовым порядком этими же заводами без надписей на крыше, а только номерами, расположенными здесь же, нанесенные ударом пуансона.

Конструктивные особенности крыши (свода) дужных (ямских) колокольчиков нельзя рассматривать обособленно от конструкций уха и петли. Эти составляющие свода являют собой хоть и разные детали, но должны рассматриваться в комплексе. Все они были взаимно связаны еще в период формовки изделия и его литья.

Именно поэтому в случае повреждения какой либо из частей (ухо или петля) страдает вцелом вся крыша. Происходит это от того, что весь металл (бронза), составляющий свод, удерживает эти элементы. Изначально при ошибках формовки уха страдает и конструкция удержания петли и наоборот. Неправильно поставленная петля в период эксплуатации колокольчика, расшатываясь вместе с креплением, выламывает и ухо. Из всех повреждений дужных колокольчиков, поломки в области крыши, включая уши и петли, составляют до 70%. Ремонт и тем более реконструкция утраченного весьма сложны, чаще всего невозможны и не оправданы.

Крыша (свод) дужного (ямского) колокольчика – важная конструктивная его часть, имеет самую большую толщину. Она не принимает участие в образовании звука но удерживает ухо и петлю, последнюю для обустройства подвеса языка, и удерживая вибрирующую рубашку, является фундаментальной частью всего изделия. Исходя их этого и других особенностей, литье дужных ямских колокольчиков производилось таким образом, что они в формовочной опоке (ящике) располагались в опрокинутом состоянии, т.е. ухом и крышей вниз. Это обеспечивало лучший пролив расплавленного металла  и отхода газов. В это самое нижнее место попадал металл максимальной температуры, хорошо размешанный, с нормальным содержанием олова.

Исследуя дужные колокольчики как литейные изделия, изготавливаемые с начала XIX века и на протяжении его, вплоть до начала XX века, явно усматривается совершенствование технологии их изготовления. Это в первую очередь касается совершенствования формовки, литья и конструктивных особенностей крыши (свода).

Мастера знали важность и особенность этой части колокольчика и уделяли этому особое внимание. Совершенствуя колокольчик конструктивно, улучшая качество формовки, состав металла, мастера-литейщики добились к концу XIX века высокой степени износоустойчивости колокольчика и тем обеспечили им долгую жизнь.

***********************************************

Касимовские колокольчики









***********************************************

Пурехские колокольчики







***********************************************

Слободские колокольчики





***********************************************









 
***************************************************************************************************




Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Надписи юбок:
« Ответ #1 : 04 Марта 2014, 18:55:28 »
Надписи юбок:




Часто мастера дужных (ямских) колокольчиков оформляя надписи на юбках, включали сюда же декоры. Они служили разделителями между словами или группой слов. Иногда, чтобы придать большей стройности текстам, обрамляли их сверху и снизу точечными дорожками. Был моден к концу 19 века и ограничитель в виде шнура, косички и т.д. Слободские мастера Бородин В. и Макушин В. уже в 1807 и 1817 году производили надписи в два ряда, вплетая в текст растительные орнаменты, а пурехский мастер Веденеев Ф.А. создал весьма оригинальный колокольчик с юбочными растительными декорами.


(декор на колокольчике Веденеева Ф.А.)

Весьма интересны, красивы и нарядны надписи и декоры, выполненные на юбках пурехскими мастерами. Следует отметить в этой части работы мастера Ерохина А.А., братьев Молевых Ивана и Андрея, Тепленина Г.Е., Малышева Я.Ф.


(надпись на колокольчике Ерохина А.А.)

Весте с тем, главными украшениями юбок были сами тексты. Они формировались из традиционно сложившихся шрифтов. В этой части следует отметить работы талантливых мастеров Касимова. Здесь производились шедевры дужных (ямских) колокольчиков. Эти талантливые работы и по сегодняшний день удивляют людей, приводят в восторг коллекционеров и исследователей, что специализируются на изучении декорирования предметов быта и обихода, которыми были и колокольчики.

Шрифты касимовских колокольчиков и надписи безошибочно узнаваемы. Большинство колокольчиков касимовских мастеров только и украшены юбочными надписями. Иногда сами буквы, поставленные в ряд, выполняли роль декора. Вместе с тем, некоторые мастера пошли дальше и украшали юбочные надписи замысловатым декором. Геометрически заимствовали его из икон, книжной графики, гончарных изделий и т.п.

мастер Влас Скарняков


мастер из сельца Алешино


Встречаются касимовские колокольчики, украшенные по юбке только одной буквой, поставленной в ряд.


Великолепные работы касимовских мастеров весьма выигрывают на фоне простых и скромных работ пурехских мастеров. Здесь шрифты применялись типографские (газетный шрифт), особенно со второй половины XIX века и уже в XX веке. Такой практики придерживался, например, Е.С.Клюйков.

Особо следует остановиться на юбочных надписях, выполняемых валдайскими мастерами, начиная с 1802 года. Ранее этого года подписных дужных (ямских) колокольчиков пока не обнаружено. Многие исследователи полагают, что только с 1802 года стали известны технологии нанесения надписей на колокольчики. Изучая эти первые надписи, выполненные Филиппом Терским, Никитой Смирновым, Иваном Смирновым, Алексеем Смирновым, Егором Лебедевым мы не находим их примитивными или неаккуратными. Вовсе нет, они строги, изыскано красивы и технологически выполнены почти совершенно. Последующие поколения литейщиков, и не только валдайские, учились у этих мастеров.

Изучение декорирования юбок и вообще колокольчиков – дело весьма увлекательное. Декоры разнообразны, индивидуальны и заслуживают того, чтобы этому были посвящены большие исследовательские работы.

Декоры юбок растительные





Изучение юбочных надписей, декоров и знаков весьма объемная и сложная работа. Созданием кассы букв и цифр, декоров, слов и слоганов, фамилий и надписей и т.д., встречающихся на дужных (ямских) колокольчиках по регионам их производства, мастерам и годам их изготовления, возможно было бы решить все трудности изучения не только надписей, но и атрибуции последних.

Эта весьма большая и сложная работа оказала бы огромную помощь в атрибуции неизвестных (по авторству) колокольчиков, помогла в исследовании стилистики, оформления и украшения колокольчиков. Такая работа могла бы быть выполнена коллективными усилиями нескольких исследователей, заинтересованных такой задачей. Это дело будущего.

В рамках настоящей статьи не может быть дана всеобъемлющая характеристика геометрии юбок со сравнительным анализом отличия их на колокольчиках разных регионов литья, поскольку сайт не является строго академическим источником информации и рассчитан на широкий круг пользователей. Такие отличия есть. Однако они незначительны и могут быть интересны лишь специалистам в области колокольной физики и звучания дужных (ямских) колокольчиков.

О различной форме колокольчиков, их частей, включая юбки, возможно составить мнение из многочисленных фото на сайте и тех колокольчиков, что встречаются в коллекциях любителей и исследователей.

Изучение дужного (ямского) колокольчика, как физического тела и сигнального устройства, занятие захватывающее и требующее определенных знаний, опыта, методики исследований и фиксации данных. Без любви к этому маленькому, бронзовому, звонкому чуду, дело это не возможно вовсе!

С.Сукач, г.Сумы

Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Донца колокольчиков.
« Ответ #2 : 04 Марта 2014, 19:18:25 »
Донца колокольчиков.

Принимая во внимание то, что все дужные (ямские) колокольчики представляют собой отлитое из бронзы полое усеченное поверху конусообразное тело, то как крыша, так и донца имеют круглую форму. Если крыша (свод) ограничивается по площади расположенным на ней ухом, то дно, повторяя ее конфигурацию, ограничивается петлей, поставленной фактически на том же месте, что и ухо, но на дне вниз своим просветом, а не вверх, как ухо.

Свод (крыша) самая толстая часть колокольчика. Уменьшение этой толщины, что было желательно с целью экономии металла, губительно бы сказалось на самом колокольчике. С учетом размера, общей массы изделия сам мастер определял, какой диаметр может иметь свод, какая толщина стенки обеспечит удержание петли. От диаметра всего свода зависит и диаметр донца. Оно всегда меньше площади крыши, поскольку часть его площади покрываются стенками колокольчика. Ограничивает свободную поверхность дна и петля и зацеп за нее языка особенно пальцевых веретенообразных. С учетом свободного хода языка на месте крепления за петлю практически никакого свободного пространства здесь не остается. Только площадь незанятой поверхности донца может быть использована для надписей, о которых уже упоминалось.

О текстах на донцах, знаках, аббревиатурах тема особая, требующая изложения в самостоятельной статье.

Сложность их нанесения при формовке изделия обуславливалась геометрией вогнутости дна, поскольку оно, как правило, повторяло геометрию выгнутости крыши (свода). Здесь на этом пространстве часто изготовители производили надписи, сообщая о себе как производители, годе изготовления, толи аббревиатурами, писали свои фамилии. Это характерно было особенно для пурехских и касимовских изготовителей второй половины XIX века и начала XX. Часто здесь помещали сведения и слободские мастера. Привести в рамках этой статьи все встречающиеся надписи на донцах колокольчиков не представляется возможным, однако наиболее характерными являются следующие:




С целью рационального использования и без того малой площади донцев для надписей их мастера производили по кругу вокруг петли. Если касимовские мастера (Н.И.Кислов, И.В.Лёнин) производили надписи крупными прописными буквами, то пурехские мастера мелким газетным шрифтом весьма аккуратно строго по кольцу вокруг петли. Здесь же они, чаще всего, на дне внизу, ставили и номера изделий, что выпускалось серийно (Веденеев Ф.А., Клюйков Е.С., Трошин Ф.М., Трошин М.М., Трошин А.М.) аналогичную практику применяли и слободские мастера, изготавливающие дужные колокольчики с конца семидесятых годов XIX в. (Братья Поповы, Ситников В.В., Желваков В.Ф.)

Во множестве пурехскими мастерами выпускалась серийная продукция, что подписывалась либо по юбке, либо на крыше, но номера неизменно ставились на донышке. Иногда здесь сведения дублировались, т.е. сообщались повторно. В случае их несовпадения, с целью поправки, правильный (измененный в новой серии) номер проставлялся ударом пуансона на крыше. Часто у пурехских изготовителей на дне у петли проставлялись аббревиатуры. Наиболее частые из них:

АМТ – Алексей Макарович Трошин

ЗММТ – завод Михаила Макаровича Трошина

ЗМТ – завод Макара Трошина

ЗФМ – завод Федота Макаровича Трошина

ЗНФМТ – завод наследников Федота Макаровича Трошина

КИО – Кузьма Иванович Овечкин

ЗО – завод Овечкина

МАЕВ – мастер Алексей Ерохин

МАМ – мастер Андрей Молев

МаЛМГО – мастер Михаил Голчин

ММСГ – мастер Михаил С. Голчин

МБТ – мастера братья Трошины

МЕЕМ – мастер Егор Ефимович Макаров

МИВМ – мастер Иван Васильевич Марычев

ОМАЧ – отливал мастер Андрей Чигунов

Касимовские мастера:

НК – Николай Кислов

АК – Алексей Кислов

МНК – мастер Николай Кислов

ИК – неизвестный мастер

ЛЕН или ЛЕНИ – Иван Ленин

Слободские мастера:

ВФЖ – Василий Федорович Желваков

Кроме надписей на дне некоторых колокольчиков, всех регионов литья, у самих оснований петель, просматривается явное утолщение литого металла. Это утолщение принято называть «приливом». Оно произведено с целью дополнительной фиксации петли – надежности её постановки

На некоторой части колокольчиков с надписью «Дар Валдая» по юбке неизвестных пурехских производителей по краю дна мелкими печатными буквами написано «СЪ СЕРЕБРОМЪ». Это массовая товарная продукция и эта надпись проставлялась здесь исключительно для привлечения покупателей. Конечно, никакого серебра это изделие не содержит. Посеребренной могла быть только юбка с надписью (чтобы не чернела от окислов) да и то микронной толщины слоем. Часто этой толщины было недостаточно для долговечности. Это касается таких же, аналогичных упоминаний, нанесенных на изнанке юбок таких же изделий пурехских производителей. Добавка серебра в расплав бронзы при литье колокольчиков производилась только как исключение в заказных единичных изделиях и то с предоставлением серебра самим заказчиком.

Исследование и аналитическое сравнение, как конфигураций донцев, так и их геометрических особенностей, плотности металла, составления полных расшифровок аббревиатур, надписей, дело будущего, когда будут составляться полные каталоги регионального литья колоколов.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: ОЦЕНКА ЯМСКИХ (ДУЖНЫХ) КОЛОКОЛЬЧИКОВ
« Ответ #3 : 04 Марта 2014, 19:31:01 »
Коллекционирование ямских (дужных) колокольчиков в настоящее время переросло, собственно, задачу их накопления. Успешный опыт работы с коллекционным материалом Кима В.А., Хрунова В.И., Любашевского М.М., Сурова М.В. и др. выдвинул перед коллекционерами задачу их описания, научного исследования, атрибуции и систематизации. Вместе с тем, это вызвало к жизни несколько проблем – создание единой системы описания, объективной, и вместе с тем, доступной, единой системы их оценки. Впервые попытку создания системы оценки качества делал Ким В.А., предложив в описание колокольчиков включить позицию «сохранность». Этой системой предполагалась оценка лишь физической целостности колокольчиков по пятибалльной системе. Учитывая лишь физическую целостность колокольчика и не анализируя других его достоинств, а также недостатков и дефектов, мы не получаем в итоге желаемого результата – объективного вывода о качестве экземпляра, его сравнительной ценности с аналогичными, учета редкости, возможно, уникальности, красоты и т.д. Совершенно не приемлемую систему оценки колокольчиков предложил в своей книге Суров М.В. оценивая каждый из них в пресловутых «у.е.». Он поступает так совершенно субъективно, не опираясь ни на какие достоинства или недостатки. Производимая им оценка не является прозрачной, в связи с чем никто не может получить аналогичный вывод тому что сделал Суров М.В. Исходя из этого, это не может быть признано системой вовсе. Не отвечает требованиям времени и задач, стоящих перед научной обработкой коллекций и иной его подход (уже системный, приведенный в его книге стр.292).

Настоящая статья – еще одна из попыток предложить новую, более объективную и демократическую систему оценки. Демократичность ее состоит в том, что каждая позиция таблиц определения качества и дефектности должна быть обсуждена и принята, скажем, голосованием тех лиц, которые ныне занимаются наукой о ямских колокольчиках и более всего знают эти предметы. Смысл системы начисления баллов каждому колокольчику его же владельцем по утвержденным таблицам состоит в том, что учитываются как все достоинства каждого отдельного, как редкого, уникального экземпляра, так и тех, что встречаются часто и представляют малый коллекционный интерес, так и недостатки, дефекты и т.д. Таким образом, коллекционеры оценивая, скажем, как известный описанный в каталоге Кима колокольчик, так и редкий, еще не нашедший в нем места, придут к одинаковому результату оценки: плюс, минус один-два балла. Это даст возможность каждому коллекционеру знать объективную ценность своей коллекции, исчисляемую не в штуках, которые ни о чем не свидетельствует, а в суммарных баллах всей коллекции. Качество ее может выражаться коэффициентом получаемым от деления суммы баллов всей коллекции на количество ее единиц. По предоставлении описей коллекции с начислением баллов возможны рейтинги коллекций, публикации о них, отслеживание ежегодного роста любой из них, в том числе качественного, большей открытости, дискуссий, публикаций. Это же поможет при отыскании паритетности при обмене, установлении объективной цены при купле-продаже, когда рыночно установиться эквивалент стоимости одного балла.

Позиции таблиц не могут оставаться навсегда незыблемыми, и их придется периодически обсуждать, корректировать, дополнять и т.д. Предлагаемая система оценки качества состоит в начислении баллов колокольчику самим владельцем по трем таблицам (прилагаются) и уменьшением баллов в процентном отношении по таблице дефектности.

1.  Главным отличительным свойством (качеством) колокольчика является уже то, что он происходит из одного из центров литья. В зависимости от редкости колокольчиков, происходящих из одного из центров литья возможно установить твердый базовый балл (таблица №1).

2.  Поправкой к нему должен служить список литейщиков в алфавитном порядке чья продукция заслуживает дополнительного количества баллов (редкость, красота, даже просто популярность). Определить такую систему баллов как и по первой таблице возможно только с учетом мнения специалистов (таблица №2)

Позиция №1 (таблица №3)

3.  Качеством является просто физическая целостность и сохранность звука. Это дает возможность любому из колокольчиков хорошо сохранившемуся до наших дней выставлять 1 балл и с этого начинать оценку. Если же есть дефекты, то не может быть начислен этот балл.

Позиция №2

4.  Наличие даже простого литейного декора, как-то: разделяющих знаков, любых, даже единичных, украшений должно быть учтено как несомненное качество.

Позиция №3

5.  Наличие сложного литейного декора находящегося на крыше, тулове, поясе, юбке, даже изнанке, заслуживает более высокой оценки качества. Вместе с тем, предлагается в учете качества декора брать позицию№2 или №3, не производя их сложение.

Позиция №4, 5, 6.

6.  Несомненным достоинством колокольчика является его датировка и это надо учитывать. Думается, за качество, подлежащее учету необходимо отдельно выделить группу наиболее давних, изготовленных до 1810 года, и тем более отдельную группу с датой 1802 год. Баллы позиции №4, 5, 6 не складываются, а выбирается одна из них.

Позиция №7.

7.  Указание на колокольчике фамилии мастера-литейщика или заводчика подлежит учету качества даже тогда, когда полное имя его не известно (например, валдайский мастер М.И.)

Позиция №8.

8.  Следует учесть за достоинство и то, что многие колокольчики кроме сведений и мастере содержат тексты надписей. Например: «В городе слободском…», до многословных «Купи денег не жалей со мной ездить веселей».

При наличии фамилии мастера и таких надписей следует баллы позиции №7 и 8 плюсовать.

Позиция №9.

9.  Безусловным отличием и достоинством являются оригинальные надписи (пословицы, поговорки, потешки, пожелания, назидания, утверждения и т.д.) Это должно быть без сомнения оценено высоким баллом.

Позиция №10.

10.  Явилось бы правильным выделить редкие колокольчики. При определении что есть «редкий» возможно опереться на утверждение Кима В.А. о том, что приведение сведений в его каталоге (см. стр. 5 ) более чем о трех экземплярах есть свидетельство уже не редкости. Со временем отдельные экземпляры являющиеся редкими перестанут быть таковыми при розыске аналогов, другие же утвердятся в этом качестве надолго.

Позиция №11.

11.  Не смотря на выделение редких и их оценки в этом качестве, было бы единственно правильным отдельно учитывать единичные и заказные.В этом случае баллы позиций №10 и 11 не плюсуются, а учитываются по одной.

Позиция №12.

12.  Хотелось бы учесть за качество и то, что отдельные экземпляры дошли до нас с родными языками. Остается владельцу на рассуждение вопрос: «Является ли на оцениваемом колокольчике язык родным?» Здесь надо допустить субъективное решение владельца.

Позиция №13.

13.  И последняя позиция абсолютно субъективна, поскольку относится к внешним достоинствам по оценке владельца - красоты колокольчика, его нарядности, праздничности.

Производя оценку качеств и достоинств колокольчика необходимо учесть и его недостатки. К таковым должны относиться только приобретенные дефекты. В принципе, и производство брака в виде недолива, смещений текстов, перекосов при формовке и т.д. является также дефектом и должны учитываться, для чего следует предусмотреть дополнительные позиции.

Списание набранных баллов по причине дефектности (таблица №4) производиться в процентном отношении.

Позиция №1.

1. Общая изношенность, заключающаяся в ухудшении внешнего вида за счет потертостей, вмятин, глубоких царапин, сколов по обрезу юбки, следов от удара острым, развальцовки отверстий ушка – очень часты, и поэтому, желательно списание баллов производить небольшим минусом, скажем 5%.

Позиция №2.

2.  Утрата уха часто встречающийся дефект происходящий от скола верхнего или бокового фрагмента, полного скола от крыши - значительно портят внешний вид, пользоваться таким экземпляром почти не возможно, утрата ценности в 20% очевидна.

Позиция №3.

3.  Утрата петли влечет трудности с атрибуцией и определения вторичности литья. Если умелая реконструкция уха, восстановление утраченного элемента возвращает первоначальный внешний вид, то такая же работа по восстановлению петли близкой к первоначальной почти не возможна.

С учетом этого степень утраты ценности следует, как и в позиции №2.

Позиция №4.

4.  Встречаются дефекты, связанные с провалом крыши, утерей петли и уха. Это фактическая гибель колокольчика. Предлагается оценивать лишь только те, что относятся к категории редких, единичных, заказных.

Позиция №5, 6, 7, 8.

5.  «Глухарь» - результат трещины, даже микротрещины, запаять или заварить которую в кустарных условиях весьма сложно. Если колокольчик редкий, единичный, заказной, то такой дефект только понижает его качество. Поскольку науке изучающей ямские колокола их дефектность как бы безразлична, потому такой экземпляр является коллекционным, и думается, не может быть понижен в качестве более чем на 50%. Чем менее ценный колокольчик, тем такой его дефект более будет сказываться на списании баллов.

Позиция №9.

6.  Вторичное литье не может быть оценено в равной степени с подлинниками и не может превышать 50% баллов от подлинника.

 

Что касается дефектности и причин ее происхождения, а главное, проблем реставрации и реконструкции – это тема отдельной статьи. Представляется, что умелая реставрация производимая владельцем должна также учитываться уменьшением списания баллов, так как дело это весьма важное для сохранения колокольчиков.Таким образом, скажем, хорошо сохранившийся экземпляр колокольчика братьев Молевых 1871 года при подсчете качеств и достоинств набрал бы следующие баллы:

Физическая полноценность и звук – 1 балл плюс
Пурех - 5 баллов плюс
Литейный сложный декор – 7 баллов плюс
Датировка – 5 баллов плюс
Сведения о производителе – 3 балла
Итого: 21 балл

Такой же опыт с колокольчиком «1802 год, Филипп Терской в Валдае» дает такой результат:

Физическая полноценность и звук (позиция №1, таблица №3) – 1 балл плюс
Валдай (таблица №1) – 10 баллов плюс
Поправка с плюсом по таблице №2 – всегда больше 3 баллов
Литейный декор (позиция №2, таблица №3) – 2 балла плюс
Дата 1802 год (позиция №6, таблица №3) – 10 баллов плюс
Сведения о производителе (если не будет включена позиция поправки таблицы №2) – 3 балла плюс
Наличие надписи (позиция №8, таблица №3) – 3 балла плюс
Редкость (позиция №8, таблица №3) – 15 баллов
Итого: 44 балла.

Простые колокольчики не известных авторов и центров литья с декором, надписями поддаются оценке по той же системе без учета качеств таблиц №1 и 2. Скажем колокольчик «Дар Валдая» возможно оценить так:

любой экземпляр без повреждений с сохранением звука - 1 балл плюс
4/0 – 4 балла плюс; 3/0 – 3 балла; 2/0 – 2 балла; 1/0 и 0 – 1 балл; №1 – 2 балла; №2 – 3 балла; №3 – 4 балла; №4 – 5 баллов; №5 – 6 баллов.
Номера от 3 до 5 редки, потому более ценны. Что касается 4/0 – по причине размера и, как правило, более качественного литья.Что касается неизвестных мастеров из известных центров литья, тем более неизвестных из неизвестных центров литья, то они до оценки должны проходить осмотр «живьем» также как в Ростове был осмотрен и признан пока единственным экземпляром «Алексей Кислов в Касимове».

При принятии настоящей системы оценки следует, как постоянную практику, ввести в описание колокольчиков вместо позиции «сохранность» позицию «оценка».

ТАБЛИЦЫ ОЦЕНКИ ЯМСКИХ (ДУЖНЫХ) КОЛОКОЛЬЧИКОВ

(разработка проекта Сукач С.И. г. Сумы, Украина, ноябрь 2001 года)




С.Сукач
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Язык дужного (ямского) колокольчика – одна из составляющих его частей как сигнального устройства. При кажущейся простоте его, да и всего колокольчика, состоящего из звучащего литого из бронзы кутаса и языка, что, ударяясь изнутри о стенки колокольчика, приводит его к звучанию, система эта достаточно сложна. Уже то, что колокольчики одной формы, веса, отлитые одним и тем же мастером, более того, за одну плавку металла, звенят по-разному, о многом заставляет подумать. В результате тщательных физических и акустических исследований дужного колокольчика так и не получено четкого, однозначного ответа на природу отличий их звучания. Возможно, правы те исследователи, что ищут ответ на тайну в химических составляющих металлов, из которых они отлиты. Ведь недаром мастера девятнадцатого века, занимаясь десятилетиями, а некоторые – и всю жизнь кустарным промыслом их отлива, в строгой тайне хранили ими открытые химические ингредиенты и их дозировку. Содержание ингредиентов колокольной бронзы дужных колокольчиков несколько разнится.

Одним из факторов красивого звучания колокольчиков так радующих нас, тона, силы звука, декремента его затухания, является правильно подобранный для него язык. На историю дужного колокольчика и в особенности на совершенствование формы и массы языков повлияли сложности их использования на дорогах. Рескриптом царя Николая І в 1834 году запрещено использование дужного колокольчика на всех гужевых экипажах, кроме почты. Это предписание касалось движения не только троек, но и всех экипажей, двигающихся по Николаевской дороге, что соединяла две столицы. Запрещение действовало и на столбовых, и даже вспомогательных дорогах, по которым двигались почтовые тройки. Такое положение не казалось тогда странным, так как движение любых экипажей с колокольчиками, по которым ориентировались служащие почтовых станций, ожидавшие прибытие почтовых экипажей, мешало их работе в подготовке смены лошадей.

Для ямщиков и служащих почты звуки колокольчика были не только звоном, но и необходимой информацией. Так, ориентируясь по звуку колокольчика, ямщики знали о скорости движения тройки, состояния дороги, усталости лошадей и даже расстояния до ближайшей станции, а служащие почты – о том, какая именно почтовая тройка на подъезде и на каком расстоянии от них. Особую озабоченность это вызывало у служащих почты на главной дороге России, где интенсивность движения экипажей, в том числе и почтовых, была наиболее значительна. В связи с этим производители колокольчиков и их пользователи искали как способы, которые бы усиливали звучание колокольчиков, так и уменьшали, приглушая его, способы крепления колокольчиков и их языков, чтобы на время выезда на почтовые тракты они не звенели. Так, пришли к пониманию вопроса о важности языка в дужном колокольчике, в том числе и способе его подвязки. Подбор языка купленному для личного пользования колокольчику, а продавались они вовсе без языков, поскольку их изготовление выходило за пределы профессии литейщика, было серьезным делом, с которым обращались к ямщикам, знающим как никто другой, это сигнальное устройство, и к местным кузнецам. Дело в том, что литейщик не обладал необходимым оборудованием для плавки железа и его ковки, это дело кузнечное, а не литейное. Его изделия – это звучащая часть колокольчика, бронзовая рубашка (кутас) с петлей на донышке, к которой и крепится язык. Вместе с тем, в практике работы кустарей-литейщиков Касимова Рязанской губернии, некоторые, наиболее аккуратные, колокольчики работы мастеров Пуреха Нижегородской губернии, других центров литья снабжались литейщиками, готовыми языками, которые они самостоятельно заказывали у местных кузнецов. Так, Николай Иванович Кислов, мастера Лабзёнковы, Мазурины (Касимов) иногда комплектовали свои изделия коваными языками: в виде кольца на «восьмерке», с захватами за петлю с одной стороны, а с другой – за кольцо. Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, Товарищества И.М. Трошина и А.И. Бадянова (Пурех) комплектовали наиболее дорогую свою продукцию языками в виде литого бронзового кольца на таких же «восьмерках», но изготовленных из проволоки. Правильным подбором языка к колокольчику решался вопрос не только его износоустойчивости, но и полнокровный, красивый, максимально сильный и долгий звук. Кольцевые языки были предпочтительными, поскольку позволяли подвязываться в случае выезда экипажа на почтовую дорогу и легкого порядка, дернув за кожаный ремешок, освобождения для звона. Неправильно, бездумно поставленный, тяжелый, длинный язык, несоответствующий своими параметрами и весом конкретному колокольчику, быстро приводил его к расколу. Треснувший даже незначительно колокольчик по юбке, поясу, становился глухим, незвучащим. К изменениям звуковых характеристик приводили трещины и провалы тулова, расколы по плечу и крыше. Иногда сколотое ухо, что нередко происходило из-за длинной амплитуды колебания очень тяжелого языка, заменяли сверлением отверстий в крыше и проволочным креплением. И эти были уже неспособны к полноценной работе в тяжелых условиях всесезонной дороги.

Тяжелые языки раскачивали петлю в гнезде литейного крепления, и она выпадала вместе с языком. Такому колокольчику нужен был ремонт с установкой новой петли и языка, что даже выполненое профессионально, не обеспечивало их нормальной работы. Мало знать параметры необходимого языка колокольчику, важным фактором являлась его правильная привязка по высоте, правильный выбор точки касания языка к стенке колокольчика. Даже правильно подобранный язык, но неправильно осуществленная его привязка могли привести к его растрескиванию.

Ямщики, знавшие всю эту науку, бережно относившиеся к колокольчикам, любившие их, гордившиеся особенно теми, что легко были узнаваемы за версту на дороге, пользовались одними и теми же колокольчиками долгие годы, знали им цену, передавали своим детям, дарили внукам. Редкие из них дошли до наших дней и являются не только свидетелями того времени, но и памятниками культуры.

С научной точки зрения все существующие языки дужных колокольчиков можно разделить на два типа и группы внутри них:

ПАЛЬЦЕВЫЕ, КОВАНЫЕ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА

1. Короткие и толстые, весьма массивные, веретенообразные, образующие полосу боя с изнанки, выше пояса или по его уровню.
Заведомо негодные, непроизводящие нужного звучания и губящие колокольчик. Именно они приводили к растрескиванию тулова или провалам, растрескиванию по поясу, вплоть до отсечения юбки.


2. Длинные, выступающие за обрез юбки, массивные, веретенообразные, с утонченным окончанием.
Заведомо негодные, хотя и образующие сильное звучание, но разбивающие колокольчики за счет излишней массы и сильной амплитуды колебания. Они производили раскол юбок радиально, сколы по обрезу юбки, выламыванию петли из мест литейного крепления. Кроме того, сильной амплитудой раскачивания увеличивали выработку отверстий ушей и их скалыванию.


3. Длинные, выступающие за обрез юбки пальцы, с шейкой или отверстием для крепления шнура, с шариком или утолщением по месту боя.
Заведомо негодные для эксплуатации колокольчика за счет их неправильной формы, повторящих языки больших колоколов и приводящих к быстрому раскалыванию всего колокольчика. В связи с тем, что за привязанный шнурок к языку звонили вручную, производя излишне сильный удар, колокольчики раскалывались.


4. Пальцевые с ударной частью в виде бочонка (бронза, литье), или подвижного (вверх и вниз) утолщения из литого свинца, посаженного на толстую проволоку.
Частично возможные к использованию с учетом их массы относительно колокольчика и правильной подвязки. Чаще всего это улучшенные конструкции, как правило, заводские, они более аккуратны и более щадящие.


5. Бронзовые литые пальцы с утончением на захвате за петлю и утолщенные книзу, возможно, со сформированным ударным местом.
Чаще всего заводские, аккуратные, облегченные. Более для красоты, но не производящие должной силы удара, либо если самодельные, то с излишним весом и губящие колокольчик.


***************************************************************************************************


Масса колокола/масса языка - 470гр./87гр.   


Масса колокола/масса языка - 600гр./60гр.   


Масса колокола/масса языка - 650гр./84гр.


Масса колокола/масса языка - 571гр./32гр.   


Масса колокола/масса языка - 341гр./14гр.   


Масса колокола/масса языка - 650гр./60гр.

КОЛЬЦЕВЫЕ, СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ УДАРНОГО КОЛЬЦА И ПОДВЕСА

КОВАНЫЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА И ЛИТЫЕ (БРОНЗА) НА ПРОВОЛОЧНЫХ ПОДВЕСАХ


1. Кованые, изготовленные по заказу у кузнецов, самими литейщиками, чаще всего у тех же, что снабжали их коваными петлями. Эти языки оснащались коваными из стали «восьмерками», что имели захваты за петлю колокольчика с одной стороны и за ударное кольцо – с другой.
Чаще всего они сделаны достаточно грубо, но всегда верно поставлены по высоте, соответствуют по весу самому колокольчику. Практика эксплуатации в дошедших до наших дней колокольчиках показывает, что это – наиболее верное решение.

Масса колокола/масса языка 580гр./70гр

2. Стальные, литые кольца в виде серьги на проволочном подвесе, чаще всего заводские, поставленные самими изготовителями, несмотря на массивность ударных серьг, почти всегда правильные

Масса колокола/масса языка 365гр./46 гр.

3. Стальные кольца на проволочной привязке, чаще всего самодельные, грубые, неправильно поставленные.

Масса колокола/масса языка 313гр./32гр

4. Стальные кольца на ременной привязке.
Привязки, осуществленные в девятнадцатом – начале двадцатого века, редко встречаются. Отличаются специальными узлами и совершенно высохшей кожей. Чаще всего самое правильное решение, поскольку ставились ямщиками. Современная привязка обычным узлом, мягкой сыромятной кожей, более допустимы, чем на ремешках от чехлов фотоаппаратов, раскроенных брючных ремнях, пасков швейных машин.

Масса колокола/масса языка 400гр./44гр.

5. Литые бронзовые кольца на проволочных «восьмерках», иногда поставленных в паре (по две или даже три).
Чаще всего заводские, правильно подобранные по весу и длине, ставились на небольшие колокольчики либо средние диаметром понизу до ста-стадвадцати милимметров, либо наиболее дорогие, аккуратного литья, из расчета, что они не будут работать по прямому назначению и приобретаются как декоративные предметы.

Масса колокола/масса языка 352гр./24гр.

ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  В КАЧЕСТВЕ ЯЗЫКОВ

(Очередность привидения, в зависимости от встречающейся частоты)

Гайки, болты и шайбы на любых привязках, звенья цепей и колец на проволочной привязи, различные детали машин, подходящие по весу, подвижные штоки умывальников и штоки медицинских шприцов, отрезанные части ложек и вилок (чаще – ручки), монеты, ключи, пули стрелкового вооружения, медные наконечники паяльников, отвесы плотницкие, сердечники замков, бесформенные куски металла: сталь, чугун, свинец, медь, бронза, силумин с просверленными отверстиями, привязанные проволокой. Бубенцы на проволочном подвесе, шарики и ролики подшипников на приваренных цепочках, куски ручек-мясорубок. Все эти замены в качестве языков не годятся, поскольку губительно действуют на колокольчики (даже те, что хранятся в коллекциях). Однократные удары, наносимые этими предметами изнутри приводят к расколу колокольчиков. Рекомендация: немедленно от них избавиться.



Правильным будет упоминание, что внутреннее натяжение металла в дужном колокольчике конструктивно обеспечивается изнутри, поэтому никакие удары снаружи каким-либо предметом недопустимы.

Трудно дать рекомендации относительно постановки нового языка колокольчику   по весу и по форме. Это зависит не только от  веса колокольчика, но и его формы, соотношения толщины стенок у их плеча и  пояса, толщины на обрезе колокольчика, конфигурации юбки. Вместе с тем, общим правилом является то, что язык самых тяжелых поддужников, весящих  более 800 г, не может быть больше 100 г. Чаще всего язык, массой более, чем 10% от собственного веса   колокольчика, уже излишен, тяжел и опасен, как разрушающая сила. Такое правило справедливо для всех поддужников весом до 300 г, в то время, как колокольчики с меньшим весом иногда нуждаются в языках до 15-18 % их собственного веса.

В девятнадцатом веке подбор языков осуществлялся методом проб на звучание и силы удара. Хорошим индикатором правильности подбора языка является отсутствие четкой линии, оставляемой языком. Если она есть и неровная по толщине с глубокой выработкой в отдельных местах, то язык выбран неверно. Расположение самой такой линии в области  тулова, пояса, середины юбки свидетельствует о неправильной высоте подвязки. Часто отливаемые колокольчики касимовскими мастерами имели на юбке (ниже трех четвертей ее ширины) усиленную полосу плотности, толщины, как бы специально указывая место боя. В отличие от пальцевых, более щадящими языками все же являются кольцевые, способные наносить удары не по одному и тому же месту.

В девятнадцатом веке бытовало мнение народа о том, что дужный колокольчик символизирует женщину, радостную, кружащуюся в танце, а язык – мужское начало, приводящее колокольчик к звучанию. Из этого следовало, что только правильный, соответствующий колокольчику язык, способен извлечь из него настоящей силы и красоты звук, как и сохранить при этом его долгую и радующую людей жизнь.

Сергей Сукач.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн nassan

  • не курите бамбук
  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 495
  • Карма: 9
  • Пол: Мужской
  • nassan
    • Просмотр профиля
  • регион: tver
Re: Всё о дужных (ямских) колокольчиков
« Ответ #5 : 04 Марта 2014, 20:01:12 »
спасибо большое со своими теперь разберусь!

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Ехали на тройке с бубенцами...
« Ответ #6 : 04 Марта 2014, 20:02:15 »
Россия – необозримые просторы. Отсутствие дорог, и те редкие, что традиционно понимаемые как дороги, не дающие возможности совершать путешествия, были частью жизни того народа, что жил здесь испокон века, приспосабливаясь к природным и социальным условиям. Так было веками.

Только зимой, когда замерзали реки, по ним пробегали редкие тройки с почтой, реже с людьми. В такой дороге, где царит жуткий холод и опасности, единственным утешением ямщиков был дужный колокольчик.

Российское правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление дужных колокольчиков частным экипажами. Однако страсть к езде на тройке со звоном была столь велика, а привычка к такой езде настолько укоренилась, что частные владельцы и наниматели троек научились обходить правительственные запреты. В замену колокольчиков с тридцатых годов XIX века на шеи всех трех лошадей стали одевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Часто называли их арканами.

Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Упряжные бубенцы, в отличие от дужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию - услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» - разгонять бесов. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание.

Конечно, бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках в Новгороде бубенцы обнаружены во всех культурных слоях с X по XV век. Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам. В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц. Даже во второй половине XIX - начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве - своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин. Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов. Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному).

Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы или латуни литьем или штамповкой. Иногда на бубенец наносился тонкий слой серебра. Как и в случае с колокольчиками, посеребренный бубенец назывался белым, а не имевший покрытия - желтым, и имел номер («меру») - от 4/0 до 22. Иногда встречались промежуточные (дробные) номера: 1 1/2,2 1/2, 3 1/2. Номер характеризует относительный размер бубенца, причем в большинстве случаев, в отличие от колокольчиков, чем крупнее размер, тем больше номер, хотя были и исключения из этого правила. Абсолютные размеры упряжных бубенцов сравнительно невелики. Поперечный диаметр в основном укладывается в пределы от двух до девяти сантиметров. Конструкция бубенца весьма проста Внутри полого шара (иногда эллипсоида) свободно помещается металлическая дробина, которая при раскачивании или тряске выполняет роль ударника. В редких случаях внутрь бубенца закладывались две дробины. Корпус бубенца цельный или состоит из верхней и нижней половин. В первом случае бубенец отливался целиком (цельнолитой бронзовый бубенец). Во втором случае сначала отливались из бронзы или штамповались из латуни две половинки, а затем они соединялись между собой с помощью канта или пояска. Бронзовые литые бубенцы имеют толстые стенки, латунные штампованные бубенцы - тонкие. Их называли соответственно плотными или обыкновенными бубенцами. В верхней части каждого из них находится ушко для подвески. Иногда внутри бубенца укреплялся бубенец меньшего размера - такой бубенец называли двойным.

Характерной особенностью бубенцов является наличие в них отверстий («глазков») и разрезов, которые, обеспечивая вибрацию стенок и выход звука, придают бубенцу необходимые акустические качества и одновременно украшают его. Эти отверстия и разрезы создают весьма значительное разнообразие бубенцов. Разрезы, в количестве от одного до четырех, наносились лишь на их нижнюю часть. Что касается отверстий, то они проделывались как в нижней части (от двух до восьми), так и в верхней (от двух до четырех). Упряжные бубенцы изготовлялись теми же мастерами-кустарями, которые отливали дужные колокольчики. Однако в большинстве случаев какие-либо надписи или изображения на бубенцы не наносились. По этой причине точное время их изготовления установить трудно. Лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Свои имена, в частности, изредка ставили Егор Клюйков, Павел Чернигин, Андрей Бадянов и Иван Трошин (двое последних работали вместе). Все эти мастера жили и трудились в Пурехе или в его окрестностях. На ряде бубенцов имелись только номера.

Особую группу составляют плотные цельнолитые бубенцы с надписями, выполненными латинскими буквами (TULA, S. PUP, VICTORIA, METAL). Эти бубенцы отливались в основном в местечке Заслав Минской губернии и в губернском городе Вильна и назывались «бубенцами на заграничный манер». Упряжные бубенцы с помощью сыромятных ремешков укреплялись на специальных ошейниках, выполненных из черной юфти. Эти ошейни­ки, называвшиеся арканами, надевались на шеи лошадей, застегивались на пряжку и прикреплялись ремешком к узде. Количество бубенцов на одном ошейнике было обычно нечетным (чаще всего 7, 9 или 11). Бубенцы на ошейнике имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, то есть непосредственно под шеей лошади. Выше него симметрично располагались два одинаковых бубенца меньшего размера, затем пара еще меньших, и так далее. Иногда вместо центрального бубенца укреплялся подшейный (скотоводческий) или же так называемый сибирский (ступенчатой формы) колокольчик. Реже встречались ошейники с четным числом бубенцов. С внутренней стороны к ремню ошейника присоединялась подушка в виде полоски войлока, обтянутой фланелью или сафьяном. Внешняя сторона ошейника часто декорировалась металлическими украшениями. Ошейники с подобранными бубенцами, надетые на шеи всех лошадей тройки или другой упряжки (русской или дышловой), производили при езде эффектный звон.

Иногда на ошейниках укреплялись от пяти до девяти более крупных железных бубенцов типа подшейных (скотоводческих). Такие наборы обходились значительно дешевле бронзовых или латунных, но их звучание было неизмеримо менее выразительным.

Наконец, очень редко использовались чугунные литые бубенцы. Изредка бубенцы укреплялись на ремнях узды у висков лошади, еще реже - на хомуте или дуге. Бывало и так, что маленькими бубенчиками окаймляли по краям седелку или укрепляли их внутри кистей, украшавших упряжь. Обилие бубенцов в упряжи навело на мысль специально их подбирать в ансамбль. Когда запреты на применение колокольчиков были отменены, на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы и колокольчики. Их совокупный звон способствовал веселому, радостному настроению. Этот звон был по своему характеру совершенно неповторим и остался в музыкальной памяти современников под названием «ямской гармони».

Ушла в историю гужевая езда. В наше время уже не встретишь лошадку, которой перевозят пассажиров. Так если только аттракцион или удовольствие для туристов.

Но вот случайно где-либо удастся подержать в руках настоящий бубенец, закроешь глаза и видишь заснеженные просторы и мчащуюся тройку с заливистыми бубенцами.

В.А.Е.Л.

******************************************************

Ошейники (арканы) чаще всего бывают оснащены бубенцами русского кустарного литья VICTORIA. Это слово написано латинскими буквами сверху вокруг уха. Производились они в западных губерниях, а потому и надпись сделана на европейский манер. Бубенцы своей формой напоминают яблоко (слегка приплюснуты со стороны уха и с противоположной, на которой находятся два разреза и четверо глазков(отверстий)). Разной тональности звучание происходит от того, что внутри их хаотично ударяется дробина о металл разной толщины. Он от уха, где толще всего, утончается к самому низу.

Поставлены бубенцы на ошейнике парами, т.е. справа и слева от центрального, самого большого – шестого номера. Изготовители не имели особой договоренности о размере производимых бубенцов, но все же различия их размеров незначительны.

Шестой номер – 47 мм.,

пара пятых по 45 мм.,

пара четвертых по 38 мм.,

пара третьих по 34 мм.,

пара вторых по 32 мм.,

пара первых по 28 мм.

Первые поставлены сверху, остальные, согласно их нумерации, ниже. Внутри ошейников стоит стальная проволока, на которую через отверстия ушек и набраны через равные расстояния, бубенцы. Внутри ошейника есть и подстилающие слои, обеспечивающие защиту кожи лошади от потертостей.

Аркан на 11 бубенцов. кустарное шорное производство со сборкой бубенцов (бронза, литье). Время изготовления 60-70 годы XIX века. Росссия, кустарный промысел шорных изделий. Использованы бубенцы VICTORIA: центральный 1 шт. №6 и далее №№ 5, 4 ,3, 2, 1 – парно, симметрично центральному


То же производство, 70-80 годы XIX века




То же производство 50-х годов XIX века. Изделие сильно изношено, благодаря чему можно оценить монтаж изделия на металлической основе (проволока) и использование других материалов, в том числе отделочных, которые одновременно усиливают износоустойчивость аркана



Бубенцы большого диаметра

Такие бубенцы редкие, чаще свего, заказные изделия диаметром более 55 мм., русского заводского производства конца 19-начала 20 века. Они служили праздничным украшением экипажей богачей, хотя могли быть приобретены как в шорных магазинах на ошейниках – «арканах», так и в магазинах розничной торговли для оснащения экипажей.

Такими чаще всего были серийные больших размеров с поясками.

Достаточно крупные бубенцы, около 50 мм. в диаметре, продавал в своем магазине Александров Павел Яковлевич с сыновьями в г. Москва, которые партиями заказывал у литейщиков Пуреха, чаще у Е.С.Клюйкова, а колокольчики и у Ф.А.Веденеева. Эти бубенцы содержали надписи о производителе, а иногда просто значилось –«П.Я.Александров с Сями горМосква»

Изготавливаемые небольшими сериями, крупные бубенцы, как и заказываемые по желанию заказчика любого диаметра, чаще всего были не подписные.

Бубенцы были модны и любимы на все территории России. С ними ездить не запрещалось, было задорно, богато, и главное, весело. Интересно, что они нашли своего покупателя и среди владельцев экипажей, и извозчиков Парижа. З.Н.Гиппиус «Дмитрий Мережковский» («Париж», 1906-1914). «Помню, теплые, желтые ночи, на балконе нашего отеля на Елисейских Полях. Вверху – ясное бархатное небо в звездах. Внизу вся Аvenue сверкает огнями и полна нежным переливающимся звуком бубенцов бесконечных фиакров». Здесь они, как и колокольчики, продавались в нескольких русских магазинах бронзового литья и магазинах оснащения экипажей.

Традиционно большой популярностью у французов пользовалась русская бронза – декоративное литье, особенно каминов и приборов к ним, статуэтки. В Париже было несколько специализированных магазинов, которые часто посещались не только богатыми покупателями, но и всеми желающими почитателями красоты и декора.

Исследования, описание и каталогизация бубенцов проводятся параллельно с дужными колокольчиками. Несмотря на то, что в этом деле многое уже сделано, вопрос их каталогизации остается окончательно не решенным.


диаметр 65 мм., масса 198 гр.;два глазка сверху, шесть лепестков снизу (три просечки)


диаметр 65 мм., масса 224 гр.;с пояском, два глазка сверху и два снизу, четыре лепестка (две просечки)


диаметр 56 мм., масса 155 гр.;со шнурком, две риски по поясу, три глазка сверху и два снизу, одна просечка


диаметр 70 мм., масса 245 гр.,две риски по поясу, четыре глазка сверху и два снизу, одна просечка между ними

«ПРЕЙСЪ - КУРАНТЪ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТОВАРОВ» ИЗД. 1911 ГОД. РОССИЯ. МОСКВА.(КАТАЛОГ: «ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА РУССКОГО И ЗАГРАНИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА»)РАЗДЕЛ X. ШОРНЫЕ И ЭКИПАЖНЫЕ ПРИБОРЫ.

Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн antibiotik

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 310
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: ступино
Re: Всё о дужных (ямских) колокольчиках
« Ответ #7 : 04 Марта 2014, 22:11:54 »
Вау! очень интересно! спасибо! _!

Оффлайн M.A.N.

  • GTI-2500, E-Trac
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: Тверская обл
Re: Всё о дужных (ямских) колокольчиках
« Ответ #8 : 16 Марта 2016, 20:03:31 »
Спасибо!! очень нужная информация!