Крыша (свод) дужных (ямских) колокольчиков (опыт исследования и сравнительного анализа)
Кому ныне не знаком дужный (ямской) колокольчик? Уж сколько за последние несколько лет написано о нем, о его истории, назначении и роли в жизни как городского, так и сельского народа, его использовании в троечной езде, обрядах и ритуалах. Вновь, как и в былые годы его славы, к нему вернулась популярность и народная любовь. Благодаря изучению его как учеными, так и исследователями-знатоками расширился круг сведений об этом красивом предмете, как физическом теле и сигнальном устройстве.
Этот небольшой, красивый, задорно звенящий колокольчик стал в истории конца XIX – начала XX века послом доброй воли России – своей Родины, где более века звучал в упряжке троек, несущихся бесконечными просторами. Куда бы ни привели нас путешествия – в Западную Европу, Дальний Восток, Америку, или в самой России мы встретим его – скромно выполняющего отведенную ему роль сигнального устройства на дуге лошади. Радует он людей и катающихся детей в фиакрах по Парижу, звоном своим на шее слона, таскающего бревна в Индии, в Аравийских песках на верблюдах, мерно шагающих по пустыне. Красуется он в витринах антикварных салонов столиц государств Европы, Америки, Азии.
Вместе с тем, сведения о нем чаще всего не научно-исследовательского характера, зачастую овеянные легендами, преданиями, фантазиями собирателей-коллекционеров, видящих в нем кроме красоты формы и совершенной отделки, еще и тайну великолепного звучания. Редко встречаются исследовательские, сравнительно-аналитические работы. Эта статья одна из таких проб, имеющая целью описать и сравнить разнообразные физические величины крыш (сводов) этих колокольчиков.
Внимательно исследуя дужный колокольчик как физическое тело и сигнальное устройство, мы, в первую очередь, обращаем внимание на его навершие – ухо, предназначенное для удержания всего устройства, и крышу (свод), из которой оно как бы вырастает. Все это естественно в зрительном восприятии, так как колокольчик, представляющий собой полое конусообразное тело из литой бронзы, как бы начинается с этой части.
Эти конструктивные элементы имеют огромное значение для его функционирования и долголетия, правильной и эффективной эксплуатации. Хотя и ухо и крыша (свод) не участвуют в звукообразовании, а лишь удерживают весь колокольчик на весу, без них его невозможно подвесить к дуге и, главное, получить звонкое колокольное звучание. За какую бы часть, кроме уха, сочлененного в одно целое с крышей, мы не держали бы его, при ударе полноценного звука не получим. А все оттого, что именно эта часть, замыкающая конусную полость, словно венчает ее, служит и для аккумуляции звучания.
В ходе многолетних исследований дужных колокольчиков, проводимых мною, в том числе и той части, что принято называть крышей, сложились определенные знания являющиеся предметом изложения в настоящей статье.
Крыша (свод) является той частью дужного колокольчика, которая удерживает всю его массу, что при ударе вибрирует и издает звучание. Конструктивно крыши принято в описях и каталогах различать по форме. Чаще всего ее характеризуют высотой и крутизной. В некоторых колокольчиках, чаще всего с крутой и покатой (высокой) крышей, эта высота буквально «на глаз» не определяется, поскольку не отграничевается четкой границей, которую в обычных условиях принято называть плечом. Эта линия плеча в обычных сводах плоских крыш четко отделяет крышу от начинающегося тулова.
Формы крыш (сводов) принято именовать:
- плоскими;
- слегка выпуклыми – высотой 3-5 мм;
- выпуклыми – 5-6 – 8 мм.;
- крутыми – 8-10 мм.;
- крутыми покатыми – более 10 мм.
Высота покатости крыши, как правило, связана с особенностями форм дужных колокольчиков, изготавливаемых в разных центрах литья и времени их производства.
Так, пурехские колокольчики, часто имеют плоские или слегка выпуклые крыши. Поздние колокольчики, изготавливаемые некоторыми мастерами Слободского центра (Желваков В.И., братья Поповы (Егор, Иван, Николай, Гаврила) – 1879 г.) повторяют традиционные формы пурехских мастеров. Вместе с тем, те же пурехские колокольчики, произведенные до 1865 года, имеют выпуклые крыши, а традиционные колокольчики слободских мастеров вообще с крутой или даже покатой крышей. Своеобразные крыши у колокольчиков касимовских мастеров. Здесь, впрочем, особого разнообразия не усматривается. Они почти всегда имеют либо небольшую, либо среднюю высоту.
Каждый мастер выбирал такую форму колокольчика, которая нравилась ему, и следовал в своей практике литья этому образцу. Так колокольчики Баранова Е. всегда с выпуклыми крышами (4-6 мм.), у Кислова И.Д. – еще более выпуклые (6-9 мм.), а у Кислова Н.И. менее высокие (5-8 мм.), у Лабзенкова Александра – слегка выпуклые (5‑7 мм.), а у Лабзенкова Петра и Макара – выпуклые (более 7-8 мм.). Предпочитал невысокую конфигурацию крыши и мастер Лёнин И.В. (4-6 мм.).
Старшее поколение касимовских мастеров (до 1860 года) формовало колокольчики со средней высотой крыши (6-8 мм.). Такой практики придерживались мастера Мазурины.
Валдайские мастера предпочитали построения крыши колокольчиков от выпуклых – покатых до средне-выпуклых, хотя в начале XIX века колокольчики этого центра литья изготавливались с традиционно крутой – покатой крышей.
Наблюдается вообще тенденция к тому, что изготовленные повсюду колокольчики в первой половине XIX века имели более крутые высокие крыши, а после, с развитием новых технологий и методов литья, становились все менее крутыми, вплоть до того, что потеряли к концу века вовсе свою высоту – стали плоскими.
По украшениям крыши следует различать следующим порядком:
− с выступом под ухом;
− с проточкой по краю (скос);
− с кольцевыми декоративными проточками вокруг уха;
− с литыми буквами или знаками;
− с надписями вокруг уха и номером под ним;
− двухъярусные крыши с надписями по второму ярусу;
− куполообразные с надписью по кольцу вокруг уха.
Колокольчики с выступом под ухом смотрятся стройнее, более вытянуты вверх, хотя по высоте эти выступы не более 2-4 мм. Образовались они в результате послелитейной токарной проточки крыш. Такой практики из касимовских мастеров особенно придерживался Лёнин И.В. Следует считать, что уступ под ухом – это часть крыши, а не уха.
Весьма часты проточки по краю крыши – скос (фаска, взятая на месте плеча) в практике литья касимовских литейщиков Мазуриных, Лабзенковых. Понижение высоты крыши в месте скоса как бы делает ее круче и утончает место стыковки крыши с туловом.
Возможно, это не только декоративный прием, но и мера, влияющая на звучание колокольчика. В этой области требуются специальные исследования.
Абсолютно лишь декоративную функцию выполняют кольцевые проточки вокруг уха. Они бывают двух видов: либо в виде кольцевых канавок, либо кольцевых проточек небольшой ширины. Таких декоративных проточек бывает либо три, либо две.
Нечасто, но встречаются крупные литые буквы на крыше – опознавательные знаки определенного мастера. Такая практика наиболее характерна для мастеров Тюмени (Шапошников В.М., Шапошников Д.М.), встречаются с буквами «Т» и «К», пока не поддающиеся атрибуции.
Колокольчики с надписями на крыше и номерами под ухом пурехского производства. Такие колокольчики изготавливали многие тамошние мастера. Такая практика стала характерной к концу XIX – началу XXвека (Клюйков Е.С., Веденеев Ф.А., наследники Трошина А., товарищество Бадянова А.И. и Трошина А.М.). Вынос сведений о заводе изготовителе на крышу уменьшал затраты на сложные формовки многословных текстов по юбкам, улучшал качество звучания колокольчиков, так как любые украшения и тексты на юбке явно приводят к снижению декремента затухания звука, его чистоты и силы.
Колокольчики с двухъярусной крышей с надписью на последнем, с номером в утопленном флажке под ухом, ограненной юбкой производились заводом Е.С.Клюйкова, а в последствии (до 1914 года) «Товариществом Бадянова А.И. и Трошина И.М.». Эти колокольчики необычны своей формой, красотой звучания, являются вершиной качества и красоты дужно-литейного промысла.
Колокольчики с куполообразной крышей и надписью по ней по кольцу вокруг уха, производились заводом Е.С.Клюйкова. Это весьма оригинальные по своей декоративности и красоте изделия двух видов:
- колокольчики без украшений по тулову и юбке (гладкие);
- несколько отличающиеся по стилю оформления с украшениями (у Кима В.А. в каталоге - «с богато орнаментированной юбкой»). Последние имеют надписи на дне. Надписи на крыше произведены весьма мелким газетным шрифтом по кольцу, расположенному ближе к предполагаемому плечу (так как крыша весьма крутая – покатая с плавным переходом к тулову, без видимой линии плеча).
Колокольчики гладкие номерные: от больших №4/0 – диам.128мм. до малых, вплоть до №10 – диам.55 мм. Такие же изделия богато украшенные от № 3/0 до № 0 выпускались и заводом Веденеева Ф.А., но с надписями на дне.
Интересны небольшие колокольчики (в каталоге у Кима В.А. – «казанские резные»). Они составляют номерной ряд (производитель Клюйков Е.С. от №1 до №7 (возможно даже и до №10) и товарищество Бадянова и Трошина). Колокольчики украшены по тулову интересным геометрическим узором, напоминающим татарские мотивы.
Похожий ряд производился с неукрашенным туловом (по каталогу Кима В.А. – «сибирский – юбка стаканом», производители Клюйков Е.С. и товарищество Бадянова и Трошина) с надписями по плоской крыше.
Аналогичные изделия выпускались массовым порядком этими же заводами без надписей на крыше, а только номерами, расположенными здесь же, нанесенные ударом пуансона.
Конструктивные особенности крыши (свода) дужных (ямских) колокольчиков нельзя рассматривать обособленно от конструкций уха и петли. Эти составляющие свода являют собой хоть и разные детали, но должны рассматриваться в комплексе. Все они были взаимно связаны еще в период формовки изделия и его литья.
Именно поэтому в случае повреждения какой либо из частей (ухо или петля) страдает вцелом вся крыша. Происходит это от того, что весь металл (бронза), составляющий свод, удерживает эти элементы. Изначально при ошибках формовки уха страдает и конструкция удержания петли и наоборот. Неправильно поставленная петля в период эксплуатации колокольчика, расшатываясь вместе с креплением, выламывает и ухо. Из всех повреждений дужных колокольчиков, поломки в области крыши, включая уши и петли, составляют до 70%. Ремонт и тем более реконструкция утраченного весьма сложны, чаще всего невозможны и не оправданы.
Крыша (свод) дужного (ямского) колокольчика – важная конструктивная его часть, имеет самую большую толщину. Она не принимает участие в образовании звука но удерживает ухо и петлю, последнюю для обустройства подвеса языка, и удерживая вибрирующую рубашку, является фундаментальной частью всего изделия. Исходя их этого и других особенностей, литье дужных ямских колокольчиков производилось таким образом, что они в формовочной опоке (ящике) располагались в опрокинутом состоянии, т.е. ухом и крышей вниз. Это обеспечивало лучший пролив расплавленного металла и отхода газов. В это самое нижнее место попадал металл максимальной температуры, хорошо размешанный, с нормальным содержанием олова.
Исследуя дужные колокольчики как литейные изделия, изготавливаемые с начала XIX века и на протяжении его, вплоть до начала XX века, явно усматривается совершенствование технологии их изготовления. Это в первую очередь касается совершенствования формовки, литья и конструктивных особенностей крыши (свода).
Мастера знали важность и особенность этой части колокольчика и уделяли этому особое внимание. Совершенствуя колокольчик конструктивно, улучшая качество формовки, состав металла, мастера-литейщики добились к концу XIX века высокой степени износоустойчивости колокольчика и тем обеспечили им долгую жизнь.
***********************************************
Касимовские колокольчики
(http://kolokol.at.ua/Krysha/kas_685.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/kas_715.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/kas_435.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/kas_319.jpg)
***********************************************
Пурехские колокольчики
(http://kolokol.at.ua/Krysha/pur_365.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/pur_91.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/pur_142.jpg)
***********************************************
Слободские колокольчики
(http://kolokol.at.ua/Krysha/sl_114_0.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/sl_73.jpg)
***********************************************
(http://Валдайские колокольчики)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/valday_510.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/valday_416.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/valday_129.jpg)
***************************************************************************************************
(http://kolokol.at.ua/Krysha/Nadp1.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/Nadp2.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/Nadp3.jpg)
(http://kolokol.at.ua/Krysha/Nadp4.jpg)
Язык дужного (ямского) колокольчика – одна из составляющих его частей как сигнального устройства. При кажущейся простоте его, да и всего колокольчика, состоящего из звучащего литого из бронзы кутаса и языка, что, ударяясь изнутри о стенки колокольчика, приводит его к звучанию, система эта достаточно сложна. Уже то, что колокольчики одной формы, веса, отлитые одним и тем же мастером, более того, за одну плавку металла, звенят по-разному, о многом заставляет подумать. В результате тщательных физических и акустических исследований дужного колокольчика так и не получено четкого, однозначного ответа на природу отличий их звучания. Возможно, правы те исследователи, что ищут ответ на тайну в химических составляющих металлов, из которых они отлиты. Ведь недаром мастера девятнадцатого века, занимаясь десятилетиями, а некоторые – и всю жизнь кустарным промыслом их отлива, в строгой тайне хранили ими открытые химические ингредиенты и их дозировку. Содержание ингредиентов колокольной бронзы дужных колокольчиков несколько разнится.
Одним из факторов красивого звучания колокольчиков так радующих нас, тона, силы звука, декремента его затухания, является правильно подобранный для него язык. На историю дужного колокольчика и в особенности на совершенствование формы и массы языков повлияли сложности их использования на дорогах. Рескриптом царя Николая І в 1834 году запрещено использование дужного колокольчика на всех гужевых экипажах, кроме почты. Это предписание касалось движения не только троек, но и всех экипажей, двигающихся по Николаевской дороге, что соединяла две столицы. Запрещение действовало и на столбовых, и даже вспомогательных дорогах, по которым двигались почтовые тройки. Такое положение не казалось тогда странным, так как движение любых экипажей с колокольчиками, по которым ориентировались служащие почтовых станций, ожидавшие прибытие почтовых экипажей, мешало их работе в подготовке смены лошадей.
Для ямщиков и служащих почты звуки колокольчика были не только звоном, но и необходимой информацией. Так, ориентируясь по звуку колокольчика, ямщики знали о скорости движения тройки, состояния дороги, усталости лошадей и даже расстояния до ближайшей станции, а служащие почты – о том, какая именно почтовая тройка на подъезде и на каком расстоянии от них. Особую озабоченность это вызывало у служащих почты на главной дороге России, где интенсивность движения экипажей, в том числе и почтовых, была наиболее значительна. В связи с этим производители колокольчиков и их пользователи искали как способы, которые бы усиливали звучание колокольчиков, так и уменьшали, приглушая его, способы крепления колокольчиков и их языков, чтобы на время выезда на почтовые тракты они не звенели. Так, пришли к пониманию вопроса о важности языка в дужном колокольчике, в том числе и способе его подвязки. Подбор языка купленному для личного пользования колокольчику, а продавались они вовсе без языков, поскольку их изготовление выходило за пределы профессии литейщика, было серьезным делом, с которым обращались к ямщикам, знающим как никто другой, это сигнальное устройство, и к местным кузнецам. Дело в том, что литейщик не обладал необходимым оборудованием для плавки железа и его ковки, это дело кузнечное, а не литейное. Его изделия – это звучащая часть колокольчика, бронзовая рубашка (кутас) с петлей на донышке, к которой и крепится язык. Вместе с тем, в практике работы кустарей-литейщиков Касимова Рязанской губернии, некоторые, наиболее аккуратные, колокольчики работы мастеров Пуреха Нижегородской губернии, других центров литья снабжались литейщиками, готовыми языками, которые они самостоятельно заказывали у местных кузнецов. Так, Николай Иванович Кислов, мастера Лабзёнковы, Мазурины (Касимов) иногда комплектовали свои изделия коваными языками: в виде кольца на «восьмерке», с захватами за петлю с одной стороны, а с другой – за кольцо. Завод Егора Спиридоновича Клюйкова, Товарищества И.М. Трошина и А.И. Бадянова (Пурех) комплектовали наиболее дорогую свою продукцию языками в виде литого бронзового кольца на таких же «восьмерках», но изготовленных из проволоки. Правильным подбором языка к колокольчику решался вопрос не только его износоустойчивости, но и полнокровный, красивый, максимально сильный и долгий звук. Кольцевые языки были предпочтительными, поскольку позволяли подвязываться в случае выезда экипажа на почтовую дорогу и легкого порядка, дернув за кожаный ремешок, освобождения для звона. Неправильно, бездумно поставленный, тяжелый, длинный язык, несоответствующий своими параметрами и весом конкретному колокольчику, быстро приводил его к расколу. Треснувший даже незначительно колокольчик по юбке, поясу, становился глухим, незвучащим. К изменениям звуковых характеристик приводили трещины и провалы тулова, расколы по плечу и крыше. Иногда сколотое ухо, что нередко происходило из-за длинной амплитуды колебания очень тяжелого языка, заменяли сверлением отверстий в крыше и проволочным креплением. И эти были уже неспособны к полноценной работе в тяжелых условиях всесезонной дороги.
Тяжелые языки раскачивали петлю в гнезде литейного крепления, и она выпадала вместе с языком. Такому колокольчику нужен был ремонт с установкой новой петли и языка, что даже выполненое профессионально, не обеспечивало их нормальной работы. Мало знать параметры необходимого языка колокольчику, важным фактором являлась его правильная привязка по высоте, правильный выбор точки касания языка к стенке колокольчика. Даже правильно подобранный язык, но неправильно осуществленная его привязка могли привести к его растрескиванию.
Ямщики, знавшие всю эту науку, бережно относившиеся к колокольчикам, любившие их, гордившиеся особенно теми, что легко были узнаваемы за версту на дороге, пользовались одними и теми же колокольчиками долгие годы, знали им цену, передавали своим детям, дарили внукам. Редкие из них дошли до наших дней и являются не только свидетелями того времени, но и памятниками культуры.
С научной точки зрения все существующие языки дужных колокольчиков можно разделить на два типа и группы внутри них:
ПАЛЬЦЕВЫЕ, КОВАНЫЕ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА
1. Короткие и толстые, весьма массивные, веретенообразные, образующие полосу боя с изнанки, выше пояса или по его уровню.
Заведомо негодные, непроизводящие нужного звучания и губящие колокольчик. Именно они приводили к растрескиванию тулова или провалам, растрескиванию по поясу, вплоть до отсечения юбки.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_599_1.jpg)
2. Длинные, выступающие за обрез юбки, массивные, веретенообразные, с утонченным окончанием.
Заведомо негодные, хотя и образующие сильное звучание, но разбивающие колокольчики за счет излишней массы и сильной амплитуды колебания. Они производили раскол юбок радиально, сколы по обрезу юбки, выламыванию петли из мест литейного крепления. Кроме того, сильной амплитудой раскачивания увеличивали выработку отверстий ушей и их скалыванию.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_574_1.jpg)
3. Длинные, выступающие за обрез юбки пальцы, с шейкой или отверстием для крепления шнура, с шариком или утолщением по месту боя.
Заведомо негодные для эксплуатации колокольчика за счет их неправильной формы, повторящих языки больших колоколов и приводящих к быстрому раскалыванию всего колокольчика. В связи с тем, что за привязанный шнурок к языку звонили вручную, производя излишне сильный удар, колокольчики раскалывались.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_615_1.jpg)
4. Пальцевые с ударной частью в виде бочонка (бронза, литье), или подвижного (вверх и вниз) утолщения из литого свинца, посаженного на толстую проволоку.
Частично возможные к использованию с учетом их массы относительно колокольчика и правильной подвязки. Чаще всего это улучшенные конструкции, как правило, заводские, они более аккуратны и более щадящие.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_748_1.jpg)
5. Бронзовые литые пальцы с утончением на захвате за петлю и утолщенные книзу, возможно, со сформированным ударным местом.
Чаще всего заводские, аккуратные, облегченные. Более для красоты, но не производящие должной силы удара, либо если самодельные, то с излишним весом и губящие колокольчик.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_764_766_1.jpg)
***************************************************************************************************
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_205_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 470гр./87гр.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_534_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 600гр./60гр.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_587_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 650гр./84гр.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_637_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 571гр./32гр.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_770_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 341гр./14гр.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_pal_483_1.jpg)
Масса колокола/масса языка - 650гр./60гр.
КОЛЬЦЕВЫЕ, СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ УДАРНОГО КОЛЬЦА И ПОДВЕСА
КОВАНЫЕ ИЗ ЖЕЛЕЗА И ЛИТЫЕ (БРОНЗА) НА ПРОВОЛОЧНЫХ ПОДВЕСАХ
1. Кованые, изготовленные по заказу у кузнецов, самими литейщиками, чаще всего у тех же, что снабжали их коваными петлями. Эти языки оснащались коваными из стали «восьмерками», что имели захваты за петлю колокольчика с одной стороны и за ударное кольцо – с другой.
Чаще всего они сделаны достаточно грубо, но всегда верно поставлены по высоте, соответствуют по весу самому колокольчику. Практика эксплуатации в дошедших до наших дней колокольчиках показывает, что это – наиболее верное решение.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_kol_234_1.jpg)
Масса колокола/масса языка 580гр./70гр
2. Стальные, литые кольца в виде серьги на проволочном подвесе, чаще всего заводские, поставленные самими изготовителями, несмотря на массивность ударных серьг, почти всегда правильные
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_kol_0156_1.jpg)
Масса колокола/масса языка 365гр./46 гр.
3. Стальные кольца на проволочной привязке, чаще всего самодельные, грубые, неправильно поставленные.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_kol_0059_1.jpg)
Масса колокола/масса языка 313гр./32гр
4. Стальные кольца на ременной привязке.
Привязки, осуществленные в девятнадцатом – начале двадцатого века, редко встречаются. Отличаются специальными узлами и совершенно высохшей кожей. Чаще всего самое правильное решение, поскольку ставились ямщиками. Современная привязка обычным узлом, мягкой сыромятной кожей, более допустимы, чем на ремешках от чехлов фотоаппаратов, раскроенных брючных ремнях, пасков швейных машин.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_kol_0083_1.jpg)
Масса колокола/масса языка 400гр./44гр.
5. Литые бронзовые кольца на проволочных «восьмерках», иногда поставленных в паре (по две или даже три).
Чаще всего заводские, правильно подобранные по весу и длине, ставились на небольшие колокольчики либо средние диаметром понизу до ста-стадвадцати милимметров, либо наиболее дорогие, аккуратного литья, из расчета, что они не будут работать по прямому назначению и приобретаются как декоративные предметы.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_kol_0155_1.jpg)
Масса колокола/масса языка 352гр./24гр.
ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ЯЗЫКОВ
(Очередность привидения, в зависимости от встречающейся частоты)
Гайки, болты и шайбы на любых привязках, звенья цепей и колец на проволочной привязи, различные детали машин, подходящие по весу, подвижные штоки умывальников и штоки медицинских шприцов, отрезанные части ложек и вилок (чаще – ручки), монеты, ключи, пули стрелкового вооружения, медные наконечники паяльников, отвесы плотницкие, сердечники замков, бесформенные куски металла: сталь, чугун, свинец, медь, бронза, силумин с просверленными отверстиями, привязанные проволокой. Бубенцы на проволочном подвесе, шарики и ролики подшипников на приваренных цепочках, куски ручек-мясорубок. Все эти замены в качестве языков не годятся, поскольку губительно действуют на колокольчики (даже те, что хранятся в коллекциях). Однократные удары, наносимые этими предметами изнутри приводят к расколу колокольчиков. Рекомендация: немедленно от них избавиться.
(http://kolokol.at.ua/Jazuky/ja_all_1.jpg)
Правильным будет упоминание, что внутреннее натяжение металла в дужном колокольчике конструктивно обеспечивается изнутри, поэтому никакие удары снаружи каким-либо предметом недопустимы.
Трудно дать рекомендации относительно постановки нового языка колокольчику по весу и по форме. Это зависит не только от веса колокольчика, но и его формы, соотношения толщины стенок у их плеча и пояса, толщины на обрезе колокольчика, конфигурации юбки. Вместе с тем, общим правилом является то, что язык самых тяжелых поддужников, весящих более 800 г, не может быть больше 100 г. Чаще всего язык, массой более, чем 10% от собственного веса колокольчика, уже излишен, тяжел и опасен, как разрушающая сила. Такое правило справедливо для всех поддужников весом до 300 г, в то время, как колокольчики с меньшим весом иногда нуждаются в языках до 15-18 % их собственного веса.
В девятнадцатом веке подбор языков осуществлялся методом проб на звучание и силы удара. Хорошим индикатором правильности подбора языка является отсутствие четкой линии, оставляемой языком. Если она есть и неровная по толщине с глубокой выработкой в отдельных местах, то язык выбран неверно. Расположение самой такой линии в области тулова, пояса, середины юбки свидетельствует о неправильной высоте подвязки. Часто отливаемые колокольчики касимовскими мастерами имели на юбке (ниже трех четвертей ее ширины) усиленную полосу плотности, толщины, как бы специально указывая место боя. В отличие от пальцевых, более щадящими языками все же являются кольцевые, способные наносить удары не по одному и тому же месту.
В девятнадцатом веке бытовало мнение народа о том, что дужный колокольчик символизирует женщину, радостную, кружащуюся в танце, а язык – мужское начало, приводящее колокольчик к звучанию. Из этого следовало, что только правильный, соответствующий колокольчику язык, способен извлечь из него настоящей силы и красоты звук, как и сохранить при этом его долгую и радующую людей жизнь.
Сергей Сукач.