Добавлю

Применявшиеся в гостиницах, ресторанах и тому подобных заведениях в конце XIX - начале ХХ века так называемые "трактирные марки" выполняли прежде всего роль учетного средства: ими официанты и горничные производили предварительный внутренний расчет с кассирами до получения денег с клиентов.
Москва - один из главных экономических центров Российской империи - изобиловала магазинами и другими торговыми точками на любой спрос. Славились на всю страну лучшие московские рестораны и трактиры. Гостиницы первопрестольной принимали множество постояльцев. Активно функционировали всевозможные общественные организации и клубы - сословные, национальные, профессиональные, благотворительные, охотничье-спортивные и другие, а они имели свои буфеты или столовые, и всюду находили применение суррогатные местные деньги, обобщенно именовавшиеся "марками". Нередко владельцы заведений выдавали суррогатны ми деньгами заработную плату своим служащим. Эти марки можно было реализовать только в торговой сети хозяина. С марками можно и сейчас познакомиться в музейных фондах и частных коллекциях.