0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Что, ни у кого нет предположений?
Изображение креста. Можно было бы думать,что изображениекреста по своему значению адекватно изображению Христа. Однакоэтому противоречит факт использования данного изобразительногосимвола не только суверенами. Крест изображен на печатикнязя Тимофея-Довмонта (1299), сохранившейся при документе.Печати с изображениями креста и Богоматери сохранилисьпри грамотах Новгорода XIV-XV вв. и, судя по месту прикрепленияк акту,скрепляли документы от имени новгородского архиепископа.Аналогично оформленная печать, скрепляла грамотуПскова XIV в., составленную “от посадника Сидора... и от всехпльсковиць”.Изображение креста помещено на печати XV в.с легендой,указывающей на принадлежность буллы новгородскомуархиепископу Евфимию. Еще на одной печати, датированнойXIV в., изображение креста сопровождалось легендой “Печатьвладычня”.Кроме того,изображение креста характерно для печатей,принадлежавших различным группам новгородских чиновниковXIV-XV вв., связанных с управлением в удаленных районахНовгородской земли (Ладога, Двина, Заонежье). Таким образом,изображение креста оказывается характерным для сфрагистическихрегалий лиц, располагавших принципиально различнымиполномочиями (князья, иерархи церкви, светские и владычныечиновники разного уровня). Вполне вероятным представляется,поэтому, что в древнерусской сфрагистике смысловое значениеизображения креста было шире смыслового значения изображенияХриста, соответствуя не только суверенной, но также автономнойвласти.Иными словами,изображение креста свидетельствовалоо том,что держатель буллотирия обладал властными полномочиями,не требовавшими при принятии решений дополнительныхконсультаций с вышестоящими органами власти.