Монетонос
   

*             Наша галерея

Все что осталось

Просмотров: 6650
Автор: prok
Крестик

Просмотров: 2977
Автор: andrej1210
Коп с семьёй

Просмотров: 1676
Автор: artiom79
Вахта 2015

Просмотров: 1683
Автор: Красный Командир
колечко

Просмотров: 6673
Автор: Сатанов

Автор Тема: Библейское изречение на московской монете XV в  (Прочитано 1723 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Волькштурм

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1086
  • Карма: 82
  • Пол: Мужской
  • Ася 250 + тайгер
    • Просмотр профиля
В.В.Зайцев, О.П.Мамонтова (Москва)
Библейское изречение на московской монете XV в.

Изд.: Десятая Всероссийская нумизматическая конференция: Москва, 15-20 апреля 2002 г.:
Тез. докл. и сообщений. М., 2002. С.167-169.

        В Первом Волнинском кладе русских монет XV в., приобретенном Государственным Историческим музеем в ноябре 1999 г., имеется один экземпляр московской денги с необычной круговой надписью. На лицевой стороне монеты находится изображение всадника, который, полуобернувшись назад, поражает копьем в пасть извивающегося змея. Вокруг размещена загадочная надпись, незначительный фрагмент которой из-за смещения штемпеля не прочеканился: ...ИТЕВЕЗУМЬЕИЖИВИ... . На оборотной стороне помещена четырехстрочная надписъ: КНЯ / ЗЬВЕЛИ / КИВАС / ИЛЕИ. Монеты данного типа давно известны и неоднократно издавались (Толстой И.И. 1889. № 23, табл. III, рис. 4; Спасский И.Г. 1970. С.80, рис. 22). Сопоставление фрагмента надписи, имеющегося на монете из Волнинского клада, с фотографиями аналогичных монет из коллекций Новгородского музея и Государственного Эрмитажа позволило нам выполнить графическую реконструкцию изображения всего лицевого штемпеля, включая круговую надпись (рис. 1). П.Г.Гайдуковым был предложен следующий вариант прочтения этой надписи: ОСТАВИТЕВЕЗУМЬЕИЖИВИУД, что, вне всякого сомнения, следует понимать как «Оставите безумие и живы будете». Начало легенды при таком ее прочтении располагается в правой верхней части поля монеты, что традиционно для монет XV в. К тому же между буквами «Д» и «О» расположена точка, служившая в круговой надписи разделительным знаком между ее началом и окончанием.
    В настоящее время по музейным собраниям известно около десятка монет данного типа. Их лицевая сторона отчеканена одним штемпелем, изготовленным, очевидно, при помощи маточника. Оборотная же сторона большинства монет чеканена очень близкими, но все же различающимися в мелких деталях штемпелями, что свидетельствует об использовании штемпелей, резаных вручную. В фотоархиве Н.Д.Мец, хранящемся в ОН ГИМ, имеется снимок денги, лицевая сторона которой чеканена тем же штемпелем, а на оборотной стороне находится трехстрочная надпись «КНЯЗ / ЬВЕЛИ / KIBAC», помещенная в прямоугольную фигурную рамку, что сближает ее с некоторыми ранними монетами Василия Темного (Мец Н.Д. 1974. N. 227—232). Присутствие монет данного типа в Рузском и Волнинском кладах, сокрытых в начале 30-х годов XV в., с учетом перечисленных выше обстоятельств позволяет датировать их чеканку 20-ми годами этого столетия, относя к последним годам правления Василия Дмитриевича, либо к начальному периоду княжения его сына Василия Васильевича Темного. Таким образом, эти денги можно считать наиболее ранними русскими монетами, несущими на себе изображение всадника, поражающего копьем змея описанного выше иконографического типа.
    Любопытно отметить, что легенда, обрамляющая изображение змееборца, представляет собой цитату из Священного Писания (Книга Притчей Соломона, глава 9, стих 6). Помещение на лицевой стороне монеты нестандартной надписи сакрального характера можно расценивать двояко. С одной стороны она вполне может расцениваться как своего рода предупреждение и угроза фальшивомонетчикам. В таком случае великокняжеская власть за посягательство на свою прерогативу угрожала преступникам не только карой земной, но и, используя цитату из Священного Писания в сочетании с изображением победоносного змееборца, напоминало им о неизбежном наказании в вечной жизни.
    В то же время появление монет данного типа именно в 20-годах XV в., то есть в канун трагических событий феодальной войны позволяет предположить, что эта надпись могла восприниматься современниками и как «политический лозунг», ращенный к феодальной верхушке общества, и в первую очередь удельным князьям и их окружению. В данном случае появление библейского изречения на московской монете можно расценивать как один из элементов целого комплекса политических, дипломатических и юридических мер, предпринимавшихся московским князем для упрочения великокняжеской власти и установления права ее наследования от отца к сыну.
Куплю крест ополченца Н2  желательно с "ушами" и кокарду.