Монетонос
   

*             Наша галерея

Угра

Просмотров: 4598
Автор: dony
.........

Просмотров: 1627
Автор: Красный Командир
ок

Просмотров: 3619
Автор: dan8081
Облигация

Просмотров: 2503
Автор: РУСТАМ К
ок

Просмотров: 2879
Автор: dan8081
ноябрь2014 в лесу

Просмотров: 2904
Автор: voovas
2 копейки 1764

Просмотров: 2108
Автор: artiom79

Автор Тема: Военная символика Средневековых перстней XV - XVll вв.  (Прочитано 3183 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


 
                                                            Ратники на средневековых русских перстнях


         
Зарождение военной символики на Руси.
В ходе постепенного приобщения к культурным традициям Византии Древняя Русь унаследовала и адаптировала многие античные моды и привычки. Сегодня, спустя столетия, наше представление о русских воинах тех далеких времен будет неполным без учета многих, казалось бы незначительных, деталей. В предлагаемой статье мы остановимся на одной малоизученной группе подобных памятников художественного ремесла - средневековых русских перстнях-печатках.
Древние греки, этруски и римляне украшали свои перстни геммами (от лат. gemma) -драгоценными или полудрагоценными камнями с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. Перстни служили печатями, а также свидетельством принадлежности к тому или иному сословию (так называемые владычные перстни). Тематика изображений на них была различной: от фигур античных богов и героев до геральдических композиций, включающих, например, бюст Зевса-Сараписа и орла с широко распростертыми крыльями. Изображались также трофейные знамена, увенчанные статуей крылатой Виктории1.
Христианство внесло заметные изменения в выбор изображений и символов: появились крест, хризма и фигура Доброго пастыря, характеризующие новую иконографию. Византийские перстни, выполненные из драгоценных металлов, обычно уже не имели украшающих их гемм, а печаткой служил сам щиток (матрица) с зеркально воспроизведенным на нем текстом, монограммой или какой-либо сюжетной композицией2. Характерно, что даже в V-VI вв. на перстнях все еще продолжали изображать римского орла. Позже, с развитием иконопочитания, на смену прежним символам приходят фигуры архангелов с крестом, изображение Христа, обеими руками благословляющего жениха и невесту (обычно - императорскую чету), крест с погрудными изображениями Христа и императорской четы, и, наконец, евангельские сцены. Последние появляются главным образом уже XIII-XIV вв., то есть в поздневизантийский период при Палеологах, когда новые иконографические темы становятся популярными.
Если античные и византийские перстни изучены достаточно полно, то аналогичные русские памятники, к сожалению, пока остаются без должного внимания. Приоритетом отечественной сфрагистики (исторической дисциплины, изучающей печати и оттиски) являются вислые свинцовые княжеские печати (буллы) и, в меньшей степени, оттиски печатей и матриц. В то же время совсем мало изучены сами матрицы, основную часть которых составляют перстни-печатки. С их помощью владелец делал оттиск на воске или мастике, и полученное таким образом изображение становилось «знаком собственности» (или власти). Перстни-печатки были известны на Руси уже в X в., но повсеместное распространение получили только в XV. Ранние серебряные перстни, украшенные чернью, с круглыми, прямоугольными, квадрифо-лийными и шестиугольными щитками имеют розетки из кринов и розетки геометрического характера, раппорт бордюра - из лозы. На них встречаются княжеские знаки, изображения фантастических зверей и птиц3. Подобные изделия ювелиров X - начала XIV вв. весьма немногочисленны и известны, главным образом, по находкам из древних кладов, как, например, перстень Св. Алексия — в 1354-78 гг. митрополита Московского4.



Перстни.

Литье, гравировка. 2-7, 10-14 - медный сплав; 1, 9 - серебро; 8 - серебро,  позолота.
Размеры (в мм): внешний диаметр шинки (кольца) х длина щитка х ширина щитка (если щиток круглый, его размер обозначен одной цифрой).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


1. XV-XVI вв. Новгород. (22,9 х 12,3 х 8,9).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


2. 2-я пол. XV - нач. XVI вв. Тверь. (19,6 х 12,7).
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

Совершенно иную картину распространения сюжетных изображений дают многочисленные перстни XV - начала XVII вв., найденные в Калужской, Новгородской, Тверской, Московской и Тульской областях за два последних десятилетия. Всплеск таких находок, составивших в результате 32 единицы, обусловлен археологическими исследованиями новых территорий и широким использованием для поиска металлодетекторов. Половину находок составляют перстни, обнаруженные на берегах Оки, преимущественно в черте города Калуги. К сожалению, все они являются случайными находками. Среди них нет экземпляров, происходящих из закрытых комплексов либо из культурных слоев, что серьезно затрудняет их датировку5. Не помогает решению данной проблемы и изучение технологии изготовления перстней, так как изображения на них вырезаны вручную, в схематичной манере. Поэтому перстни имеет смысл классифицировать, прежде всего, по сюжетам.



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


3. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,5 х 11,0 х 7,4).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


4. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (20,0 х 12,2 х 10,4).


Представляется вполне логичным предположение о том, что сюжеты перстней напрямую связаны с деятельностью их владельцев. Считается, например, что византийские перстни со сценой обручения принадлежали членам императорской семьи, а древнерусские с изображением креста и фигур архангелов — духовным лицам. Развивая эту мысль, можно предположить, что средневековые перстни с изображениями воинов имели отношение к служилому (военному) сословию. Относительно каждого из них можно дать подробное описание, но гораздо труднее полностью раскрыть и истолковать смысл вырезанной символики. Надо также учитывать общий схематизм изображений, который диктовался используемым материалом и малыми размерами перстней.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

5. XV век. Калуга. (24,0 х 14,7 х 11,5).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

6. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,2 х 12,2 х 10,6).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

7. XVI - нач. XVII вв. Калуга. (22,0 х 11,7 х 8,7).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

8. XV - XVI вв. Тула. (22,5 х 12,8 х 9,0).


На общем фоне качественно выделяются новгородские перстни (ил. 1, 9, 12), что может быть объяснено активными контактами Новгорода с европейскими странами и достаточно высоким уровнем мастерства новгородских ювелиров. Их отличает высокая техника исполнения и художественная выразительность. Тем не менее, изображения в целом отличаются наивностью образа и крайней обобщенностью. Вследствие этого изображения на перстнях столь же условны, как на монетах и печатях средневековой Руси.
Сходство изображений на перстнях-печатках и русских монетах XIV- начала XVI вв. очень примечательно и характерно. Так, сюжеты воина с топором и мечом (ил. 15) и воина на коне с мечом (ил. 16) можно увидеть на монетах великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Изображение воина с мечом и щитом (ил. 17) встречается на монетах князя галичского Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.), а также на монетах Тверского княжества6, но чаще всего этот сюжет встречается на монетах князя Бориса Александровича (1425-1461 гг.). Из 30 типов монет этого князя изображение воина со щитом и мечом присутствует на 6 типах, относящихся к середине и второй половине его правления7. Это явно сближает монетную символику с образом Святого воина, традиционно воспроизводимого на свинцовых княжеских печатях XII-XV вв.8

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

Наиболее интересные в контексте этой сюжетики перстни имеют на щитке (обычно овальной формы) изображение фигуры стоящего, либо идущего воина-копьеносца (ил. 1). В принципе изображение Святого воина с копьем появляется в княжеской сфрагистике еще в начале XII в.9 Примером может служить печать, принадлежавшая новгородскому князю Всеволоду - Гавриилу Мстиславичу - Феодоро-вичу (1117-1136 гг.). На ее лицевой стороне помещено изображение Благовещения с «испуганной Марией»: архангел с жезлом в руках и Мария с пряжей, сидящая на скамье. На обратной стороне помещено изображение Св. Федора в полный рост с копьем в правой руке и со щитом, опущенным вниз, в левой. На печатях новгородских посадников XIV-XV вв. часто встречается вооруженный копьем всадник10. Однако перстни из калужских находок типологически относятся к более позднему времени (скорее всего, к XVI - началу XVII вв.). Поэтому вопрос об их генетической связи с отмеченной ранней символикой пока остается открытым.




Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

9. XVI в. Новгород. (17,0 х 10,1 х 9,4).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

10. XV -XVI вв. Калуга. (21,5 х 14,5 х 13,0).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

11. XV в. Тверь. (25,2 х 13,7 х 12,7).



Наиболее интересные в контексте этой сюжетики перстни имеют на щитке (обычно овальной формы) изображение фигуры стоящего, либо идущего воина-копьеносца (ил. 1). В принципе изображение Святого воина с копьем появляется в княжеской сфрагистике еще в начале XII в.9 Примером может служить печать, принадлежавшая новгородскому князю Всеволоду - Гавриилу Мстиславичу - Феодоро-вичу (1117-1136 гг.). На ее лицевой стороне помещено изображение Благовещения с «испуганной Марией»: архангел с жезлом в руках и Мария с пряжей, сидящая на скамье. На обратной стороне помещено изображение Св. Федора в полный рост с копьем в правой руке и со щитом, опущенным вниз, в левой. На печатях новгородских посадников XIV-XV вв. часто встречается вооруженный копьем всадник10. Однако перстни из калужских находок типологически относятся к более позднему времени (скорее всего, к XVI - началу XVII вв.). Поэтому вопрос об их генетической связи с отмеченной ранней символикой пока остается открытым.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

На калужских перстнях изображенный воин иногда держит в поднятой правой руке саблю (меч) (ил. 2-6), а иногда его рука опущена (ил. 7). В отдельных случаях он изображен с копьем и саблей (мечом) одновременно (ил. 8, 9) или же с копьями в обеих руках (ил. 10-12). Такое наделение воина оружием в обеих руках, по-видимому, отражает средневековые представления о «всеоружии» и, очевидно, наделено иносказательным смыслом11.

На трех перстнях вырезано профильное изображение воина, перед которым расположен тонкий, плавно изогнутый ствол молодого дерева - «древа жизни» (ил. 12-14). Такой сюжет хорошо известен по печатям XV-XV1 вв., скрепляющим различные документы: раздельные, разъезжие, данные грамоты, межевые выписи и др.12 Композиция «воин в профиль» известна на монетах Московской Руси еще в XIV-XV вв., и по мнению Г.А.Федорова-Давыдова она «символически означала князя»13. Отсюда можно сделать предположение, что данные перстни принадлежали представителю княжеской администрации14.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

12. XVI в. Новгород. (22,7 х 12,0 х 9,0).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

13. XVI в. Калуга. (24,7 х 16,0).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

14. XVI в. Калуга. (23,6 х 15,4 х 12.9).



На щитках двух перстней мы видим резные изображения всадников. Один вооружен копьем (ил. 18), а другой, обращенный в противоположную сторону, может быть определен как триумфатор (ил. 19). Тематически мотив всадника («ездца»), как известно, наиболее типичен для московской нумизматики, где он появляется уже при сыне Дмитрия Донского - великом князе Василии Дмитриевиче (1389-1425). В дальнейшем он получает развитие и в конечном итоге сливается с иконным образом Св. Георгия Победоносца15.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

Нельзя не отметить случаев находок в разных регионах однотипных перстней. В распоряжении автора имеется информация о пяти подобных перстнях, найденных в различных местах, но с одинаковым сюжетом - воин с оружием в обеих руках (ил. 10). Изображения на них отличаются некоторой наивностью и схематизмом. Из-за этого, например, достаточно трудно определить вид оружия - копья это или пики? При этом надо отметить, что техника и манера резьбы на перстнях совершенно одинаковы, изделия отличаются лишь размерами (на 1-3 мм). Все это дает основание предположить, что данные перстни-печатки или восходят к одному достаточно известному прототипу, растиражированному в одной или группе мастерских, или происходят из одного мощного центра ремесленного производства, чья продукция широко распространилась в результате межрегиональных торговых контактов. Складывается впечатление, что существовал определенный иконографический тип воинских перстней, широко распространенный в средневековой Руси и восходящий к некоей впоследствии утраченной традиции.



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

15-16. Денги вел. князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.). Великое княжество Московское.

17. Денга князя Юрия Дмитриевича (1389-1434 гг.). Галичский удел. Серебро. Увеличено в 2 раза. (Из частной коллекции)


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

18.  XVI - нач. XVII вв. Калуга. (21,3x18,3x14,8).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

19.  XVII в. Калуга. (25,6 х 16,8 х 16,0).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

20. 2-я пол. XVII в. Москва. 22,5 х 12.8 х 9,0.



1   Димитрова-Милчева А. Антични геми и камеи. София, 1980. (на болгарском яз.)
 2 Ross M.C. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection. Vol. II. Washington, 1965. II. 62-69.
 3   Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986. С. 14-18,39-48,128-133. Рис. 15, 16.
 4   Орешников А.В. Перстень св. Алексея митрополита // Seminarium Kondakovianum. Т. II. Prague, 1928. С.171-185. T.XXIII, 1.
 5 ПуцкоВ.Г. Ювелирные украшения XIII-XVII вв. из археологических находок в Серен-ске и Калуге. // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 3. Ч. 1. Киров, 1997. С. 87-89.
 6 Chernetsov A. V. Types on Russian Coins of the XIV and XV Centuries: An iconographic study. Oxford, 1983. PI. V, VII. 24. Ibid. PI. XVI.
 7   Орешников A3. Русские монеты до 1547 г. М., 1896 . С. 7-8, 21-73, 130-132.
 8   Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. I, П. М., 1970.
 9   Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Pуси X-XVbb. T.III.M., 1998. С. 43, 129,130,265,326-329.
 10 Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 362-366. Рис. 17.
 11 Чернецов А.В. Светская феодальная символика Руси XIV -XV вв. Автореф. дис. докт. ист. наук. М., 1988. С. 27.
 12 Иванов П.И. Сборник снимков с древнейших русских печатей, приложенных к грамотам и другим документам, хранящимся в Московском архиве Министерства Юстиции. М., 1858.
 13  Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М., 1981. С. 135.
 14 Седова М.В., Курганова Н.М. Перстни-печати XV - XVII вв. из Суздаля. // Историческая археология: Традиции и перспективы. М., 1998. С. 234.
 15  Соболева Н.А. Русские печати. М., 1991. С. 185, 190, 191, 206, 207. Рис. 144,167-170.
 Князь П.С.Прозоровский, глава русского посольства в Англию в 1662-63 гг. Фрагмент копии Н.Ф.Яша с группового портрета неизв. английского художника XVII в. (РИМ).

Ратники на средневековых русских перстнях. Сергей НЕЛЮБОВ.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...