Монетонос
   

*             Наша галерея

Первая находка

Просмотров: 6628
Автор: Denisey
Сегодня накопал

Просмотров: 4635
Автор: TTTAAARIN
Монеты 30-х

Просмотров: 6230
Автор: Dzeban
.

Просмотров: 2408
Автор: Красный Командир
...........

Просмотров: 2185
Автор: Красный Командир
Орловская область

Просмотров: 7747
Автор: nicknov

Автор Тема: Древний торговый путь из Булгара в Киев.  (Прочитано 4468 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


                                                   Новые сведения о торговом пути из Булгара в Киев.



       Во времена средневековья через территорию Среднего Поднепровья проходили многочисленные торговые пути, связывавшие между собой различные районы Европы и Азии. Как отмечал Б.А. Рыбаков, уже в IX - X вв. «...русские купцы дружинники становятся посредниками между Западом и Востоком. Центром этой торговли был Киев, город, стоявший как бы на берегу широкого степного океана, начинавшегося у Днестра и Днепра, а кончавшегося в далеких степях Монголии» [1]. Одним из таких направлений были торговые связи с Поволжьем, в частности с Болгарией [2]. Постоянство контактов привело к появлению интенсивно функционировавшего длительное время сухопутного пути Булгар - Киев, являвшегося частью трансъевропейской торговой магистрали Галич - Киев - Волжские Болгары [3]. Маршрут из Киева в Поволжье был выбран непроизвольно, а с учетом особенностей средневековых сухопутных дорог (тяготение к водоразделам) и географических условий местности [4]. Реконструируя русский участок пути, Б.А. Рыбаков выделил 10 пунктов, которые могли быть базами для отдыха купеческих караванов - Киев, верховья р. Супой, Прилуки, Ромны, Межирич, Белогорье, Гочево, Обоянь и др. (Рис. 1) [5].
В последние годы накоплены новые археологические материалы, позволившие еще раз обратиться к этому вопросу. Несомненно, функционирование такого торгового пути в густонаселенных славянами районах должно было отразиться и в памятниках материальной культуры, тем более что из Киева на Курск по водоразделу между Десной, Сеймом и верховьями рек Супой, Сула и Псёл проходила внутренняя торговая магистраль [6]. Поэтому мы вправе предполагать совпадение ее маршрута с трансъевропейским на значительной части древнерусского Левобережья Днепра.
При исследовании этого вопроса необходимо помнить, что социальное лицо любого памятника интересующего нас времени раскрывается через сумму функций, выполнявшихся им в системе древнерусского феодального государства [7]. В отмеченной части левобережной территории был проведен поиск объектов, которые были бы аналогичны археологическим памятникам на маршрутах других европейских торговых магистралей. Речь, в первую очередь, идет о памятниках типа открытых торгово-ремесленных поселений Восточной Европы или «виков» Европы Северной [8].
Отличительными топографическими чертами подобных памятников являются их расположение в сравнительно безопасных местах под защитой укреплений, значительно меньших, чем основные поселения, и наличие больших курганных могильников [9]. Такие поселения наряду с некоторыми другими укрепленными пунктами в последнее время все чаще именуют «эмбрионами городов» [10].
Из пунктов, отмеченных Б. А. Рыбаковым на русско-болгарском торговом пути, сразу же привлекает внимание давно известный в научной литературе Гочевский комплекс: небольшое городище и значительное число (несколько тысяч) курганов, в которых, по данным раскопок Д.Я. Самоквасова и других археологов, были погребены выходцы из разных частей Восточной Европы, а также комплекс (два городища и курганный некрополь) у Белгородки-Николаевки. В последнем пункте в конце X в. прекращает существование Большое Горнальское городище [11]. Жизнь продолжается на укрепленном поселении гораздо меньших размеров и на открытых селищах, что соотносится с вышеприведенными признаками своеобразных караван-сараев европейских торговых магистралей.
В интересующем нас районе Левобережья известны еще два пункта, которые можно отнести к анализируемой группе памятников. Речь идет о комплексах в с. Липовое и у хут. Зеленый Гай. В первом из них работами в дореволюционное время, а также исследованиями автора статьи зафиксирован курганный некрополь, насчитывавший прежде до 5000 насыпей (сохранилось свыше 1200), небольшое городище и примыкавшее к нему открытое селище, площадью до 20 га. Второй пункт, как и в Белгородке-Николаевке, представлен двумя городищами (большее относилось к роменской культуре), обширным селищем и курганным могильником в 2000 насыпей [13]. Несомненно, и эти два пункта могли быть опорными базами на пути из Киева в Булгары.




Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Реконструкция части маршрута торгового пути из Киева в Булгар по Б.А. Рыбакову - _________ возможные отклонения: ----------- I - Киев; II - верховья р. Супой; III - Прилуки; IV - Ромны; V - Межиричи; VI - Белгородка-Николаевка; VII - Гочево; VIII - Обоянь (по Б. А. Рыбакову). 1 - Киев; 2 - верховья р. Супой или Барышевка; 3 - Прилуки; 4 - Липовое; 5 - Терны или Городище; 6 - Зеленый Гай; 7 - Белгородка-Николаевка; 8 - Гочево.

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Древний торговый путь из Булгара в Киев.
« Ответ #1 : 07 Апреля 2012, 20:57:55 »


В связи с вышеприведенными данными начало маршрута межгосударственного торгового пути реконструируется следующим образом. Из Киева караваны могли двигаться до остановки в верховьях Супоя. Но в связи с отсутствием здесь крупных археологических памятников возможно первой остановкой была Барышевка (летописный Баруч [14]), а следующая - в летописных Прилуках. В дальнейшем, по нашему мнению, маршрут отклонялся несколько к северу и, огибая заболоченную местность в бассейне Удая (несомненно, труднопроходимую весной и осенью), выводил караваны на Липовое. Следущим пунктом мог быть район сел Терны и Городище, где открыты два городища древнерусского времени, а затем - упомянутый комплекс у хут. Зеленый Гай, далее Белгородка-Николаевка, Гочево и т. д. (см. Рис.1). В нашу реконструкцию маршрута мы не включили два пункта - летописный Ромен, где караванам пришлось бы переправляться через Сулу, и Межиричи (здесь до сих пор не выявлены следы населенных пунктов древнерусского времени).
Косвенным подтверждением правильности такой реконструкции является синхронная датировка опорных памятников на рассматриваемом маршруте. Так, древнерусские материалы в Липовом и Зеленом Гае позволяют предполагать интенсивную жизнь в этих местах с начала XI до середины XII в. На рубеже X - XI вв. было сооружено Гочевское городище [15]. Этот памятник первоначально, вероятно, был основан как пограничная крепость при Владимире Святославиче (о чем свидетельствуют многочисленные захоронения воинов), а затем приобрел и торгово-ремесленные функции одного из опорных пунктов на торговом пути. В середине XII в. на городище уже совершаются захоронения на небольшом бескурганном кладбище, вероятно, на опустевшей части площадки.
Вышеприведенные сведения о трех рассматриваемых памятниках позволяют считать, что интенсивная жизнь на упомянутых «караван-сараях» существовала около полутора столетий. Затем территория поселений значительно сократилась (на площади селища у хут. Зеленый Гай в XII - XIII вв. также хоронили умерших по христианскому обряду). Это явление не было связано с какими-то военными действиями, что подтверждается отсутствием здесь следов крупных пожаров и разрушений.
Для решения вопроса подъема и упадка упомянутых поселений обратимся к письменным источникам. Под 1006 годом, летопись сообщает о торговом договоре киевского князя Владимира Святославича с волжскими болгарами [16]. Вероятно, заключение долгосрочного контракта между Киевом и Булгаром и вызвало появление в начале XI в. на пути торговой магистрали стационарных населенных пунктов с многочисленным населением. Отмирание жизни на них около середины XII в. вполне объясняется политикой господствующих прослоек обособившегося в это время от Киева Владимиро-Суздальского княжества: и при Юрии Долгоруком, и при Андрее Боголюбском, и при Всеволоде Большое Гнездо в связи с торговым соперничеством шли постоянные войны с Волжской Болгарией [17]. В результате этих столкновений, вероятно, и была разрушена старая система трансъевропейского пути. Перебои в налаженной торговле привели в упадок «караван-сараи», ориентированные на внешние связи и в значительной степени, оторванные от местной округи. Их ждала та же участь, что и аналогичные по своим функциям поселения на торговых путях в других частях Европы [18].
Рассмотренные новые сведения дополняют наши знания о деталях торговли средневековой Руси с Волжской Болгарией и подтверждают справедливость гипотезы о наличии постоянно действующей сухопутной магистрали между двумя крупными городскими центрами этих государств - Киевом и Булгаром.





Литература.
   
1. История культуры древней Руси. М.; Л., 1948, т. 1, с. 317.
2. Толочко П.П.. Про торговельні зв'язки  Києва з країнами арабського сходу та Візантією у VIII - X ст. //  Археологічні дослідження стародавнього Києва. К., 1976, с. 3 - 4, 6.
3. Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев. Древности Восточной Европы.— МИА, 1969, № 169, с. 189—196.
4. Рыбаков Б. А. Русские земли по карте Идриси 1154 года.— КСИИМК, 1952, вып. 43, с. 30.
5. Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев, с. 194—196.
6. Ляскоронский В. История Переяславльской земли.— Киев, 1897, с. 258; Мавродин В. В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века).—Л., 1940, с. 94.
7. Куза А. В. Социально-историческая типология древнерусских укрепленных поселений IX — середины XIII в.: (Методика исследования).— В кн.: Археологические памятники Лесостепного Подонья и Поднепровья I тысячелетия н. э.  Воронеж, 1983, с. 28.
8. Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX—XI веков.— Л., 1978, с. 138.
9. Булкин В. А., Лебедев Г. С. Гнездово и Бирка : (К проблеме становления города).— В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 17.
10. Толочко П. П. Происхождение и раннее развитие Киева: (К 1500-летию основания).— История СССР, 1982, № 1, с. 45.
11. Куза А. В. Большое городище у с. Гор-наль.— В кн.: Древнерусские города. М., 1981, с. 6—39.
12. Макаренко И. Е. Отчет об археологических исследованиях в Полтавской губернии в 1906  г.— ИАК, 1907, вып. 22.
13. Макаренко М. Краткий отчет об археологическом обследовании Сумской области. 1929 - НА ИА АН УССР, ВУАК, № 309/11; Сухобоков О. В., Моця А. П. Отчет о раскопках комплексного роменско-древнерусского памятника у с. Зеленый Гай Сумского района и области (уроч. Старое Крейдище).— НА ИА АН УССР, 1983, 38а.
14. Кучера М. П. Переяславское княжество.— В кн.: Древнерусские княжества X— XIII вв. М., 1975, с. 123.
15 Шинаков Е. А. Население верхнего течения реки Псел в XI—XII вв.: (По материалам Гочев. археол. комплекса).— Вести. Моск. ун-та. История, 1982, № 2, с. 90.
16. Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963, т. 2, с. 69.
17. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.—М., 1982, с. 548, 550, 562.
18. Петрухин В. Я., Пушкина Т. А. К предыстории древнерусского города.— История СССР, 1979, № 4, с. 109, 111.

А.П. Моця  Земли Южной Руси в IX-XIV вв. (История и археология) Сборник научных трудов Киев, 1985
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...