Монетонос
   

*             Наша галерея

ливрейки

Просмотров: 4559
Автор: buttonfly
Находки ХМАО

Просмотров: 1913
Автор: RamilZavr
Тверская

Просмотров: 2824
Автор: SergeyTor
Нож бойца РККА

Просмотров: 4927
Автор: Oberst
Солярный знак

Просмотров: 7061
Автор: Вадим Талин
Пейзаж с коровой...

Просмотров: 3702
Автор: ZOREAN
р.Ока

Просмотров: 4381
Автор: Вообще никто

Автор Тема: Племена Брянщины в эпоху Киевской Руси.  (Прочитано 4636 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва




                                    Племена Брянщины в эпоху образования Древнерусского государства.




      В целостном виде проблема заселения Брянского края славянами и их расселения в этом регионе слабо освящена в литературе, особенно научно-популярной и краеведческой. Со времени подготовки к печати обобщающей статьи автора на эту тему (1983 г.)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите накоплен значительный новый материал  путем раскопок нескольких курганных групп в разных районах Брянской области и сопредельных территорийВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, обработки на новом научном уровне более ранних исследованийВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, подключения к разработке местной проблематики научных сил прилегающих областей, республик, государствВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.        Сам автор и сотрудники его экспедиции под влиянием новых открытий, подтвердивших в целом его концепциюВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, не только уточнили, конкретизировали, но и пересмотрели ряд частных аспектов данной проблемыВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.
         В настоящее время данные письменных источников, исторической этнографии и культурологии, топонимики и археологии позволяют нарисовать следующую картину. Славянские племена начали проникать на заселенную балтами (племена колочинской культуры) Брянщину в VI - VII вв. н. э., о чем свидетельствуют раскопки автора в Случевске (низовья Судости, юг Погарского района)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, находки украшений антов («пеньковской культуры») в Клетнянском районе (с. Мужиново)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите и, наконец, в Трубчевском кладеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите. Однако, за исключением крайнего юга и, возможно, юго-востока областиВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, общей смены этнического облика населения еще не произошло. Последняя происходила уже накануне образования Древнерусского государства, в процессе его становления и раннего развития (середина IX - середина XI в.) двумя путями - самостоятельно и под эгидой формирующегося государства. Что касается направлений заселения, то их прослеживается, по крайней мере, четыре. Ранее всего с юго-востока вверх по Десне и отчасти Судости расселялись северяне - главные носители т.н. «роменской культуры», или ее ранней «волынцевской стадии» (Погар, Случевск, Посудичи, Юдиново, Почеп, Трубчевск, Выгоничи, Брянск, с самыми северо-западными пунктами в ХотылевоВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите и Вщиже). С северо-запада, из смоленского Подесенья, продвигались кривичи, достигнув, по данным раскопок, низовьев Ветьмы близ Жуковки (с. Гришина Слобода)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.


С востока и севера двигался поток вятичской «колонизации», смыкающейся в районе верхней и средней Болвы с кривичской. Заселяли вятичи также часть земель вдоль Снежети (традиционно считается, что их город Карачев) и верховья НавлиВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите (городище Слободка), где «встречались»  с северянами.  До Брянска, низовий Снежети и Болвы вятичи, скорее всего, не доходили, т.к. в разрушенной курганной группе у ст. Батагово к северо-востоку от Брянска есть древности северян, радимичей, даже восходящие к скандинавской орнаментике, но абсолютно нет вятичских. С юга, от Чернигова, поднимались вверх по р. Снов вплоть до Стародубского ополья русы (как бы их ни понимать, «поляне, либо варяги, либо смесь этих племен», либо социальная верхушка Древнерусского государства). В любом случае проникновение последних связано с объединительной политикой «Державы Рюриковичей». Наиболее сложен вопрос о проникновении на Брянщину и вообще в район их постоянного расселения в Среднем Поднепровье радимичей. По этому поводу существуют две диаметрально противоположные точки зрения: одна связана с буквально понимаемым сообщением летописи и отчасти - топонимикой (юго-западное направление), второе - с археологическими и физико-географическими данными (с территории роменской культуры через Брянское Подесенье)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.          Что касается хозяйственных особенностей этих племен, то «русь», северяне и вятичи с их развитым пашенным земледелием (с использованием полозного рала или даже плуга) заселяют плодородные почвы ополий и отрогов лесостепи на востоке области, радимичи и кривичи, сохранявшие традиции подсечно-огневого земледелия, сменившегося обработкой каменистых почв полесий и предполесий с помощью бесполозного рала, затем - сохи, занимают лесистый север и запад области. Зависимость характера расселения и его плотности от природно-хозяйственных факторов дополняется военно-политическими причинами, связанными сначала с процессом образования Древнерусского государстваВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, его борьбы с Хазарией и кочевниками, затем - распадом его на отдельные княжества и установлением новых «внутренних» политических границ княжеств, сменивших племенныеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.


Реконструируемые прежде всего по наборам металлических, стеклянных и каменных (из сердолика и хрусталя) женских украшенийВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, в наиболее полном виде присутствующих в погребениях по обряду ингумации (ирупоположение) под земляными курганными насыпями, но разрозненно встречаемых и на поселениях конца X- середины XII вв., границы расселения славянских «языков» (предположительно племен, племенных союзов, позднее - этнокультурных групп населения, крестьянского прежде всего) в пределах Брянского края вырисовываются следующим образом.          Радимичами плотно и равномерно заселены западные районы Брянщины до границ Беларуси. Крупных городов в брянской части расселения радимичей нет. После раздела Руси на княжества черниговская часть «брянских» радимичей подчинена в административном плане Гомию (Гомелю), смоленская - скорее всего, Прупою (Пропойску). Граница радимичей с кривичами проходит в пределах Дубровского района, они целиком, хоть и не столь плотно, заселяют лесистый Клетнянский район, затем их граница резко отступает на запад, огибая Мглинское предополье, затем языком занимает участок полесья в северной части Унечского района (к северу от Стародубского ополья). Обогнув с запада Стародубский район, южная граница расселения радимичей с северо-востока на запад - юго-запад пересекает Климовский район (проходя через само Климово) и уходит через Злынковский район в пределы Гомельской области. На Десну радимичи «выходят» лишь в пределах узкого, шириной 12 км, лесного языка между р. Белизна и Угость  на границе Дубровского и Жуковского районов (Пеклино и Борча), практически достигая здесь зоны расселения кривичей и роменцев - северян (Вщиж). Кривичи занимают весь Рогнединский , значительную часть Дубровского района, где соседствуют с радимичами и общерусским христианизированным населением, и (достоверно) бассейн ВетьмыВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите в Жуковском и Дятьковском районах. Значительно «сокращается» вятичская территория на Брянщине, занимая лишь  юго-восток Дятьковского района (само Дятьково попадает на вятичско-кривичское пограничье), лесостепь в пределах Карачевского и Навлинского районов.это и неудивительно, ибо летописец помещает вятичей не на Десне (хотя они занимают почти весь ее приток - Болву, местами деля ее с кривичами), а на Оке и ее притоках.
     Северяне с X в., а возможно и ранее, занимают восток и юг Почепского района, практически все Трубчевское  и Брянское ополья на высоком правом берегу Десны, заселяя ее левобережье лишь на юго-востоке области (Севский, Суземский, Комаричский районы), да и то по данным не археологии, а письменных источников и топонимики. Древности русов (летописной «руси») Х в. есть только в пределах Климовского района, Стародубского ополья (север Стародубского и юг Унечского районов) и Погарского предополья (запад Погарского района). Они документируются кладами монетВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите вдоль пути полюдья, особыми типами керамики, вещей, оружияВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите и - главное - погребальным (т.н. «камерным») обрядомВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.   Встречаются они в пределах «Русской земли», или «Внутренней России» по Константину Багрянородному, включавшей те земли, которые стали «доменом» киевских князей до середины Х в.Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Эти древности встречаются и в отдельных пунктах Брянщины за пределами «Русской земли», но позднее (в конце X - начале XI вв.) и либо на межплеменных пограничьях (Антоновка под Брянском, Святое на Навле), либо в ключевых пунктах «государственного освоения» земель покоренных племен (Кветунь под Трубчевском)Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.  Центральная часть Брянщины (Присудостьское ополье, часть Брянского в переделах Почепского, Жирятинского, отчасти Брянского и Жуковского районов), а также Мглинское предополье заселялись славянами (северянами и радимичами) лишь по окраинам, а ассимиляция балтского населения здесь началась в XI в., вслед за их освоением выходцами из разных племен, объединенных христианской религией - т.е. формирующейся древнерусской народностью в целом, а не ее отдельными этнокультурными («племенными») компонентами.
   



И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Племена Брянщины в эпоху Киевской Руси.
« Ответ #1 : 07 Апреля 2012, 20:31:26 »


 В состав этой народности на Брянщине вошли не только коренные балтыВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, но и переселяемые сюда вследствие организованной государственной политики жители другого славяно-балтского пограничья («Черной Руси», современной Гродненской области Беларуси) - галинды, ятвягиВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, мазовшане из «ляшской»Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите группы славянских племен. Вероятно, с политикой-интеграционными процессами и этнической консолидацией населения связано также попадание на Брянщину и женщин из дреговичей. Скорее всего, трехбусинные зерненные кольца, обнаруженные в захоронениях, совершенных по «камерному» обряду, принадлежали женам (или дочерям) дружинников, входивших в гарнизон Кветунской  крепости XI в.Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
      Самим дружинникам - выходцам из словен новгородских и псковских кривичей, принадлежали, вероятно, трубчатые «фитильницы» (кресала - огниво, своеобразные «зажигалки»), обнаруженные на поселении Борок на Судости. Они могли попасть сюда во время одного из боев за покорение северян, т.к. это поселение находилось на самой западной, близкой к «Русской земле», границе последних, и погибло в самом конце Х в.Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите   Есть захоронения и словенских женщин (с ромбощитковыми височными кольцами), но более поздниеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите и находящиеся уже за пределами Брянской области, на калужском участке р. Болва (вятичско-кривичское пограничье).
         Довольно многочисленные предметы вооружения и воинского снаряжения Х - XI вв. скандинавского, кочевнического, прибалтийского происхождения, но ни одного достоверного захоронения выходцев из этих земель на Брянщине не обнаружено. Еще меньше следов пребывания финно-угровВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.
         В процессе формирования древнерусской народности начался уже в конце XI в. процесс смешения племен на Брянщине. Северянские захоронения встречаются на радимичской территории (Людково, Ляличи), радимичские - на северянской (Кветунь, местечко Воронеж на р. Шостка в Сумской обл.) и вятичской (Батагово). Сами вятичи проникают в Подесенье далеко за свои границы (с. Пушкари на р. Десна в Новгород-Северском районе Черниговской обл.).  На Навле смешиваются древности северян, вятичей, «руси»Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите в Кветуни - северянские, радимичские, вятичские дреговичские, полянорусские, возможно - скандинавские, кочевнические, финно-угорские. Широкое распространение получают вятичские племенные украшения - хрустальные круглые и сердоликовые (красные) разных форм бусы. Особенно много их в Кветуни, где нет ни одного достоверно вятичского захоронения, встречаются они и на вятичско-кривичско-радимичском пограничье (Пеклино), а на западных рубежах земли вятичей (Батагово) смешались наборы украшений радимичей и северян. Однако «племенные» различия существовали довольно долго, и лишь к рубежу XII - XIII вв. распространение христианства «вглубь» смогло стереть их в религии, отражением и частью которой является погребальный обряд. Вятичи, часть которых (правда, не брянских, а подмосковных) была покорена лишь в середине XII в., сохраняли свою самобытность долее других.
Тем не менее, и в настоящее время пережитки племенного деления сохраняются в народной культуре (резьба наличников, вышивка рушников), обычаях и обрядах (радуница, «Кострома») отдельных частей Брянского края. Диалекты его западной части близки гомельскимВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, отражая былое единство радимичей, южной - чернигоскским ии сумским, бывшим полянским и северянскимВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите. Брянская область в этом плане является уникальным из всех восточнославянских земель краем, где в древнерусскую эпоху сходились границы пяти (из одиннадцати) восточнославянских племен, создавших Древнерусское государство, и проживали представители еще нескольких из них, а также западнославянских, балтских и иных народов, принявших участие в формировании православной древнерусской народности. В настоящее время поэтому Брянская земля является как бы естественным этнокультурным мостом с тысячелетними традициями, объединяющими не только соседние области России, Беларуси и Украины, но и сами народы этих стран.



            Этнокультурные границы и физико-географические регионы Среднего Подесенья в Х - Xl вв.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


1,2 - ополье, 3 - почвы-аналоги ополий либо близкие к ним («стопок», предополье, предполесье); 4,5 - варианты северо-западной границы лесостепи (на основе почв и растительного покрова); 6 - восточная граница радимичей; 7 - юго-западная граница вятичей; 8 - юго-восточная граница и направление продвижения кривичей; 9 - северная граница роменской культуры и северян. См также примечаниеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.


Шинаков Е.А.  Сб. Страницы прошлого Брянского края. - Брянск, 1998.



ПРИМЕЧАНИЯ
 
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А.  На заре славянской культуры // По следам народного искусства. - Тула, 1991.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите На территории кривичей - Гришина Слобода (В.Н. Гурьянов, 1994), Чичеринка (О.Л. Прошкин (Калуга), 1987);   на кривичско-вятичском пограничье - д. Прудки Кировского района Калужской обл. (О.Л. Прошкин, 1984), радимичско-кривичском - Пеклино (Е.А. Шинаков, 1991), Борча (В.Н. Гурьянов, 1996 - 1997); на пограничье радимичей и «Русской земли» - Нижнее, Белоусово (Е.А. Шинаков, 1988); в «Русской земле» - Суховерхово, Крюково, Алефино, Синин (Е.А. Шинаков, 1987, 1989, 1993), на межплеменных территориях - с. Антоновка под Брянском (Г.П. Поляков, 1984). Кроме этого, надо добавить «случайные находки» чисто кривичского захоронения в Дятьковском районе (с. Бацкино) и радимичского - в Дубровском (с. Алешенка), а также некоторые поселения, исследования которых уточнили этническую карту, особенно соотношение колочинской, роменской и древнерусских культур (Левенка, Борок, Погар, Синин, Почеп, Хотылево (раскопки и разведки автора, 1985 - 1989, 1993 - 1994, 1996 гг.)); Борча (работы В.Н. Гурьянова и В.В. Миненко в 1995 - 1997 гг.).
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Это материалы раскопок П.М. Еременко (конец XIX в.) и С.А. Чуева (начало ХХ в.) на р. Болва (в земле вятичей и на вятичско-кривичском пограничье), И.Е. Евсеева (1906 г.) на Навле, на вятичско-северянской границе, В.А. Падина (1950 - 1970 гг.) в Кветуни, Д.Я. Самоквасова (1872 г.)  в Левенке и Мереновке («Русская земля»), а также неизвестного автора у ст. Батагово (начало ХХ в.)
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите В этом аспекте особую роль сыграли межвузовские, затем межгосударственные научные историко-краеведческие конференции, первая из которых была проведена в 1989 г. по инициативе автора, В.А. Архипова и В.В. Крашенинникова на базе, в основном, БГПИ, а дальнейшие, посвященные памяти Ф.М. Заверняева (1995 и 1997 гг.) - на базе БОКМ, но при активном участии педуниверситета  и дирекции по охране памятников. В их программах изучению брянских материалов, связанных с расселением славянских и неславянских племён и возникновением городов в Подесенье и прилегающих «одноплеменных» ему регионах, были посвящены  доклады  многих ученых из разных городов России, Украины и Беларуси. Тезисы докладов опубликованы в сб.: Тезисы докладов 1 Брянской межвузовской историко-краеведческой конференции. - Брянск,  1988; Деснинские древности  (Материалы межгосударственной научной конференции «История и археология Подесенья», посвященной памяти Ф.М. Заверняева). - Брянск, 1995. В настоящее время готовится к печати 2 выпуск «Деснинских древностей» (по материалам конференции 1997 г.). Подробнее об этих конференциях, а также других, проходивших в Брянске, см.: Шинаков Е.А., Гаврилов К.Н. Археологическая проблематика на научных конференциях в Брянске в 1995-1996 г. // Российская археология. - 1997. - №.3. Значительное место занимает этнокультурный аспект истории Подесенья, в т.ч. Брянского, на ежегодно проводимых с середины 1980-х историко-археологических семинарах «Чернигов и его округа в IX-XIII в.» (Чернигов - Киев), Нежинских историко-краеведческих конференциях, историко-археологических конференциях «Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья» (Калуга), некоторых международных конференциях, конгрессах славянской археологии.


 5 Напомним: основная его суть - в поэтапном заселении Брянщины пятью восточнославянскими племенами с разных направлений, с долгим сохранением коренного балтского населения между границами их расселения. Последние территории заселяются уже не самостоятельно отдельными племенами, а централизованно под эгидой единого государства сначала полянами-русью (и разноплеменной дружиной), а затем смешанным христианизируемым населением. Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Это касается прежде всего этнической оценки Стародубского ополья (ранее - роменско-северянской, в настоящее время - сразу после балтско-колочинской - поляно-русской), юго-восточной границы кривичей и северо-восточной - радимичей, характера кривичско-вятичско-радимичского пограничья в целом, юго-западной границы вятичей и северной - роменской культуры и северян, степени влияния «северных элементов». Ср., например: К вопросу о радимичско-северянском пограничье //Первая Гомельская об­ластная научная конференция по историческому краеведению. -Гомель, 1989; О западной границе распространения северянских украшений // Тезисы Первой Сумской областной научной конференции. - Сумы, 1990; 1) О происхождении раннесредневековых городов в Брянском Подесенье //Труды V Международного Конгресса славянской археологии. Т. 1. Вып. 20. - М., 1987; (В соавторстве с В.Н. Гурьяновым); Курганы Стародубского ополья // Проблемы археологии Южной Руси. - Киев, 1990 - с одной стороны. И более поздние: 1) Северные границы «Русской земли» X века //Чернигов и его округа в IX-XIII вв. - Чернигов, 1990; 2) Освоение ополий в X-XII веках // Брянское ополье: природа и природопользование. - М., 1991; 3) (в соавторстве с Т.Д. Сарычевой) Кривичско-вятичско-радимичское пограничье // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья:. - Калуга, 1993; 4) (В соавторстве с В.Н. Гурьяновым). Русско-радимичское пограничье середины X - середины XII вв.: природно-географическик аспект // Гістарычна-археалагічны зборнік. - Мінск, 1994; Дружинная культура и русско-северянское противостояние в Брянском Подесенье (рубеж X-XI веков) // Чернігівська земля у давнину середновіччя. - Киев, 1994; Подесенье как историко-культурный регион // Деснинские древности. - Брянск, 1995; От пращи до скрамасакса: на пути к державе Рюриковичей. - СПб. - Брянск, 1995. - С.34-37; (В соавторстве с В.Н. Гурьяновым) О роли природно-географическего фактора в освоении радимичами территорий полесий // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 2. 4.2 - Киров, 1995.
Несколько отличные от автора точки зрения изложены в исследованиях: Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. - Тула, 1990. - С.9-18; Богомольников В.В. О близости радимичей, вятичей и северян (по письменным и археологическим данным) // Старожитності Південноі Pyci. - Чернігів, 1993; Кропачев Т.Н. Новое в расселении вятичей и кривичей // Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья. - Калуга, 1993; Прошкин О.Л. Ромбощитковые височные кольца из курганов водораздела pp. Днепра и Волги //Бюллетень РНИА «Верхнее Поочье». Вып. 1. - Калуга, 1993; Гурьянов В.Н. Восточнославянские племенные союзы в Среднем Подесенье: проблема внутренних пограничий // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России. - М., Брянск, 1996, См. также тезисы докладов вышеуказанных авторов, а также В.А. Падина, А.П. Моци и О.В. Сухобокова (Киев) в сборнике I Брянской историко-краеведческой конференции (1988) и «Деснинских древностях».


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А. Захоронения I тысячелетия н.э. на городище у с. Случевск // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. - Куйбышев, 1986; Его же. Тайны древнего городища //«Пересвет». - 1992. - № 5.; Его же. «От пращи...» - С.27-30.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А. Археологические  работы  в  Брянской области в 1988 - 1989 гг., (древнерусская эпоха) //Слов'яно-руські старожитності Північного Лівобережжя. - Чернігів, 1995. - С. 103. Фото 1; Его же. «От пращи...» - Табл. XVIII: 2, 34.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Падин В.А. К истории славян Подесенья  //Деснинские древности. - Брянск, 1995. - С.55, 57.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Именно здесь встречены древнейшие славянские топонимы, возникшие до распада общеславянского языкового единства в середине I тысячелетия н.э.: Купчинский О.А. Древнейшие славянские топонимические типы и некоторые вопросы расселения восточных славян //Славянские древности. - Киев, 1980; Шинаков Е.А. «От пращи...» - С. 36-37.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Гаврилов К.Н., Шинаков Е.А. Работы в районе с. Хотылёво //Археологические открытия 1996 года. - М., 1997.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Гурьянов В.Н. Охранные раскопки курганного могильника на р. Ветьма //Археологические открытия 1994 года. - М., 1995.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Базируется это утверждение на границах земли вятичей по В.В. Седову (1970,1973,1982) и Т.Н. Никольской (1981), но в пределах Брянщины нет не только ни одного полного вятичского погребального комплекса, но даже и украшений. Практически ближайшие их находки - это фрагмент позднего лопастного височного кольца, витые браслеты и ажурные перстни,  найденные на городище Слободка уже на орловском течении Навли (Никольская, 1987), обнаруженные здесь вместе с северянскими украшениями (почти полное семилучевое кольцо и серебряные дротовые браслеты), и одно кольцо в Алексеевке (Седов, 1982. - С. 145). Что касается групп Салтановка - Святое (раскопки Евсеева; Архив НИМК, дело АК 1906/72), то здесь присутствуют не вятичские, а «камерные» и христианские захоронения. Летопись же один раз прямо отделяет Карачев и «Вятичи»: «И бежа» (из Корачева) «за лес в Вятичи Святослав Ольгович» (1147 г., ПСРЛ. Т.П. 1962. Л. 124).
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите См. об этом: Шинаков Е.А., Гурьянов В.Н., 1994, - С.256; о юго-западном происхождении их: Соловьева Г.Ф., 1968. - С. 352-356; Седов В.В., 1970. - С.142, 143; о западном (польском в т.ч.): Тышкевич Я. (Tyszkiewicz J.), 1972. - С.456, Крашенинников В.В., 1990. - С.13.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Об этом см.: Шинаков Е.А., 1991; Его же. Влияние процесса «государственного освоения» на экосистемы Среднего Подесенья // Экологический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем. - М., 1995.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А., Гурьянов В.Н. Внутренние пограничья Древней Руси: к постановке проблемы  //Проблемы ранньослов'янскоі давньорускоі археологіі Посейм'я - Білопілля, 1994; Шинаков Е.А. О характере размещения населения на пограничье степи, лесостепи и леса (по материалам Левобережья Днепра) //Гістарычна-археалагічны зборнік. Вып. 8. - Мінск, 1996; Гурьянов В.Н., 1996.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите В основе их лежат височные кольца, для Подесенья ключевыми являются семилучевые. Последняя статья об их этнической принадлежности: Шинаков Е.А. Ещё раз о лучевых височных кольцах и их этнокультурной принадлежности // Гістарічныя лёса Верхняга Падняпроуя. - Ч.1. - Могилёв, 1996. Высказывается также сомнение в том, что височные кольца были именно «височными». Часть из них носилась на манер серег в ушах, а не на специальных ремешках.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Гурьянов В.Н. К вопросу о расселении кривичей на севере современной Брянщины // Деснинские древности. - Брянск, 1995.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А. Брянский участок пути «Большого полюдья» X века // Хозяйство и культура доклассовых и раннеклассовых обществ. - М., 1986; Фомин А.В. «Сновская тысяча» по нумизматическим данным //Чернигов и его округа в IX-ХIII вв. - Чернігів, 1985; Шинаков Е.А., Зайцев В.В. Клады как источник по политической географии Среднего Подесенья в древнерусскую эпоху // Археология и история Юго-Востока Древней Руси. - Воронеж, 1993.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А., 1994 («Дружинная культура..»); 1995 («От пращи...»).
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Шинаков Е.А., 1995 («От пращи...» - С.126-153); Гурьянов В.Н. Камерные погребения на Брянщине // Слов'яни i Русь у науковій спадщині Д.Я.Самоквасова. - Чернігів, 1993; Шинаков Е.А. Камерные захоронения Среднего Подесенья // Деснинские древности. - Брянск, 1995;
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М., 1991.-С.45-51, 308-310.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Падин З.А. Некрополь Трубчевска Х-ХII вв. // Из истории Брянского края. - Брянск, 1995.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Долее всего, судя по данным археологии, физической географии, этнографии и топонимии, балтское население сохранялось в «присудостьском» коридоре от Десны до Вабли в центре Брянщины а в лесных массивах между Десной, Болвой и Ветьмой.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите О «голяжьей» топонимике см.: Крашенинников В.В., 1990. - С.15. По нашему мнению, голядь попала и на Протву, и на Десну с притоками после похода 1058 г. Изяслава Ярославича на гелиндов после присоединения им к своему домену Владимира Волынского (ПСРЛ. Т.П. Л.60 об.). Судя по тевтонским источникам, в какое-то время некий славянский христианский князь перебил часть галиндов, а остальных переселил в свою землю (Петр из Дуйсбурга. - Хроника земли Прусской. - М., 1997. - С.50-51).
Расселение пленных отдельными группами в бывших межплеменных пограничьях от Протвы (куда на «смоленскую» голядь был совершен поход Святослава Ольговича 1147 г. (ПСРЛ. Т.Н. Л. 125) до Брянского Подесенья представляется логичным. Кроме того, топонимическая структура последнего региона очень напоминает по лексике другое балто-славянское пограничье - мазовецко-прусско-ятвяжское. Есть, впрочем, точка зрения о разности галиндов, покорённых и ассимилированных мазовшанами, и «русской» голяди (Г.Ловмяньский, 1931-1932). Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Мазовшане могли попасть сюда после похода Ярослава на их князя Моислава в 1147 г. (ПСРЛ. Т.П. Л. 57 об., 58). Об их присутствии свидетельствует и сходство керамики Брянска и Стародуба с сосудами «Чёрной Руси» (пограничье славян, ятвягов, литовцев) и собственно Мазовии. О практике компактного поселения пленных «ляхов» князьями Ярославом и Мстиславом говорит и летопись под 1031 (ПСРЛ. Т.Н. Л.56).
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Возможно, это свидетельство присоединения к Черниговскому  княжеству  части дреговичских земель в 1142 г., хотя захоронения - более ранние.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Об этом подробно: ШинаковЕ-А., 1995 («От пращи...» - С. 81-85.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Связано, возможно, с женитьбой северского князя Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника, получившей в «вено» волость Облов (Блове).
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Подробно об этом: Шинаков Е.А., 1995 («От пращи...». - Ч.П. Гл.У). Впрочем, возможно, о давнем (эпохи неолита) присутствии финно-угров может свидетельствовать топонимика. Такие названия,как  Болва, Надва,  имеют восточно-финский формант «ва» - вода.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Захоронения в очень широких могильных ямах в с. Святое.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите По «Диалектологической карте русского языка»  1964 г, (Русская диалектология, 1989) юго-западные диалекты Брянской обл. вообще отнесены к белорусским.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Недаром население южных районов Брянщины объединялось с ними в одну этнокультурно-диалектную группу - «севрюки», отличную и от великороссов, и от украинцев.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите На карте-схеме римскими цифрами обозначены достоверые и предполагаемые ополья: I - Стародубское; II- Присудостьское; III - Брянское; IV - Трубчевокое; V - Вара-Судостьское; VI - Севское; VII - Новгород-Северское; VIII - Сосницкое.
Арабские цифры обозначают пункты, упомянутые в статье: 1 -Воронеж; 2 - Пушкари; 3 - Кветунь; 4 - Салтановка - Святое; 5 -Слободка; 6 - Батагово; 7 - Вщиж; 8 - Борча; 9 - Пеклино; 10 - Гришина Слобода; 11 - Ляличи; 12 - Людково.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн GANSIK1270

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 497
  • Карма: 13
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Брянск
Re: Племена Брянщины в эпоху Киевской Руси.
« Ответ #2 : 07 Апреля 2012, 20:41:05 »
Очень познавательно , спасибо. _!