Монетонос
   

*             Наша галерея

Бражник

Просмотров: 3089
Автор: irbis7
крест

Просмотров: 3017
Автор: silwet
.

Просмотров: 7246
Автор: Красный Командир
поможет кто оценить..

Просмотров: 2772
Автор: kurdychka
Красивый крест

Просмотров: 3676
Автор: zww2136
река Ясенек

Просмотров: 3619
Автор: Anders48

Автор Тема: Германские парадные копья ll - lll вв.  (Прочитано 3343 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


   Германские парадные копья П-Ш вв. н.э. с сарматскими знаками

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Российский государственный гуманитарный университет, Москва
при участии
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Институт археологии и этнологии Польской Академии наук, Краков
и
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Нац. Университет, Черновцы

// [Сборник ГИМ памяти И.И. Гущиной]. М.: ГИМ, 2009



На сегодня известна небольшая серия из 12 парадных, инкрустированных наконечников копий пшеворской культуры c сарматскими клановыми и фамильными знаками (алано-осетинск. gakk), найденных на территории Польши, в меньшей степени - Германии и Западной Украины [1]. Они отражают второй период контактов германцев с сармато-аланами, датируемый 2-й пол. 2 - началом 3 вв. н.э. (первые исследователи вначале датировали их более поздним временем; см.: Dobrzanska, 2001, s. 111). Эти изделия неоднократно привлекали внимание исследователей разных стран (Antoniewicz, 1919, s. 99-111; Kostrzewsky, 1921, s. 127-134; Schuchhardt 1928, S. 275; Smiszko 1936, pl. XX; Соломоник, 1959, с. 43-44; Драчук, 1975, с. 24-26; Kaczanowski, 1988, s. 51-77; fig. 5; Scukin, 1993, fig. 3/1; Dobrzanska, 2001, s. 112, fig. 5; Яценко, 2001, с. 49).

]

Рис. 1. Распространение германских копий с сарматскими знаками.
1 - Валле; 2 – Медов; 3 - Мюнхенберг-Дамсдорф; 4 - Вржесьня; 5 - Янково; 6 – Задовице; 7 - Божданово; 8 - Стрыцовице; 9 - Розвадув; 10 - Сушично; 11 - Недобоевицы.


Наконечники с такими знаками весьма разнообразны по деталям силуэта и декора, и при общем небольшом количестве представляют не менее четырех типов. Большинство копий, кроме находки из Янково и двух копий с тамгой аорсского царя Фарзоя, имеют втулки, украшенные инкрустированным геометрическим орнаментом, состоящим из горизонтальных параллельных линий, реже также - зигзага и (в Задовице) - ромбов. На наконечниках, украшенных зигзагами (Мюнхенберг-Дамсдорф, Задовице), одна из граней на каждой из сторон украшена изображением лунницы (полумесяца); на втором образце каждый полумесяц окружен тамгами с трех сторон. На копье из Вжесьни мы видим иную схему: здесь на одной стороне представлен солнечный символ, на другой лунный (ср. более поздний, раннехристианский вариант оформления такого германского копья: рис. 6), и в каждом случае напротив них изображена крупная тамга. В верхней части каждой грани помещен также один дополнительный сложный знак, который, видимо, не был меткой идентичности (identity mark) (рис. 2, 4 вверху). На тех наконечниках, на которых нанесены германские рунические тексты (Розвадув, Сушично, Мюнхенберг-Дамсдорф), они изображены на одной грани копья, а знаки – на другой, напротив них представлены один или несколько gakk. Копья из Янкова и Медова (рис. 2, 4, 7) лишены геометрических орнаментов, символов светил и рунических текстов; на них изображены лишь в три яруса многочисленные gakk.

В целом, если на одной стороне копья нанесено несколько сарматских знаков, то они представлены вертикальным рядом на каждой грани (орнаментированные наконечники) или горизонтальными парами (Янково). Если на наконечнике представлено более двух типов gakk, то иногда они повторяются дважды (на копье из Розвадува знак № 1 – 5 раз!). Однотипные знаки могут быть размещены симметрично на противоположных сторонах копья, а также в один ряд на левом боку или на разных концах наконечника. Кроме того, встречаются случаи симметричного размещения рядом двух gakk на соседних гранях, когда знаки представляют собой зеркальное отражение друг друга (№№ 5-6, 8, 21-22).

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или ВойдитеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Рис. 2. Парадные инкрустированные германские копья II-III вв. н.э. с сармато-аланскими знаками-gakk из Польши и Германии: 1 – Розвадув; 2 – Задовице; 3 – Стрыцовице; 4 - Янково; 5 - Вржесьня; 6 – Мюнхенберг-Дамсдорф; 7 – Медов (по С.А. Яценко).


К сожалению, до недавнего времени не было возможности анализировать сарматские знаки, изображенные на копьях, т.к. не была разработана методика изучения подобных знаков ираноязычных народов, и последние казались неразрешимым ребусом. Сегодня такая возможность появилась (см. методологические разработки: Яценко, 2001, с. 11-28, 61-66, 80-83). Для Сарматии со II в. до н.э. выделены четыре хронологических периода (соответствующих «традиционно» выделяемым этапам развития трех сарматских культур) и для каждого из них были выявлены клановые знаки, бытовавшие у сармато-аланской знати определенного региона (Яценко, 2001, рис. 4-7). Обычно тамга использовалась только в течение одного сравнительно короткого (около 1,5 веков) периода, т.к., видимо, в условиях политической и военной нестабильности в степях знатные кланы быстро исчезали, хотя известно и несколько исключений. Кроме того, на отдельных предметах встречены скопления знаков, которые являются межрегиональными по характеру, так как они отражают ритуалы, в которых участвовали (в разное время или одновременно) представители различных племен или разных кланов одного племени. Эти ритуалы включали коллективные пиры с молитвами, произнесением клятвы о дружбе или примирении (Яценко, 2001, с. 61-81). При этом нанесение в компактном скоплении, отражающем одну акцию, двух и более одинаковых gakk отражает участие в ней нескольких представителей одного клана. В ряде случаев однотипные знаки изображены рядом, отчасти из соображений симметрии (рис. 2, 3, 7). Однако известен и другой вариант: на копье из :Задовице неоднократно повторены gakk трех типов (№№ 5,6,8) из шести изображенных, на образце из Розвадува – один тип (№ 1) из четырех, на изделии из Янково

Рассмотрим сарматские знаки на каждом из наконечников копий. Всего их известно 23 типа (рис. 4). Все они либо имеют очень близкие аналогии среди известных сегодня сарматских gakk, либо идентичны им.

1. Наконечник из Розвадува (Rozwadow), Тарнобжегское воеводство (Smiszko, 1936, s. 140-145, tabl. XIXXX) (рис. 1, 1). На обеих его сторонах, кроме рунической надписи, представлены ряды gakk (ближе к острию знаки отсутствуют). На одном из узких выступов грани трижды в ряд изображен «на левом боку» знак № 1. Подобная манера изображать несколько одинаковых знаков в ряд известна и в нескольких скоплениях знаков Сарматии (Яценко, 2001, рис. 1/3; 13, II и III b; 26, c; 2002, рис. 2c/№№ 5-7). Знак № 1 известен только на крайнем востоке сарматского мира – на полуострове Мангышлак (стены храма в Байте III, скопление б) (раскопки В.С. Ольховского 1998 г., материал не опубликован), где представлены типы знаков, датируемые от II в. до н.э. до III в. н.э. (Яценко, 2003, с. 38; 2005а, с. 115). Знак № 2, изображенный между несколькими gakk № 1, известен на Нижнем Дону в период 2 (I – сер. II вв. н.э.) (Яценко, 2001, рис. 5/№ 44), а также представлен в это время на граффити одного из сельских пунктов на Европейском Боспоре (рис. 7, I, 19). На другой стороне наконечника дважды представлен gakk № 1. Знак № 3 (№ 1 дополнительная небольшая дуга) имеет близкую аналогию среди сарматских знаков на мраморном льве № 2 из Ольвии (два зеркально отраженных и соединенных знака № 1: Драчук, 1975, табл. LI, 73). Gakk № 4 пока не имеет точных аналогий. Он представляет собой известный (хотя и редкий) вариант образования новой тамги у сарматов (Яценко, 2001, рис. 3, f; 7/ № 19): два разных знака соединяются перпендикулярно (оба их в данном случае представляют типы, документируемые в Сарматии).

                               
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Германские парадные копья ll - lll вв.
« Ответ #1 : 03 Апреля 2012, 17:52:23 »

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Рис. 3. Парадные инкрустированные германские копья II-III вв. н.э. с сармато-аланскими знаками-gakk из Западной Украины (1 – Сушично; 4 – Недобоевицы) и копья со знаком царя Аорсии Фарзоя (49-70) (2 - Валле; 3 – Bozdanowo) (по С.А. Яценко).


2. Наконечник из Задовице (Zadovice), Калишское воеводство (Nadolski 1953, s. 90-92) (рис. 2, 2). Здесь на двух сторонах симметрично представлен знак № 5. Он не имеет сегодня точных аналогий в Сарматии, однако там известна со 2-й половины I в. н.э. серия gakk, представляющих собой этот знак с различными дополнениями (Яценко, 2001, рис. 5, № 77; 6, №№ 24, 86). Gakk № 6 представляет зеркальное отражение предыдущего: в Сарматии надежно документированы случаи, когда два gakk, являющиеся зеркальными отражениями друг друга, использовались одним человеком (например, царями Боспора [2]) (Яценко, 2001, рис. 3, d). Два таких gakk изображены рядом, одна над другой. Знак № 7 представляет собой знак № 1 выше - схематическое изображение растения с мелкими веточками (близкую аналогию последнему см. на Боспоре в I – сер. II вв. н.э.: Яценко, 2001, рис. 5, № 58). Gakk № 8, как и № 5, изображен симметрично на обеих сторонах копья. Он ранее всего документирован на востоке Украины в тот же период (Яценко, 2001, рис. 5, № 62). Знак No 9сохранился только наполовину. Однако форма его редкая и без труда восстанавливается. Он известен в скоплении gakk на Западной Украине (Кривой Рог), где встречены, главным образом, знаки того же периода – I – сер. II вв. н.э. (Яценко, 2001, с. 68-69, рис. 12). Gakk № 10 известен в скоплении на одной из каменных плит, найденных в Танаисе (Драчук, 1975, табл. XIII/3, № 53). К сожалению, он не имеет узкой даты. Что касается знака в виде зигзага, размещенного ниже одного из полумесяцев, то он, вероятно, не являлся меткой идентичности (gakk).

3. Наконечник из Стрыцовице (Strycowice), Калишское воеводство (Nadolski, 1952, s. 221-222, ryc. 1, 2) (рис. 2, 3). Здесь в верхней части острия копья нанесены рядом, на разных гранях знаки №№ 5 и 6. Ниже представлены два gakk в виде триквестра со спиральными концами № 22. В изучаемый период эти знак использовал какой-то сарматский клан на самой дельней восточной окраине Европы – на Южном Урале (Яценко, 2001, рис. 6, № 92). Кроме того, этот знак представлен в межрегиональном скоплении на мраморном льве № 1 из Ольвии (Драчук, 1975, табл. VIII, № 555). Gakk из Стрыцовице отличается от них лишь гипертрофированными, закрученными в спираль концами (что в сарматских и позже северокавказских обществах допускалось для вариантов написания одного и того же знака).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Рис. 4. Типы сармато-аланских знаков-gakk на германских парадных инкрустированных копьях II-III вв. н.э. (по С.А. Яценко).

4. Наконечник из Янково (Jankowo), Познаньское воеводство (Antoniewicz, 1919, s. 101, ryc. 5) (рис. 2, 4). Он не имеет граней и украшен тремя парами знаков. В верхней паре представлены gakk №№ 11-12. Знак № 11 использовался на Нижнем Дону еще в начале I в. н.э. (Яценко, 2001, рис. 4, № 7). Знак № 12 , несмотря на очень простую форму (дуга), очень редко встречается в Сарматии и характерен с I в. н.э. для варварских районов Крыма (Яценко, 2001, рис. 5, № 16; 6, № 15). В средней паре знак № 13 не имеет точной аналогии у сарматов. Но они использовали его зеркальное отражение, идентичное gakk № 17 (см. ниже), что, как уже отмечалось, документируется иногда для знаков одного хозяина. Знак № 14 использовался на Западной Украине во 2-й пол. I в. н.э. в правление сарматского царя Инисмея (Яценко, 2001, рис. 5, № 105). Нижнюю пару образуют два одинаковых gakk № 8.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Германские парадные копья ll - lll вв.
« Ответ #2 : 03 Апреля 2012, 17:55:43 »


5. Наконечник из Вжесьни (Wzesnia), Познаньское воеводство (Krause, Jankuhn, 1966, S. 74-75, fig. 51, 13) (рис. 2, 5). Два gakk изображены в средней части каждой из его сторон, рядом символом небесного святила. Gakk № 15 представляет собой знак из двух соединенных ромбов, известных на Восточной Украине в I – начале II вв. н.э. (Яценко, 2001, рис. 5, № 69) на концах два знака № 1. Точные аналогии не известны. Знак № 16 на другой стороне копья наиболее близок gakk, известному на плите со знаками I в. н.э. из Восточного Крыма (Винокуров, 2004, рис. 1/ 2, № 7) [3], и отличается тем, что основная «ось» вертикальная, а не наклонная; экземпляр этого варианта представлен и на самом востоке Сарматии (скопление в храме Байте III в Западном Казахстане) (Яценко, 2001, рис. 6, № 86; 16/I).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Рис. 5. Копье со знаком II-III вв. н.э. из Западной Украины (?). Частная коллекция.

6. Наконечник из Мюнхенберг-Дамсдорф (Munchenberg-Dahmsdorf ), округ Страусберг в низовьях Одера (Leube, 1975, S. 88-89, Fig. 7) (рис. 2, 6). Здесь все изображения на одной из сторон (сарматские gakk, знак полумесяца) имеют на концах декоративные треугольники из трех точек (они сопровождают и кружки внизу). Два знака на одной из сторон представлены один над другим. Знак № 17 известен на Западной Украине во 2-й половине I в. н.э. (Яценко, 2001, рис. 5, № 100; 25, б; 21, д). Он, вероятно, принадлежал хозяину деревянной арфы 2-й половины I в. н.э. из Козырки недалеко от Ольвии (Simonenko, 2004, Abb. 9-10), который, скорее всего, был родом с Дона (Яценко, 2001, с. 78). Наиболее близкий знак (без точек у концов известен там на котле из Мокрого Чалтыря (рис. 7, I, 39). Знак № 18 неоднократно встречен на территории Боспорского царства (Сапрыкин, Масленников, 2008). Знак № 19 на другой стороне копья известен также в скоплении из пещеры Ак-Кая I (Восточный Крым), где большинство определимых gakk датируется I – 1-й пол. II вв. н.э. (Яценко, 2001, рис. 13, I). Он представлен в данный период и на гадательном астрагале из крепости Артезиан в том же Восточном Крыму (рис. 7, I, 13).

7. Наконечник из Медова (Medow) на германском побережье Балтики, округ Анклам (Schoknecht, 1971, S. 194-200, Taf. 29) (рис. 2, 7). Этот предмет лишен декора, на нем изображены только знаки-gakk. В центре симметрично на двух гранях изображены однотипные знаки. Они представляют тип № 22, который, вероятно, происходит от буквы одного из древних алфавитов. Точные аналоги у которых у сарматов пока не найдены, но очень близкие образцы известны как у средневековых аланов Северного Кавказа (могильник Крейды) (Яценко, 2001, рис. 36, № 34). Они использовались также в районе Аральского моря, откуда в I в. н.э. пришли в Восточную Европу предки ранних аланов – в Хорезме (Яценко, 2001, рис. 27, № 82) и на среднем течении Сырдарьи (Байпаков, Подушкин, 1989, рис. 64). На периферии наконечника представлена свастика с округленными концами, которая в иранском мире широко использовалась в качестве метки идентичности (nishan, gakk) (No 20). В Сарматии она известна на знаменитой каменной плите из Керчи 1871 г. с 480 знаками (Драчук, 1975, табл. III, № 560) и в скоплении на деревянной арфе из Козырки (Simonenko, 2004, Abb. 15). Эти знаки в нижней части данного предмета также расположены симметрично парой, а в верхней – только один знак на левой грани. На противоположной стороне копья нанесена группа солярных символов в виде концентрических кругов; выше и ниже их гравированы знаки № 20 в том же порядке, что и другой стороне наконечника. Однако здесь два нижних знака имеют на двух концах дополнительный элемент в виде (сравн. Рис. 4, №№ 17-18).


И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Германские парадные копья ll - lll вв.
« Ответ #3 : 03 Апреля 2012, 17:58:29 »

8. Наконечник из Сушично (Suszyczno), Полесье, Западная Украина (Кухаренко, 1961, рис. 46, 12) (рис. 3, 1). Здесь на одной из граней нанесена руническая надпись, на другой – неясный знак (возможно – солярный) и gakk № No 6. На другой стороне изображены симметричный ему знак № 5 и четыре сложных геометрических знака, которые, вероятно, не являлись gakk.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Рис. 6. Копье со знаками, изображениями святых и надписью ”Anbianioni vivas” из Reinisches Landesmuseum, Трир. IV в. н.э. (Rom und die Barbaren, 2008, No. 263).


9. Наконечник из Вале (Valle), Опланд, юго-восточная Норвегия (Herteig, 1955, S. 9-10; Taf. 3) (рис. 3, 2). В отличие от большинства описываемых, он совершенно лишен декора. На нем схематично представлена одиночный знак № 23 одного из знаменитых сарматских правителей “Великой Аорсии” на Западной Украине – Фарзоя (49-70?), чеканившего монеты в Ольвии (Scukin 1993, fig. 3/22, 25; Яценко 2001, с. 22, 48-49; рис. 5, № 85). Его сарматский клан происходил, видимо, из более восточного области на Кубани, Северо-Западный Кавказ (Яценко, 2001, с. 48). Рядом (на противоположной грани наконечника) изображен, кроме того, простой по форме gakk № 12.

10. Наконечник из могилы 19 в Боджаново (Bodzanowo), Врославское воеводство (Zielonska, 1958, s. 369-370, ryc. 72, f) (рис. 3, 3). Его втулка также не украшена. Мы видим на наконечнике только уже названную тамгу царя Фарзоя (№ 23) и вокруг него серию схематичных солярных знаков в виде кругов с точкой внутри.

11. Наконечник из с. Недобоевицы, Черновицкой области Украины (Буковина) (рис. 3, 4) является недавней и самой восточной находкой (Михайлiна, Пивоваров, Рiдуш, 2003, обложка) и детально описан и анализируется в данной статье. Этот железный наконечник копья был найден местным жителем села во время рытья ямы для погреба на своем огороде. Само село находится в 12 км на юго-восток от города Хотин. Усадьба крестьянина размещается в северо-восточной части села, на возвышенности, которая доминирует над местностью. Наконечник был обнаружен на глубине около метра, других находок, по словам нашедшего, вместе с ним не было. Археологические раскопки на месте находки провести не удалось.

Наконечник копья имеет длину 20,3 см, наибольшая ширина пера лезвия 3,8 см., длина втулки 5 см, диметр – 2 см. По центру лезвия проходит гребневидное ребро. В древности поверхность пера была покрыта серебром, о чем свидетельствуют его остатки на отдельных участках. Втулка наконечника инкрустирована серебром. Она разделена в верхней и средней части поясками из двойных параллельных линий, по нижнему краю линия одинарна. В каждом из двух секторов, образованных этими линиями, размещены два ряда повторяющихся однотипных знаков (по четыре знака в каждом). Знаки имеют высоту 0,8 см, ширину – 1 см.
На территории Черновицкой обл. наконечник копья такого типа, но больших размеров и без инкрустации, был обнаружен в могильнике в селе Оселивка. Он находился в погребении с урной № 70, вместе с ритуально поврежденным мечом римского типа и щитом. Данное захоронение автор раскопок Г.Ф. Никитина относит к пшеворской культуре и датирует второй пол. II - началом второй пол. III вв. н.э. (Никитина, 1988, c. 65; рис. 39; 1995, c. 65-67) [4] (4).
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Германские парадные копья ll - lll вв.
« Ответ #4 : 03 Апреля 2012, 18:00:37 »


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или ВойдитеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Рис. 7. Региональное и хронологическое распределение знаков собственности сарматского облика (gakk) на территории Боспорского царства I-III вв.: I – период I (нач. I – сер. II вв. н.э.); II - период II (сер. II – сер. III вв. н.э.); а – Европейский Боспор; б – Азиатский Боспор; в – округа Танаиса (по Яценко, 2009, рис. 1).


На первый взгляд, повторяющиеся знаки на втулке нашего копья – это просто редко встречающийся элемент орнамента. Однако они имеют точную аналогию в корпусе сарматских знаков-gakk Северного Причерноморья и на одном из уже рассмотренных германских копий с сарматскими gakk. Изображения знаков, представленных на копье, находим еще в 1-й пол. I в. н.э. на сарматском бронзовом котле из кургана 16/9 могильника Криволиманный I на Нижнем Дону. Там рельефные изображения этих gakk оформлены как ручки котла и прилегающий к ним верхний его край (Ильюков, Власкин, 1992, c. 153; рис. 39, 2; Яценко, 2001, рис. 4, № 7). Кроме того, одиночный знак этого типа (№ 11) представлен вместе с пятью другими сарматскими gakk на упомянутом копье II – начала III вв. н.э. из Янково (Dobrzanska, 2001, fig. 5, 3).

Д.Н. Козак, который исследовал пути продвижения готских племен через земли современной Украины, считает, что, мигрируя от берегов Балтийского моря на юг, они на некоторое время остановились на территории Волыни. Здесь они разделились на остготов и вестготов и разными путями направились в Северное Причерноморье. Вестготы двинулись к истокам Днестра. Но здесь на пути их движения оказались крупные объединения славянских племен, которые не пропустили их через свою территорию. Поэтому вестготы вынуждены были свернуть к Южному Бугу и двигаться вниз по его течению. Только в районе Каменец-Подольского – Хотина они смогли выйти к Днестру и продолжить свой путь через Днестровско-Прутское междуречье на юг (Козак, 1993, c. 28-29).

12. Нам удалось ознакомиться с фото еще одного подобного копья, случайно найденного на Украине. Оно практически лишено декора (рис. 5). В нижней части пера справа – единственный инкрустированный серебром знак-gakk. Здесь представлен знак крымского клана I-II вв. - одного из наиболее политически активных в Сарматии (Яценко, 2001, рис. 19, № 11), наиболее близкий нашему gakk № 19.

Подведем итоги нашего анализа. Несомненно, знаки на копьях пшеворской культуры являются сарматскими по происхождению. Однако большинство определимых на сегодняшний день (по хронологическим периодам и регионам) gakk в самой Сарматии использовались, прежде всего, в предшествующий период (с I до середины II вв. н.э.) (ср. рис. 7, I, 13, 19-20, 36, 39-40). Лишь четыре знака (№№ 8, 12, 17 и 21) достоверно использовались там во время, когда существовали копья (Яценко, 2001. Рис. 6, № 12; 7, №№ 13, 15, 92). В двух случаях из четырех эти gakk и в интересующее нас время встречены не только к западу, но и к востоку (Средний Дон) от первоначального ареала (северного берега Азовского моря); там они изображались больших бронзовых сарматских котлах в богатых женских погребениях. Вероятно, эти знаки попали с вещами, служившими их хозяйкам приданым к свадьбе, на их новое место жительства, и отражают политические браки сарматской знати разных регионов (Яценко, 2001, с. 36-37; рис.  8 )Только один знак № 12 продолжал использоваться каким-то аристократическим кланом в Крыму от середины I в. н.э. до нашествия гуннов во 2-й пол. IV в. н.э. (Яценко, 2001, рис. 5, № 16; 6, № 15; 7, № 21).

Интересна региональная принадлежность ранних образцов тех знаков, которые представлены на копьях. Они связаны, прежде всего, с двумя регионами – Западной Украиной (№№ 14, 17, 23) и бассейном Нижнего Дона (№№ 2, 11), где во второй пол. I – начале II вв. н.э. локализовались наиболее могущественные политические объединения кочевников – «Великая Аорсия» царей Фарзоя, Инисмея и иных и Алания с царским кланом Аравелианов. Единичные gakk относятся к варварским районам Крыма (№ 12 и знак на копье 12), Восточной Украине (№8) к Боспорскому царству (№ 18) и даже к Южному Приуралью (№ 21). (Знаки №№ 1, 9-10, 19 в Сарматии найдены лишь в скоплениях знаков на сакральных объектах, имеющих межрегиональный характер, и они пока не могут быть связаны с конкретным регионом). Несколько определимых gakk из нашей коллекции принадлежат к числу наиболее активных в политическом отношении кочевых аристократических кланов сармато-аланов, знаки которых многократно встречены в ритуальных скоплениях разных ее регионов (№№ 2, 8, 12, 17, 20) (Яценко, 2001, с. 86-87, рис. 19).
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Германские парадные копья ll - lll вв.
« Ответ #5 : 03 Апреля 2012, 18:06:47 »

Но каким образом знаки собственности сарматской аристократии могли использоваться их северо-западными германскими соседями? Ведь известно, что использование чужой метки идентичности без санкции ее хозяина неизбежно приводило к серьезному конфликту, в том числе – к длительной войне. Ответ дает нам этнология народов Северного Кавказа, где, как удалось выяснить, сохранились преимущественно древние сарматские традиции использования этих знаков (Яценко, 2001, с. 12-14). Судя по сохранявшемуся там еще недавно обычаю, пользоваться тамгой знатного клана могли представители других народов, которые (1) дали клятву дружбы, (2) вступили в брак с его представителями, или (3) оказались в личной зависимости от аристократа (Яценко, 2001, с. 22). В данном случае возможны как первый, так и второй варианты.

Известно, что к началу II в. н.э. сарматы глубоко вторгались на северо-запад в лесную зону и оказали воздействие на лесные племена (Tacit. Germ. 46). Но в то время, когда эти знаки наносились на копья в Польше, кланы – их первоначальные хозяева в собственно Сарматии уже, в основном, исчезли под давлением новых пришельцев с востока – носителей раннего варианта позднесарматской культуры. Кроме того, знаки нанесены на вещах, которые сарматами в этот период для нанесения gakk не использовались – на германских ритуальных копьях. Эта ситуация объясняется просто. Германцы могли «по праву» использовать знаки дружественных аристократических сарматских кланов, в том числе и после того, как последние были физически истреблены в ходе столь характерных для кочевников непрерывных жестоких войн. На Северном Кавказе еще недавно существовала традиция: после исчезновения знаменитого и воинственного клана брать его знак в качестве эмблемы соседями (даже не относящимися к тому же народу) для получения удачи и части божественного благословения (иран. farn) этого клана (Лавров, 1978, с. 105). Так древние формы gakk сохранялись в определенном регионе, часто пережив исчезновение целых народов.

Интересно, что позже на территории Боспорского царства, находившегося как под сарматским, так и под германским влиянием, могиле 1841 г. в Керчи (которую В.Ю. Малашев датирует второй третью 4 в. н.э.: Яценко, Малашев, 2000, с. 228), найден покрытый золотой фольгой наконечник копья, принадлежавший царю, украшенный драгоценными камнями и оригинальной тамгой (Древности, 1854, таб. XXVII/7; Соломоник, 1959, № 66; Яценко, 2001, с. 60; рис. 7, № 10). Получив право использовать клановые знаки сарматских аристократов, германцы также, вероятно, восприняли кочевую традицию во время важного события наносить серию тамг его участников на один предмет. Вместе с тем, германские скопления знаков такого типа сопровождаются не только надписями (на сарматских скоплениях знаков известны древнегреческие тексты), но и символами солнца и луны (у сармато-аланов на них преобладают изображения различных животных).

На копьях пшеворской культуры можно выделить четыре группы сарматских gakk, принадлежавших четырем группам родственных кланов сармато-аланов, наиболее тесно контактировавших с германцами. Самая обширная группа представлена знаком № 1 и знаками, которые включают его как один из элементов (рис. 4, a) (такие знаки изображены на 5 наконечниках, включая копье 12). Другие группы включает знак № 6, его зеркальное отражение и те типы, которые включают его как элемент (рис. 4, b) (встречены на 4 наконечниках); типы, близкие знаку № 11 (рис. 4, d) (встречены на трех наконечниках) и знак No № 17 (рис. 4, c) (встречены на 2 наконечниках). Один из наиболее популярных формообразующих» знаков № 6 в самой Сарматии пока не найден, хотя, несомненно, именно он послужил основой для серии известных там более сложных форм. Особое место занимают практически лишенные декора копья со знаком могущественного царя аорсов Фарзоя, найденные в Валле и Боджаново. Они свидетельствуют о широких внешнеполитических связей его обширной «державы» (Scukin, 1993) и, вероятно, отражают поиск им военных союзников во время его конфликта с Римом. Судя по тому, что копья с его gakk найдены далеко от границ Западной Украины (в низовьях Вислы и даже на юге Норвегии), дипломатическая активность этого царя простирались очень далеко.

Анализ пространственного распространения наконечников со знаками-gakk показывает, что экземпляры с наибольшим разнообразием типов знаков обнаружены обычно в бассейне Вислы (Яноко, Вржесьня, Розвадув, Стрыцовице) – в зоне концентрации готов в данное время, на востоке же ареала – на Западной Украине (Сушично, Недобоевицы, неизвестный пункт со знаком № 12) – известны образцы с каким-либо одним типом gakk.

Инкрустированные германские копья с сарматскими знаками, найденные, главным образом, на территории Польши – одно из первых ярких проявлений восточных влияний (т.н. «сарматизма») в культуре этой страны, которые позже проявлялись и в других сферах культуры (см., например: Sulimirski, 1970; Borchard, 1970; Тананаева, 1979, с. 10-16).
                                                                                                            24.04.2009, Москва.

Список литературы
Байпаков К.М., Подушкин А.Н. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры Южного Казахстана (I тысячелетие до н.э.). Алма-Ата, 1989.

Винокур И.С., Вакуленко Л.В. Киселевский могильник І-ІІ вв. н.э. //  КСИА. Вып. 112. М., 1967. 

Винокур І.С. Сармати у Прикарпатті // Археологічні студії. Київ, Чернівці, 2000.

Винокуров Н.И. Плита с монограммами и тамгообразными знаками, найденная при раскопках «Цитадели» городища Артезиан // Древности Боспора. Т. 7. М., 2004.

Драчук В.С. Системы знаков Северного Причерноморья. Киев, 1975.

Древности Боспора Киммерийского, хранящиеся в Императорском Эрмитаже. Т.2. СПб., 1854.

Ильюков Л.С., Власкин М.В. Сарматы междуречья Сала и Маныча. Ростов-на-Дону, 1992. 

Козак Д.Н. Взаємовідносини словян і германців на території України в першій половині І тис. н.е.)  // Археологія. 1993. № 2.

Кухаренко Ю.В. Ранний железный век Полесья (САИ. Вып. Д1-29). М., 1961.

Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

Малашев В.Ю., Яценко С.А. О полихромном стиле позднеримского времени на территории Сарматии // Stratum plus. 2000. No 4. СПб., Кишинев.

Мелюкова А.И., 1953. Памятники скифского времени на Среднем Днестре) // КСИИМК. Вып. 51. M., Л. 

Михайлiна Л.П., Пивоваров С.В., Рiдуш Б.Т. Буковинский центр археологiчних дослiджень: тематичний покажник публiкаiй.Чернiвцi, 2003.

Никитина Г.Ф. Могильник у с. Оселивка Кельменецкого района Черновицкой обл. // Могильники черняховской культуры. М., 1988.

Никитина Г.Ф. Анализ археологических материалов черняховской культуры у села Оселивка. М., 1995. 

Сапрыкин С.Ю., Масленников А.А. Граффити и дипинти с хоры античного Боспора. Симферополь, Керчь, 2007.

Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев, 1959.

Тананаева Л.И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М., 1979.

Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001.

Яценко С.А. О последовательности нанесения серий тамг на надгробные плиты из некрополя Пантикапея // Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. СПб., 2002.

Яценко С.А. Западный Казахстан и Северное Причерноморье: сарматские тамги в святилище Байте III // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века (Материалы XI международной научной конференции). Ростов-на-Дону, 2003.

Яценко С.А. О знаках-тамгах в святилище Байте III на Западном Устюрте // Вопросы археологии Западного Казахстана. Вып. 2. Актобе, 2005.
Яценко С.А. Тамги и эпиграфика Боспора: новые версии // Боспорский феномен: проблема соотношения письменных и археологических источников. Материалы международной научной конференции. СПб., 2005.

Яценко С.А. Знаки собственности сарматского облика (gakk/nishan) в сельских районах Боспорского царства I-III вв. н.э. // Древности Боспора. Т. 13. М., 2009.

Antoniewicz W. Zelazne oszczepy inkrustowane z Kamienicy w pow. Jaroslawskim // Przeglad Archeologiczny. No I. Zesz. 3-4. Warszawa, 1919.

Borchard G.E. Reflections on the Polish noblemen attire in the Sarmatian tradition // Costume. 1970. No 4.   

Dobrzanska H. Contacts between Sarmatians and the Przeworsk Culture community // International Connections of the Barbarians in the 1st–5th centuries AD. Proceedings of the international conference held in 1999 in Aszod and Nyirgyhaza. Aszod, Nyirgyhaza, 2001.

Herteig A. Bidrag til jernalderns busetningshistorie pd Toten. Oslo, 1955.

Kaczanowski P. Chronologia inkrustowanych grotow broni drzewcowey z okresu wplywow rzynskich z obrazu europejskego Barbaricum // Scripta Archeaologica. Krakow, 1988.

Kaczanowski P. Klasyfikacja drotow broni drewcowej kultury przeworskiej z okresu Pzymskiege. Krakow, 1995. 

Kostrzewsky J. Pismo obrazkowe, znaki wlasnosci szy symbole religijne? // Przeglad Archeologiczny. Ns. II-III. Zesz. 3-4, Warszawa, 1921.

Krause W., Jankuhn H. Die Runeninschriften im alten Fithark // Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Gottengen. Phil.-Hist. Klasse. Bd. 65. Gottengen, 1966.

Leube A. Die romische Kaiserzeit im Oder-Spree-Gebeit // Veroffentlichungen des Museums fur Ur- und Frunhgeschichte Potsdam. Bd. 9. Potsdam, 1975.

Nadolski A. Kilka uwag o inktustowanych grotach oszczepow z poznego okresu rzymskiego // Slavia Antiqua. 1949/1950. No 2. Warszawa, 1952.

Nadolski A. Dva interesujace przedmioty z cmentarzyska w Zadowicach, pow. Kalisz // Sprawodzania PMA. V. Warszawa, 1953.

Rom und die Barbaren. Europa zur zeit der Volkerwanderung. Bonn, 2008.

Schoknecht U. Eine verzierte Lanzenspitze von Medow, Kr. Anklam // Ausgrabungen und Funde. 1971. Bd. 16.

Schuchhardt K. Vorgeschichte von Deutschland. Berlin, 1928.

Scukin M.B. A propos des contacts militaries entre les Sarmates et les Germains a l’epoque romaine (d’apres l’armement et specialement les umbo de boucliers et les lances) // L’Armee Romaine et les Barbares du IIIe au VIIe siecle. Paris, 1993.
   
Simonenko A.V. Eine sarmatische Bestattung mit Tamga-Zeichen im Gebiet Olbias // Eurasia Antiqua, Bd. 10. Berlin, 2004.

Smiszko M. Grot dsirytu z runicznym napisem z Rozzwadowa nad Sanem // Wiadomosci Archeologiczny. T. XIV. Warszawa, 1936.

Sulimirski T. The Sarmatians. London, 1960.

Yatsenko S.A. The Ancient and Early Medieval Iranian-Speaking Peoples of the Eastern Europe, Iran, Transoxiana and South Siberia” // Traditional Marking Systems: Presence, Symbolism and Usage (Ed. by J. Evans Pim, O. Perrin, S.A. Yatsenko). London, 2009 (In print).

Zielonska B. Cmentarzysko w Bodzanowie w pow. aleksandrowskim // Przeglad Archeologiczny. 1954-1956. T. X. Warszawa, 1958.

Примечания.

[1.] Участие Г. Добжаньской состоит в привлечении части польской библиографии по данной проблеме. Участие А.В. Пивоварова заключается в характеристике изделия № 11 из Недобоевиц и «сарматского» культурного фона этой находки. Основой статьи является одноименный доклад С.А. Яценко, зачитанный вне программы 16.10.2002 на IV международной конференции «Боспорский феномен» в Петербурге. См. также: Yatsenko, 2009, figs. 8-11.

[2.] См. дискуссию об использовании сарматских знаков царями Боспора (Яценко 2005б, с. 414-418).


[3.] Трактовка автором публикации Н.И. Винокуровым знаков этой плиты как схемы последовательности правления боспорских царей, к сожалению, пока не имеет под собой реальных оснований.

[4.] Знаки-gakk – далеко не единственные следы присутствия сарматов в Черновицкой области во II – первой пол. III вв. н.э. Здесь известно несколько сарматских могильников. Так, в кургане скифского времени у с. Ленковцы было обнаружено 18 более поздних впускных сарматских погребений (Мелюкова, 1953, c. 60-67). Могильник с 10 погребениями обнаружен у села Киселев (Винокур, Вакуленко, 1967, c. 168-192). Сарматские могильники известны и в соседних регионах: в Ивано-Франковской и Тернопольской областях Украины и в Молдове (Винокур, 2000, c. 50-57).

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...