Монетонос
   

*             Наша галерея

Осень Великого поля.

Просмотров: 3878
Автор: ZOREAN
манетульки

Просмотров: 7660
Автор: ИНОЧКИН
Георгий.

Просмотров: 3993
Автор: vrangel
рашн саламандр

Просмотров: 4615
Автор: busa
немного меди

Просмотров: 2704
Автор: mazzaxaka
Деньга Ивана Грозного.

Просмотров: 7683
Автор: Sarmat-Stalingrad
Прекрасный город Владимир.

Просмотров: 3710
Автор: nicknov

Автор Тема: Раифский монастырь  (Прочитано 2378 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн путник

  • просто Путник
  • Закрытый клуб
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4415
  • Карма: 335
  • Пол: Мужской
  • с прибором
    • Просмотр профиля
  • регион: городок на Волге
Раифский монастырь
« : 21 Марта 2012, 12:34:51 »
Недалеко,километров пятнадцать,от Казани есть Раифский монастырь,построенный на месте марийского капища,находил монетки от Петровской чешуи и далее. :)



Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.

Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.

Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.

Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.

Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.

В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.

В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.

Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: "Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем". По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, "церкви Божьи со всею утварью и колоколами", как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, "озаботился устроением обители в лучшем виде" и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, "родом казанца, устроителя Раифской пустыни", как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде.

С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.

Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. "Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины". Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.

В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.

Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).

14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.

Самая "молодая" постройка Раифского монастыря - собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой - пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале 20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.

При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века - 30 человек, в 1764 году - 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году - 42 человека, в 2001 году - 60 человек.
Люди! Будьте терпимы друг к другу.

"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)

Оффлайн путник

  • просто Путник
  • Закрытый клуб
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4415
  • Карма: 335
  • Пол: Мужской
  • с прибором
    • Просмотр профиля
  • регион: городок на Волге
Re: Раифский монастырь
« Ответ #1 : 21 Марта 2012, 12:36:58 »
 :)
Люди! Будьте терпимы друг к другу.

"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)

Оффлайн путник

  • просто Путник
  • Закрытый клуб
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4415
  • Карма: 335
  • Пол: Мужской
  • с прибором
    • Просмотр профиля
  • регион: городок на Волге
Re: Раифский монастырь
« Ответ #2 : 21 Марта 2012, 12:39:07 »
 :)
Люди! Будьте терпимы друг к другу.

"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)

Оффлайн путник

  • просто Путник
  • Закрытый клуб
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4415
  • Карма: 335
  • Пол: Мужской
  • с прибором
    • Просмотр профиля
  • регион: городок на Волге
Re: Раифский монастырь
« Ответ #3 : 21 Марта 2012, 12:47:04 »
Чудотворный образ Грузинской Божией Матери.
Люди! Будьте терпимы друг к другу.

"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)

Оффлайн ai33

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1220
  • Карма: 47
  • Пол: Мужской
  • тряхнём стариной
    • Просмотр профиля
  • регион: москва домодедово
Re: Раифский монастырь
« Ответ #4 : 21 Марта 2012, 14:15:24 »
путник, спасибо был там лет 10 назад точно не помню, такой красоты тогда не было  _!

Оффлайн Старый фантазёр

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2243
  • Карма: 53
  • Пол: Мужской
  • Всё что потеряно - должно быть найдено!
    • Просмотр профиля
  • регион: СПб, почти г.Пушкин.
Re: Раифский монастырь
« Ответ #5 : 21 Марта 2012, 15:08:18 »
А никто не знает более подробную историю (чем в Википендиии) этой иконы? Особо интересно история создания(оригинала) и как это пропала? А искать никто не пробовал?
Жизнь вольного копателя измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание при подъёме артефакта. Время на копе утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить с максимальной пользой”-Один раз осознал, что ем пельмени на ходу - за рулём

Оффлайн путник

  • просто Путник
  • Закрытый клуб
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4415
  • Карма: 335
  • Пол: Мужской
  • с прибором
    • Просмотр профиля
  • регион: городок на Волге
Re: Раифский монастырь
« Ответ #6 : 21 Марта 2012, 15:43:41 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
А никто не знает более подробную историю (чем в Википендиии) этой иконы? Особо интересно история создания(оригинала) и как это пропала? А искать никто не пробовал?

 Не знаю,купил икону в 90-ых,во время первого посещения монастыря...я вообще люблю старые церкви,не могу ходить в современные...не то...очень люблю Саровский монастырь,ездим туда к престольному празднику,посмотрю в компе и выложу.
Люди! Будьте терпимы друг к другу.

"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)