Пожалуйста,
зарегистрируйтесь
или
войдите
1 час
1 день
1 неделя
1 месяц
Навсегда
input code
Начало
Помощь
Поиск
Календарь
Галерея
Вход
Регистрация
Наша галерея
ягодка
Просмотров: 3451
Автор:
Long 13
Интересное ядро с клеймом
Просмотров: 4389
Автор:
dimonmute777
2 копейки
Просмотров: 2217
Автор:
RRvlad
Боголюбово.
Просмотров: 3541
Автор:
ZOREAN
Костомарово..
Просмотров: 4091
Автор:
Четвертак
Облигация
Просмотров: 2719
Автор:
РУСТАМ К
ложки вилки
Просмотров: 4361
Автор:
aleks.6411
Монетонос
»
Разное
»
Видео-фото-авто-разное
»
Старинные фотографии
(Модераторы:
Светик
,
BALU
) »
Старая Казань
« предыдущая тема
следующая тема »
Печать
Страницы:
1
2
[
3
]
4
Вниз
Автор
Тема: Старая Казань (Прочитано 17492 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #30 :
18 Марта 2012, 11:24:07 »
Одна из архитектурных достопримечательностей Казани - дом, стоящий на стрелке улиц Горького и Галактионова, бывших Малой и Большой Лецкой (Лядской). Благодаря этому дому в памяти казанцев сохранилось имя его первого владельца - купца Кекина, ведь до сих пор он называется "домом Кекина", хотя мало кто из казанцев знает, кем был этот самый Кекин.
А вот до революции эту фамилию знали не только в Казани. Купцы и промышленники Кекины вели коммерческие дела во многих городах России.
Род их пошёл из Ростова Великого. Именно там начал в XVII веке "азиатское торговое дело" (торговлю с кочевавшими по Уралу казахами) Дмитрий Гаврилович Кекин. Его сын Григорий Дмитриевич, продолживший дело отца, считался самым богатым жителем Ростова. А уже в XIX веке городским головою в Ростове был Иван Федорович Кекин.
Благодаря торговым делам фамилию Кекиных знали в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иванове, Чистополе. В Казани дела вели несколько поколений Кекиных. Владельцем знаменитого дома, запечетленного на фотографии, был Леонтий Владимирович Кекин.
Дом был построен на месте старого двухэтажного здания, принадлежавшего водочному заводчику Санину. В 1902 году старый дом был разобран, и в 1905-м вместо него, по проекту модного тогда архитектора Генриха Руша, началось строительство нового. Впервые в Казани при строительстве дома было применено электрическое освещение, что позволило вести строительство не только днём, но и ночью. Благодаря этому дом был готов в рекордные по тем временам сроки - за один строительный сезон.
Использовался он как "доходный дом": на первом этаже здания находился универсальный магазин, который по тем временам являлся одним из наиболее крупных и рентабельных в Казани. Конкурентным преимуществом, которое было и остается у дома Кекина, является выгодное месторасположение. Дом Кекина близок как к деловой, так и студенческой части города, а в дореволюционный период он был также окружен густонаселенными жилыми домами. Все это обеспечивало высокую доходность. На верхних этажах здания при Кекине располагались жилые помещения и гостиные номера, которые считались очень престижными.
Как раньше здание выделялось из рядом стоящих, так и сейчас оно притягивает взгляд прежде всего своим уникальным архитектурным стилем. Архитектура здания сочетает в себе множество, казалось бы, трудносовместимых стилей и направлений - готики, барокко, классицизма, бытовой архитектуры XIX века, и даже модерна.
В декабре 2004 дом Кекина был открыт после реставрации. Неизменным он остался только снаружи, внутри же был полностью перестроен, были положены новые перекрытия, покрыта заново крыша.
Новый владелец здания, коммерческая фирма, планирует использовать его как и первый его владелец, то есть как доходный дом - сдавать помещения под магазины и офисы.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #31 :
18 Марта 2012, 11:27:02 »
"... Санитары входят в "Магазин чаю, сахару и кофию и прочих колоннеальных изделий А.М. Ошейникова" и тотчас же, без длинных предисловий, приступают к ревизии.
-М-да-с... - говорит врач, рассматривая красиво сложенные пирамиды из казанского мыла. - Каких ты у себя здесь из мыла вавилонов настроил! Изобретательность, подумаешь!..."
А.П.Чехов. "Надлежащие меры".
На фотографии главный корпус стеаринового завода братьев Крестовниковых.
Казанское мыло, о котором пишет А.П.Чехов, как и свечи и другие изделия химического завода братьев Крестовниковых были известны по всей России и пользовались большим спросом. В 1853г. Крестовниковы построили в Казани стеариново-мыльный завод. В 1910 г. количество работающих у Крестовниковых составляло 1800 человек, а годовой оборот составлял 13 млн. рублей, невиданную по тем временам цифру.
На фото справа - вид завода в первый год существования.
Количеству наград могут позавидовать многие современные химкомбинаты. Первую награду - большую золотую медаль от Вольного экономического общества завод получил в 1861 г. В том же году - серебрянную медаль Петербургской мануфактурной выставки, что дало право на изделиях изображать государственный герб - своебразный знак качества того времени. Затем награды на Московской 1865 и 1882 годов, а в 1870 г. опять на Петербургской мануфактурных выставках.
На фото - дом Крестовниковых на территории завода.
В 1862 г. изделия завода Крестовниковых получили почетный отзыв на Лондонской Всемирной выставке. В 1867 году сразу 2 почётные награды: серебряная медаль на Парижской и золотая медаль на Филадельфийской выставках. В 1878 г. на Парижской, а в 1878 и 1889 гг. на Румынской выставках - большие золотые медали.
После революции завод был национализирован и стал называться химкомбинатом им.Вахитова. Сейчас АО "Нэфис" выпускает продукцию также известную не только в России: моющие и чистящие средства "Сорти", "BiMAX" и множество другой продукции.
На фото - общий вид заводов.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #32 :
18 Марта 2012, 11:29:48 »
Красивейшая церковь из красного кирпича, построенная по проекту Ф.Д.Малиновского, заменила собой деревянную церковь во имя трех святителей казанских - Гурия, Варсонофия и Германа, находившуюся на отдаленной тогда окраине города за Суконной слободой - на углу улиц Лаврентьева и 1-ой Оренбургской (нынешних Качалова и Шаляпина). Раньше юго-западную границу города очерчивал вал и ров, который с ростом Суконной слободы был засыпан, а получившаяся на месте рва улица получила название Третьей Поперечно-Большой (ныне ул. Эсперанто). 1-я Оренбургская улица шла параллельно улице 3-ей Поперечно-Большой.
Строительство каменной церкви началось в 1909 г. и закончилось в 1912 г. После перестройки она была освящена во имя трех казанских святителей и во имя самого знаменитого казанского святого - патриарха Гермогена.
Фото А.И.Бренинга сделано 25 мая 1931 года.
Церковь была пятиглавая, с большим куполом в центре. Колокольня же церкви была несколько необычна - напоминала мусульманский минарет.
Построенная на средства прихожан, церковь стала, в некотором роде, рекордсменкой по скоротечности существования. Во времена тотальной войны с религией она была разрушена борцами с "опиумом для народа".
Фото сделано А.И.Бренингом 25 января 1933 года.
После разрушения церкви на ее месте очень долго был пустырь. Сейчас на этом месте стоит двухэтажное здание объединения "Фтизиатрия" и пятиэтажная хрущевка.
Перекресток улиц Качалова и Шаляпина.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #33 :
18 Марта 2012, 11:32:13 »
Пятницкая церковь (справа на переднем плане) и Женский Богородицкий монастырь (на заднем плане).
Слева видно начало Засыпкиной улицы, ныне не существующей. Справа - начало Большой Казанской улицы. Сейчас - перекресток улиц Большой Красной и Батурина.
Трехпрестольная церковь построена в 1730г. на средства купца И.Михляева на месте старой однопрестольной деревянной церкви.
Местными жителями очень почиталась храмовая икона Параскевы Пятницы, хранившаяся еще в деревянной церкви с XVI века (сейчас эта икона хранится в Петропавловском соборе, построенном также на средства И.Михляева). В 1907г. монахиня Богородицкого женского монастыря Людмила подарила церкви крест с частицами мощей Святой Параскевы Пятницы.
Прихожанами церкви были люди небогатые, в основном рабочие суконной мануфактуры Михляева. Но в праздник Святой Параскевы (28 октября) церковь собирала тысячи людей со всего города.
Частые городские пожары не обходили стороной и церковь. Сильно пострадал храм в 1815г. Правый придел был заново освящен в 1821г., а главный престол - лишь в 1831г. В начале 1830-х гг. по проекту архитектора Пятницкого был выстроен входной портик, сохранившийся и поныне. Левый, Пятницкий придел, пришедший в полную ветхость был разобран в 1855г. и выстроен заново, предположительно по проекту Ф.Петонди.
С 1880 по 1907гг. старостой церкви был купец Михаил Тюфилин, выходец из цеховых г. Арзамаса, высокопрофессиональный резчик по дереву, установивший иконостаcы в большинстве храмов Казанской епархии. Сохранились капитально отремонтированный им иконостас Петропавловского собора, иконостас церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, Введенского собора в Чебоксарах.
После революции, как и все сооружения религиозного культа, Пятницкая церковь попала в немилость властей. В 1918г. был расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности священик Пятницкой церкви отец Федор (Гидаспов). В период массовых репрессий в 1937г. храм был превращен в тюрьму для пересыльных заключенных. Была разрушена колокольня.
До конца 1980-х церковь находилась в полном запустении, затем была передана Чувашскому приходу Казанской епархии. Колокольня была востановлена в конце 90-х годов XX века.
При проведении восстановительных работ внутри самой церкви, под папертью были вскрыты массовые захоронения расстрелянных заключенных.
О тюрьме в пятницкой церкви вспоминали в своих мемуарах Евгения Гинзбург и Ибрагим Салахов.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #34 :
18 Марта 2012, 11:34:18 »
Казанскому театру, если можно так выразиться, хронически не везло.
Построенное в 1833 г. собственное деревянное здание на Театральной площади сгорело во время очередного казанского пожара 1842 года.
В 1849 г. архитектор И.Бессонов и художник по интерьерам М.Живокини на средства городской казны на том же месте построили каменное здание театра
Это здание тоже горело в 1860 и 1874 годах. Причем в 1874г., как выяснило следствие, его поджег работающий в театре ламповщик, боявшийся остаться безработным. Дело в том, что в театр в тот год начали проводить газовое освещение.
В последний раз театр горел в 1919г. После пожара сгоревшее здание простояло до 1923г.
На фото - разборка сгоревшего театра.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #35 :
18 Марта 2012, 11:36:52 »
Точная дата постройки Варваринской церкви неизвестна. По одному из преданий в 1779-1780 гг. церковь была перестроена из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева.
По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем, вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому.
Фото из фондов ГОМ РТ.
Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешили жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а ныне сам сосланный туда же. По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884).
Сейчас на этом месте соединяются две улицы - ул. Горького и ул. К.Маркса. Овраг давно засыпан, на его месте проложена дорога и стоит жилой дом.
Справа - литография Э.Турнерелли "Сибирская застава". Собрание видов города Казани, рисованных с натуры. Лондон, 1839 г.
В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын известного поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подросток Федор Шаляпин.
Церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Фактически была построена новая церковь, старая кладка стен сохранилась лишь фрагментами. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.
Фото А.И.Бренинга.
Последним настоятелем Варваринской церкви перед ее закрытием был в период с 1918 по 1930 год - протоиерей Николай Васильевич Петров, профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914-1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921-1923). В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находящийся вблизи сельскохозяйственного и педагогического институтов, посещают всего три-четыре старушки, и ставился вопрос о закрытии храма.
Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка. Священник Николай Петров был арестован и сослан. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #36 :
18 Марта 2012, 11:40:27 »
1.Казанские ярмарки известны были еще с ханских времен. Самой знаменитой была Арская ярмарка в Казани, находившаяся на Арском поле. Приезжали на неё купцы с разных краёв, в том числе из Индии, Китая. Знаменитая Нижегородская (Макрьевская) ярмарка появилась после того, как великий Московский князь Василий III запретил своим подданным ездить в Казань и повелел, в противовес Арской, основать новую ярмарку на левом берегу Волги возле Желтоводского (Макарьевского) монастыря.
Напротив Казанской крепости, на одном из островов существовала другая ярмарка. Во время разлива Волги груженые суда подходили совсем близко к городу и местом торговли становился Купеческий остров, располагавжийся среди рукавов Волги.
Еще одной известной ярмаркой была ярмарка Ташаяк, в нижнем посаде возле Булака. По преданиям, в центре ярмарки стояла огромная каменная чаша, в которую торговцы складывали пошлину.
Непосредствеено перед кремлем находилась еще одна ярмарка - ярмарка в Гостинном дворе. Предположительно здесь находился караван-сарай (торговый центр) ханской Казани. В XVI веке на этом месте построили деревянный Гостинный двор. В 1770 году его выстроил в камне архитектор В.Кафтырев. Во время Пугачёвской смуты Гостинный двор очень сильно пострадал и долго стоял в полуразрушенном состоянии, пока, по личному указу императора Павла I, не началась его реконструкция. Строительством нового Гостинного двора занимался ученик В.Кафтырева, архитектор Ф.Емельянов.
Фотография, представленная на этой странице, сделана со стороный улицы Малой Проломной, нынешней Профсоюзной. Справа на фотографии виднеется Петропавловский собор, по центру стоит Гостиннодворская церковь, одна из красивейших в Казани. Её рисунок издал в Лондоне в 1839 году Эдуард Турнерелли в "Собрании видов города Казани, рисованных с натуры". До наших дней сохранился лишь нижний этаж церкви, сейчас она принадлежит Главному архивному управлению. В здании Гостинного двора сейчас находится Национальный музей Республики Татарстан.
2.1939 год. Празднование XXII годовщины Октября. Площадь свободы. Дом офицеров.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #37 :
18 Марта 2012, 11:44:43 »
1.Вид на озеро Кабан.
2.Окунуться в волшебный мир кино впервые казанцы смогли в октябре 1896 года. Тогда, в саду господина Панаева, в закрытом театре были показаны два сеанса синематографа.
В 1902 году на улице Большой Проломной, в здании построенном еще в середине XIX веке, был открыт кинотеатр «Гри-Гри». Он пользовался у горожан огромной популярностью. После революции кинотеатр некоторое время назывался «Унион», затем в 1938 году он реконструируется по проекту архитектора П.Борисова и переименовывается в «Родину». Под этим названием мы знаем его до сих пор.
3.Русско-турецкая война 1877-1878 годов разразилась в результате острого столкновения интересов давних противников - Российской и Османской империй на Балканском полуострове и Кавказе.
В результате успешных военных операций российские войска в январе 1878 года вышли к Босфору и Стамбулу. Столица Турции была обречена - у российских войск было достаточно сил и средств, чтобы ее занять. Однако, не желая обострять отношения с могущественными Англией и Австро-Венгерской империей Александр II отменил неизбежный, как казалось, штурм бывшего Константинополя.
14 февраля 1879 года в "Казанских губернских ведомостях" был опубликован Высочайший указ о заключении мира, в котором, в частности, сообщалось и о том, что российские войска возвращаются в Россию на места своей постоянной дислокации. Армии объявлялись августейшая благодарность и почет. Чествование победителей происходило по всей стране. Казань как крупнейший город империи не могла остаться в стороне, тем более что казанцы были причастны к достигнутой победе: пороховой завод активно снабжал армию боеприпасами, а 2-я пехотная дивизия героически проявила себя при штурме Шипки и города Ловеча. Поэтому было решено торжественно встретить победителей, устроить парад и соорудить по этому случаю Триумфальные ворота.
С самого раннего утра 29 июня 1879г. горожане стали собираться на равнине между озерами Средний и Верхний Кабан в районе деревни Борисково (ныне - территория Казани), где расположился лагерь 2-й пехотной дивизии и 2-й артиллерийской бригады. Войска выстроились полукругом, напротив них также полукругом разместились казанцы всех сословий. После торжественной части начался церемониальный марш войск в лагеря через Триумфальные ворота, которые были украшены следующими надписями: "2 Артиллерийской бригаде" и "Ловеч, 22 апреля 1877 года", "Плевна, 30-31 августа 1877 года". Арка была увешана дубовыми венками, гирляндами и флагами. При прохождении войск через ворота дамы осыпали воинов венками и цветами. В казармах был уже накрыт праздничный стол.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #38 :
18 Марта 2012, 11:49:46 »
Немного осталось в Казани строений, насчитывающих 300 лет и более. К этим немногим можно по праву отнести остатки некогда обширного Кизического введенского мужского монастыря. Располагался он на одноименной улице - Кизической. Сейчас она называется улицей Декабристов.
В начале XVII века Казань постепенно обретает славу торгового центра. Активный товарообмен с европейскими и восточными странами неоднократно приводил к распространению инфекционных заболеваний. Самым страшным из них была чума, или, как называли ее в прошлом, "трясавичная болезнь".
Летом 1654 года чума возникла в Казани. Летопись утверждает, что первыми заболели персидские купцы, торговавшие коврами. Чума распространялась с молниеносной быстротой. Горожане в панике бежали в леса, за Волгу, но повсюду их настигала болезнь. Люди в поисках спасения с мольбами обращались к колдунам. Как-то по совету последних стали резать коз и мясо раздавать всем встречным - в надежде умилостивить злые силы. Именно в память об этом жертвоприношении слободу, где оно и свершилось, назвали Козьей. Однако рекомендации чародеев оказались бесполезными.
Тогда православные священнослужители предложили доставить в город из Седмиозерской пустыни, что далеко за Сухой рекой, Смоленскую икону Божией Матери, которую привезли незадолго до этого из Великого Устюга. Икону считали чудотворной, способной исцелять от болезней. Встреча святыни состоялась в двух километрах от Казани - тогда еще в глухом Заречье. На этом месте наскоро соорудили деревянную часовню, в которой и поместили икону. День и ночь люди обращались к владычице с мольбой о защите себя и близких. И чудо свершилось! В первый день молитв ни один житель города не заболел, а через некоторое время заразу удалось искоренить.
Благодарные жители города стали собирать средства на памятный храм взамен одинокой часовни. В 1691 году он был сооружен, а в 1701 году освящен Адрианом, ставшим к тому времени патриархом Русской православной церкви. Накануне он прислал в монастырь на вечное хранение древнюю икону, инкрустированную частицами мощей святых из Кизика. Кизик - это город, в котором жили и приняли мученическую смерть от гонителей раннего христианства девять святых, владевших даром исцелять от болезней молитвой.
Долгое время строения монастыря были деревянными. Но после крупного пожара 1745 года монастырь начинает отстраиваться в камне. В1836 году была сооружена четырехъярусная 56-метровая колокольня , построенная по проекту архитектора Фомы Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Колокольня не только гармонично вписалась в окружающий пейзаж, но и стала признанным шедевром казанских зодчих.
Монастырь владел большими территориями в заречье. Ему фактически принадлежала вся территория Кизической слободы с большой сосновой рощей, которая была излюбленным местом загородного отдыха горожан. Рядом находился пруд, богатый рыбой, от которого сейчас осталось лишь небольшое загаженое болотце возле Энергоинститута. На монастырских же огородах имелись родник и колодец с целебной водой. Однако самым известным владением монастыря было его кладбище.
На кладбище Кизического монастыря хоронили весьма извесных в Казани людей. Перечислять их можно долго, т.к. кладбище было очень большим и еще до революции частично перешло за Кизическую улицу. Вот лишь некоторые из самых известных имен: князь С.Баратаев, бывший в течение восьми лет Казанским губернатором; первый городской голова И.Дряблов; ректор Казанского университета Н.Ковалевский; директор Первой гимназии И.Яковкин; знаменитый ученый-астроном, участвоваший в открытии Антарктиды И.Симонов; участник заграничных походов А.Суворова долгожитель А.Чертов (он умер в 105 лет); знаменитый казанский архитектор, автор проекта колокольни Кизического монастыря Фома Петонди (сохранившиеся до наших дней здания, построенные им, являются памятниками архитектуры).
На кладбище Кизического монастыря был похоронен и дед великого писателя Льва Толстого - граф Илья Андреевич Толстой, в 1815-1820 годах бывший Казанским губернатором.
На Кизическом монастырском кладбище среди могил местной аристократии конца XVIII - начала XIX века есть полуразрушенная могила. Колонна памятника упала и валяется рядом с покосившейся оградой близ могилы. На одной из сторон этой колонны имеется надпись: Графъ Илья Андреевичъ ТОЛСТОЙ. Родился 1757 года июня 20-го дня. Скончался 1820 года марта 21-го дня. Это - могила деда писателя Л.Н.Толстого. Все читавшие "Войну и мир" невольно останавливали свое внимание на поразительно художественной фигуре бесхарактерного и непрактичного графа Ильи Андреевича Ростова. Описываемая могила и хранит останки этого человека.
Газета "Казанский телеграф", 1911 г.
В начале 1920-х годов новые власти закрыли для церковной службы храмы Кизического монастыря (кроме Введенского), а в 1926-м изъяли в пользу государства серебра и ценностей на сумму в 62,5 тысячи золотых рублей. Но настоящее бедствие обрушилось на монастырь в 1929 году. 29 апреля на комсомольском субботнике была взорвана колокольня Кизического монастыря и разрушен ее остов. А 6 сентября 1930 года состоялась последняя служба - именно тогда "по просьбе трудящихся" президиум ЦИКа ТАССР решил закрыть монастырь. В соответствии с принятым правительством постановлением надлежало "ввиду острого недостатка в строительных материалах... использовать здание церкви как материал для жилищного строительства Заречья..."
Одновременно с монастырем стало приходить в запустение и кладбище. Агония его продолжалась в течение нескольких десятилетий. Вандалы неоднократно разоряли надгробия и склепы. А окончательно погост был уничтожен в 1964 году накануне визита в Казань Н.Хрущева. В плане пребывания высокого гостя значилось посещение авиаобъединения и нового завода "Оргсинтез". Путь следовал мимо Кизической рощи, и неприглядный вид кладбища просматривался с дороги. По воспоминаниям очевидцев, вечером перед ожидаемым визитом Хрущева на кладбище пригнали несколько бульдозеров, которые всю ночь утюжили могильные холмики...
В самом конце 1930-х годов в одном из уцелевших помещений монастырского комплекса расположился военкомат - сначала Ленинского, а впоследствии Московского района. Справа построили новое здание, в котором сейчас расположился Федеральный Арбитражный суд. На месте кладбища сейчас - сосновая роща и парк ДК Химиков, а на той части кладбища, что была по другую сторону дороги - стоят жилые дома по улице Декабристов. Немногие из жителей близлежащих домов знают, что приходя отдыхать в построенное в парке летнее кафе, они, по сути, веселятся на древних могилах.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #39 :
18 Марта 2012, 11:56:36 »
На углу современных казанских улиц Правобулачная и Университетская стоит старое ничем не примечательное здание. А ведь когда-то это здание было церковью.
Никольская церковь была возведена в 1862 году на средства купца Арсения Подуруева. Несколько лет спустя прихожане организовали сбор средст для постройки придела во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Также рядом был построен церковный дом, общежитие на 50 человек и богадельня.
Состоятельные священники Никольской церкви и ее бессменный староста купец Николай Владимиров всегда славились своей меценатской деятельностью и в начале ХХ века не скупились на многочисленные благотворительные акции. В их числе - постоянная опека над бродячим людом и беспризорными.
Как и все сооружения религиозного культа, после революции Никольская церковь была закрыта. Сильно пстрадала она во время Гражданской войны.
В 1918 году Красная армия получила личный приказ Ленина освободить Казань от белочехов любой ценой. "Город не жалеть", - писал Ленин. И город не жалели. Попаданием артилерийского снаряда был разрушен купол церкви. В 1930 году его окончательно разобрали, а колокольню взорвали.
Часть комплекса церковных строений раздали различным учреждениям, часть оборудовали под коммунальное жильё.
О том, что в доме номер 53 по улице Правобулачной, напротив нынешнего комбината "Здоровье", была когда-то церковь, напоминают только проемы окон с характерным верхним закруглением и некоторые детали старой архитектуры дома.
Сейчас здание занимает коммерческая фирма.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #40 :
18 Марта 2012, 12:00:32 »
6 апреля 1885 года в России праздновался день памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Он был приурочен к тысячелетию со дня смерти старшего из братьев - создателей кириллицы Мефодия. Поскольку они были причислены к лику святых, организацию праздника взяла на себя церковь. Указом Святейшего Синода были расписаны порядок проведения торжеств и меры по увековечению памятных событий. Не осталась в стороне и Казань.
Во время подготовки к этим событиям в феврале 1885 года и прозвучала идея о строительстве в Казани нового храма - в память о славянских просветителях. На заседании Казанской духовной консистории ее высказал архиепископ Казанский и Свияжский Палладий.
Палладий же предложил и место возведения храма - на восточной окраине, между улицами Первая и Вторая Горы (нынешних Ульянова и Волкова).
Фото примерно с того же места много лет спустя. К сожалению, теперь с этой точки нельзя увидеть места, на котором стояла церковь. Там где на старой фотографии овраг, на новой фотографии - современный дом из красного кирпича, который и мешает обзору.
От места, с которого были сделаны фотки, отходили (отходят) шесть улиц - Муратовская (ныне Лесгафта), Солдатская (Достоевского), Лихачевская и Поперечная 2-й и 3-й Гор (части ул.Айвазовского), Госпитальная (Курашова) и Первая Гора (Ульяновых).
3 апреля 1885 года был объявлен конкурс архитекторов на проект сооружения храма. Выиграл его Павел Евграфович Аникин - автор многих жилых и общественных зданий, в том числе и Покровской церкви (также не сохранившейся) на нынешней ул.Маркса. В кратчайшие сроки на строительство было собрано 12 тысяч рублей, открыта Кирилло-Мефодьевская школа и учрежден склад (библиотека) духовно-нравственных книг.
В 1889 году храм оригинальной архитектуры из темно-красного кирпича был готов.
Кирилло-Мефодьевская церковь поражала современников не только внешним видом и убранством, но и размерами: она была высокая (длина колокольни 54,5 метра - одна из наиболее высоких точек города), просторная, вместительная. Кроме того, в ней было два второстепенных придела: справа - во имя Николая Чудотворца, слева - во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.
Некоторе время певчим в храме был Ф.Шаляпин. Сергей Гольцман в книге "Ф.И.Шаляпин в Казани" пишет об открытии церкви : "Учащиеся всех учебных заведений освобождались от занятий. Ученики училищ совместно с преподавателями присутствовали накануне в приходских церквях на всенощной, а к семи утра на следующий день собирались там же на литургию и молебен в честь Кирилла и Мефодия. Для Шаляпина дни эти были крайне напряженными. Вечером 5 апреля он пел в архиерейском хоре в кафедральном соборе в Кремле... Всенощная совершалась с необычным величием. Все стояли со свечами, читались проповеди, пел хор, участникам раздавались листовки с описанием жизни и деятельности славянских первоучителей. Служение закончилось в десятом часу вечера, когда стемнело. Толпы народа, возвращаясь по домам, вдруг увидели на Воскресенской улице в окнах магазина Павловского "туманные картинки". С помощью проекционного фонаря показывались цветные кадры из жизни Кирилла и Мефодия. С интересом смотрел их и Федя".
В начале двадцатых годов ХХ века церковь была разграблена, а в разгар войны с религией - разобрана (колокольня - взорвана). Часть ее фундамента позднее послужила основанием правого крыла современной "сталинки". По замыслу архитекторов это должно было быть монументальное здание из симметричных секций, соединенных между собой центральной аркой. Любопытно, что строили дом специально для работников органов внутренних дел. Нынешнее здание по адресу: Лесгафта,2/Айвазовского,19 - один из старейших жилых памятников советской эпохи, пока что по-прежнему затерянный в массиве старых одно- и двухэтажных деревянных "трущоб".
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #41 :
18 Марта 2012, 12:04:57 »
После взятия Казани армией Ивана Грозного, остатки татарского населения были изгнаны за пределы города. Небольшой части татар, доказавших верность новой власти, было разрешено поселиться в непосредственной близости от Казани и основать слободу, которая стала называться Старотатарской.
Есть версия, что Старотатарская слобода возникла на месте древней Кураишевой слободы. Якобы, основатель Казанского ханства Улу-Мохаммед подарил слободу беку Кураишу, по имени которого она и была названа. Стояла здесь старинная мечеть Отуч, возле которой, по словам историка М. Пинегина, располагалась ставка Ивана Грозного во время осады. По преданию, Сенная мечеть, называемая сейчас "Нурулла", построена на месте древней Отучевой мечети.
Здесь, в первую половину XVIII века, на площади возле небольшого озерца, засыпанного в 1832 году, возник знаменитый Сенной базар. Площадь была прямоугольная и занимала около 16000 квадратных метров.
Первоначальное название площади по регулярному плану было "Конная и Сенная". Имелось ввиду своеобразное разделение площади: в западной части торговали лошадями, а в восточной - сеном. Впоследствии первая часть названия отпала и площадь стала именоваться просто "Сенной".
Базар рос, строились лавки, склады и одноэтажные лабазы. При застройке площади получили широкое распространение Высочайше утвержденные образцовые фасады домов с лавками и рядов одноэтажных лавок.
Большие прямоугольные входы-проёмы чередовались с простенками, прорезанными небольшими оконными проёмами. Фасад дома с лавками представлял собой надстроенные вторым жилым этажом лавки того же типа.
Западной границей Сенного базара с начала XIX века был дом выдающегося казанского гражданина, профессора Казанского университета, действительного статского советника Карла Федоровича Фукса. Скругленный угол дома был акцентирован невысоким световым барабаном и завершался куполом. Таким увидел этот дом титулярный советник Александр Сергеевич Пушкин, посетивший в нем 6 сентября 1833 года супругов Фукс.
После смерти Карла Фукса новыми владельцами дома стали казанские мещане Н.Ерлыкин и П.Серов. После пожара 1850г. они затеяли капитальную перестройку дома, существенно изменившую его архитектурный облик.
На фотографии мы видим его (на переднем плане) уже в новом облике. Сейчас дом Фукса находится в плачевном состоянии. Первый этаж занимают магазины, второй отселен, и, похоже, дом доживает последние свои дни. Находится он по адресу Кирова, 58/5.
Расположеные за домом Фукса лавки и дом Е.Реутовой, к которому примыкает одноэтажный каменный питейный дом, образовали впоследствии единый трехэтажный корпус Апанаевского подворья. Трехэтажный доходный дом вместе с деревянными лавками Г.Чепарина принадлежал в это время татарскому купцу З.Усманову. Далее тянулись владения братьев Юнусовых с двумя доходными домами и лавками. Двухэтажный дом был поднее надстроен третьим этажом и в нем разместилась гостиница "Амур" М.Рамазанова.
Количество лавок на Сенном базаре в конце XIX века было свыше двухсот. Об этом писал татарский историк Каюм Насыри. Купить на Сенном базаре можно было что угодно: обувь, одежду, сено, дрова, гвозди, меха, сукно.
Заходил я раз по делу на базар.
Там рядились богатеи за товар.
Все скупают, все торгуют там и тут.
Кто надул? Кого надуют? Кто надут?
Г.Тукай "Сенной базар или Новый Кисекбаш"
В начале XX века площадь все более явственно приобретает характер общественного центра. Помимо торговых и доходных построек появляются увеселительные заведения; впрочем, их было немного. Характерно, что специальных капитальных зданий для этих целей не строилось. Новые функции приобретали уже существовавшие жилые дома. В 1911 году татарский предприниматель Ш.Ишмухаметов приспособил второй этаж находившегося вблизи площади дома В.Щеглова под кинематограф "Свет".
В это же время некий Королев возводит на площади деревянный балаган - временное дощатое сооружение со зрительным залом и сценой.
С ростом национального самосознания и активизацией общественной жизни татар площадь приобретает особое значение. Она выходит за рамки просто архитектурно-градостроительного образования, все более и более становясь средоточием общественной жизни татар. Впервые в татарском обществе возникает необходимость в зданиях общественного типа. За неимением их эти функции переносились в доходные дома и номера. Например, образованный в 1907 году "Восточный клуб" размещался в номерах "Булгар", В номерах гостиниц обосновались редакции многочисленных газет и журналов, которые после революции 1905 года появились, как грибы после дождя. В "Апанаевском подворье" размещалась контора Торгового Товарищества "Китап", и в этом же номере в начале 1908 года жил, работая экспедитором Товарищества, Габдулла Тукай. В номерах гостиницы "Амур" находилась редакция газеты "Кояш", в номерах гостиницы "Караван-Сарай" — редакция газеты "Азат". Здесь же снимали помещения конторы и фирмы.
Жизнь Сенного базара изменил 1917 год. Во времена разрухи и голода закрылись магазины и лавки, не работали уличные торговцы. Рынок вновь было ожил при НЭПе, но время это продлилось не долго и Сенной базар был ликвидирован окончательно. На центральной части его был организован сквер, а напротив дома К.Фукса потроена бензозаправка, существующая и поныне.
Так выглядит бывшая Сенная площадь, которую горожане сейчас называют "сквером на улице Кирова".
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #42 :
18 Марта 2012, 12:08:44 »
В 1858 в Казани состоялось открытие Женского училища духовного ведомства для девиц из духовных семей, а в 1890г. - было открыто второе училище для девочек духовного сословия, получившее название "Епархиальное". Кроме дочерей духовенства в епархиальном училище учились девочки-сироты из Александринского приюта, и изначально (первые два года) училище располагалось в здании приюта (сейчас в здании бывшего Александринского приюта находится Дом ученых, ул. Бутлерова, 30).
В 1890-1892 гг. по проекту архитектора А.Е.Остовского на Ново-Комиссариатской улице было построено двухэтажное здание училища с мезонином, в котором расположилась домовая церковь во имя Мученицы Царицы Александры, построенная и оборудованная на средства Ольги Сергеевны Гейнс (Александровой). В 1899-1900 гг. по проекту епархиального архитектора Ф.Н.Малиновского подрядчик Н. Колобов надстроил третий этаж, что позволило увеличить количество учениц со 130 до 260.
Начальницей училища со дня основания и до закрытия в 1918г. была Афанасия Федорова, дочь казанского священника, выпускница женского училища духовного ведомства, с 1863г. преподававшая там же.
Сейчас в здании бывшего Епархиального училища находится средняя школа №18.
Перекресток улиц Бутлерова и Муштари.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
путник
просто Путник
Закрытый клуб
Почётный Ветеран
Сообщений: 4415
Карма: 335
Пол:
с прибором
регион: городок на Волге
Re: Старая Казань
«
Ответ #43 :
18 Марта 2012, 12:11:46 »
Памятник императору Александру II Освободителю.
После революции был снесен, а на его постаменте поставлен довольно неказистый "Пямятник освобожденного труда". После Великой отечественной войны примерно на этом же месте поставили памятник М.Джалилю.
Спасибо за внимание к теме,пока всё.
Записан
Люди! Будьте терпимы друг к другу.
"Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин."(В.С.Высоцкий)
ZOREAN
Почётный Ветеран
Сообщений: 2452
Карма: 193
Пол:
регион: москва
Re: Старая Казань
«
Ответ #44 :
18 Марта 2012, 12:30:02 »
Спасибо Алексей.
Интересный рассказ и замечательное сопровождение!
Записан
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.
Друзья,... улыбайтесь! Жить станет не проще,...зато веселее...
Печать
Страницы:
1
2
[
3
]
4
Вверх
« предыдущая тема
следующая тема »
Монетонос
»
Разное
»
Видео-фото-авто-разное
»
Старинные фотографии
(Модераторы:
Светик
,
BALU
) »
Старая Казань