Монетонос
   

*             Наша галерея

Нательный образок

Просмотров: 1966
Автор: rirosrob
монетка

Просмотров: 3238
Автор: lu-ali
стреляли - пуляли...

Просмотров: 4348
Автор: aleks.6411
2014г. сезон №15

Просмотров: 3933
Автор: voovas
Довмонт

Просмотров: 3619
Автор: Каролина
Апрель 2010

Просмотров: 3241
Автор: roond
притоки Сакмары

Просмотров: 1610
Автор: tir

Автор Тема: Фаюмские портреты.Оживший мир Древнего Египта l-lll вв.  (Прочитано 10115 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


       Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших! Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.

 К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами, и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками - в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов.


Мумия  с портретом была обнаружена Петри в  1911; портрет остается в его оригинальном положении на мумии.


В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри. Ему тоже посчастливилось - он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта - в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре. Кстати, два фаюмских портрета из Саккары поступили в Дрезденский музей еще в 1626 году от итальянского путешественника Пьетро делла Валлы. Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.

 Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, "не перепутала адрес". Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.



Дощечка с изображением лица молодой женщины, немного повернутым направо..Волосы у нее собраны в пучок. Она носит сережки из жемчуга и ожерелье из темных камней; клавус хитона мы видим выше ее правого плеча; левое плечо покрыто плащом.

Женщина с бледным лицом
Этот портрет изображает женщину с бледным лицом. Она одета в фиолетового цвета одежды, и ее темные, вьющиеся волосы зачесаны на лоб и закрывают верхнию часть ушей. Она носит имеющий форму полумесяца кулон и сережки с жемчугом. По стилю портрета можно определить, что это было нарисовано в первом столетии нашей эры.

Портрет девочки
Этот портрет был найден на мумии маленькой девочки, чью мать звали Демос. Есть отдельный портрет Демос в собрании погребальных портретов из Файюма. Ребенок изображается с грустным лицом, короткими волосами и карими глазами. Поверх ее платья - ожерелье из кулонов, имеющих форму полумесяца.. Подобные украшения ассоциировались с изобилием. Стиль живописи указывает, что этот портрет был нарисован в течение правления императора Домициана (A.D. 81-96).
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

    После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев (304-30 годы до н.э.), государственным становится греческий язык, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, теперь уже Римом.

 В Фаюме эпохи эллинизма сложилась культура, сплавившая много разных этнических традиций: помимо подверженной греческому влиянию местной знати в Египте жили римские легионеры, сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы, многочисленные местные народности, среди которых встречались негры. Всю эту необычайно богатую палитру этносов мы находим в фаюмских портретах. Флиндерс Питри пытался отождествить тот или иной этнический тип, сопоставляя портреты с мумиями. При этом выяснилось, что столичная римская мода в провинциальном Фаюме сильно запаздывала - дамские прически отстают на 20-30 лет!

 Фаюмский портрет - результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа. И все же это портрет совсем особый, ритуальный. Он связан с верой в возрождение, в новую реальность бытия.

 Ранние портреты - I-II веков н. э. - самые достоверные и реалистичные. Они всегда исполнены на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками.

Портрет седого человека
Этот портрет изображает седого человека, одетого в белую одежду с фиолетовой полосой. У мужчины седая борода и лысая макушка..У него несколько длинные уши; карие глаза имеют черные зрачки. Стиль живописи позволяет нам определить, что этот портрет написан во втором столетие нашей эры.

Портрет девушки с диадемой
Этот портрет, выполненный на деревянной доске, изображает молодую девушку, носящую золотую диадему в форме ветви. У нее на шее весит на цепочке золотой кулон.. Ее длинные вьющиеся волосы зачесаны, рот выглядит детским.. Как обычно на портретах этого периода, ее глаза имеют грустное выражение.

Портрет молодой женщины
На портрете молодая женщина в фиолетовом платье; ее золотые сережки украшены жемчугом, и цепочка на шее отбрасывает тень на ее кожу. Волосы зачесаны. У нее овальное лицо, толстые кривые брови и большие печальные карие глаза. Стиль портрета и форма сережек указывает, что портрет был сделан во времена правления Антония Пия (середина второго столетия нашей эры).

Портрет мужчины
Портрет человека в стиле портретов из Файюма, он сделан в стиле, напоминающим византийский, но несмотря на это, детали атрибутируют его временем между серединой второго столетия и начала четвертого столетия нашей эры. Время определено по его прекрасным линиям и контрастирующим цветам, однако, техника живописи темперными красками, которая использовалась при создании этого портрета, не могла дать впечатление объемного изображения впечатление, которое обычно является результатом использования восковых красок.

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


     В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, а внутри его обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них - "Художник в мастерской". Рядом с сидящим мастером - подрамник и палитра с ящичками для красок. В руке художник держит какой-то инструмент, который греет на небольшой переносной жаровне. Вероятно, это упоминаемый древними металлический каутерий. Им разогревали восковые краски перед нанесением на холст или доску. На стене помещения висят два портрета в круглых орнаментальных рамах, а между ними находится небольшой прямоугольный портрет в скрещенных рамках типа фаюмского.

 Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде. Он брал тонкую деревянную дощечку (иногда обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровным слоем воска. Затем прописывал поверхность краской, предназначенной для фона. На месте фигурной части изображения - головы и плеч - делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, например, волосы или щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и легкости, применял темперу и кисти. Иногда форму лица художник моделировал пальцами (остались следы), как впоследствии будут делать Рембрандт или Ван Гог. После этого мастер разогревал каутерий, вжигая им нанесенные краски в основу. И в завершение работы проходил новым слоем фон.

 Готовый портрет необходимо было вставить в мумию, причем вставить красиво, чтобы бинты, наложенные в несколько слоев, образовали своего рода рамку - прямоугольную или многоугольную. Почти всегда портрет по форме не подходил, и его вынуждены были подрезать. Порой золотили фон уже посаженного в мумию портрета (следы позолоты видны на бинтах), а в изображениях мужчин наносили по трафарету золотой лавровый венок.



Портрет мужчины
Этот портрет изображает молодого человека в анфас. Он носит простую тунику с декоративными полосами. У него короткая борода и усы, а его волосы изображены в завитках. Другие замечательные особенности - его густые брови и длинный нос, которые придают ощущение индивидуальности портрету, несмотря на его обычное выполнение. Примерно четвертый век нашей эры

Портрет женщины

Портрет женщины
Портрет римского периода с изображением этой женщины - редкий пример исключительно красивого портрета, совершенно неповрежденного. На нем изображена молодая женщина с сережками и прической, типичной для конца первого столетия нашей эры.

Погребальная маска
Гипсовая маска с точно переданными щеками и ртом, а так же продуманно нарисованными деталями, типа ресниц и ноздрей. Маска повреждена в верхней части.. Стиль типичен для провинциальных кладбищ в Египте во время первых лет римского правления.


И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


         За каждым портретом - неповторимый мир, ушедшая в небытие судьба. Красивые черноглазые мальчики с первым пушком на щеках, грустные пышноволосые девушки, мужчины во цвете лет с классическими лицами - настоящие Аресы и Аполлоны; диковатые заросшие туземцы, заброшенные старики - братья и сестры, матери и дети. Все они смотрят на нас как бы внезапно обернувшись. И этот поворот, движение навстречу человеку, дает разительный контраст к извечно неподвижной мумии, которая и есть субстанция ушедшей жизни. Фаюмские портреты невозможно созерцать без глубокого душевного волнения, без неосознанного стремления понять судьбу неведомых людей: кто они были, как жили, отчего покинули мир? Всматриваясь в изображенных, мы получаем ответный взгляд - глубокий, проницательный, прощальный. Но прощание оборачивается встречей: образы умерших людей оживают в нашем сознании, как столетие назад - в сознании открывших их миру Т. Графа, Г. Эберса, Ф. Питри. Нигде яснее не ощущается та сила, с которой долговечное искусство (ars Longa) спасает от забвения, казалось бы, и совсем не значимые, и даже самые коротенькие человеческие жизни (vita brevis).

 Одна из самых значительных коллекций фаюмских портретов хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1909 году в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву.



Энкаустический портрет юноши
Другой портрет в подобной манере, вероятно нарисованный тем же самым художником, был найден на мумии женщины от того же самого участка (теперь находится в Эдинбурге).

Портрет юноши
Реалистический портрет молодого человека, нарисованный на деревянной доске, относится к "портретам из Файюма". Созданный в римский период, портрет покойного был нарисован на дощечках, которые были вставлены в бинты мумии; они заменяли традиционную маску.. Портреты были сделаны в энкаустической манере, то есть, воском, смешанный с краскакми. Первоначально греческая техника,она превратилась в традиционно римскую и стала очень популярной среди египтян с 2-ого столетия нашей эры. ПОртрет, хранящийся ныне в Брюсселе изображает юношу с несколько печальным взглядом, одетого в белый 'химэйн' (предмет одежды без рукавов).

Поврежденный портрет
Это дощечка была частью мумии, которая была найдена в течение раскопок В.Ф. Петри в Хоаре. Мумию в 1970 году использовали для экспертизы, поэтому она больше не существует. Вероятно 2-ой век нашего времени.

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

Портрет женщины из Антинаполиса, конец правления Траяна 98-117 н.э.


 Обильно позолоченный портрет был найден зимой 1905\06 годов и передан в Берлинский музей

Мумия  с портретом была обнаружена Петри в  1911; портрет остается в его оригинальном положении на мумии.

Портрет женщины в оранжевом хитон ес черными полосами и сережками. Королевский Музей Шотландии.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


Портрет молодой женщины в фиолетовом хитоне и подвесных сережках. Британский Музей.

Портрет юноши

Человек с перевязью для меча. Из Британского музея

Портрет девушки, 2 век н.э. Лувр

Портрет мальчика. Национальный музей Варшавы
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва




Портрет мужчины, держащего растение

Портрет мужчины с черными, курчавыми волосами

Портрет мальчика, идентифицированного как Ютишес

Портрет девушки
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


Портрет девушки. Начало 3-го века н.э.

Портрет мужчины с рюмкой.






И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва











           Вглядитесь,... на нас смотрят подлинные лица,.. через более,чем 20-ть веков!!!
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн Флэкс

  • Signum SFT 7272
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Карма: 29
  • Пол: Мужской
  • Делай, что должен делать, и будь как будет
    • Просмотр профиля
  • регион: Тверь
два предпоследних на Помпею смахивают.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
два предпоследних на Помпею смахивают.


       Не удивительно,...Фаюмские портреты в большинстве своем принадлежат именно римлянам и грекам. -o-
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн Флэкс

  • Signum SFT 7272
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 967
  • Карма: 29
  • Пол: Мужской
  • Делай, что должен делать, и будь как будет
    • Просмотр профиля
  • регион: Тверь
Тов. ZOREAN!
Я конечно извиняюсь, но обознался!
Перепутал в попыхах с ними


Оффлайн Монархист

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2359
  • Карма: 151
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: СПб
Это по сути подражание золотым маскам фараонов.
все выше показанные портреты из позднего Египта времен Птолемеев.
А как всем известно что именно они составляли всю элиту того времени
и длилось это довольно долго- Греки и Римляне так и было до появления мамлюков.
Таких масок видел много в Британском . Берлинском музее и естественно в Каире.