Монетонос
   

*             Наша галерея

Немецкая листовка

Просмотров: 3453
Автор: воронков вадим
Копейка 1790г без букв

Просмотров: 4479
Автор: voler-as
ставка бронза

Просмотров: 3547
Автор: Ramzes77
Поиск

Просмотров: 4139
Автор: DONEC1671
Палатка автомехаников

Просмотров: 6726
Автор: Oberst
Монеты

Просмотров: 8243
Автор: Dzeban
Отличный танкист

Просмотров: 3527
Автор: Margo2512

Автор Тема: Скандинавские ременные накладки Древней Руси.  (Прочитано 6917 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва




               
                              СКАНДИНАВСКИЕ НАБОРНЫЕ РЕМЕННЫЕ НАКЛАДКИ С ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ




 
               Среди многочисленных предметов скандинавского происхождения, найденных на территории Древней Руси, встречаются различные детали, которые служили украшением воинского наборного пояса и конской узды.
 В состав поясных и сбруйных украшений входят различные категории предметов: бляшки, ременные наконечники, соединительные кольца, обоймы, различного вида решмы. В статье рассмотрены только чисто декоративные, не имеющие утилитарного назначения наборные бляшки и ременные наконечники.
 Ярким и бесспорным диагностическим признаком скандинавских ременных украшений является специфический декор этих предметов (орнамент в стиле Борре и Усеберг), в то время как форма бляшек и наконечников вполне стандартна для накладок различного происхождения.
 Другим отличительным признаком является технология изготовления. Исследования в области реконструкции способов изготовления бляшек показали, что процесс был многоступенчатым, включавшим в себя создание первоначальной модели, получение промежуточной формы и промежуточных моделей, изготовление одноразовых глиняных форм для литья и отливку серии накладок. Отличительной чертой создания накладок скандинавского облика является, прежде всего, способ изготовления первоначальной модели - она резалась из воска, чем достигался основной декоративный эффект, связанный с созданием сложного рельефного плетеного орнамента с зооморфными деталями. Основными морфологическими признаками использования такого вида первоначальной модели является рельефная верхняя поверхность и, как правило, гладкая нижняя (в отличие от накладок волжско-болгарского происхождения, имевших на тыльной стороне отогнутый бортик.
 Перед отливкой из бронзы промежуточные восковые модели могли подвергаться небольшой индивидуальной доработке. Совершенно аналогичные вещи получали отличия в мелких деталях, это можно наблюдать на примере великолепных ременных наконечников из Михайловского (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 13). При полном совпадении общего облика, читается небольшая разница в моделировке зооморфных личин, разным количеством штрихов разделены некоторые детали орнамента
    Важным признаком древнескандинавских накладок является их относительная массивность, а также способ крепления к ремню - заклепки (небольшие стерженьки, завершающиеся шайбочками или расклепанные в конце) Монтаж на кожаную основу бляшек иного происхождения осуществлялся, как правило (хотя и не всегда), с помощью штифтов, концы которых загибались
 На территории Древней Руси встречаются разные виды бляшек и ременных наконечников скандинавского происхождения.




Рис.1
 Ременные бляшки
 Вид 1 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 1) - квадратные, орнамент в стиле Борре, состоящий из ленточного плетения и головок животных в профиль по углам бляшек
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 59, раск. Соколова В. Д., до 1893 г (ГИМ, оп. 1538), 2 экз.; Гнёздово, к. 18, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1758), 4 экз. .
 Вид 2 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 2) - квадратные, гладкий ободок, в составе ободка в углах - кружочки, орнамент в стиле Борре, состоящий из ленточного плетения и головки животного в фас.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 23, раск. Абрамова И. С., 1905, (ГЭ, 812), 8 экз. + 8 фрагментов; Гнёздово, к. 20, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1758), 5 экз, Гнёздово, к. 65, раск. Сергеева С. И., 1900 (ГИМ, оп. 1537), 38 экз.
 Идентичные: Швеция, Адельсо.
 Аналогии: Норвегия, Борре, ок. 900 г.
 Вид 3 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 3) - квадратные, орнамент в стиле Усеберг, в центре и по углам -головки животных с развевающимися "гривками".
 Смоленская обл., Гнёздово, кург. неизв., раск. Сизова В. И., (ГИМ, оп. 241), 3 экз.
 Вид 4 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 4) - пятиугольные со сходящимися к основанию боковыми сторонами, орнамент в стиле Борре, в центре - антропоморфная личина.
 Смоленская обл., Гнёздово, раск. Авдусина Д. А., (музей МГУ), 1 экз.
 Вид 5 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 6) - бантовидные, орнамент в стиле Усеберг, состоящий из переплетенных и стилизованных фигурок животных с развевающимися "гривками".
 Ярославская обл., Михайловское, к. 1, раск. Городцова В. А., 1902, (ГИМ, оп. 1641) 5 экз.
 Аналогии. Швеция, Готланд.
 Вид 6 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 5) - бантовидные, орнамент в стиле Борре, состоящий из стилизованных фигурок животных с головками в фас.

 Смоленская обл., Гнёздово, кург. неизв., раск. Сизова В. И., (ГИМ, оп. 241), 7 экз.
 Идентичные: Швеция, Готланд.
 Аналогии: Швеция, Бирка, погр. 1, Готланд.
 Вид 7 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 7) - квадратные, ободок из перлов, орнамент в стиле Борре - изображение фантастического животного (дракона).
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, оп. 1537), 2 экз.
 Идентичные: Норвегия, Борре, ок. 900 г.
 Вид 8 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 8) - квадратные, ободок из перлов, орнамент в стиле Борре - композиция из четырех фантастических животных.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, оп. 1537),
 1 экз.
 Вид 9 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 9) - трапециевидные, ободок из перлов, орнамент в стиле Борре - изображение фантастического животного (дракона).
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, по. 1537),
 2 экз.
 Аналогии: Норвегия, Борре, ок. 900 г.
 Вид 10 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 12) - пятиугольные с параллельными боковыми сторонами, двойной рифленый ободок, орнамент - треугольник с вытянутыми углами, составленный цепочками из мелких перлов.
 Смоленская обл., Гнёздово, кург. неизв., раск. Сизова В. И., (ГИМ, оп. 241), 1 экз.
 Вид 11 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 13) - прямоугольные, рифленый ободок, орнамент - многолепестковый цветок, лепестки отходят от округлой сердцевины.
 Смоленская обл., Гнёздово, кург. неизв., раск. Сизова В. И., (ГИМ, оп. 241), 1 экз.







Рис.2

 Ременные наконечники
Вид 1 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 1) - верхний край прямой, нижний заострен, орнамент в стиле Борре, в составе ленточного плетения - ромбы, в нижней части - маска животного
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 18, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1758), 1 экз.; Гнёздово, к 74, раск. Сергеева С. И., 1900 (ГИМ, оп. 1537), 3 экз., Смоленская обл., Кощино, к. 1, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1085); 1 экз. (экземпляр очень плохой сохранности и к данному виду отнесен предположительно).
 Идентичные: Норвегия, Борре, около 900 г.
 Вид 2 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 2) - верхний край прямой, нижний заострен, орнамент в стиле Борре, в составе ленточного плетения - ромбы с точкой в центре, в нижней части — маска животного.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 20, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1758), 2 экз.;.
 Идентичные: Швеция, Бирка, Готланд. Аналогии: Швеция, Бирка, Адельсо, Готланд.
 Вид 3 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 3) - верхний край прямой, нижний заострен, орнамент в стиле Борре, в составе ленточного плетения - ромб и треугольники.
 Псков, древнерусский некрополь, "большой курган", погр. 57.
 Вид 4 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 4) - верхний край прямой, нижний заострен, по краю - гладкий ободок с перлами - "узелками". Орнамент в стиле Борре, в составе ленточного плетения отсутствуют геометрические фигуры, в нижней части - маска животного. Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, оп. 1537), 1 экз. Вид 5 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 5) - верхний край прямой, нижний заострен. Орнамент в стиле Борре, состоящий из схематичного ленточного плетения и маски животного в нижней части.
 Ярославская обл., Тимерево, к. 245, раск. Фехнер М. В., 1975 (ГИМ, оп. 2284), 1 экз.
 Вид 6 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 6) - верхний край прямой, нижний заострен. Орнамент в стиле Борре, в составе композиции - четыре маски животного.
 Новгородская обл., Рюриково городище (ГИМ, оп. 79), 1 экз. Вид 7 (рис. 2, 7) - верхний край прямой, нижний заострен. Наконечник ажурный, позолоченный, с дублирующей бронзовой пластиной для крепления к ремню и тонкой серебряной прокладкой, которая просматривается сквозь отверстия

 верхней пластины. Орнамент в стиле Борре, верхний край наконечника украшен рамкой с перлами внутри, три маски животного в составе композиции.
 Ярославская обл., Михайловское, к. 1, раск. Городцова В. А., (ГИМ, оп. 1641), 3 экз.
 Аналогии: Швеция, Готланд .
 Вид 8 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 8) - верхний край прямой, нижняя часть утрачена. Орнамент ажурный, в стиле Борре, маска животного в верхней части наконечника.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 20, раск. Сизова В. И. (ГИМ, оп. 1758), 1 экз.
 Вид 9 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 9) - верхний край прямой, нижний заострен. Орнамент в стиле Борре, композиция состоит только из ленточного плетения. По краю - двойной гладкий ободок с "узелками" в его составе.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, оп. 1537), 1 экз.
 Аналогии: Швеция, Бирка.
 Вид 10 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 10) - верхний край обломан, нижний округлый. Орнамент в стиле Борре состоит лишь из ленточного плетения.
 Смоленская обл., Гнёздово, к. 74, раск. Сергеева С. И., 1900, (ГИМ, оп. 1537), 1 экз.
 Вид 11 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 11) - верхний край прямой, нижний заострен, ленточное плетение имеет схематичный характер, маска животного в верхней части наконечника. Рязанская обл., Старая Рязань, раск. Городцова В. А., 1922, (ГИМ, оп. 47), 1 экз.
 Вид 12 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 12) - верхний край прямой, нижний округлый, орнамент - "древо жизни" с округлыми листьями, верхняя часть украшена рамкой с перлами внутри.
 Смоленская обл., Гнёздово, кург. неизв., раск. Сизова В. И., (ГИМ, оп. 241), 1 экз.
 Аналогии: Дания, Notmark, Франция, Chateuaroux, Швеция, Ostra Paboda, IX в., Бельгия, Muysen, IX в., Великая Моравия, IX в.




Рис.3
              Из приведенной информации явствует, что ременные накладки скандинавского облика встречены в семи памятниках с территории Древней Руси, и интенсивность находок весьма неравномерна (см. табл.):
 Данные таблицы со всей очевидностью выделяют Гнёздово по количеству (94 предмета) и разнообразию (14 видов) находок скандинавских наборных ременных накладок среди всех древнерусских памятников. Во всех остальных памятниках встречено всего по одному предмету, лишь в Михайловском - восемь (представленных двумя видами). Поскольку рассматриваемые накладки могли быть изготовлены лишь скандинавскими мастерами (не так важно, производились ли они на территории Скандинавии или Древней Руси), можно говорить о несравнимо большем масштабе варяжского присутствия в Гнёздове по сравнению с другими памятниками. В соответствии с реконструкциями, сделанными Ю. Э. Жарновым, население древнескандинавского происхождения в Гнёздове должно было составлять не менее одной четвертой части. Конечно, на основании лишь анализа ременной гарнитуры невозможно строить предположения об этническом составе населения, однако приведенные подсчеты говорят скорее в пользу гипотезы Ю. Э. Жарнова. В таблице приведены также подсчеты, сделанные по тому же принципу для Бирки (Швеция), памятнике, сопоставимом по значению с Гнёздовом. Интересно сравнение этих данных. Парадоксально, но Гнёздово превосходит Бирку по количеству и разнообразию ременной гарнитуры, украшенной в скандинавских орнаментальных стилях.
 В данном контексте уместно отметить, что наборные пояса не были особенно распространенным мужским украшением на территории Скандинавии эпохи викингов. Конечно, общеевразийская мода коснулась и этих районов, но не получила там такого распространения, как в кочевнической среде или у народов, непосредственно соседствующих с кочевниками. Появление наборных украшений "восточного облика", по своему происхождению хазарских и волжско-болгарских, безусловно связано с восточными походами викингов. Однако "восточные" пояса у викингов не были широко распространены, например, в Бирке они найдены всего в 4-х погребениях. Гораздо чаще в эту эпоху встречался пояс, украшенный всего одной декоративной деталью - ременным наконечником (не считая пряжки, которая, в отличие от наконечника, несла и функциональную нагрузку), поясов такого типа в Бирке встречено 13. В Гнёздове пояса данной конструкции встречены всего в трех погребениях.



 




       Таким образом, факт наличия в Гнёздове большего количества ременной гарнитуры скандинавского происхождения, чем в шведской Бирке, вполне вероятно, можно объяснить тем, что наборные украшения были на порядок более популярны в среде, в которой вращались "русские" варяги, чем на территории самой Скандинавии.
 Среди ременных накладок скандинавского происхождения с территории Древней Руси можно отметить вещи, украшенные в разных орнаментальных стилях, что должно говорить о различии в датировках этих предметов.
 Основной массив ременных накладок скандинавского происхождения с территории Древней Руси украшен в орнаментальном стиле Борре, который традиционно относится ко второй половине IX - X в. Опираясь на анализ комплексов, для ряда предметов дату можно сузить до второй половины X в. Прежде всего, это относится к большим курганам Гнёздова (18 и 20 из раскопок Сизова В. И., курган 74 из раскопок Сергеева С. И.
 Интересно отметить, что предметы, идентичные наконечникам (вид 1) и бляшкам (вид 7 и 9) из кургана 74 Гнёздова (раск. Сергеева С. И. ), в Норвегии (Борре) датируются рубежом IX-X вв. В нашем же случае, эти ременные украшения найдены в комплексе с фибулами второй половины X в.. Таким образом, на территории Древней Руси указанные накладки бытуют на полвека дольше, чем в Скандинавии.
 Вторым орнаментальным стилем, который представлен на ременной гарнитуре с территории Древней Руси, является стиль Усеберг (конец VIII — первая половина IX в. Он традиционно считается предшествующим Борре, хотя в некоторых случаях они сосуществуют. Животных с как бы развевающимися на ветру "гривками", весьма характерными для стиля Усеберг, мы видим на квадратных бляшках из Гнёздова (вид 3) и бантовидных из Михайловского (вид 6). К сожалению, бляшки из Гнёздова происходят из депаспортизованного материала и об их датировке вне комплекса говорить не приходится. Накладки из Михайловского встречены в одном комплексе с великолепными ажурными наконечниками в стиле Борре (вид 7), что само по себе омолаживает их датировку. В целом же данный комплекс датируется исследователями концом X в. (хотя это и вызывает некоторые сомнения).
 Таким образом, говорить о наличии комплексов IX в., содержащих предметы ременной гарнитуры скандинавского облика на территории Древней Руси, нет оснований. Однако есть возможность предположить, что вещи, которые сами по себе можно датировать IX в., встречаются в комплексах X в. Аналогичные закономерности бытования скандинавских предметов на территории Древней Руси отмечены Т. А. Пушкиной (устный доклад на кафедре археологии исторического факультета МГУ). Они, видимо, объясняются тем, что в среде варягов, оторванных от основной территории и живших на Руси, определенные представлявшие ценность предметы, ценились больше и сохранялись дольше. Однако, подобные же явления "запаздывания", очевидного переживания отдельными предметами своего времени, встречаются и в Скандинавии. Исследователи объясняют это особенностями технологии изготовления бронзовых украшений в эпоху викингов - было возможно использование готовой вещи (иногда и старой, вышедшей
 из моды на других территориях) в качестве первоначальной модели. Применение же воска для создания промежуточной модели и возможность, таким образом, легко ее подправить ("подновить") позволяло получить отливки прекрасного качества.
 Кроме ременных накладок, украшенных в стилях Борре и Усеберг, и со всей очевидностью имеющих отношение к Скандинавии, можно, предположительно, указать еще ряд предметов, имеющих то же происхождение.
 Во-первых, со скандинавской традицией представляется связанной бляшка, отнесенная к виду 10 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 12). Аналогий среди ременной гарнитуры скандинавского происхождения она не имеет, однако, прослеживается связь с декором других категорий металлических украшений. Основу орнаментальной композиции составляет треугольник с вытянутыми углами и вогнутыми сторонами, обрамленный цепочками перлов. Эта композиция напоминает центральную часть ленточного плетения, украшающего вещи скандинавского происхождения, например, круглые фибулы (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 6), то есть, в данном случае, в качестве самостоятельного орнаментального мотива, использована конфигурация пространства, образовавшегося в результате стыковки элементов ленточного плетения. Данную орнаментальную схему можно считать либо довольно грубым порождением северной традиции, либо подражанием. Технология изготовления этой бляшки аналогична другим ременным накладкам скандинавского происхождения. По ряду признаков накладке вида 10 близка бляшка вида 11 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 13) - это та же технологическая схема изготовления и рифленый ободок. Орнамент, хотя его основу и составляет многолепестковый цветок, не носит "восточного" облика. Возможно, и бляшка вида 11 относится к скандинавской школе.

       Особый интерес представляет ременной наконечник, украшенный "древом жизни" и рамочкой с перлами в верхней части (вид 12, Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 12). Исследователи скандинавских древностей относят ременные наконечники, морфологически близкие данному, к предметам импорта с территории Каролингской Империи. Каролингские ременные наконечники с растительным орнаментом получили довольно широкое распространение в IX в. на территории Скандинавии, встречаются находки и на территории континентальной Европы. Их отличительной особенностью является растительный орнамент, основанный на стилизованных листьях аканта; часто в верхней части наконечника встречается ряд перлов, иногда в рамочке (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 1-3). В некоторых же случаях, место перлов занимали шляпки гвоздиков, которые играли конструктивную роль (служили для крепления к ремню).




Поскольку,как выяснилось иллюстраций не видно,...придется так.


И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

    Данная орнаментальная деталь имеет самостоятельную историю бытования. Безусловно, под влиянием каролингской традиции она получила дальнейшее распространение, например, в великоморавских древностях IX в., причем ременные наконечники с перлами вверху могли украшаться не только растительным орнаментом, восходящим к каролингским прототипам, но и другими видами декора Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 4. Рамочка с перлами, оформляющая верхний край ременного наконечника, встречается и среди скандинавских накладок, украшенных в стиле Борре (например:, в частности, она использована и в орнаментальной композиции ажурных ременных наконечников из Михайловского

 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 7). Возвращаясь к наконечнику из Гнёздова (вид 12), необходимо отметить, что схема декора чрезвычайно близка каролингским наконечникам IX в., и можно было бы его атрибутировать как предмет данного круга, однако сомнения вызывают его размеры. Длина наконечников с территории Скандинавии равна 13-14 см, ширина - 4—4, 3 см, размеры же наконечника из Гнёздова - 3, 4 x 0, 9 см. Таким образом, параметры гнёздовского наконечника очень отличаются от каролингских накладок, в то же время они вполне соответствуют стандартам ременных накладок Восточной Европы и Скандинавии конца IX - X в. Вероятно, рассматриваемый наконечник можно интерпретировать, скорее, как предмет, изготовленный скандинавскими ремесленниками по мотивам каролингских накладок, чем как продукцию западноевропейских мастеров, тем более, что, как уже упоминалось, некоторые наконечники в стиле Борре также украшены рамочкой с перлами. В любом случае, данный предмет скорее всего попал в Гнёздово вместе со скандинавами.
 Скандинавские накладки, на всем протяжении своего бытования на нашей территории, в основном сохраняли чистоту стиля, не смешиваясь с другими традициями, однако редкие исключения из этого правила все-таки есть. Можно указать два таких примера. Во-первых, это ременной наконечник из состава клада в Елецком монастыре (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, : он украшен плетенкой, по происхождению своему не северного характера (такого рода орнамент Р. С. Орлов связывает с Византией [Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, с. 50], однако в нижней части расположена маска животного, по общему облику и по расположению на предмете напоминающая классические скандинавские вещи. В данном случае, вероятно, можно говорить о скандинавской орнаментике, скорее, как об одном из источников для создания данного предмета.
 Еще одна деталь указывает на возможный процесс смешения, "гибридизации" — это кружочки в углах квадратных бляшек в составе ободка. Эта деталь встречается как на бляшке со скандинавским орнаментом (вид 2 - Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 2), так и на некоторых предметах с растительной орнаментикой волжско-болгарского происхождения (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 9-10). Трудно, в данном случае, установить направление взаимовлияния (деталь эта скандинавского или восточноевропейского происхождения), можно лишь констатировать данный факт.
 Можно предложить также вариант атрибуции великолепных, украшенных ложной зернью бляшек с головками хищных птиц из кургана 74 Гнёздова Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите (раск. Сергеева С. И. - Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 10). Представляется возможной трактовка данных накладок в качестве редкого случая существования вещей-"гибридов". Головки птиц, развернутые в профиль с загнутым вниз клювом, имеют ярко выраженную "германскую" окраску. Подобного рода иконография изображения птиц встречается у многих германских народов, в том числе у скандинавов, хотя и в более раннее время (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 5), и у крымских готов. Центральная же часть накладки занята полусферическим выступом в обрамлении перлов, что является весьма характерной деталью для венгерской ременной гарнитуры (например: Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 7], для которой, в свою очередь, источником послужила хазарская традиция изготовления ременных накладок . Технологиче-
 ская схема изготовления данных бляшек типична для скандинавских вещей. Необходимо, однако, отметить, что изображения головок хищных птиц встречаются и в искусстве салтово-маяцкой культуры, например на амулетах типа найденных в Дмитриевском могильнике, источником для которых, в свою очередь, послужили амулеты, широко распространенные в VI-IX вв. на Северном Кавказе . Таким образом, предложенная интерпретация является лишь предположением.
 Можно привести также один любопытный пример "провинциального" самостоятельного развития орнаментального стиля Борре на древнерусской территории. Речь идет о наконечнике с городища Старая Рязань (вид 11). Орнамент, его украшающий, хотя он и очень схематичен, очевидно связан по своему происхождению с предметами в стиле Борре (маска животного в верхней части, геометрический рисунок, явно восходящий к ленточному плетению). Наконечник найден в слое XI в., то есть он относится к тому времени, когда на территории Скандинавии уже господствовали иные орнаментальные стили. Таким образом, наконечник из Старой Рязани можно считать одним из немногих археологических свидетельств присутствия скандинавов на Руси в XI в.
 И, наконец, хотелось бы выдвинуть гипотезу о складывании традиции изготовления ременной гарнитуры в Среднем Поднепровье. Речь идет о накладках весьма специфического облика с плоской верхней и нижней поверхностью, заклепками, серебряной инкрустацией (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 11-12). Иногда накладки имеют дополнительную вставку, как правило, позолоченную и украшенную пуансоном.
 Важный отличительный признак накладок черниговской школы - геометрический орнамент, выполненный в технике инкрустации. Круг предметов, украшенных инкрустацией, невелик; среди них можно отметить удила и псалии салтовского происхождения из Белгородской области Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите], а также ряд украшений древнегерманского происхождения VII в. Деталь декора, состоящая из штриха с точкой на конце, связана по своему происхождению с восточной торевтикой Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите]. Бляшки, имеющие дополнительную вставку, обычно украшены геометрической фигурой (ромб, треугольник) с вытянутыми углами (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 11-12), что вызывает ассоциации с уже рассмотренной бляшкой вида 10 (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 12), где аналогичная фигура, связываемая нами с влиянием скандинавской орнаментики, занимает центральное место.
 Наиболее важным моментом в контексте исследуемой проблемы является близость среднеднепровской и скандинавской ременной гарнитуры по целому ряду важных признаков — прежде всего это плоская нижняя поверхность и обязательное наличие заклепок, а не штифтов. С точки зрения технологической, две данные традиции находятся также ближе всего друг к другу, представляя собой направление, отличное от прочих традиций изготовления ременных накладок Восточной Европы, связанных с использованием углубленной матрицы и обязательным отогнутым вниз бортиком.
 Черниговская школа была связана с киевским великокняжеским двором Название школы предложено в связи с местонахождением большинства предметов, однако, надо учитывать, что от киевского некрополя сохранилась лишь небольшая его часть, в которой представлены бляшки рассматриваемого нами направ-
ления. Суммируя приведенные выше факты, можно предложить следующую гипотезу: черниговская школа явилась продуктом синтеза скандинавской и восточной (хазарской?) традиции. Если предположить, что шестиконечные звезды (Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, 13), украшающие значительную часть бляшек, связаны с иудаистской традицией, то это усиливает вероятность связи рассматриваемых предметов с Хазарией, государственной религией которой был, как известно, иудаизм. Словесным выражением такого синтеза можно считать титул "хакан росов". Возможно, наличие узды или пояса, украшенного инкрустированными бляшками, можно считать признаком принадлежности именно г киевской великокняжеской дружине (естественно, что наличие ременных накладок других типов нельзя считать признаком отсутствия такой принадлежности).



 Литература
 
 1. Даркевич В. П. Художественный металл Востока. М., 1976.
 2. Даркевич В. П., Борисевич Г. В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995.
 3. Ениосова Н. В., Мурашева В. В. Реконструкция способов изготовления ременной гарнитуры X века (по материалам Гнёздова) // Международная конференция по применению методов естественных наук в археологии. Тезисы докладов. СПб., 1994.
 4. Жарнов Ю. Э. Женские скандинавские погребения в Гнёздове // Смоленск и Гнёздово. М., 1991.
 5. Ковалевская В. Б. Северокавказские древности // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
 6. Колосова И. О., Милютина Н. Н. "Большой курган" древнерусского некрополя Пскова (погребения 57 и 59) // Археологическое изучение Пскова. Псков, 1994. Вып. 2.
 7. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.
 8. Макарова Т. И., Плетнева С. А. Пояс знатного воина из Саркела // СА. 1983. № 2.
 9. Мурашева В. В. Технология изготовления поясных накладок из Гнёздова // ВМУ. 1989. № 2. Сер.: История.
 10. Мурашева В. В. Убор воина и коня в Древней Руси, как социально-этническая категория (по материалом наборных украшений Х-ХIII вв. ). Автореф. дисс.... кандидата исторических наук. М., 1994.
 11. Орлов А. С. Средневековая традиция художественной металлообработки в X-XI вв. // Культура и искусство средневекового города. М., 1984.
 12. Пиоро И. С. Крымская Готиz. Киев, 1990.
 13. Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс). М., 1989.
 14. Сизов В. И. Курганы Смоленской губернии. Вып. 1. Гнёздовский могильник близ Смоленска. MAP. № 28. СПб., 1902.
 15. Спицын А. А. Гнёздовские курганы в раскопках С. И. Сергеева // ИАК. СПб., 1905. Вып. 15.
 16. Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986.
 17. Ярославское Поволжье X—XI вв. М., 1963.
 18. Arbman H. Schweden und das Karolingische Reich // Kungl. Vitterhets historie och antikvitets akademiens handlingar. Del 43. Stockholm, 1937.
 19. Arbman H. Birka I. Die Gräber. Tafeln. Uppsala, 1941.
 20. Beskow Sjoberg M. Bredsatra socken // Ölands Jarnalders-gravfalt. Kalmar, 1987.
 21. Fettich N. Die Mettalkunst der Landnehmenden Ungarn // AH. Budapest, 1937. Vol. XXI.
 22. Jansson I. Ovala spannbucklor. Uppsala, 1985.
 23. Lechler G. The Tree of Indo-European and Islamic culturs // Ars Islamica. Vol. IV. Michigan, 1937.
 24. Roth H. Kunst und Handwerk im frühen Mittelalter. Stuttgart, 1986.
 25. Rydh H. Forhistorisra undersokningar på Adelso. Stokholm, 1936.
 26. Schietzel K. Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu. Bericht 19 // Das archäologische Fundmaterial IV. Neumunster, 1984.
 27. Thunmark-Nylen L. Die Wikingerzeit Gotlands. Stockholm, 1995.
 28. Velka Morava (almanach). Brno, 1965.
 29. Les Viking... Les Scandinaves et l'Europe (800-1200). Le catalogue de l'exposition. Uddevala, 1992.




 

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн gendir

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 223
  • Карма: 9
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: СПб
Спасибо, ZOREAN, надеюсь рисунки будут?

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва


      :o Что за черт,а я их вижу... ???    Спасибо, _V ..но все это странно. ???
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн gendir

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 223
  • Карма: 9
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: СПб
Как вложения видны, спасибо  _!.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Как вложения видны, спасибо  _! .


   Не за что. _V   Нумерация с верху вниз.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн MaXiM77

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Карма: 1
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: рф
2 рисунок 2_я накладка. площадка у штифта это расклёп или шайбочка? Знает кто?

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
2 рисунок 2_я накладка. площадка у штифта это расклёп или шайбочка? Знает кто?


   Рисунок не важный,но скорее всего это пластина, для удерживания штифта накладки на поясе.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...