Монетонос
   

*             Наша галерея

2

Просмотров: 2815
Автор: денис1235
оз. Сиг...

Просмотров: 3761
Автор: AVS XLT
Довмонт

Просмотров: 4307
Автор: dan8081
Знак

Просмотров: 1410
Автор: RamilZavr
Анна Иоанновна

Просмотров: 3452
Автор: grosh
Разное с одного хатища

Просмотров: 3981
Автор: irbis7
пополняем

Просмотров: 4951
Автор: Агафонов Александр

Автор Тема: Седла.  (Прочитано 15512 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Седла.
« : 03 Марта 2012, 11:56:40 »


       
                                         
          Самые ранние упоминания о сёдлах относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э..Изобретение седел с полным правом можно назвать базисной инновацией. Эта инновация значительным образом повлияла на весь ход мировой истории.
       Как известно Римляне не знали седел, следовательно, могли использовать конницу в сражении лишь ограниченно, например, для обхода и фланговых атак, преследования отступающего противника. Это было одним из факторов неспособности Римской империи противостоять нападениям варваров, которые широко применяли седла, что позволяло им использовать конницу в различных целях, в том числе для лобовых кавалерийских атак. Всадник мог использовать в бою тяжелое оружие и доспехи, и ни одна армия в мире долгое время не могла ничего противопоставить лобовой атаке тяжелой кавалерии.
     Были и другие факторы. Благодаря седлам армии варваров могли полностью составляться из конницы, как это было у Гуннов. Обычно воин выходил в поход с не менее,чем тремя лошадьми: на одной вез доспехи и поклажу, на другой ехал во время перехода, и, наконец, сражался на боевом коне. Все это делало армии более мобильными. Скорость перехода увеличивалась иногда в десятки раз.
    Основным стимулом для развития седел в течение многих веков являлось то, что конница была важнейшей составной частью армий, как во времена Египта, Вавилона и Римской империи, так и в последствии в Средние века и Новое время. Стремление к военному превосходству заставляло совершенствовать седла. В наше время стимул к усовершенствованию седел - это достижение высоких спортивных результатов, удобство путешествия, а иногда просто искусство. Барьерами на пути данной инновации были, прежде всего, низкое развитие производительных сил и альтернативное использования лошадей, например, колесницы.
     В создании седла ключевую роль сыграли целые народы. Первые всадники покрывали спину лошади попоной. Историю седла помогли восстановить древние изображения. Они поведали, например, что в 9 веке до нашей эры ассирийские воины пользовались большим седлом-попоной, закреплявшимся на лошади нагрудными и подхвостными ремнями.
     В 8 веке до нашей эры размеры седла-попоны уменьшились. Крепилось оно на лошади уже при помощи передней подпруги и нагрудного ремня.А уже в 7 веке до нашей эры появилось мягкое седло треугольной формы, которое фиксировалось уже двумя подпругами и под которое подкладывалась большая попона. Примерно в то же время появились стремена.
     В средние века их стали делать металлическими (4-5 век). У разных народов в те или иные эпохи исторического развития постепенно складывался свой особый тип седел. Но все они должны были облегчить езду всаднику, сделать его посадку наиболее устойчивой и предохранить спину животного от повреждений.
 
Строение седла, его размеры и вес во многом зависели от целей, которые стояли перед всадником, и даже от моды. Средневековому рыцарю, вооруженному копьем и мечом, требовалось седло, максимально укрепляющее его посадку. Седла рыцарей имели очень сложную и громоздкую конструкцию. В средние века также появляются дамские седла. Позже кавалерии понадобились седла, удобные для длительных переходов и стремительных атак. И конечно, значительно более легкие, чем рыцарские. Дальнейшее облегчение веса седел было вызвано развитием скачек, а затем и конного спорта. Позднее в Англии появился тип седла, который постепенно нашел самое широкое применение во всех видах верховой езды. В конце 19 века главнейшими типами седел в Европе считали следующие: английское, французское, немецкое, венгерское и наше,известное,как - казачье.

                                   

    Казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Казачье седло height=264
Седло верховое казачьего типа:
 1 - тебеньки (крылья); 2 - подушка; 3 - подперсье; 4 - паквы (подхвостье); 5 - путлища со стременами; 6 - подпруги; 7 - трок седельный; 8 - потник
 Седло верховое казачьего типа включает твердое основание - арчак, тебеньки (крылья) 1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги, подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни.

Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных.
 Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше.
Казачье седло фотография height=337

 Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.
 Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью.
  Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха.




                                                 Немного истории и устройства казачьего седла.

 
  Устройство седла.
 
 Основой казачьего седла является деревянный арчак или ленчик, состоящий из деревянных полок, металлических передней и задних лук (1и 6) и сыромятных живца с ожиловкой. В отличие от строевого седла, живец казачьего седла не имеет боковых подушечек. На передней и задней луках имеются небольшие рукояти, предназначенные для подвеса какого-либо оружия и вьючного снаряжения, а также для использования их для захвата рукой при джигитовке. Так же для джигитовки казачье седло снабжено не обозначенной на рисунке скашовкой - ремнём определённой длины, который соединяет между собой стремена под животом лошади.
 Кроме этого, казачье седло снабжено пахвой (8). Пахва - подхвостник - ремень, одним своим раздваивающимся или одинарным концом пристёгивающийся к задней луке. Другой конец пахвы имеет мягкую петлю, сквозь которую пропускается хвост лошади так, чтобы петля оказалась в районе репицы хвоста. Пахва препятствует сползанию седла на шею лошади во время крутых спусков, езды по пересечённой местности, джигитовке.
 В отличие от остальных сёдел, вместо кожаного сидения на арчак или ожилованный ленчик казачьего седла кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой (2). Сверху подушка притягивается к ленчику седельным троком (4), проходящим вкруговую, под животом лошади.
 От натирания боков лошади путлищами применяются небольшие крылья прямоугольной формы - тебеньки (11), которые крепятся к ленчику с помощью сыромятных ушивальников.
 Под номером 18 - обозначен клапан, защищающий ногу всадника от натирания пряжкой путлища.
 
  Особенности казачьего седла.

 Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
 1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных.
 2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше.
 3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.
 
 
 Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу.
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха.

 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #1 : 03 Марта 2012, 11:58:43 »


Изображение
 
До Николая I.
 Конское снаряжение состояло из казачьего седла (с высокими луками и подушкой), чемодана из белого сукна, черных кожаных уздечки, нагрудника и подхвостника, а также суконных чепрака и подушечного чехла: у лейб-казаков - алых, а у лейб-уральцев - малиновых с обшивкой по краям и поперек углов белой тесьмой (у офицеров серебряным галуном).
 При Николае I.
 Конское снаряжение в основном осталось прежним. Казачьи седла сохранили высокие острые луки, причем задняя делалась более пологой, чем передняя. К остову седла с обеих сторон крепились на двух узких ремешках четырехугольные кожаные тебеньки (крылья), а к полкам седла - две ременные подпруги и путлища, просовывавшиеся в полированные стремена. Сзади при помощи ремней к седлу привязывали (у офицеров пристегивали) пахву (подхвостник), а спереди на луку набрасывали и закрепляли с левой стороны седла подперсье. Уздечка, как и прежде, состояла из налобника, щечных ремней, подбородника, переносья, и связанных вместе узлами поводьев и чумбура. Снаряжение офицерских лошадей украшалось медными бляхами. Под седло клали потник, обшитый черной кожей, а между лук - кожаную мягкую подушку, которая пристегивалась кожаным чересседельным троком, проходившим по ее середине, поэтому середина седла была самой низкой его частью, это и составляло главную особенность конструкции казачьих седел - в других кавалерийских седлах самая низкая часть находилась ближе к задней луке.
 В торжественных случаях седло покрывали вальтрапом из сукна мундирного цвета с обшивкой по краям тесьмой прикладного цвета, а на подушку надевали суконный чехол с выкладкой по шву. Офицерские вальтрапы, кроме того, отделывались тесьмой (в артиллерии золотым галуном) на передних углах длиной в 24 см, а на задних - 42 см. У забайкальцев вместо вальтрапа ввели седельный чехол из черной кожи, обшитый по краям красной тесьмой, а подушка шилась из серого сукна. Седельный чехол офицеров над красной тесьмой украшался серебряным галуном.
 Во время похода казаки возили с собой на своих конях форменную одежду, необходимые вещи и продовольствие. Все это хранилось в седельном вьюке. Он состоял из серого суконного чемодана, в который укладывали парадную форму и сапоги, фуражных сакв (в них возили корм для коня), сухарных сум для продовольствия, седельной подушки для хранения белья, портянок, перчаток и т. д., конской торбы, в которой лежали скребница, щетка и другие мелкие вещи. К передней луке приторачивали скатанную в трубку шинель или бурку.
 При Александре II.
 В войсках в 1867 году суконные вальтрапы и подушки заменили черными кожаными, суконные чемоданы - кожаными сумами, перекидными через седло, но в 1874 году чемоданы возвратили. Шинель скатывали и укладывали к задней луке на сумы. Полагавшееся ранее подперсье отменили, вместо него в случае надобности использовался нагрудник - передняя подпруга, которая застегивалась вокруг груди лошади. Состав седельного вьюка был дополнен фуражным арканом длиной 14 м и толщиной 1 см.
 У кавказских казаков все снаряжение оставалось прежним. Седло делалось с острыми луками, четырехгранными крыльями из черной кожи, двумя подпругами и ременными путлищами, в которые продевались полированные (железные или медные) стремена в виде стаканчика. Уздечка и пахвы изготовлялись из более тонких, чем в других войсках, черных кожаных ремней и богато украшались бляшками с чернью, позолотой и т. п.
 На седло надевался кожаный четырехугольный чепрак, обшитый по краям красной тесьмой, а у офицеров, кроме того, серебряной или золотой тесьмой или черкесским галуном, а между лук укладывалась черная кожаная подушка, отделанная с обеих сторон по типу чепрака, крепившаяся с помощью ременного трока (длина края чепрака вдоль лошади составляла 50 см).
 При Александре III.
 В Донском, Уральском и Оренбургском войсках лавки ленчика стали делать с плоской поверхностью, без прежнего прогиба, длина и ширина лавок была уменьшена, луки разводились шире, отчего просвет над хребтом лошади уменьшился. У кавказских казаков лавки ленчика часто делали неодинаковой величины, это портило спину лошади, сам ленчик был то не в меру высок, то узок, то, наоборот, слишком широк, обе луки большей частью ставились почти перпендикулярно, что беспокоило всадника при спусках и подъемах в горной местности. Применялись стремена разнообразной формы, нередко непригодные для войны. Размещение вьюка не было как следует продумано. Все эти недостатки следовало устранить. Начались работы по созданию нового типа казачьего седла, современного, приспособленного к любым боевым условиям.



 При Николае II.
 Во всех казачьих войсках с 1895 года полагался деревянный арчак одинакового образца, оклеенный снаружи тонкой черной кожей, вводились переметные сумы особой конструкции. Каждая сума состояла из двух отделений: заднего прямоугольного и переднего цилиндрического, общей длиной 45 см, высотой 27 см и шириной 23 см. Они могли быть кожаные, бурочные шерстяные черного цвета, но крышка у всех делалась только из кожи. Суконный гвардейский чепрак выкраивался из двух половин, сшивавшихся между собой внутренним швом с выгибом в верхней части по форме арчака, имел два мыска по форме и размерам головок передней и задней лук, передние и нижние (боковые) края - прямые, задние, от середины с небольшим отклонением вниз к углам, образовывали с нижними краями острые углы. Чепрак обшивался поперек каждого угла и по краям лампасами или галунами. Его длина по прямой линии: по середине - до 80 см, по нижним краям от заднего до переднего угла - 85 см; ширина чепрака, сложенного вдвое, спереди около 36 см и сзади около 57 см.
 В 1911 году были внесены новые изменения в конское снаряжение. Переметные сумы заменены передними и задними. Первые представляли собой два одинаковых кожаных цилиндра высотой 30 см и диаметром дна 13 см; вторые имели четырехугольную форму с закругленными нижними углами и достигали в длину 30 см, в высоту 20 см и в ширину 10 см. Теперь полное конское снаряжение состояло из уздечки, подперсья (одного подгрудного и двух нагрудных ремней), пахвы (четырех сыромятных ремней), арчака, подушки, трока подушечного, двух крыльев, двух путлищ со стременами, двух пар приструг, двух подпруг, потника, потниковой крыши, двух переметных сум для заднего вьюка, девяти вьючных ремней, четырех кожаных петель, двух переметных сум для переднего вьюка и одной кожаной петли, а в гвардии еще дополнительно из суконных чепрака и чехла на подушку. Весь конский убор полагался черного цвета. В гвардейских частях на ремни устанавливались украшения из красной меди: две круглые бляхи на подперсье и пахвах, одна четырехугольная, со срезанными углами на уздечке, тринадцать круглых кнопок на подперсье, пахвах и уздечке и три сердцевидные пластины на подперсье. Таким же образом украшалось офицерское войсковое конское снаряжение (но с меньшим числом кнопок или без них). Нижним чинам кавказских войск разрешалось иметь на ремнях пряжки, гайки, наконечники произвольных образцов: позолоченные, серебряные с чернью, стальные, железно-луженые или другие, но в конных частях - белого, а в артиллерии - желтого цвета. Для управления лошадью нагайка применялась только у казаков.

АНАНЬЕВ Александр Михайлович<br><b>Казачье седло. 2001</b><br>Холст. Масло. 130х100


Подлинное казачье седло. Нач.ХlХ в.

 <<
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #2 : 03 Марта 2012, 12:30:24 »


                                                                   Средневековые европейские седла.



Венгерское седло 10 в. богатейший дружинный могильник Karos-Eperejessog.

Декорированые пальметами серебрянные накладки, все седло собрано на деревянных нагелях, размеры передней луки: высота 23 см, ширина 24,8см.
боковые планки: ширина 13,5см, длина 32,5 см.



рисунок.




В Центральной и юго-восточной Европе V века, вероятно, знали седло (нем. Sattel), но не пользовались им. Они отдавали предпочтение своего рода попонам из грубой ткани и не видели необходимости в более удобном снаряжении. Так, сарматский всадник, изображенный на сосуде из клада Надьсцентмиклош (Венгрия), сидит на неоседланной лошадии без стремян.

  Челенг, шейная подвеска лошади, из позолоченного серебра, украшена крупными кабаньими клыками; султан — из шерсти яка, от т. н. «венгерского снаряжения» эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Вторая пол. XVI в.
В VIII веке повсеместно стали применять небольшие и богато украшенные седла, появилась необходимость и в стременах. Однако седло было еще маленьким и состояло из деревянного основания и очень низких передней и задней лук. На седло укладывалась небольшая подстилка. Закреплялось седло подбрюшным ремнем, иногда также передним и задним ремнем. Так выглядит седло в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена.

  Конский намордник, из луженого железа; местами ажурный, местами из проволочной сетки; на обруче сделана надпись: «WAS GOT BESCHERT, IST UNERWERT» («Неведомо, что Бог пошлет»). Венская работа. Вторая пол. XVI в. Коллекция Франца Тилля.
  Оседланный жеребец. Ковер из Байе, кон. XI в.
  Арагонское стремя. Подражание мавританским работам, XIII в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.
В конце XI века образовалась уже типичная форма седла. На ковре из Байе мы видим седла одинаковой формы и у саксов, и у норманнов. Они имеют почти плоскую спинку с низкой передней и высокой, загнутой улиткой задней лукой. Стремена умеренной величины, полукруглой формы.
Седло состоит из следующих частей: передней луки (нем. vordere Sattelbogen), задней луки (нем. hintere Sattelbogen), седалища (нем. Sitze), крыльев (нем. Seitenblätter), покрышки (нем. Decke), подпруги (нем. Steigriemen), стремян (нем. Steigbügel), грудного ремня (нем. Stegreifen) или подперсья (нем. Brustriemen), наконец, пахвенного ремня (нем. Schwanzriemen).

Около 1127 года появилось седло с глубоким седалищем. Передняя лука подана вперед и образует завиток, задняя обычно поднята выше и сильно загнута назад, покрышка расстилается до нижних краев и закрепляется с помощью двух ремней. Уже в это время появился унизанный бубенчиками грудной ремень, или подперсье. Стременам придается бутылкообразная форма. В 1163 году впервые появляются стремена, подвешенные на цепочках. Такая форма седловки сохраняется до конца 60-х годов XII века, однако еще на печатях 1181 года видны всадники без седел, сидящие на длинных, развевающихся чепраках.
Примерно с 1170 года существенно изменяется задняя часть седла, очевидно из-за стремления всадника сидеть более надежно. Передняя лука придвигается ближе к холке, а задняя становится выше и шире, приобретает по бокам приращения — «ясли» (нем. Krippen). Это старейшая форма ясельного седла (нем. Krippensattel), которое применялось до первого десятилетия XVI века.

  Изменения посадки всадника XII—XIV вв. по средневековым печатям.
 а) Печать 1170 г. Филиппа Эльзасского, графа Фландрского (1168—1191).
 b) Печать 1184 г. Пьера де Куртене.
 c) Печать 1315 г. Луи, графа де Невер.
 d) Печать 1235 г. Бодуэна, графа де Гине.
Уже на печати Бодуэна, графа де Гине, 1235 года  видно, что плоская обратная поверхность задней луки снабжена изображением герба владельца. Этот обычай продержался вплоть до XIV столетия.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #3 : 03 Марта 2012, 12:35:45 »


  На протяжении XIII века передняя лука постепенно становилась ниже и уменьшалась в размерах, седло стали снабжать выступом (нем. Knopfe,). Крепили седло так, что соседние ремни под грудью скрещивались. Стремена приобрели абсолютно треугольную форму.  К 1360 году боковые приращения — ясли приобретают все более ярко выраженную форму, чуть ли не образуя сплошное кольцо, так что трудно представить себе, как всадник втискивался в эти ясли между передней и задней лукой.

  Арагонское седло короля Арагона Хайме I (1208—1276). Музей Армерия Реаль, Мадрид.
  Лошадь с «ясельным» седлом и пахвами с подвесными ремнями. По фреске, изображающей поклонение волхвов, в церкви Велемер в Венгрии. 1378 г.. «Ясельное» седло императора Максимилиана I. Вторая пол. XV в.
Примерно с 1350 года передняя лука понемногу снова становится выше и сливается с выступом, в этом видна потребность лучше защищать живот и бедра всадника; образуется несколько иная форма ясельного седла, которая около 1520 года исчезает. На роскошных седлах XIV века сохранился лишь намек на эти формы. И вот появляется тяжелое кирасирское седло (нем. Kürißsattel, с широкими седалищными подушками (нем. Sitzblatte), высокими передней и задней луками, с прямоугольными крыльями по сторонам. Характерная особенность этого седла — шенкельные утолщения (нем. Schenkelwülste) в начале задней луки, служившие для того, чтобы всадник мог крепче держаться шенкелями. Переход от ясельного седла к кирасирскому характеризуется  и формой стремени 1523 года. Седельные луки с внешних сторон стали облицовывать листовым железом, а само седло крепить двумя отдаленными друг от друга ремнями. Возникновение этой формы седла совпало также с изменением доспеха всадника и введением чрезвычайно широких железных башмаков — «медвежьих лап», из-за чего стремя соответственно стало очень широким. Около 1510 года появились закрытые стремена, которые пришли из Италии и поначалу предназначались для защиты ноги. Им придавали форму башмака и называли стремя-башмак (нем. Bügelschuhe, um. staffe a gabbia). Позднее ногу стали защищать только решеткой из железного прутка, чтобы в случае падения воин не остался висеть на стременах. Ганс Крейцбергер в своем труде 1572 года об уздечках и удилах почему-то называет их женскими стременами.

  «Ясельное» седло. Нач. XV в. Бывшее собрание Л. Мейрика.
 Охотничье седло, обтянуто красной кожей, с круглым вышитым чепраком и металлическими стременами. Южная Франция, XIV в.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #4 : 03 Марта 2012, 12:37:48 »

   
 Albucasis, Tacuinum sanitatis, Германия (RhВnanie), XV-ой век
 Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, отдел Рукописей, Латыни 9333

 
 Tacuinum Sanitatis, XV-ой век
 Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, Отдел рукописей, Латыни 9333, fol.85 85 v

 
 Седло №1 – из Вены
 
 
 седло №3 – «Это седло было сделано для Святого римского Короля Albrecht II (1397-1439), первого Габсбурга, который управлял не только по Империи но также и по Богемии и Венгрии. Гребни этих стран также используются в художественном оформлении седла. Изображенный с обеих сторон наклоненного рожка дракон, символ Заказа Дракона, основанного в 1408, чтобы защитить Христианство. Стиль этого художественного оформления со многими маленькими числами, созданными листьями чертополоха, является напоминающим о южной немецкой текстильной работе времени, c. 1430. Эти два разреза на месте для приложений стремян, обхвата и подушки места. Цитата - Церемониальное Седло; Юго-восточный немецкий язык, 1438-1439; Лес, слоновая кость; H 40 см; HJRK Inv. Нет. 73»
 
 
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #5 : 03 Марта 2012, 12:42:12 »

 
Седла стали более громоздкими и тяжелыми, в связи с этим мастера-седельники вынуждены были усилить подперсье, спереди появилась выпуклая, как правило украшенная, металлическая пластина, которая изредка встречалась еще в XV веке. Но и этого оказалось недостаточно, поэтому в XVI веке отличным элементом седла становится хвостовой ремень.

Седло в средние века было излюбленным предметом богатого художественного оформления. Определенные свидетельства этому можно найти в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена, а также в художественных произведениях XII века, как, например, в «Песни о Нибелунгах», где упоминается седло, украшенное камнями из Индии. О том, с какими значительными затратами было связано художественное оформление седел в XIII и XIV веках, имеются документы.

  Тяжелое кирасирское седло Отто Генриха, пфальцграфа Рейнского.
 Полированное, с травленными чернью полосами. Германия, 1523 г.
  Стремя от тяжелой сбруи. Ок. 1510 г.
  Закрытое стремя, от парадного седла времен императора Максимилиана II
.
Например, счет Жоффруа ле Бретона, выписанный коннетаблю французского королевства Раулю графу д'О, датируемый 1336—1339 годами: «Монсеньора роскошное седло для скачек спереди и сзади обито накладным украшением из серебра в виде тростника, и по углам этого украшения обрамление, а на обеих луках — Амур, одетый в золотую парчу, с натуры составленный, руки и голова из слоновой кости, а крылья из золота. В руке свиток из финифти, и сидит он на скамье из бархата. При одном из этих Амуров — пастушок, при другом — пастушка, тот и другая одетые в парчу, головы и руки из слоновой кости, а на лугу видны овцы из слоновой кости, которые пасутся, и при них собака из слоновой кости. Названный луг усыпан прекрасными сверкающими цветами». Отделывали седло в зависимости от тех денежных средств, которыми располагал всадник, либо цельными пластинами с плоским рельефом из слоновой кости, либо отдельными деталями из слоновой кости, вставленными в дерево. Из этих седел, совершенно без седалищных подушек, некоторые экземпляры еще сохранились в музеях. Наиболее старые из них относятся к концу XIV века. Большинство из них французские или бургундские, но на обручах некоторых есть также и нижненемецкие надписи. Стремена ясельных седел позднейшего периода имеют своеобразную форму. Они трапециевидные, очень узкие, из полосового металла, а широкая подножная пластина, или ступица (нем. Trittplatte), у них имеет скос наружу.

Парадное седло, выложено слоновой костью и богато украшено фигурным рельефом; рисунки на мотивы легенды о святом Георгии. Кон. XIV в. Национальный музей в Будапеште.
  Правое стремя от «ясельного» седла, из кованого железа. Вид спереди и сбоку. Середина XV в.

 
 
 
 Турнирное седло. Тут рыцарь едет практически стоя
 Вот ещё турнирные сёдла второй половины XIV-XV.:
 В народе они назывались "Рыцарская люлька"

 
 
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #6 : 03 Марта 2012, 12:47:33 »


 
      Кирасирские седла XVI столетия имеют на облицовке лук декоративные украшения, подобные уже описанным, на латах. Наиболее богатые из них заказывались в Милане и Испании, чеканенные украшения связаны с Таузией. Часто бывает, что седло и латы украшались по согласованному рисунку и технике, составляя гарнитур. В качестве примера приведем большой гарнитур императора Фердинанда I, во дворцовом собрании оружия  Вены, в который входят и конские латы, в настоящее время хранящиеся в арсенале Берлина.
Около середины XVII столетия появляются совершенно иного вида седла для гражданских целей, главным образом для пышных выездов. Высокие луки постепенно исчезают, седалищные подушки набивают волосом и обтягивают бархатом или шелком. Совершенно пропадают выпуклости для шенкелей, сиденье становится плоским, седалищные подушки украшаются стежкой, обшиваются сутажом. Седло снова становится значительно меньше, как и покрышка, которая остается предметом украшения. Первые образцы этих седел доставляли во Францию и Германию из Испании. Военное седло в то время, главным образом в тяжелой коннице, в основном сохраняло форму кирасирского седла. Исчезли вследствие совершенствования верховой езды лишь выпуклости для шенкелей. Однако легкая кавалерия пользовалась уже испанскими седлами.
Ни один предмет военного снаряжения не вызывал появление столь различных форм на Востоке и Западе, как снаряжение лошади. На Западе в соответствии с господствовавшей тактикой сформировалось тяжелое конское снаряжение, на Востоке — легкое, более подходящее к конституции тела лошади. Тактика воинов Востока основывалась на подвижности, выносливости и более на моральном воздействии, чем на физическом сокрушении.Факты свидетельствуют, что арабы в бою использовали не жеребцов, а кобыл, отдавая предпочтение этим послушным, верным, долго выдерживающим напряжение животным, что связано с природой арабов, характером их родной земли и вытекающими из этого своеобразными особенностями ведения боя. В крестовых походах европейцы впервые увидели тактику и снаряжение арабов и, кажется, кое-что из этого урока сумели уяснить. Проживающие в Восточной Европе нации — татары, русские, поляки, народы византийского государства, венгры, до некоторой степени чехи по части военного снаряжения издавна испытывали влияние Востока.
Через Польшу и Венгрию восточные черты конского снаряжения находят дорогу поначалу в Германию. Первые отчетливые следы этого обнаруживаются в XIV веке в Австрии, а в XVI столетии уздечки венгерского образца распространяются уже в Италии.
Восточные седла отличаются от немецких строением основания. Немецкое седло полностью лежало на спине лошади, восточное — широкими полками (нем. Schiene) на ребрах лошади, тогда как позвоночник оставался совершенно свободным. При седлании, чтобы не угнетать лошадь, необходим стал хороший потник из войлока или шерсти.
Большой популярностью в XV и XVI веках, благодаря отличному качеству кожаных деталей, среди христианского населения пользовались  испанские, т. н. галисийские седла (исп. gallegas). Они отличались тогда от мавританских военных седел — барда (исп. barda).Превосходнейшие мастерские по изготовлению таких седел были в Галисии, мавританские же седла изготавливались в Кордове и Гранаде. Барда отличалась притуплённой вершиной приподнятой передней луки и присущей всем арабским седлам высокой, круглой задней лукой.

  Мавританское седло, с богато вышитой бархатной покрышкой. Вторая пол. XVI в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.
  Арабское седло, передняя и задняя луки украшены изящным лаковым узором; боковые крылья расписаны золотой краской восточным орнаментом; потник из толстого коричневого войлока. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.
  Турецкое седло, с луками, окованными золотом и серебром, и покрышкой из красного бархата. Из т. н. «турецкого снаряжения», преподнесенного императорским полевым капитаном Лазарусом Швенди (1522—1584) эрцгерцогу Фердинанду Тирольскому. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.
Арабское седло ниже, меньше, с узкой, но высокой окованной металлом передней лукой, которая наверху оканчивается фигурным выступом; седалище короткое и узкое, задняя лука закруглена и поднята выше передней. У седла знатных арабов и турок всегда имелась богато вышитая покрышка (в транскр. с араб. apâji). Конструкция и оформление турецкого седла похожи на арабское, разница только в том, что у турецкого есть свисающие крылья, чем оно напоминает татарское.

Татарские, а также и московитские седла XV столетия отличаются очень высоким основанием, у них высокие луки, толстые седалищные подушки, а по сторонам свисают крылья.

  Татарское или старорусское седло, покрыто зеленой камчатной тканью; луки обтянуты кожей акулы; боковые крылья из яловой кожи расписаны восточным узором. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.
  Черкесское седло, с железными стременами; обтянуто красным сафьяном с серебряным шитьем; луки из вороненого железа украшены инкрустацией серебром. XVIII в. Императорский Царскосельский арсенал.

 Вот это седло - возможно для турнира на булавах - стальная скоба - поручень, чтобы держаться одной рукой (да-да, они держались за седло!)
 Это - реконструкция седла Генриха V. Живец - стальной прут - восьмигранник, толщиной 10-12 мм. Оно являлось боевым седлом.
 
 
 
 
 Гражданские сёдла

 
 Франция, Париж, XV-ой век.
 Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, Отдел рукописей, француз 616 фолио 57v.

 
 Франция, Париж, XV-ой век.
 Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, Отдел рукописей.

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #7 : 03 Марта 2012, 12:50:54 »

 
              Старинное венгерское седло конца XV века, примером которого служит роскошное седло, принадлежавшее Максимилиану I, представляет собой нечто среднее между немецким и арабским седлами. Оно не так высоко поднято, передняя лука узкая, низкая, но верхняя часть ее высокая, загнута вперед и стиснута с боков. Седалище устроено таким образом, что от вершины задней луки к передней проходит плавная кривая линия. Задняя лука похожа на арабскую, но значительно шире. Немецкие всадники в XVI столетии часто пользовались венгерскими седлами, да и вообще венгерскими и польскими седлами пользовались вплоть до новейшего времени. В конце XVI века в Германии даже стали подражать старому турецкому обычаю окрашивать хвост лошади в красный (свинцового сурика) цвет. Позднее седла, называемые венгерскими, своей формой следовали уже не столько старовенгерским образцам, сколько московитским и польским, что нетрудно установить путем сравнения представленных здесь изображений. Особенностью всех восточных седел является прикрепленное внизу левого крыла нечто вроде ножен для меча-кончара, который, таким образом, тоже относится к конскому снаряжению, как сабля или меч к вооружению всадника. Такого рода приспособления появлялись время от времени и на немецких кирасирских седлах в период турецких походов второй половины XVI столетия.
Достоин внимания предмет старовосточного конского снаряжения, который позволяет отчетливее представить себе тактику конницы Востока: это так называемый ручной барабан (нем. Handpauke, в транскр. с тур. tabl), который привязывали с правой стороны передней луки седла. Такой барабан употреблялся во всех армиях Востока, а также у татар и поляков. Корпус его был из листовой меди или из бронзы. Снизу он заканчивался тупым концом с приклепанным ушком. К этому ушку, а также к верхнему краю барабана крепился ремень, которым он привязывался к седлу. Диаметр барабана редко превышал 25 см. Чтобы предохранять от сырости на марше, его снабжали чехлом из яловой кожи. Многие всадники утверждали, что на их барабанах натянута человеческая кожа, звук от которой должен был оказывать на врага неодолимое действие.
Ручной барабан был исключительным средством для поднятия морального духа при атаке на отряд, впервые противостоящий восточной коннице. Мощное войско, постепенно ускоряя аллюр, под непрерывный бой барабанов стремительно неслось на противника; на близком расстоянии под те же звуки всадники выхватывали сабли и, размахивая ими, с криками «алла» врубались в ряды врага.

  Венгерское седло императора Максимилиана I. Седло и чепрак из красной кожи, расписаны золотой краской в восточном стиле. Нач. XVI в.

 Вот ещё сёдла 1490-1495 гг.
 
 
 
 1510 г.

 
 1550-1555 гг.
 
 
 1546 г.

 
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #8 : 03 Марта 2012, 12:53:19 »

 Турнирные сёдла начала 15 века: 
 
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Седла.
« Ответ #9 : 03 Марта 2012, 12:57:10 »


   
 Роскошное немецкое седло, изготовлено в 1450 году
 
 Роскошное немецкое седло, диски кости, древесина, кожа, Длинные 55,5 см, пожалуй, изготовлено в 1400 году.
 (Музейная фотография Keiser)

 
 Седло, Германия, ок. 1440 - ок. 1480
 дерево, олений рог, воск, кожа и береста, hatched*, резное и полированное
 вес: 3.19 кг
 A407 (коллекция Уолеса)

 
 Седло, Германия, ок. 1440 - 1460
 дерево, олений рог, береста, кожа и воск, резное, incised**, подкрашенное и полированное
 длина: 100 см, полная
 вес: 3 кг
 A408 (коллекция Уолеса)
 Вся поверхность этого редкого деревянного седла пятнадцатого века покрыта резным оленьим рогом, украшенным заполнением из твердого цветного воска. Отделка содержит в себе беседу изысканных любовников: например, леди спрашивает “а если война закончится?” на что её возлюбленный отвечает, “буду рад принадлежать тебе” ***. Известны несколько таких богато-украшенных сёдел; ещё одно, немного скромнее по композиции отделки, также в Коллекции Уолеса (инв. номер A407). Их точное назначение неясно; предполагается, что они использовались для лошадей, ведомых в процессии в церемониальных случаях, служа в качестве явного свидетельства успешности и вкуса.

 Испанские седла 15 в:
 
 
 Национальная библиотека Франции, Отдел Рукописей, западное Отделение
 Автор / название: caballero cifar
 Страна: espagne
 Происхождение: Кастилия
 Век: 15-ый век
 Дата: 4-ая четверть
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн zeks

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: C-Пб
Re: Седла.
« Ответ #10 : 03 Марта 2012, 13:50:05 »
однозначно + _!