Краткая история Нового Года
Когда же в первые стали отмечать Новый Год?
При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года».
В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

И
в Древней Месопотамии 3 тысячи лет назад Новый Год встречали всенародным ликованием. Радость была вызвана той же причиной – разливами Тигра и Евфрата. У месопотамцев это случалось в начале марта. На радостях всем запрещалось работать, наказывать, вершить суды – в течение целых 12 дней! Все это время люди праздновали очередную победу светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. И инсценировали ее, устраивая мистериальные шествия и карнавал с маскарадом. Клинопись рассказывает, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами".
Вы не можете просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или
ВойдитеВ Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.
Древнии греки новый год похоже, не отмечали никак. В их календарях и вообще отношениях с временем царил изрядный разнобой. Новый год в разных полисах начинался по-разному: В Афинах он начинался в летнее солнцестояние (21 июня нов. ст.) на Делосе - в зимнее солнцестояние (21 декабря нов. ст.), а в Беотии - в октябре. Даже названия месяцев в различных государствах были разные. Каждый год в каждом городе имел свое название по главному должностному лицу этого года - в Афинах по первому архонту, в Спарте по первому эфору и т. д. Знаменитый договор 421 г. до н. э. Между Афинами и Спартой - Никиев мир - был датирован так: "При спартанском эфоре Плистоле, за 4 дня до окончания месяца артемисия, и при афинском архонте Алкее, за 6 дней до окончания месяца элафеболиона" И поди разбери когда это было!
А древние римляне ещё до нашей эры стали дарить новогодние подарки и веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи, благополучия.
В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским).
В 45 году до н.э. Верховный Жрец Юлий Цезарь с помощью своих жрецов и звездочетов ввел новый календарь и постановил праздновать Новый Год с 1 января. И неспроста. Январь у римлян почитался месяцем бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Янус – хранитель времени, божество всякого начала, входа и выхода (поэтому он еще покровительствует всем дверям с их замками и запорами). Такой месяц мог стоять лишь после окончания прошлого года и в начале года следующего.
Вы не можете просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или ВойдитеТаким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...
Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer's end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин «pin money» (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.
В Средние века в празновании нового года был полный разброд. В зависимости от стран, время начало года было различным: так 25 марта, праздник Благовещения - отмечали начало года в Италии, а в Южной Италии и Византии,и на Руси началом года принято считать 1 сентября, так же во многих странах год начинался в праздники Рождества или Пасхи, а на пиренейском полуострове время отсчета нового года было, как и сейчас - 1 января. Церковь же была категорически против последней даты, так как она разрывала цикл Рождественских праздников. И только к 18 веку в Европе пришли к единой дате (так например Новый год в средневековой Англии начинался в марте, и лишь в 1752 года было принято решение парламента перенести Новый год на 1 января) .

Ясно, что история нового года уходит в глубь веков. Можно с уверенностью сказать, что его праздновали еще до возникновения первых календарей (а это более 6 тысяч лет назад!). Правда, в то время это был исключительно языческий праздник. Люди поклонялись солнцу как главному божеству, от милости которого зависит жизнь на Земле. Древние люди считали, что новый год начинается с обновления природы — с наступлением весны. Именно поэтому в Древнем Риме его наступление праздновали 1 марта. И соблюдался этот порядок очень долго — более 700 лет, до того времени, пока император Гай Юлий Цезарь не провел реформу календаря в 46 году до н. э. Этот календарь мы знаем как юлианский, в его основу легли расчеты александрийского астронома и математика Созигена. Юлий Цезарь прислушался к советам ученого и принялся реформировать традиционный для Рима календарь. Исходя из высших государственных соображе-ний, он объявил, что Рим был основан 1 января, и перенес празднование Нового года с 1 марта на этот день. В основу календаря был положен принцип годового движения Солнца по зодиакальным созвездиям. Если в старом календаре было 10 месяцев, то в новом их стало 12 — по числу зодиакальных созвездий. Все нечетные месяцы насчитывали 31 день, все четные — 30. Однако для декабря, четного месяца, был добавлен один день, который по указу Юлия Цезаря заимствовали из февраля. Первый месяц получил название январь. Он был назван так в честь двуликого бога Януса — бога входов и выходов, бога всех начинаний. Именно в январе римские консулы ежегодно вступали в должность, и именно в это время начиналась в Риме активная политическая и хозяйственная деятельность. После смерти Юлия Цезаря его сподвижник и друг Марк Антоний предложил увековечить память императора, переименовав седьмой месяц года в июль. Следующие изменения в календарь внес император Август: он переименовал восьмой месяц в август. Для того чтобы в августе было столько же дней, сколько и в июле (месяце Цезаря), он добавил к нему один день, опять-таки изъяв его из февраля. В результате февраль стал самым коротким месяцем в году: в високосном году в месяце 29 дней, а в обычном — 28. Эти изменения были внесены в 14 году до н. э., и тем самым было завершено составление юлианского календаря. Таким образом, именно в Древнем Риме была положена традиция веселиться и праздновать наступление Нового года в ночь на 1 января.Тогда же, много столетий назад, были установлены «основные правила» празднования: люди всю ночь разгуливали в масках, веселились, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия. Правда, в отличие от нас, римляне отмечали Новый год целых пять дней. В течение этого времени проводились соревнования, приносились жертвы богам, чтобы в следующем году они были милостивы и покровительствовали во всем. Римляне дарили друг другу подарки, причем на каждом из них было принято писать пожелания на следующий год (чем не прообраз поздравительных открыток?). Для 1 января существовал особый обычай: римляне разгуливали по улицам в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках и приветствовали всех словами: «Да здравствует день счастливых надежд!» Дети предлагали прохожим яблоки, в которые были воткнуты медные монетки, а прохожие взамен одаривали их золотыми или серебряными монетами.Следующая серьезная реформа календаря была прведена в XVI веке. Связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годами составляла 11 минут 14 секунд. По указанной причине за несколько тысячелетий юлианский календарь отстал от природы. 24 февраля 1583 года была издана папская булла «Календариум Грегорианум перпетуум» — «Вечный календарь Григо-рия». Григорианский календарь был сразу же введен во всех странах католической Европы, а затем его приняли и в протестантских странах. В XIX веке его ввели в Японии в XX — в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Египте. У нас переход на новый стиль — летосчисление по григорианскому календарю — был осуществлен декретом 1918 года. Стрелки часов тогда перевели сразу на 13 суток, и следовательно, 1 января 1919 года наступило на две недели раньше, а 14 января люди отмечали Новый год по старому, юлианскому, стилю. Именно с тех пор и повелась традиция в ночь с 13 на 14 января встречать старый Новый год. Новый Год на Руси. Славяне, как, собственно, и большинство народов того времени, вели счёт годам по сезонам. Год у всех начинался в первый день весны – 1 марта, когда оживала природа и люди начинали заботиться о посеве нового урожая. До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 - 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, и считали 1 марта.
После того, как в Х веке на Руси было принято христианство, пошло и другое летоисчисление – на основе юлианского календаря (который содержал в себе строгое и определённое следование месяцам (носили римские названия) и предписывал семидневную неделю).
На протяжении многих веков, 1 марта – было, по-прежнему, зарёй каждого наступающего года. Новый год в России популярнее Рождества, это связано с тем, что в Советском Союзе были отменены все религиозные праздники.
Вместе с христианством на Русь пришел юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Год стал начинаться строго 1 марта, а счет пошел от сотворения мира, или от Адама. В 7000 году от Адама, то есть в 1492 году н. э. в христианском мире было решено перейти на иной счет. Его тоже вели от сотворения мира, однако полагали, что произошло оно на полгода раньше — 1 сентября 5509 года до н. э. Именно в это время на Руси утвердился порядок отсчета «новолетия». Великий князь московский Василий Дмитриевич повелел считать началом годового цикла завершение летних полевых работ. Создалась довольно любопытная ситуация: 1 марта отмечался так называемый гражданский Новый год, а 1 сентября — церковный, установленный на основе текстов Библии. Кстати, именно 1 сентября русские цари чинили праведный суд.Обычай праздновать Новый год 1 сентября широко распространился и был связан с полевыми работами: к осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далекого времени пришло в русский язык и выражение «бабье лето» — оно тесно связано с древним Новым годом. С 1 по 8 сентября по юлианскому календарю в славянских селениях начинались чисто женские работы: хозяйки мяли, мыли и трепали пеньку, стелили лен, ткали холсты. Лето считалось временем мужской работы, а первая неделя сентября — женской. Сентябрьский Новый год встречали с удовольствием, устраивали пышные торжества. Встреча Нового года проходила, как и сейчас, ночью. В последний вечер старого года гости и родственники собирались в доме главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали медом, малиновой бражкой или заморским вином — в зависимости от достатка хозяев. За трапезой ждали полуночи: ровно в двенадцать гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей наступление Нового года, и сразу после этого звонили колокола в церквях. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и счастья.
Продолжалось «двоеновогодие» чуть более 200 лет, до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.
31 августа 1699 года (по старому стилю), когда православный народ по обыкновению готовился встретить Новый год, поздним вечером по улицам Москвы промчались царские гонцы с громкими криками: «Огни гасить! Новолетие не править!»
Люди терялись в догадках: что еще задумал молодой царь, уже порушивший многие старые обычаи? Ответа пришлось ждать более трех месяцев.
20 декабря москвичей созвали барабанным боем на Красную площадь и зачитали указ Петра от 15 декабря: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с
1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия…». Петр I предписывал украсить дома и дворы деревьями и ветвями сосны, ели и можжевельника, причем украшения эти нельзя было убирать ранее 7 января. На Красной площади столицы следовало устроить фейерверк (огненные потехи) и пальбу, вслед за этим по дворах домов должна была начаться стрельба из «пушечек» и ружей. Разрешалось пускать ракеты, сколько у кого есть, и зажигать огни. Москвичам вменялось в обязанность все первые семь дней января жечь костры и смоляные бочки — где место позволит. Детей рекомендовалось забавлять и на санках катать с гор. Взрослым предлагалось воздержаться от пьянства и мордобоя, «поскольку на то других дней хватает...».
Молодой государь не ограничился изданием указа, а принял самое активное участие в подготовке и проведении нового праздника. Видя, что многие москвичи из-за нехватки времени просто не имеют возможности запастись хвойной зеленью, он распорядился срочно привезти ветки из леса и продавать их в специально отведенных местах торговых рядов.
31 декабря около полуночи Петр сам открыл празднество: факелом поджег ракету, которая испускала искры, пепел и копоть. В церквях ударили колокола, а в Кремле начали палить пушки. Утром 1 января царь командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 «пушечек» . А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни.
Так на Руси впервые встретили разгар зимы. Но едва завершились празднества и народ пришел в себя от новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Не только простой народ, но и представители знати удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались верны своим старым привычкам.
Традиция проводить новогодний праздник с шумными застольями, ночными гуляньями, танцами у елки и фейерверками прижилась в России довольно быстро, чему в немалой степени способствовал Петр I. Слывший большим затейником, Петр ввел в обычай проведение веселых зимних ассамблей с выпивкой, шутихами, «медведями-скоморохами», катанием на санях по замерзшей реке. При нем в стране впервые появились карнавальные маски: в 1722 году царь устроил пышный маскарад по случаю заключения мира со Швецией. Справедливости ради заметим, что ряжение на Руси появилось давно: историки указывают, что еще Иван Грозный со своими опричниками переодевался подобно скоморохам и даже казнил одного из приближенных за то, что тот не надел «личины».
А вот новогодняя елка пробивала себе дорогу с трудом. В допетровские времена она считалась у русских символом смерти: еловыми ветками выстилался путь, по которому двигалась похоронная процессия, их бросали на гроб в могилу.
До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом, в зависимости от того, когда отмечали праздник — осенью или весной. Именно по этой причине, а также потому, что практически все новшества, пришедшие с Запада, встречались простыми людьми в штыки, украшать дома елками в массовом порядке стали спустя целое столетие после знаменитого указа от 20 декабря 1699 года.
Пётр I выпустил на площади первую ракету, тем самым возвестил о наступлении праздника. Затем грянули пушечные залпы и поднялся колокольный звон – так началась эра продолжающейся до сих пор традиции первоянварского новогоднего праздника. Однако в 1919 году, когда Россия перешла на григорианский календарь, был установлен современный день празднования Нового года.
До начала Первой мировой войны в России была традиция устанавливать рождественскую елку 25 декабря, как это делалось в большинстве европейских стран. Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 - 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, - вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально в Новый год елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и других местах. Уже в середине 19-го века елка в Новый год становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, - многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы Альфред Нобель и его брат Людвиг - шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское "Новый век" и "Конец века". Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием "Новый век" серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал "Новый век", издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами "На рубеже столетий" и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса "Мировое обозрение". Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
Однако после войны рождественскую елку запретили, чтобы не уподобляться Западу, а именно Германии. Спустя некоторое время елку снова разрешили, но она стала называться новогодней.
После Октябрьского переворота 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный Владимиром Ильичем Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 года. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться "поповским" обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 -1940; советский, партийный деятель, репрессирован) "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в наши дома и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
И только елки ненавидят Новый Год..
Всех форумчан поздравляю с наступающим Новым Годом,здоровья,счастья и удачи во всем!
С Уважением ZOREAN.