Монетонос
   

*             Наша галерея

Ваджра

Просмотров: 2139
Автор: Awacsb1
Орёл на якорях

Просмотров: 1435
Автор: Aleks71
Поиск

Просмотров: 4017
Автор: DONEC1671
поиск

Просмотров: 4931
Автор: DONEC1671
Обо

Просмотров: 2320
Автор: artiom79
Немецкая зажигалка

Просмотров: 4796
Автор: Oberst
Итальянская каска

Просмотров: 4006
Автор: Rolf

Автор Тема: Выставка в Лондоне 1851г.  (Прочитано 7667 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kopter

  • PiterKlad
  • Почётный Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5538
  • Карма: 350
  • Пол: Мужской
  • X-Terra 705
    • Просмотр профиля
  • регион: Санкт-Петербург
Выставка в Лондоне 1851г.
« : 17 Ноября 2010, 01:14:44 »
  Русские на «Экспо ’1851»

Всемирная выставка «изделий всех наций» Вторая половина XVIII столетия начиналась с неоспоримых успехов естественных наук и достижений в технике. 1 мая 1851 г. в лондонском Гайд-парке королева Виктория открыла первую Всемирную выставку «Экспо ’1851». Полное ее название: «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». Прошла она в грандиозном Хрустальном дворце под девизом: «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человечества». Провести выставку предложил принц Альберт, супруг английской королевы Виктории. Организаторами выставки были представители торгово-промышленных кругов Англии. Они же финансировали ее проведение. Принц Альберт возглавил Королевскую комиссию, назначенную для устройства и проведения этого гигантского мероприятия. В январе 1850 г. через английского посла в Петербурге Россия получила предложение участвовать в выставке. Прежде чем принять приглашение, Николай I ознакомился с мнением своих министров. Наиболее активную позицию занял министр государственных имуществ граф Павел Киселев, считавший участие в этом мероприятии «важным средством сближения с заграничными потребителями». Расходы по хранению экспонатов, транспортировке их в Лондон и обратно правительство полностью приняло на свой счет. В «Экспо ’1851» приняли участие 365 экспонентов из России. Большинство экспонатов принадлежало к разряду «сырые материалы». Чего только не было в русском отделе: образцы зерна и муки, вина и варенья, кожи, шерсти и пуха, пеньки и канатов, руды и чугуна, всевозможные ткани и одежда, кавказские бурки и сибирские валенки, меха и драгоценные изделия, фарфоровая посуда и художественные изделия, писчая бумага и литографии русских древностей, конская упряжь, музыкальные инструменты и т. д. Высота выставочного павильона из железа и стекла, спроектированного и построенного Джозефом Пакстоном, достигала 33 метров. Здание длиною 503 метра было построено всего за полгода благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических — главным образом чугунных — деталей и рам ограждения со стеклянными окнами. Хрустальный дворец, ставший символом выставки, взорвал бытовавшие ранее представления об архитектурном пространстве. Общий вид здания отличался необыкновенным изяществом и чрезвычайной легкостью. Фонтаны и вентиляторы обеспечивали подачу свежего воздуха. Сильное впечатление производило и то, что находилось за прозрачными стенами дворца: «Вся продукция всех наций»! Уплатив фунт за вход, посетители получали возможность ознакомиться с более чем 20 000 экспонатов из 40 стран, в т. ч. из России. Все они – свидетельства человеческого гения: механические ткацкие станки, гигантские телескопы, гидравлические прессы, механические жатки. И здесь же обычные сельскохозяйственные орудия и товары повседневного спроса. Чарлз Диккенс писал об этой выставке: «Зрители были изумлены художественными уникумами и массовой фабричной продукцией, утонченными предметами роскоши и экзотическими диковинками, паровым молотом Круппа и саксонским фарфором, электрическим телеграфом Сименса и русскими дорожными экипажами». Правилами Королевской комиссии о проведении Всемирной выставки были установлены три степени наград: Большая медаль, присуждаемая Советом председателей всех комитетов присяжных, Медаль второй степени и Похвальный отзыв. Первая медаль могла быть присуждена только за новое изобретение или новый дизайн изделия. Вторая присуждалась за изделия, которые отличались хорошим качеством. Похвальным отзывом отмечались экспонаты, которые обратили на себя особое внимание. Мировые достижения из разных стран На первой Всемирной выставке демонстрировались машины, построенные в разных странах мира — это характеризовало прогресс мирового машиностроения. Среди большого количества сельскохозяйственных машин особый интерес вызвали косилки Кормика и Хюсси из Америки, Гаррета из Англии. Косилка Кормика ножницами скашивала 4/5 десятины за час при помощи 2–3 лошадей. Она была удостоена Большой медали. «Резиновая лихорадка» в 1830 г. охватила Соединенные Штаты: тогда изобретатель Чаффи создал каландровую машину для нанесения тонкого слоя смеси (резина, скипидар, сажа) на материю и стал изготавливать резиновую одежду и промышленные изделия. Однако летом эти изделия превращались в жидкое, дурно пахнущее месиво. История открытия американским изобретателем Чарльзом Гудийром вулканизации резины — одна из запутанных и непостижимых историй техники. Разработка способа вулканизации резины потребовала 10 лет! Открытие послужило толчком для развития электропромышленности, т. к. резина является прекрасным материалом для изоляторов. Основной патент (на вулканизацию) Гудийр получил в декабре 1841 г. На Лондонской выставке резиновые изделия Гудийра занимали целый отдел. Образцы вулканизированного каучука, присланные изобретателем в Англию, передали на исследование химику Томасу Ханкуку. Запах серы, исходящий от образцов, позволил химику разгадать ноу-хау процесса вулканизации, он воспроизвел технологию и даже получил английский патент. Каучуковая промышленность превратилась в золотое дно для шпионов, которые сумели похитить около десятка секретных формул вулканизации, наполнителей и обработки каучука. Фирма Альфреда Круппа, прозванного пушечным королем, в 1847 г. выпустила первую стальную пушку. До этого пушки отливали из бронзы или чугуна. Круппу предрекали, что его изделие не вызовет интереса. Однако на «Экспо ’1851» стальная пушка имела большой успех. Вскоре вице-король Египта заказал 36 таких пушек, Пруссия — 312. Россия купила одну, из нее произвели 4000 выстрелов, а затем поместили в музей. В 1835 г. Сэмюэл Кольт запатентовал револьвер с барабаном. Так возникло огнестрельное оружие многократного действия. Револьвер — гордость, примета и почти символ Америки. Завод Кольта располагал 400 станками и производил 25 тыс. пистолетов в год. В 1851 г. Кольт прибыл в Англию на Всемирную промышленную выставку и успешно рекламировал свой револьвер. История французской фирмы «Гоше Арм», которая с 1834 г. выпускала ружья, как в миниатюре, повторяет путь развития экономического потенциала Франции. Изделия фабрики из Сент-Этьена продавались там же, где и другие французские товары. Отделения фирмы были открыты в столицах Бразилии, Аргентины и Вьетнама, в городах ЮАР, Алжира, США и даже в Сингапуре, где у нее имелись собственные магазины. Фирма «Гоше» систематически участвует в международных и всемирных выставках. Но самую первую памятную медаль она получила на «Экспо ’1851». В течение первой сотни лет существования фирмы (1834-1934 гг.) ее изделия 16 раз отмечались дипломами и Гран-при на разных выставках: четыре раза в Париже (1878, 1889, 1900, 1931), в Лионе (1894), Льеже (1905), Милане (1906), Брюсселе (1910), Москве (1891) и других городах мира. Высшие награды и дипломы престижных выставок свидетельствовали о растущем международном авторитете фирмы и популярности ее изделий. «Гвоздем» экспозиции первой выставки «Экспо» стала швейная машинка. Впрочем, первый патент на машину для шитья Патентное ведомство Великобритании выдало еще в 1755 г., а деревянная швейная машина с крючком вместо иглы была запатентована в 1830 г. французским портным Б. Тимоннье. Изобретатель изготовил 80 таких машин и пошил обмундирование для солдат всей французской армии. Машина сшивала ткани однониточным цепным стежком. В 1845 г. американец Э. Хоу получил патент на швейную машину челночного стежка. Она не просто воспроизводила ручной стежок, а образовывала петлю с помощью иглы и закрепляла петлю второй ниткой нового механизма-челнока. Так родился машинный челночный стежок! Однако швейная машина приобрела широкое распространение в производстве одежды только после того, как американский изобретатель И. Зингер в 1850 г. снабдил ее ножной педалью. В этой машине игла занимала вертикальное положение, а ткань, прижатая лапкой, располагалась на горизонтальной платформе и передвигалась прерывисто движущимся зубчатым колесом, а впоследствии — зубчатой рейкой. Выставка показала, что сахарное производство достигло значительных успехов. Демонстрировались устройства для выжимания сока из тростника и для варки сахара в разреженной среде. Интерес вызвал способ Добринфо по извлечению кристаллического сахара из патоки. Изобретение было удостоено Большой медали. Добринфо прибавил к сиропу чистый барит — минерал класса сульфатов (ВаSO4), поглощавший кристаллический сахар. Состав промывался, затем через него пропускался углекислый газ, соединявшийся с баритом. Сахар оставался в водном растворе, который очищался и после испарения воды получался чистый сахар. Впервые лен начали выращивать 9000 лет назад в Индии. Спустя два тысячелетия он появился в Ассирии, Вавилоне, а затем в Египте, где ткали прочное, красивое и легкое полотно. На стенах пирамид сохранились изображения уборки, замачивания льна, выделения волокна из стеблей. Отлично зарекомендовали себя и грузинские ткачи Колхиды, прозванной страной «золотого руна». Там производили так называемое «сардинское полотно», которое ценилось на вес золота. Лен приносил высокий доход и Древней Руси. В ХVI в. у нас появилась первая фабрика, вырабатывающая льняное волокно. Сложную технологию пытались упростить изобретатели разных стран. В Хрустальном дворце экспонировались новые машины для мятия и трепания льна. Устройства Ласона из Лидса (Англия) были удостоены Большой медали. Огромный интерес вызывали и съестные продукты. Из всех изобретений по этой части два были удостоены Большой медали. Француз Массон предложил после сушки овощей при невысокой температуре сжимать их гидравлическим прессом. А изобретатель Борден из Техаса демонстрировал мясные сухари, включавшие 100 мясных и 70 мучных частей. Разведенные в воде сухари превращались в суп. Русский отдел на «Экспо ’1851» Среди экспонатов, поступивших из России, были такие изделия, которые в глазах специалистов не только беспристрастных, но и самых строгих заслуживали в Хрустальном дворце самых почетных мест в сравнении с подобными изделиями других стран Европы. Члены Королевской комиссии утверждали, что Русский отдел значительно содействовал успеху выставки. Всеобщий восторг посетителей вызвали роскошные изделия из драгоценных металлов и камней: украшенная драгоценными камнями диадема русского царя, вазы из яшмы Екатеринбургской гранильной фабрики, малахитовая коллекция графа Демидова, рубины графини Воронцовой-Дашковой... Вот что писал француз де-Валон о Русском отделе выставки: «Я не знаю России. Хотя во Франции, благодаря Богу, уже не представляют себе подданных Императора Николая I суровыми дикарями. Контраст слишком силен между воспоминаниями о веке Петра Великого и этою цивилизацией, утонченною, изящною, чрезвычайною. На России осталось отражение Востока, что выразилось на выставке в ее вкусе к богатству и любви, например, к прекрасным шелковым тканям, кожам, шитыми золотом и серебром. Кроме бриллиантов, бирюзы, мраморных мозаик и драгоценных вещей, русские выставили мебель из малахита: столы, камины, огромные вазы. Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонки из этого камня, а в России г-н Демидов может из него выстроить целый дворец!». Сенсацией стали малахитовые двери, выставленные Демидовым. Интерес к ним публики и журналистов не ослабевал в течение всего времени работы выставки. Чтобы покрыть дверь высотой 18 футов, потребовалось около 30 тыс. кусочков малахита, подобранных и склеенных по оттенкам и естественному рисунку камня. 350 работников трудились с 5 часов утра до 12 ночи целый год. Цена предметов фабрики Демидова достигала полумиллиона рублей и составляла четверть стоимости всех экспонатов Русского отдела. Глядя на разнообразие выставленных Демидовыми материалов и изделий, посетители выставки не могли не удивляться изобилию Земли русской и смышлености русского человека, умеющего творчески пользоваться ее дарами. Восторг королевы Виктории вызвали московский бархат и парча, шелк и золотое шитье, превосходящие изделия знаменитых французских мастеров. Англичане удивлялись шкатулке из черного дерева с прекрасною резьбою по рисункам барона Клодта. Старший сын королевы Виктории долго любовался этой шкатулкой и, рассматривая украшавшую ее кисть винограда, воскликнул: «Ах, как бы мне хотелось съесть ее!». На шкатулке с мозаикой, изготовленной на Петергофской гранильной фабрике, в разное время дня улавливалась удивительная игра лучей, оживлявших камни. Художественная обработка камня в России — своеобразная и интересная область декоративно-прикладного искусства. Русская казенная фабрика художественной обработки цветного камня, основанная в 1725 г. указом Петра Великого в Петергофе, выпускала изделия из яшмы, мрамора, уральского малахита, сибирского нефрита, мозаику из цветных камней. На Лондонской выставке 1851 г. главный мастер гранильной фабрики Иван Соколов экспонировал мозаичный стол и шкаф. Жюри выставки в своем решении записало: «Мы не думаем, чтобы столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со времен древних греков и римлян». Столь высокая оценка труда и искусства вдохновила русского мастерового. Обращал на себя взоры посетителей и громадный подсвечник (высотой в 2,5 аршина и весом 8 пудов) работы Игнатия Сазикова, выполненный в виде скульптурной группы на исторический сюжет: Дмитрий Донской, пришедший в себя после тяжелого ранения, полученного в начале битвы, выслушивает известие о победе на Куликовом поле от воина, держащего под уздцы коня. Фигуры моделировали знаменитые скульпторы П. Клод и И. Витали. По этой группе можно было изучать древнюю одежду и вооружение русских воинов: чеканка была настолько совершенна, что были видны каждая заклепка в шлеме и каждое кольцо в кольчуге. Из 365 российских экспонатов 3 были удостоены Большой медали, 60 — Медали второй степени и 67 — Похвального отзыва. Высшую награду получили: придворные ювелиры Каммере и Зефтиген — за диадему и прочие изделия из драгоценных камней; московский фабрикант серебряных изделий И. Сазиков — за срединник серебряный для стола; петербургская фабрика малахитовых изделий Демидовых — за разнообразные предметы для украшения и мебель из малахита. На «Экспо ’1851» Трехгорная мануфактура получила свою первую зарубежную медаль. Тимофей Прохоров еще в 1816 г. учредил при фабрике ремесленную школу, которая дала предпринимателю не только грамотный технический персонал, но и замечательного художника-дизайнера Тараса Марыгина. Рисунки Марыгина были настолько оригинальны, что английские эксперты попросили прислать фотографию дизайнера. Однако по классу «машин для мануфактурных производств» в Русском отделе были выставлены лишь станки для пробы парусных полотен, жаккардовый станок, петербургская шелкомотальная машина. В рутине косности и бюрократизма чиновничьей Российской империи гасли искры таланта русских изобретателей. Автор очерка о машиностроении А. Ершов писал после закрытия выставки, что «жаловаться на неспособность русского человека к механическому делу не приходится». С горечью он напоминал о «великом механике Кулибине», труды которого «при других условиях годились бы не для одной кунсткамеры, а, вероятно, имели бы такое же значение для России и, может быть, для Европы, как труды Уатта и Фултона». По классу «ископаемых и горнозаводских продуктов» Россия представила образцы угля, различных руд, продукцию металлургии. О сравнительном отставании последней говорили образцы вооружения армии. Среди множества кинжалов, шашек, сабель, богато украшенных эфесов были выставлены только одно ружье и два пистолета. Итоги и уроки выставки Всего на выставке побывали 6 млн человек. 15 октября 1851 г., закрывая выставку, принц Альберт сказал: «Лучшие труды человечества были выставлены на всемирный суд. Надо надеяться, что всеобщее сочувствие к ним принесет желанный плод, как для трудящихся, так и для ценителей их. Дальнейшее усовершенствование искусств и ремесел увеличит от того сбыт произведений их и, следовательно, улучшит состояния всех занимающихся этим производством». Королевская Комиссия по окончании выставки наградила медалями, премиями и Похвальными отзывами тех участников, чьи произведения были признаны лучшими в своем роде. Всех наград было 5084. Англичанам присудили 2039, а 3045 — иностранцам. Из 130 наград, которыми Комиссия наградила Русский отдел, около трети было присуждено экспонатам сельскохозяйственного производства. В официальном руководстве по выставке самым привлекательным объектом Русского отдела была названа сельскохозяйственная коллекция в виде пирамиды из снопов различных злаков и трав, которая получила от международного жюри Медаль второй степени. Одобрение жюри получили манная и гречневая крупы, «неоднократно испытанные в различных блюдах», которые понравились англичанам. Любопытство посетителей вызвала черная икра, с которой большинство жителей Туманного Альбиона было незнакомо. «Лондонская выставка, — писал Ф. Энгельс, — явилась одним из наглядных свидетельств экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма». Участие России в «Экспо ’1851» дало новые импульсы не только для широкого обсуждения проблемы развития ее производительных сил (инновационный процесс занимает наши умы и сегодня!), но и заострило внимание русской общественности и царской администрации на состоянии производственных отношений, сдерживающих это развитие. Доходы от мероприятия по распоряжению принца Альберта пошли на строительство новых музеев, библиотек, школ и выставочных залов. Сегодня о прошедшей в 1851 г. в Гайд-парке выставке напоминает памятник Альберту, выполненный в позднеготическом стиле с семью рядами статуй. Бронзовая статуя высотой 14 футов изображает принца с каталогом великой выставки. Многие организационные принципы «Экспо ’1851» в Лондоне стали широко применяться при проведении последующих выставок. Например, •размещение всей экспозиции в едином помещении; •деление экспозиционной площади на национальные секции, при этом секция страны-организатора не должна превышать общую площадь, предоставленную иностранным участникам; •направление приглашений для участия дипломатическим путем. Особо примечательные экспонаты стали отмечаться наградами по решению специального жюри. Тогда же была установлена примерная классификация экспонатов на четыре основных класса: сырьевые товары, оборудование, промышленные изделия и произведения искусства. А. Ренкель, патентовед
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Оффлайн Leshek

  • Модератор
  • Матерый
  • ******
  • Сообщений: 373
  • Карма: 21
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Выставка в Лондоне 1851г.
« Ответ #1 : 19 Ноября 2010, 11:37:06 »
А вот про Четверикова ничего не сказано. Ну, он сам за себя скажет
Собираю и систематизирую торговые и таможенные пломбы Российской Империи.
Буду благодарен за хорошие фотографии и сканы.