Монетонос
   

*             Наша галерея

.

Просмотров: 1896
Автор: Красный Командир
Жуково

Просмотров: 2952
Автор: кондор31
Чешуйка

Просмотров: 2558
Автор: gans74
Друг Генка

Просмотров: 7536
Автор: Красный Командир
Первомайские находки.

Просмотров: 4341
Автор: vili
шашка

Просмотров: 3997
Автор: bek
Красивые находки.

Просмотров: 6127
Автор: vrangel

Автор Тема: Наши краснофлотцы на защите Советского Заполярья  (Прочитано 1894 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
Добрый день всем гостям форума!
Я люблю и изучаю военную историю Советского Союза. Это история моей страны. По мере сил я стараюсь её исследовать по судьбам тех конкретных людей живых и павших, которые и вершили эту самую историю в нашу пользу, для нашей Победы.
Хочу затронуть тему одной из мало освещаемых страниц истории Великой Отечественной войны. В военных сводках Совинформбюро войне за Полярным кругом посвящалось немного места. Всё внимание советских людей было приковано к действиям Красной Армии по защите важнейших городов нашей страны, в первую  очередь Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы и Севастополя, в дальнейшем уже к Сталинградской и Курской битвам, освобождению нашей земли от фашистских захватчиков.
Фронт в Заполярье считался стабильным и надёжным, обыденным и не особенно и героическим.
После войны литературные публикации и исторические кинофильмы также достаточно скупо излагали тему обороны Заполярья.
Для меня поводом обратиться к этой теме было одно небольшое событие.
Так получилось, что у меня в руках оказалась редкая фронтовая морская медаль Адмирала Ушакова.  Кто кавалер и за что награждён сведений никаких не было. Однако общеизвестно, что такие награды среди моряков очень ценились и просто так не выдавались.
Где-то прочитал раньше, что коллектив моряков одного из кораблей на общем собрании ходатайствовал перед командованием о награждении младшего офицера вместо боевого ордена данной медалью. Такие вот были у медали авторитет и уважение...
Начались поиски кавалера медали Ушакова за номером 2176...
Со временем появились данные.
Старший краснофлотец МАРКОВ Антон Алексеевич, 1914 г.р., русский, рабочий, беспартийный.
Место рождения: Вологодская область, Велико-Устюгский р-н, д. Балагурово.
Призван в РККА  в 1941 году.
Должность: Минёр СКР-77 3-го Дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района Иоканьгской военно-морской базы Беломорской военной флотилии Северного Флота с октября 1941 года, отлично знает свою специальность.

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
Наградные документы на моряка:

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
И приказ наградной:

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
Последний лист приказа:

Оффлайн BALU

  • Самый справедливый
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3874
  • Карма: 271
  • Пол: Мужской
  • Nokta Makro Legend WHP Pro Pack
    • Просмотр профиля
  • регион: Город Герой Ленинград, Сестрорецкий курорт.
Иииии...  8) Тема то о чём? О том, что представляли к медали "Нахимова", а в итоге дали "Ушакова"?  ;D Сама медаль красивая, из советских выделялась своим необычным дизайном.  -o-  Продолжение то будет какое то? С родственниками там связались, или в музей передали, или у себя оставили (что то же не возбраняется)  >:D

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
В данной теме хотел привлечь внимание на то, что моряки-североморцы свой воинский долг выполняли в тяжелейших арктических условиях. Даже физическая работа по спасению авиационного топлива в тех условиях была подвигом. Хотя всеми и считалось рядовым делом. Вот посмотрите на выдержки из боевого пути моряка и его не менее героического корабля, наспех переделанного из довольно ветхого и слабого рыболовецкого траулера. А сам кавалер, думаю, рад был бы и медали Нахимова. Хотя вряд ли вообще мечтал о наградах - выжить бы и победить:
В апреле 1942 года во время конвоирования транспорта «Пролетарий» из МУРМАНСКА в ГЮКОНЬГА с ценным грузом и пассажирами, транспорт атаковала подводная лодка противника. При отражении атаки т. Марков быстро и хладнокровно приготовил серию глубинных бомб и сбрасывал точно по команде, благодаря чему атака ПЛ противника была отражена и транспорт благополучно доставлен в базу. В мае и июне месяце 1942 г. при выполнении боевых заданий командования в Баренцевом море корабль подвергался частым налётам вражеской авиации, т. Марков обеспечивал быструю подноску боезапаса из погреба к орудиям, что дало возможность вести беспрерывно огонь и отразить атаки бомбардировщиков. Несмотря на пулемётно-пушечный обстрел и разрывы бомб вблизи корабля т. Марков вёл себя исключительно мужественно и хладнокровно, показывая пример остальным бойцам. В июле месяце 1943 г. на путях конвоев т. Марков вместе с командиром отделения подорвал 6 плавающих мин противника. В августе-октябре 1944 г. при конвоировании транспортов ГЮКОНЬГА – ЮГОРСКИЙ ШАР и обратно, ПОНОЙ – ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ, ДИКСОН – ПОНОЙ, конвои подвергались 9-ти атакам ПЛ противника. Т. Марков быстро и умело сбрасывал глубинные бомбы, этим срывал атаки ПЛ противника, заставляя уйти на глубину, в результате чего все транспорта благополучно доставлены к месту назначения.
24 октября 1944 г. кораблями экскорта была потоплена одна ПЛ противника, где принимал участие СКР-77.
Боевой путь корабля:
1.    Сторожевой корабль «СКР-22», борт № 77.
Бывший рыболовный траулер РТ-79 «Тбилиси» Севгосрыбтреста НКРП.
Заложен в 1931 г., спущен на воду в 1932 г., вступил в строй в сентябре 1933 г. 20 сентября 1941 г. мобилизован, принят от НКРП, вооружён и 1 октября 1941 г. включен в состав БелФ СФ. 2 марта 1945 г. разоружён, переклассифицирован в РТ и возвращен НКРП. 
В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по март 1945 года в суровых условиях Заполярья сторожевой корабль «СКР-77» проделал огромную работу по конвоированию транспортов, несению дозора и выполнению спецзаданий в акватории морей Северного Ледовитого океана – Баренцева, Белого и Карского.
Некоторые эпизоды боевой деятельности корабля:
- 17 мая 1942 г. отражая атаки авиации противника, одновременно оказал помощь по спасению личного состава СКР-76, потопленному прямым попаданием авиабомбы;
- в сентябре 1942 г. «СКР-77», несмотря на 12-балльный шторм, три дня находился на линии дозора мыс Святой Нос (восточное побережье Кольского полуострова, Архангельская область) – мыс Канин Нос;
-  18 сентября 1942 г. конвоируя союзные транспорта, подвергся воздушному нападению авиации противника. Интенсивным артиллерийским огнём атаки были отбиты и сбит вражеский воздушный торпедоносец;
- всего за 1942 г. «СКР-77» отконвоировал 27 транспортов, проявляя при столкновениях с противником стойкость, смелость и решительность;
- в 1943 г. выполнил большую работу по конвоированию транспортов и несению дозора, особенно в Арктике, корабль прошёл 18500 миль, без потерь отконвоировал 24 транспорта и один ледокол, действуя в районах минных заграждений, уничтожил 7 мин противника;
- 8 декабря 1943 г. в условиях арктического шторма, льда и мелководья доставил в Поной бочки с авиационным топливом, при этом погрузочно-разгрузочные работы и перетаскивание бочек с бензином на расстояние 200 метров личным составом осуществлялись вручную по пояс в ледяной воде, всего было спасено около 300 бочек авиационного топлива;   
- в 1944 году около 3-х месяцев корабль провёл в Арктике, выполняя задачи по дозору и конвоированию в тяжёлых метеорологических и навигационных условиях, всего прошёл 20025 миль, отконвоировал 35 транспортов, из них транспортов в Арктике – 10, участвовал в отражении 10 атак ПЛ противника, перевёз 300 т грузов и доставил 255 чел. в различные пункты;
- в июле 1944 г. доставил на буксире танкер «Володарский» из Иоканги в Югорский Шар, чем обеспечил снабжение кораблей топливом в Арктике;
- в октябре 1944 г. следуя в составе эскортного конвоя у мыса Канин Нос, отразив две атаки ПЛ противника, корабль одним из первых вышел на ответную атаку, в результате чего ПЛ была потоплена.

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
Рыболовецкий траулер, ставший военным сторожевиком:

Оффлайн MatrosckinKot

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Московская область
При поиске материала по теме вот нашёл следующие сведения о рыболовецких судах, приспособленных  для выполнения боевых задач под сторожевики:
В годы предвоенных пятилеток для добычи рыбы в Белом и Баренцевом морях был создан довольно мощный траловый флот, насчитывавший накануне Великой Отечественной войны 86 морских траулеров. Это были большей частью паровые двухмачтовые суда со стальными корпусами, специально созданные для работы в суровых условиях Заполярья. Они имели поперечную систему набора, одну палубу, надстройку в кормовой части и полубак. Полное водоизмещение составляло 1100-1200 т, длина 51 метр, а осадка и высота надводного борта — примерно по 4,5 м. Паровая четырехцилиндровая машина мощностью 650 л. с. обеспечивала судну скорость 9,5-11 уз, которая при сильном шторме резко падала. Наибольшая дальность плавания составляла до 4000-4300 миль, автономность 40-50 суток. Команда насчитывала 40 человек. Имелось две шлюпки. В состав специального оборудования и помещений входили паровая траловая лебедка с тяговым усилием 8-10 т, тралы, грузовая стрела, трюм для приема 400 т рыбы, установки для переработки рыбных отходов в муку и получения рыбьего жира. Траулеры сравнительно неплохо были обеспечены радиосвязью и штурманскими приборами, на некоторых из них имелись и радиопеленгаторы.
Война застала рыболовный флот за будничными мирными делами в различных районах Северного бассейна. В течение двух суток все траулеры прибыли в Мурманск и Архангельск. В первые же недели часть из них была переоборудована в тральщики и сторожевые корабли для пополнения соединения охраны водного района Северного флота.
Расширение района военных действий и необходимость обеспечения конвоирования транспортов, потребовали формирования Беломорской военной флотилии. Ее боевое ядро составили корабли, переоборудованные из траулеров. На 30 сентября 1941 года в состав Беломорской военной флотилии входило 33 таких судна, или 75% от общего числа крупных кораблей. Всего же Северный флот из общего числа сторожевых кораблей и тральщиков (54 единицы) к началу 1942 года насчитывал 47 кораблей этого типа, получивших шифр «РТ».
Суда переоборудовались в основном на Мурманском судоремонтном заводе и архангельском заводе «Красная кузница». Эти работы, занимавшие по времени две-три недели, сопровождались, как правило, и срочным ремонтом механизмов, так как большинство траулеров по нескольку лет эксплуатировалось без постановки в док. Одновременно проходило комплектование судов личным составом, значительное число которого составили рыбаки.
В ходе переоборудования на траулерах снималась часть специальных устройств (стрелы, траловые дуги и т. д.), усиливалось крепление палуб полубака и полуюта, устанавливались орудия, пулеметы, тралы. Для увеличения угла обстрела кормового орудия шлюпки и шлюпбалки переносились с полуюта на главную палубу. Носовая часть рыбного трюма отводилась под артпогреба, возле орудий предусматривались кранцы первых выстрелов, монтировались гнезда для глубинных бомб, дымовых шашек и тральных буев, по обоим бортам в районе траловой лебедки сооружались тральные клюзы; для старшин и матросов оборудовались кубрики. В значительной степени дооборудовались капитанские мостики и ходовые рубки: проводились переговорные трубы к носовому и кормовому орудиям, устанавливались дальномеры, заменялись на более мощные судовые прожекторы. Артиллерийское вооружение на переоборудованных сторожевых кораблях состояло в основном из двух 76-мм пушек «34-К» и двух пулеметов «Максим», а на тральщиках — из двух 45-мм пушек «К-21» и двух пулеметов. Однако из-за нехватки новых орудий на шести кораблях Беломорской военной флотилии пришлось установить старые 76-мм пушки системы «Канэ» и «Лендер» с углом возвышения 20°, которые не могли вести огонь по высоко летящим самолетам.
Некоторые сторожевые корабли главной базы флота (например, «Пассат», «Туман») имели на вооружении только 45-мм пушки. Тральщики типа «РТ» вооружались контактными морскими тралами Шульца и змейковыми тралами. Вооружение в ходе войны постоянно совершенствовалось. Весной 1942 года на многих тральщиках типа «РТ» установили тихоходные охранители от мин «ТОК-1», некоторые сторожевые корабли получили бомбометы, а семь тральщиков — акустические тралы. Особенно усилилось артиллерийское и противоминное вооружение кораблей к лету 1943 года. Так, на десяти тральщиках и семи сторожевых кораблях типа «РТ» дополнительно установили по две 20-мм автоматические пушки «Эрликон», шестнадцать тральщиков получили более совершенные контактные тралы «Оропеза», а девять — акустические тралы «Конго»; на некоторых кораблях усилили пулеметное вооружение, обновили средства радиосвязи. В марте 1944 г. два тральщика («ТЩ-61» и «ТЩ-64») снабдили электромагнитными тралами.
Переоборудованные корабли активно участвовали в боевых действиях: охраняли транспортные суда на переходах, несли дозорную службу, занимались тралением, доставкой военных грузов и личного состава. В районе главной базы Северного флота действовало около 20 бывших траулеров, входивших в дивизион сторожевых кораблей и дивизион морских тральщиков охраны водного района. Боевая деятельность в районе Кольского залива проходила в условиях активных действий фашистской авиации и подводных лодок. Неоднократно кораблям типа «РТ» приходилось действовать против превосходящих сил врага. Широко известны героические подвиги экипажей сторожевых кораблей «Пассат» (бывший «Чкалов») и «Туман» (бывший «Лебедка»), вступивших в 1941 году в неравный бой с эскадренными миноносцами противника. Немало тяжелых испытаний выпало на долю личного состава кораблей типа «РТ», сражавшихся с врагом в составе Беломорской военной флотилии. В навигации 1941, 1942, 1943 годов на них лежала главная нагрузка по охранению внутренних конвоев и несению дозорной службы в Белом море и Арктике.
Опыт использования на Севере в годы Великой Отечественной войны кораблей, переоборудованных из траулеров, позволяет оценить их боевые возможности. Независимо от класса, предназначались они главным образом для эскортных целей. Достаточно сказать, что в составе Беломорской военной флотилии корабли 58% времени нахождения в море использовались для охранения транспортных судов, 22% — для несения дозорной службы и лишь 11% — на тралении, хотя тральщики составляли большую часть переоборудованных траулеров, 9% занимала боевая подготовка. Это объяснялось, прежде всего, необходимостью охранения большого числа караванов в арктических районах, на коммуникациях протяженностью 400-1000 и более миль. Известно, что за годы войны в зоне действия Северного флота прошло 1470 внутренних и 77 союзных конвоев, в результате чего было проведено в общей сложности более 4030 транспортов.
Хорошие мореходные качества и прочные корпуса позволяли кораблям типа «РТ» выполнять боевые задачи в условиях сильного волнения моря и ледовой обстановки. Так, «СКР-77», несмотря на 12-балльный шторм, три дня в сентябре 1942 г. находился на линии дозора мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. «СКР-74» при ледоставе и снежных зарядах в 10-балльный шторм выполнил 28 октября 1942 года сложное задание по снятию с камней и буксировке парохода «Рошаль» у побережья Новой Земли. В период зимних навигаций 1943-1945 гг. корабли типа «РТ» успешно использовались на Белом море в качестве «промежуточного эскорта» у кромки льда при передаче союзных транспортов от эсминцев ледоколам и обратно. Главный недостаток кораблей типа «РТ» состоял в том, что по скорости они значительно уступали охраняемым ими транспортам (8-10 против 12-14 уз.).

Сравнительно неплохо показали себя траулеры при отражении атак вражеской авиации. Несмотря на недостаточное зенитное вооружение в первые годы войны и гораздо меньшие возможности маневра по сравнению с боевыми кораблями специальной постройки, переоборудованные суда в открытом море неоднократно успешно отбивались от самолетов противника. Применяя маневр уклонения и ведя огонь из орудий и пулеметов, даже такие тихоходные корабли могли отражать нападения вражеских истребителей и бомбардировщиков.

Более опасными для кораблей типа «РТ», лишенных гидроакустической аппаратуры, оказались фашистские подводные лодки. Имея возможность действовать скрытно, они к тому же превосходили траулеры по скорости хода и калибру артиллерийского вооружения (88-мм орудия против 76- и 45-мм). В наиболее тяжелом положении оказывались конвои, охраняемые кораблями типа «РТ» при столкновении с подводными лодками вдали от баз, когда своевременная поддержка авиацией или быстроходными противолодочными кораблями была невозможной. Так, конвою «ВА-18» в составе четырех транспортов и пяти кораблей охранения (минный заградитель «Мурман», тральщики «ТЩ-31», «ТЩ-63», «ТЩ-40», «ТЩ-42») 1 октября 1943 года в районе островов Арктического института пришлось отражать многократные атаки трех фашистских подводных лодок группы «Викинг». Пользуясь преимуществом в скорости, лодки легко уходили от преследования и снова занимали позиции для атаки. Несмотря на мужество советских моряков, конвой потерял два транспорта и «ТЩ-42».
Бывшие траулеры «СКР-25», «ТЩ-39», «ТЩ-57», «ТЩ-58», «ТЩ-55», «ТЩ-64» и другие корабли в годы войны вступали в артиллерийский бой с вражескими подводными лодками, вынуждая их переходить в подводное положение. Не выдержала фашистская лодка артиллерийской дуэли и при встрече с вооруженным траулером «РТ-89» 22 октября 1944 года к северу от мыса Святой Нос.
Как тральщики корабли типа «РТ» использовались в ходе войны главным образом для контрольного траления установленных фарватеров от Архангельска до Мурманска и Новой Земли и лишь в небольшой степени — для сплошного траления заграждений из якорных мин в Белом море и у Печенги. С поставленными тралами они прошли более 59 тыс. миль. Наиболее трудно проходило траление в зимних условиях, у мыса Острые Лудки в Белом море, когда «ТЩ-60» уничтожил змейковым тралом несколько мин. К тралению неконтактных донных мин корабли типа «РТ» привлекались редко. Вот один из немногих примеров: в октябре 1942 года «ТЩ-32» под командованием старшего лейтенанта И.И. Дугладзе, совместно с тремя английскими тральщиками участвовал в уничтожении акустических мин противника в проливе Югорский Шар. Следует заметить, что экипаж этого корабля неоднократно отличался в выполнении и других заданий командования, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 г. был награжден орденом Красного Знамени.
В Белом море и юго-восточной части Баренцева моря главную опасность в период 1941-1943 годов представляли мины, сорванные с якорей. Их уничтожали из орудий, как правило, попутно, но при обнаружении большого количества мин приходилось специально использовать корабли или береговые партии. Тральщики «ТЩ-46» и «ТЩ-47», в период с 12 по 19 октября 1941 года, уничтожили в Мезенском заливе около 40 плавающих мин. А с 15 июня по 8 июля 1943 года корабли типа «РТ» уничтожили по курсу следования конвоев от мыса Канин Нос до Карских Ворот 25 мин.
Опыт боевого применения переоборудованных траулеров показал, что при прочных корпусах недостаточной была мощность главных машин, это не обеспечивало необходимых скоростей при уклонениях от торпед и бомб, при атаках подводных лодок и тралении мин новыми тралами; недостаточная площадь пера руля затрудняла маневрирование. Большое неудобство вызывало отсутствие кормового артиллерийского погреба, поэтому в бою, для подачи снарядов к кормовым орудиям приходилось привлекать большое число людей. Не обеспечивалась достаточная живучесть вспомогательных механизмов и устройств, вследствие того, что они, как правило, питались от одного паропровода. Живучесть кораблей снижалась из-за отсутствия продольных переборок в водяных цистернах, что также делало невозможным выравнивание крена корабля. Гибельным для кораблей типа «РТ», не имевших достаточного числа водонепроницаемых переборок, оказывался подрыв на минах или поражение торпедами. Взрывы 250-килограммовых бомб на расстоянии 5-10 м, как правило, не повреждали корпуса кораблей, разрывов швов и выскакивания заклепок не было, однако лопались и выходили из строя чугунные детали (тумбы телеграфов, кронштейны динамо-машин), срывалась с места радиоаппаратура, вылетали из гнезд магнитные компасы. Наиболее серьезные повреждения происходили тогда, когда бомбы пробивали судно и взрывались в районе днища.
Несмотря на все это, суда тралового флота Севера, вместе с другими переоборудованными из гражданских судов кораблями и катерами, сыграли большую роль в Великой Отечественной войне, особенно в первый, наиболее трудный ее период, когда Северный флот испытывал острую нехватку корабельного состава.
Переоборудованные суда, многие из которых погибли при выполнении боевых заданий, дали возможность командованию выиграть время, необходимое для пополнения Северного флота боевыми кораблями специальной постройки, которые в 1944 г. приняли на себя основную нагрузку в эскортировании многочисленных конвоев. Лучше всего «РТ» показали себя в дозорах — как посыльные суда и эскортные корабли в условиях разреженных или молодых льдов, где применение быстроходных боевых кораблей было невозможно или нерационально. А вооруженные «эрликонами» «РТ» неплохо выполняли и задачи противовоздушной обороны.