Монетонос
   

*             Наша галерея

первый рублик

Просмотров: 2976
Автор: капай1
сентябрь 2010

Просмотров: 3803
Автор: Anders48
Молния прошла по ели

Просмотров: 1637
Автор: любитель
медаль

Просмотров: 4190
Автор: ИНОЧКИН
2коп сверху 1760

Просмотров: 2315
Автор: artiom79
крест

Просмотров: 4618
Автор: dan8081
бляха с якорями

Просмотров: 1239
Автор: aerial

Автор Тема: Керамические копилки XVI – XVIII веков.  (Прочитано 4801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
ВИКТОР КАКАРЕКО.
 КЕРАМИЧЕСКИЕ КОПИЛКИ XVI – XVIII ВЕКОВ.
РЕФЕРАТ (ПОЛЬША-2010)



Обретение независимости Республикой Беларусь благоприятно повлияло на рост
национального самосознания, побудило интерес к изучению историко-культурного
наследия всех народностей, проживавших в разные годы на этой территории. Со-
ветские археологи, изучая прошлое Беларуси, ограничивали свои исследования пе-
риодом раннего средневековья (VII-XIII вв.), ныне прослеживается сдвиг научного
интереса к позднему средневековью и Новому времени. Об этом свидетельствует
появление новых публикаций касающихся археологического исследования матери-
альной культуры XIV-XVIII вв.


 Расширение программы археологических исследования на новые временные рубежи, долгое время остававшимися безраздельной вотчиной историков материальной культуры и этнологов, краеведов, нумизматов и представителей иных специальных исторических дисциплин, предполагает применение комплексной методики исследования выявленных предметов, созданной на основе научной методологии всех заинтересованных дисциплин.
При проведении археологических раскопок наиболее частыми находками являются  фрагменты глиняной кухонной и столовой посуды, а также предметов мелкой керамической пластики: копилок, курительных трубок, игрушек.
Изредка  керамические копилки попадают к нам, в виде «упаковки» случайно найденных монетных кладов.
Из дошедших до нас изделий гончарного производства XVI-XVIII вв. выберем предметом нашего разговора керамическую копилку, имеющую самое непосредственное отношение к нумизматике. Цель данной статьи рассказать
о результатах изучения этнологической особенности бытования копилок на зем-
лях былой Речи Посполитой, познаковида и метрологических параметров копилок в разных регионах страны. А помогут нам в этом керамические копилки, хранящихся в музейных собраниях и частных коллекциях, поступившие туда вместе с кладами (кладовая керамика), а также копилки и их фрагменты, найденные при проведении археологических раскопок.
В ходе подготовки данной статьи использовались сведения о копилках, ранее опубликованные в специальной литературе, а также новые данные, еще не введенные в научный оборот, полученные автором при изучении и описании копилок. Выражаю искреннюю благодарность сотрудникам музеев и коллекционерам за оказан-
ную помощь в сборе информации о копилках. Выявленные керамические сосуды и их фрагменты, в том числе копилки, относящиеся к позднему средневековью или новому времени, трудно поддаются датировке. Однако, еще в середине прошлого века европейские исследователи из Австрии, Англии, Германии, Дании, Польши, Чехословакии, Югославии, обратили внимание на возможность датировки кладовой керамики, найденными в ней монетами. Среди советских археологов пробу датирования керамических изделий, найденными в них монетными кладами, предприняла только Нонна Дмитриевна Мец, которая описала 28 кладовых находок, в том числе хранящуюся в Государственном историческом музее (Москва, Россия) керамическую копилку XVI века из клада, найденного в 1890 году во время ремонта дома в Ломже (Польша). Подробный анализ гончарных из-делий позднего средневековья и нового времени, найденных в кладах на территории Польши, подготовил и опубликовал Анджей Миколайчик.

В этой работе дано научное описание керамической «упаковки» 135 монетных кладов XIIIXIX веков, в том числе семи кладовых керамических копилок относящихся в основном к новому времени (XVIXVIII вв.). Наиболее старая копилка,
обнаружена на юго-западной окраинества, показать разнообразие внешнего Польши, содержала 13 пражских грошей Карла IV (1346-1378), которые находились в денежном обращении с середины XIV до начала XVI века.
В постсоветский период, интерес к исследованию кладовой керамики из собрания Национального музея Литвы проявили Даля Грималаускайте и Иван Синчук, которые опубликовали описание 17 кладовых сосудов, в том числе – 3 копилки
XVI-XVII вв. Автором данной статьи также опубликовано описание монетных кладов из собрания Гродненского государственного историко-археологического музея, в том числе найденный в копилке клад из д. Деревная, Слонимского район, Гродненской область. Успешно дополняют создаваемую нами источниковедческую базу керамических копилок XVI-XVIII вв., публикации иных авторов, а также сообщения белорусских археологов-любителей. 

Этнологические особенности бытования керамических копилок.

Прежде чем перейти к рассмотрению технологических особенностей изготовления копилок, выясним, что стало причиной появления этого предмета на наших землях.
В конце XV - начале XVI вв. в Великом княжестве Литовском началась массовая чеканка денариев и полугрошей, но вряд ли это стало основной причиной появления копилок. Накопление материальных ценностей свойственны
человеку во все времена. Но разве содержимое крохотной копилки может стать пределом мечтаний?
В поиске первопричин появления керамических копилок обратим внимание на светские и религиозные традиции народов проживавших на этой территории, связанные с откладыванием из своих доходов небольшого количества денег. Кроме уплаты обязательных государственных податей и сборов, представители разных религиозных конфессий (христиане, мусульмане, иудеи) отдавали часть дохода на нужды своих религиозных общин. Для сбора денежных пожертвований в храмах устанавливали специальный ящик, с помощью кружек для пожертвований собирали деньги на строительство, ремонт храма и другие благотворительные цели. Все находившиеся на нашей территории религиозные конфессии призывали оказывать помощь бедным, проявлять милосердие, подавать им милостыню. У христиан и мусульман решение когда, кому давать и сколько, определялось доброй волей дающего. И только у евреев оказание помощи нуждающимся, является одной из главных заповедей иудаизма, т.е. это религиозный долг, а не человеческие побуждения. С давних времен у иудеев существовал обычай держать в доме специальную копилку для сбора благотворительности - цдаки, что в буквальном переводе означает – «оказание справедливости», а вовсе не «милостыня». Откладывание денег в копилку для цдаки отражает один из фундаментальных принципов иудаизма:
«Все, что у меня есть, я получил от Всевышнего, на самом деле Он - подлинный хозяин моего достояния, и раз Он предписывает мне делиться с моим братомевреем, я должен делать это с радостью». Иными словами: «Богатство дается
Богом, чтобы богатый еврей мог помочь бедному». Все евреи должны выполнять заповедь о цдаке, доже бедняк, получающий помощь от других, тоже обязан делать это в меру своих возможностей. Согласно Кабале даже небольшая сумма, отложенная для цдаки, способна устранить все препятствия для благосклонного принятия Творцом вашей молитвы с просьбой о защите или спасении. Цдаку давали в ответственные моменты жизни или в трудных ситуациях. Мелкую монету опускали в копилку перед утренней молитвой, перед дальней дорогой или по возвращении в родной дом из дальнего пути. Хозяйка дома бросала в копилку несколько монет каждую пятницу, перед зажиганием субботних свечей. И не так важен был размер пожертвования, главное, чтобы это делали каждый будний день. По мере наполнения копилки или в преддверии еврейских праздников, её содержимое отдавали на благотворительные цели. Не забывали о необходимости сбора благотворительности в дни, когда отмечали симху т.е. какое-либо радостное событие. Было принято, чтобы на столе жениха и невесты стояли копилки для цдаки. Наиболее щедрую цдаку давали в канун Нового года. Существовало предание, что в дни Рош ха-Шана (еврейского Нового года) Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого - скитания, кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Только раскаяние, молитва и цдака могли смягчить суровый приговор Бога. В эти дни принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве, чтению Псалмов Давида, изучению Торы и давать очень щедрую цдаку.
Копилка или коробочка для цдаки, по традиции, должна быть в каждом еврейском доме, так как она освящает дом. Тора не устанавливает форму и размер копилки, для этого можно использовать любой сосуд, коробочку или шкатулку, предварительно подписав ее. Копилки для цдаки были многообразны – от сравнительно простых до богато украшенных. Керамические копилки это одноразовые предметы иудейского религиозного культа, которые бытовали в среде небогатого еврейского населения. Узкая щель для бросания монет в копилку не позволяла забрать монеты без ее разрушения. Это удерживало небогатых евреев от соблазна потратить часть уже пожертвованных, но еще не отданных денег на свои текущие нужды, т.е. оберегала евреев от нарушения заповеди о цдаке. Следует обратить внимание, что все известные нам терракотовые, поливные или дымленные копилки имели высоту до 9-10 см. и были изготовлены в виде приподнятого на стопкоподобном основании брюшка копилки в виде полусферы или луковицы с плоско-обрезанным или заостренным навершием. Наши наблюдения подтверждают многочисленные археологические находки керамических копилок и их фрагментов, обнаруженных в культурных слоях XVI-XVIII вв. Аналогичная картина наблюдается не только в Беларуси, но и у наших соседей - Литве, Польше и Украине. Во время праздничной трапезы в дни Рош ха-Шана (еврейский Новый год) полагалось отведать кусочек круглой халы, выпекаемой один раз в год, которой отводили особое место на праздничном столе, считая ее символом надежды, продолжительности и непрерывности жизненного цикла. Может поэтому часть керамических копилок для цдаки, имеют форму круглой праздничной халы (хлеба). Некоторые копилки имеют форму луковицы с отрезанными зелеными стрелками. Кусочек лука, как символ страданий, обмокнув в соленую воду – слёзы, необходимо отведать за праздничным столом в Песах (еврейскую Пасху). Встречаются копилки с заостренным навершием, похожие по форме на пламя свечи, зажигаемой с наступлением субботы, в дни праздников или под свадебным балдахином. Форма копилки могла указывать к какому празднику собиралась цдака.
Керамическая копилка, как религиозно-культурный феномен, был принесен на наши земли еврейскими переселенцами. Одно из первых массовых переселений евреев на земли Великого княжества Литовского произошло в середине XIV века. Поводом стала вспыхнувшая в марте 1348 года эпидемия чумы – «чёрная смерть», охватившая Англию, Германию, Италию, Испанию, Францию и другие западноевропейские страны. За три последующих года от чумы умерло около 25 миллионов жителей, т.е. треть населения Европы. Начавшаяся массовая миграция населения из районов, охваченных эпидемией, сопровождалась гонением на евреев-иноверцев, обвиняемых в ереси и колдовстве. Это заставило иудеев центрально-европейских стран покинуть обжитые места и переселиться на восточную окраину Европы, на земли королевства Польского и Великого княжества Литовского. Еврейские переселенцы обосновывались в городах и местечках, создавали религиозные общины, занимались торговлей, различными ремеслами, ростовщичеством и земледелием. Благотворный вклад еврейских переселенцев в развитие городов ВКЛ подтолкнул великого князя Витовта в 1388-1389 гг. законодательно определить правовой статус евреев и условия их проживания, заложить основы общинного (кагального) самоуправления. Еврейские общины: Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира Волынского, расположенные вдоль западной границы ВКЛ, первыми получили привелеи, т.е. «магдебургское право» для еврейской общины, согласно которым евреи находились под юрисдикцией великого князя, наравне с боярами и иными свободными жителями страны. Евреем предоставлялось право жить в городах и местечках отдельными общинами. Кагал - орган самоуправления еврейской общиной, получил право самостоятельно заниматься административно-хозяйственными, религиозными и судебными делами. Евреям разрешалось заниматься ремеслами, торговлей, наравне с иными горожанами, иметь синагоги, молитвенные дома, кладбища, школы, бани, ритуальные бойни и т.д. За эти права и привилегии еврейская община платила великому князю установленный налог. Расселение евреев по стране шло довольно быстрыми темпами. В конце XIV века их численность в ВКЛ не превышала 8-10 тысяч человек. К середине XVI века уже более 20 тысяч евреев расселилось по всем крупным городам ВКЛ, создав там 15 еврейских религиозных общин. В первой половине XVII веке еврейские переселенцы оставались основным источником пополнения численности городского населения. В эти годы действовало уже более семидесяти общин, при этом заметно увеличился процентный состав евреев среди городского населения страны, например, в Гродно, проживало более 25 % евреев. Произошедшая в Европе «революция цен» повлияла на свертывания почти безраздельного господства натурального хозяйства в ВКЛ, стимулировала развитие товарно-денежных отношений и быструю товаризацию сельского хозяйства. Организация многочисленных ярмарок сыграло важную роль в налаживании торговых связей города и деревни. Произошло оживление внешнеторговых операций по оптовой закупки и вывозу в иные регионы местной сельскохозяйственной продукции, скота, изделий ремесленников. В XVIII веке на белорусских землях находилось 39 городов и 350 местечек,в которых преобладали купцы, мелкие торговцы, мещане-ремесленники. Рост городов и местечек, увеличение численности населения вызвал процесс углубления общественного разделения труда. Специализация производства привела к формированию новых ремесленных профессий. В среднем в городах трудились ремесленники от 30 до 50 профессий. К концу XVIII века число профессий достигло 78 и продолжало расти. В XVII веке наибольшее число городских ремесленников занималось выделкой кож и производством из нее различных изделий. На втором месте было изготовление тканей и одежды. Затем шли ремесленники занимающиеся обработкой металлов, строительством и ремонтными работами, получением продуктов питания.
 В конце списка профессий находились гончары и бондари, занимавшиеся изготовлением посуды и емкостей для хранения продуктов питания. Они составляли всего 2-3 % от общего числа ремесленного населения города.

Узость местного рынка, возникающая конкуренция заставляла городских ремесленников создавать профессиональные объединения - «братства» или цеха, которые занимались организацией и развитием городского ремесленного производства, определяли условия сбыта готовой продукции. Сами цеха находились под юрисдикцией городских властей, которые помогали бороться с «портачами» - местными ремесленниками, не входящими в цеха. Их лишали места для торговли на городском рынке, а горожанам запрещалось давать им заказы. Как правило, еврейские ремесленники не входили в цеха, но их взаимоотношения с цехами регламентировались заключенными соглашениями. Например, в Гродно на основании соглашений 1629 и 1633 годов евреи могли свободно заниматься ремеслом, не входя в цеха, но за это должны были платить цехам 2 злотых и 2 фунта пороха.
В XVI-XVII вв. городское гончарное ремесло приобрело специализированный характер и достигло своего расцвета. К этому привело оживление товарно-денежных отношений, организация первых профессиональных ремесленных объединений – цехов. В те годы, на белорусских землях было как минимум 13 гончарных цехов (отдельных или объединенных с другими) в городах: Брест, Витебск, Гродно, Дисна, Каменец, Копыль, Минск, Мир, Полоцк, Слуцк, Стрешин, Шклов и др. В ходе обучения, будущих мастеров отправляли перенимать новейшие достижения гончарного ремесла в наиболее передовые гончарные центры в стране и за ее пределами, знакомиться с опытом работы западноевропейских гончаров. Многие формы гончарной посуды городских ремесленников указывают на преемственность западноевропейских традиций и их художественных достижений.  Традиционно еврейские семьи покупали необходимую посуду и иные керамические изделия в т.ч. копилки у гончаров-иудеев. Как исключение, можно было купить посуду изготовленную гончаром-христианином, если она заказана евреем-торговцем, который ее продает, т.е. можно было покупать только ту посуду, которую еврей изготовил или принимал участие
в процессе изготовления и (или) её продаже.
Археологические находки в культурных слоях XVI-XVII вв., обнаруженные на территории древнего Минска, Гродно, Волковыска, Полоцка и иных городов подтверждают значительное расширение ассортимента посуды, указывают на начало применение глазури.В науку принято делить гончарные изделия в зависимости от функционального назначения на семь основных групп: кухонная (печная) посуда, емкости для хранения и транспортировки продуктов, столовая посуда, декоративная керамика, игрушки, изделия хозяйственного назначения, кафель. Копилки, входящие в группу декоративная керамика, производимые в большинстве городских гончарных центров ВКЛ, имели общие черты, но могли отличаться внешним видом и способом формовки изделия: лепка от руки, лепка и обтачивание на ручном гончарном кругу или точение на быстроходном ножном кругу. Стенки копилок могли быть терракотовыми, дымленными или покрыты цветной глазурью. Для более точного определения и описания вышеназванных отличий при научной паспортизации копилок, познакомимся с основами гончарного ремесла и технологическими особенностями изготовления копилок и иных керамических изделий. Гончарное ремесленное производство керамических изделий включало следующие основные операции: приготовление глиняной массы, формовка изделий, сушку, дополнительная обработка поверхности (лощение, покрытие глазурью), обжиг и закалка. Глина является основным сырьем для производства гончарных изделий. Для этой работы выбирают максимально чистую глину, обладающую достаточной пластичностью и необходимой огнеупорностью. Глина с нужными свойствами редко встречается в природе, поэтому перед употреблением в работе, её очищают, а затем смешивают с другими веществами придающими ей необходимые свойства. В ходе совершенствования гончарного ремесла более древняя формовка изделий от руки, дополнилась лепкой и обтачиванием посуды на ручном гончарном кругу. Переход к точению посуды на быстроходном ножном гончарном кругу повысил производительность труда в 3-4 раза. Однако различные приемы формовки изделий не заменяли друг друга, а могли сосуществовать в одном гончарном центре и даже в одной ремесленной мастерской. Более производительные быстроходные гончарные круги требовали более пластичную и менее огнеупорную глину, которая успешно применялась городскими ремесленниками для производства почти всех гончарных изделий, кроме печных горшков.
Формовка изделий от руки – изготовление изделия по частям (кольцевой, спиральный налеп) из отдельных кусков глины или вылепливание из целого куска на неподвижной (поворачивающейся) специальной подставке. Формовка посуды на ручных гончарных кругах, это когда стенки сосудов выводили путем кольцевого налепа глиняных (валиков) лент. Затем полученную заготовку выставляли на ручной гончарный круг (предварительно посыпав круг песком для устранения излишнего прилипания) и подталкивая (вращая) круг одной рукой, другой - обтачивали и сглаживал неровности в пазах между глиняными лентами. Дальнейшим шагом в развитии гончарного ремесла стало ведение ножного быстроходного гончарного круга тяжелого типа, который устранил предварительную черновую ручную лепку. На быстро вращающийся круг гончар бросал кусок пластично глины, без подсыпки, так как глиняный ком должен был плотно сидел на кругу, и двумя руками вытягивал из него сосуд нужной формы. Поверхность сосуда обрабатывали специальными деревянными лопатками, затем выверяли его поверхность шаблонами и рейсмусом, сглаживали стенки мокрой тряпкой. Готовое отформованное изделие отрезали от круга проволокой и ставили на просушку. Следует отметить, что следы снятия сосуда с круга имеют вид сравнительно тонкой ряби и заглаженных полос, или петлевидных рельефных полос, как бы стянутых к одному краю. Способ формовки изделия можно определить по сохранившимся следам обработки на его поверхности и особенно наличия следов подсыпки или обрезания от круга. При наличии следов подсыпки можно утверждать, что изделие не могло быть точеным, а было вылеплено и затем обточено на ручном кругу. Однако наличие следов отрезания дна изделия от гончарного круга не может однозначно свидетельствовать о его точении. Для повышения прочности черепка, снижения водопроницаемости стенок посуды, придания им желаемого цвета и декоративного оформления все глиняные изделия после сушки проходили специальную предобжиговую обработку (лощение покрытие поливой и т.д.), затем их обжигали при разных условиях, а в завершении
могли подвергнуть послеобжиговому калению или обвариванию (закалке).
В некоторых гончарных центрах ВКЛ применялось лощение – механическая обработка (глянцевание) поверхности посуды перед обжигом. Специальным гладким камнем (кремень) на подсушенной посуде наносились различные узоры в виде вертикальных линий, косой сетки, завитков или полностью обрабатывали сосуд. При этом верхний слой глины уплотнялся, становился более прочным, меньше водонепроницаемым. Лощение не требовало применение глазури и чаще всего применялось для кухонной посуды. Существует краснолощеная и чёрнолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – дымленная, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпьё, сырой навоз и траву - словом всё, от чего возникал густой чёрный дым. В ходе томления в наглухо закрытом горне в течение 8-10 часов происходило выделение и осаждение сажи, закрывались микропоры на поверхности стенок сосуды, а сама она приобретала глубокий чёрный цвет. На бархатистом чёрном фоне нанесенные узоры отливали синеватым стальным блеском. При полной обработке – посуда напоминала металлическое литье. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливали специально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи в эти дни не употребляли по религиозным соображениям обварную керамику. Посуда, не предназначенная для печи, и предметы мелкой пластики чаще всего глазуровали – покрывали черепок тонким стекловидным слоем, который придавал стенкам сосуда повышенную механическую прочность и более нарядный внешний вид. Основой глазури являлся пережженный в порошок свинец, которым посыпали смазанную дегтем посуду или смачивали стенки водной суспензией этого порошка. После обжига поверхность покрывалась стекловидным водонепроницаемым слоем. Добавление в порошок окиси меди (зеленка) или железной окалины (дзындра) придавало глазури зеленый или коричневый цвет. По завершению дообжиговой обработки, изделия отправляют в специальную печь (горн) для обжига. Горны имели разную конструктивную форму и обычно строились недалеко от гончарной мастерской. Городские ремесленники XVIXVIII вв. чаще применяли двухкамерные горны, в которых первая камера служила топкой. Другая камера, предназначенная для обжига, имела открытый верх, через который в неё загружали посуду. Сверху из-
делия засыпали горшечным ломом, прикрывали свод камеры и производили обжиг.
Продолжительность обжига зависела от вида изделий, свойств глины, конструкции горна-печи, вида топлива и т.п., поэтому в каждом отдельном случае её продолжительность устанавливалась мастером, однако принято считать, что собственно сам обжиг изделий длится от 12 до 20 часов. В таких горнах можно вести обжиг как окислительный (при наличии кислорода воздуха), тогда получаются обычная красная посуда, так и восстановительный (при недостатке кислорода, избытке окиси углерода и мелкодисперсной сажи), тогда получаем дымленую посуду.
Прошедшую обжиг посуду могли подвергнуть послеобжиговой обработке, например:
– каление, когда еще раскаленную сосуд вынимали из печи и опускали в молоко, либо в бочку с чистой водой, изделие темнело и становилось более прочным;
– смоление, когда раскалённые сосуды обмазывали подогретой смолой хвойных деревьев, в результате изделие приобретало золотистый цвет;
 – обваривание в основном применялось для печной (кухонной) посуды. Обваренную посуду делали в водном растворе ржаной муки (мучной болтушке) с иными примесями, куда опускали еще не остывший после обжига сосуд. При этом у крупнозернистого черепка закрывались микропоры. От такой обработки посуда становилась крепкой («звенела, как стальная») и при этом покрывалась ажурными черно-коричневыми пятнами, становилась «рябой». Копилки, как правило, не подвергались закалке или обвариванию.
Как уже было сказано, производство керамических изделий городскими ремесленниками достигло своего расцвета в XVI-XVII вв. Более совершенные способы изготовление гончарных изделий, новые виды и формы посуды, предметов мелкой пластики и игрушек быстро перенимались и распространялись по стране, но в зависимости от предпочтений местного населения в различных регионах преобладали те или иные формы изделий и методы их изготовления. Этнологи, изучающие особенности гончарного производства ВКЛ, делят страну на следующие гончарные регионы: Поозёрье, Поднепровье, Понеманье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, что примерно соответствует нынешнему областному административному делению Беларуси.

Еврейская ритуальная керамика: копилки,  двуручковые кружки для омовения рук и т.п. делались, в основном, гончарами-иудеями и занимали очень малый объем в общей массе производимых гончарных изделий. Большинство одноразовых керамических копилок после их наполнения было разломано или разбито, поэтому так важно сохранить и описать каждую вновь выявленную копилку или ее фрагменты. Проводимая автором многолетняя работа по сбору сведений о копилках предполагает составление Свода (инвентаря) находок керамических копилок на территории Беларуси, Литвы и Польши, что позволит проследить изменение конструктивных особенностей копилок в XVI-XVIII вв. на территории отдельно взятых гончарных регионах страны. Копилки кладовые или найденные археологами в хорошо датируемом культурном слое могут стать эталоном для датировки случайно выявленных копилок или их фрагментов.


Выводы.

Описанные в статье керамические копилки предназначались не для накапливания своих денег, а для хранения евреями уже пожертвованных, но еще не отданных монет, т.е. являлись иудейскими предметами религиозно-культового назначения. Традиция использования копилок была принесена на земли Великого Княжества Литовского в период позднего средневековья – начало нового времени еврейскими переселенцами. Керамические копилки бытовали в городской и местечковой еврейской среде в XVI-XVIII вв. и постепенно, вместе с ассимиляцией некоторой части еврейского населения, распространились среди граждан иного вероисповедания или атеистов. Закат городского гончарного производства произошел в конце XVIII века. Гончарное производство в городах было вытеснено изделиями из фарфора, фаянса, стекла и металла. Из-за своей дешевизны гончарное производство сохранилось и продолжило развитие в сельской местности в XIX – первой половине XX вв. В эти годы копилки, как предмет мелкой керамической пластики, поменяли назначение и превратились в декоративное украшение жилища. Для подчеркивания неиудейского характера изделий, копилки поменяли размеры и форму, например: стали делать больших размеров или в виде свинок и иных животных.  Данной публикацией автор попытался привлечь внимание этнологов, археологов, нумизматов и коллекционеров к сбору и изучению керамических копилок – одного из немногочисленных матери-альных свидетельств присутствия евреев на белорусских землях.



Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20089
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Керамические копилки XVI – XVIII веков.
« Ответ #1 : 24 Января 2012, 14:31:51 »

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Клад в керамической копилке д. Полот-
ково, р-н, обл. Гродно, 1717/1988. Част-
ное собрание (Гродно, Беларусь). Высо-
та 61 мм. до основания гузика, диаметр
брюшка 78 мм., диаметр донца 60 мм.,
толщина стенки 4-5 мм., длина щели 31
мм., ширина щели 3 мм., терракотовая.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Клад в керамической копилке най-
денный в д. Деревная, р-н Слоним, обл.
Гродно. 1720/1968. из собрания ГГИАМ
(Гродно, Беларусь). Высота … мм., диа-
метр брюшка … мм., диаметр донца …
мм., толщина стенки … мм., длина щели
… мм., ширина щели … мм., терракото-
вая. КП 24423


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Кладовая керамическая копилка най-
дена в д. Брили, р-н Могилев. 1652/1995
частное собрание (Могилев, Беларусь).
Высота ~70 мм. до основания гузика,
диаметр брюшка 90 мм., диаметр донца
62 мм., толщина стенки 4-5 мм., длина
щели 31 мм., ширина щели 3 мм., зеле-
ная полива



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка, найденная
в Подниколье, Могилев частное собра-
ние (Могилев, Беларусь). Высота 83 мм.,
диаметр брюшка 74 мм., диаметр донца
~40 мм., толщина стенки 4-5 мм., длина
щели ~30 мм., ширина щели … мм., ко-
ричневая полива.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка вторая поло-
вина XVII века, найдена при археоло-
гических раскопках в Минске. Высота
~65 мм., диаметр брюшка 80 мм., диа-
метр донца 50 мм., толщина стенки 4-5
мм., длина щели 27 мм., ширина щели
… мм., зеленая полива



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка вторая поло-
вина XVII века, найдена при археологи-
ческих раскопках в Минске. Высота 53
мм., диаметр брюшка 72 мм., диаметр
донца ~62 мм., толщина стенки 5-6 мм.,
длина щели 28 мм., ширина щели … мм.,
зеленая полива.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка 2-й полови-
ны XVIII века, найдена при археологи-
ческих раскопках в Польше, Bydgoszcz,
ulica Zaułek 21. Foto Wojciecha Siwiak.
Высота … мм., диаметр брюшка … мм.,
диаметр донца … мм., толщина стенки
… мм., длина щели … мм., ширина щели
… мм., терракотовая.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Керамическая копилка найдена в Бела-
руси, частное собрание. Высота … мм.,
диаметр брюшка 96 мм., диаметр донца
… мм., толщина стенки … мм., длина
щели 24 мм., ширина щели 3 мм., терра-
котовая.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Гончарное дело. Фрагмент старинной
гравюры.



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка конца
XVII века, найдена при археологиче-
ских раскопках в Гродно из собрания
ГГИАМ (Гродно, Беларусь). Высота 83
мм., диаметр брюшка ~90 мм., диаметр
донца 62 мм., толщина стенки ~5 мм.,
длина щели 28 мм., ширина щели 3 мм.,
дымленная. КП 54017. Реставрирована
и покрыта лаком.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Еврейская двуручковая кружка
для омовения рук. Надпись „Песах”
говорит об использовании этой кружки
только в дни еврейской пасхи.



Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Монетный клад д. Ельна, р-н
Щучин, обл. Гродно 1699/1996. Частное
собрание (Гродно, Беларусь)


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Керамическая копилка конца XIX
– начала ХХ вв. Частное собрание (Грод-
но, Беларусь). Высота 96 мм., диаметр
брюшка 114 мм., диаметр донца 77 мм.,
толщина стенки … мм., длина щели
28 мм., ширина щели 2-3 мм., зеленова-
то-коричневая полива.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн -HUNTER-

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 4813
  • Карма: 479
    • Просмотр профиля
Re: Керамические копилки XVI – XVIII веков.
« Ответ #2 : 24 Января 2012, 14:50:18 »
Светик спасибо _@ _@ _@, очень интересно. сразу вспомнилось.
помню , в детстве у меня была керамическая в виде кошки и вторая в виде порасёнка.