Монетонос
   

*             Наша галерея

бобровая запруда

Просмотров: 3582
Автор: AceMann
Тамань. Домик Лермонтова

Просмотров: 2295
Автор: letayusayanabarse
Один из дней

Просмотров: 8422
Автор: кондор31
Рубль 1921

Просмотров: 3027
Автор: Margo2512
уделка

Просмотров: 1961
Автор: kusachaia
всё что осталось

Просмотров: 3303
Автор: silwet
Курская обл

Просмотров: 2740
Автор: ЗЕВС

Автор Тема: Города Золотого Кольца России  (Прочитано 24504 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #30 : 30 Декабря 2011, 00:50:13 »
Лазаревская церковь Суздаля
Козьмодемьянская церковь
Суздальский кремль
Вид на Суздаль с колокольни Воскресенской церкви
Центральная улица Суздаля
Знаменская церковь с колокольней

Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря (XVI в) за четыре с половиной столетия, как показало изучение, подверглась неоднократным переделкам и ремонтам, а поэтому, на момент когда была сделана эта фотография, имела значительно искаженный внешний вид.

 Вы можете посмотреть как выглядит Благовещенская надвратная церковь в наши дни, после проведенной реставрации.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #31 : 30 Декабря 2011, 01:02:32 »
Ансамбль Цареконстантиновской и Скорбященской церквей Суздаля
Цареконстантиновская церковь в первый раз упоминается в описи Суздаля 1617 года: «церковь Благоверного Царя Константина древяна клетцки, да церковь с трапезою Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Строение приходных людей; во дворе поп Михайло Семенов емлет Государеву ручу, во дворе диакон Марко Семенов».

«Деревянные церкви существовали до XVIII столетия. В 1707 году усердием прихожан построена каменная с одним престолом. В 1750 году разобрана деревянная Воздвиженская церковь, средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице». Колокольня и ограда.

Земли около 1000 кв. сажень. Годовой доход причта 450 р. серебром. Причт: священник, псаломщик, живет в церковных домах. Приход: 52 двора, «душ мужского 162, а женского пола 155 душ».


Кремлевская улица Суздаля.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленская церковь Суздаля.
Панорама Суздальского кремля в начале XX века. Фото: А. Соболев.
уздальский кремль: Рождественский собор, колокольня и архиерейские палаты
Вид на Суздальский кремль.
Рождественский собор Суздальского кремля
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #32 : 30 Декабря 2011, 01:11:35 »
Суздальский кремль и Никольская церковь (справа)
Вид на Суздаль с кремлевской колокольни, снимок начала XX века. Фото: А. Соболев.
Ризоположенский собор Суздаля с Преподобенской колокольни.
Ризоположенский собор
Ризоположенский собор (снято до пожара 1902 года). Фото: А.А. Соболев.
Цитата из «Трудов Владимирской учетной архивной комиссии»: Храм Ризоположенский XVI-XVII веков. Паперть вместо деревянной, а также приделы южный и северный построены в 1688 году Маминым, Шмаковым и меньшим Грязновым. Придел Евфросиньи выстроен в 1720 году... Церковь (опись 1761 года) придельная, которая приделана к соборной, на ней глава одна каменная, придел крыт тесом. Соборный храм имеет три главы, крыты каменной чешуей, на них кресты железные лужены медью, алтарь и церковь крыты листовым железом, паперть крыта тесом.

Так выглядит Ризоположенский собор в Суздале сейчас.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #33 : 30 Декабря 2011, 01:17:34 »
Покровский собор с колокольней
Покровский женский монастырь в Суздале в начале XVI века стал известен по всей земле российской как место ссылки опальных женщин великокняжеских и аристократических семей. Пожизненно сосланные должны были денно и нощно молить бога о прощении мирских грехов (которых, кстати сказать, у многих не было), просить бога о вечных блаженствах, там... в загробной жизни.
Молодые жены, изгнанные из царских чертогов, из богатых хоромов за то, что мужу приглянулась другая, должны были коротать свой век в монастырской тиши, в обстановке строгого надзора игумений, оплакивать свою юность до старости и смерти.

Зачатьевская трапезная церковь Покровского монастыря в начале XX века.
Спасо-Преображенский собор в Суздале

Звонница Спасо-Евфимиева монастыря.
Звонница представляет собой девятигранный столп со стенообразной пристройкой. Такого типа звонницы не характерны для среднерусской земли. Стенообразные звонницы строили в Пскове и Новгороде. В наших землях строили же столпообразные церкви под звоном. Первоначально и был построен здесь девятигранный столп церкви «под колоколы» (1530 год). В конце XVI века пристраивается к нему стенообразная пристройка с одной аркой для колокола, а к XVII веку – с двумя арками.

Александровский монастырь в Суздале
Смоленская церковь и Посадский дом.
Общий вид южной окраины Суздаля
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #34 : 30 Декабря 2011, 01:26:22 »
Ворота Торговых рядов в Суздале.
......

Колокольня Ризоположенской церкви
На этом месте в древности стоял Введенский женский монастырь, когда и кем основан неизвестно, в 1237 году разорен татарами. В 1749 году вместо деревянной, на средства прихожан построена каменная с одним престолом Знамения Пресвятыя Богородицы, теплая с колокольней.
В 1777 году иждивением купцов Зубковых построена другая церковь - холодная, в честь Положения Ризы Господней. Очень многие суздальцы холодную звали Знаменской и очень немногие знали, что так называлась теплая. А кладбище, которое не имело церкви, получило название Знаменское. Настоящее же название кладбища Всехсвятское.
Причта - священник и псаломщик. Годовой доход причта: от земли до 80 р., процентов с гос. бумаг 267 р. 25 к. и за требоисправления до 700 р., а всего более 1000 р. Причт имеет церковные дома, двухэтажные, деревянные, на каменном фундаменте.
В приходе числится 33 двора, в коих 93 души мужского и 100 душ женского пола. Земли 2766 кв. сажен.


Суздальские Торговые ряды и базарная площадь в начале XX века.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #35 : 02 Января 2012, 13:46:46 »
...                                                        РАЗРУШЕННЫЕ И ПЕРЕСТРОЕННЫЕ ХРАМЫ СУЗДАЛЯ.



ТРОИЦКИЙ СОБОР
 Троицкий собор height=641 Троицкий собор (XVII век).
Гостей, приезжающих в древний Суздаль, прежде всего поражает обилие памятников архитектуры. Действительно, на небольшой территории 10,5 квадратных километра на учете стоит 205 памятников археологии, истории, архитектуры и искусства.
И это при том, что ряд памятников архитектуры не сохранился до наших дней. К сожалению, навсегда ушли в прошлое такие храмы, как Троицкий XVII века, Афанасьевская, Похвалынская, Дмитриевская, Георгиевская церкви и многие другие строения, украшавшие Суздаль.
В конце XVII века на территории Троицкого монастыря был построен один из красивейших храмов Суздаля, по преданию на средства Суздальских братьев - купцов Лихониных, Троицкий собор. Собор был двухэтажным с трех сторон окружен галереями, в юго - западном углу южную и западную галереи соединяла шатровая колокольня. Высота храма с крестом достигала более 40 метров, длина от алтаря до конца галереи составляла около 30, ширина - более 40. Этот огромный собор был богато декорирован лекальным кирпичом и разноцветными изразцами и завершен пятью главами сложной конфигурации.
Изяществом, легкостью выделялась колокольня с шатровым завершением, шатер был прорезан окнами - «слухами», в миниатюре напоминавшими по убранству окна собора. Через крыльцо колокольни лестница вела на галерею, на которую выходили резаные из белого камня и расписанные красками узорчатые перспективные порталы храма.
Особенно роскошным был портал, ведущий из паперти в собор. Состоящий из пяти полуколонок, украшенных жгутами, бусинами, балясинками, он представлял собой верх искусства резного каменного дела. В нижнем этаже под Троицким храмом и галереями было устроено пять палаток - хранилищ для монастырских нужд.
Старожилы города Суздаля помнят, как Троицкий собор был взорван в 30-е годы, кирпич пошел на строительство мастерской Владимирской тракторной школы (сейчас это здание принадлежит художественному училищу, приспособлено под кузню).



Троицкий собор и Сретенская церковь height=470 Троицкий собор (в центре) и Сретенская церковь (справа). Фото: А. Соболев.
В Суздале на государственной охране числится 205 памятников истории и архитектуры. Город поражает всякого своей гармоничностью, взаимосвязью построек и ландшафта, своим «русским духом». Д.С. Лихачев считает, что любая утрата в облике города нарушает его ансамбль, «каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно... » Есть такие раны и в Суздале.
В 1918 году вышел Декрет об отделении церкви от государства, гарантировавший всем верующим свободу совести в отравлении культа. В Суздале он должен был сыграть большую роль в сохранении его культовых памятников, их убранства. Но 1922-23 год был назван годом массового атеизма - годом массового закрытия церквей и монастырей. У верующих была только свобода оставить храм со всем его имуществом.
Так, осенью 1923 года была закрыта по распоряжению местных властей Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, верующие выразили протест против этого. Причиной закрытия храма явилось учреждение в июле 1923 года политизолятора на территории Спaco-Евфимиева монастыря. Верующих это не смущало, но 11 октября 1923 года приходит подтверждение «оставить протест группы верующих без последствий - т.к. ее (церкви) территория расположена вблизи концлагеря», за подписью Ягоды и Смидовича. Так был оставлен без присмотра один из лучших храмов Суздаля - Смоленская церковь XVII века, имевшая самый богатый приход из посадских церквей и соответствующее убранство.
Суздальские приходские церкви и монастыри были очень состоятельны, а Спасский и Покровский монастыри, как известно, были одними из богатейших в России. Естественно, что они владели прекрасными образцами русского декоративно-прикладного искусства. Но спешка, отсутствие специалистов, безответственность местных органов, политика государства привели к потере многих художественных ценностей.
В фондах Владимирского областного архива находится список закрытых церквей с 1923 по 1928 г. в Суздале. Здесь перечислены пять его монастырей, определено и использование суздальских храмов: под клубы заняты Смоленская, Сретенская и Крестово-Никольская церкви, в Пятницкой - кузница, в Богоявленской - склад, а в Ризоположенском соборе XVI века - установлена динамомашина. Здесь же выделены в отдельную графу «реализованные» храмы... ОГПУ - Афанасьевская, горсоветом - Златоустовская и Знаменская, музеем - Ивано-Предтеченская, Дмитриевская и Борисоглебская церкви. «Реализованы» - это значит разобраны. К счастью, список этот не совпадает с реальностью полностью.
В кремле, у восточного вала, стоит ансамбль Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите, он сохранился лучше других, может быть потому, что этот храм дольше других был действующим. В октябре 1935 года Суздальский райпотребсоюз облюбовал это очаровательное и поэтическое здание под пекарню. Несмотря на то, что по заключению Ивановского облоно церковь «имеет научно-музейную ценность» и от передачи под пекарню ее следует воздержаться, Ивановский облисполком в ноябре 1935 года приказывает Суздальскому райисполкому вывесить объявление для общины верующих о закрытии храма. Только после этого, в декабре, райпотребсоюз обращается за заключением к музею о возможности использовать Никольскую церковь под хлебопекарню. 4 января 1936 года расторгается договор с общиной верующих. 20 мая 1936 года директором хлебопечения Алехиным церковь признается под хлебопекарню непригодной.
По декрету от 5 октября 1918 года ответственность за сохранение памятников архитектуры возлагается на местные Советы. Можно понять, что Суздальскому исполкому трудно было противостоять вышестоящим органам или ОГПУ, но и возможности командного стиля так широки:
«Январь 1933 года. Заведующему Суздальского музея Варганову.
Горсовет просит Вас дать разрешение сломать церковь быв. Козьмы и Дамиана и колокольню св. Дмитрия, как материал, необходимый для постройки горбани».
Сотрудник музея В.И. Романовский посылает запрос в Центральные Государственные реставрационные мастерские о возможности замены Дмитриевской церкви на Знаменскую, а у Козьмодемьянской разрешить отнять лишь позднейшие постройки. Как видим, не возникает и мысли о возможности найти для бани другой строительный материал, лишь обсуждается какой же памятник уничтожить. Видимо, борьба сотрудников музея ни к чему не привела, и Суздаль лишился одного из самых своеобразных памятников позднего барокко - Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите 1764 года и всего ее ансамбля. Лишь в наше время удалось это зияющее пространство в структуре города, застроенное еще в XI веке и ставшее после исчезновения церкви городской свалкой, вернуть к жизни, разместив на Дмитровском поле Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите.
Еще в 1927 году Владимирский губфинотдел требует от Суздальского музея на основании циркуляра НКВД №351 средства от «реализации на слом» Борисоглебской, Дмитриевской и Иоанна-Предтеченской церкви. Музей насколько мог оттягивал эту реализацию, но в 1933 году вновь поступило требование сломать Дмитриевскую церковь.
Таким образом, в г. Суздале исчезли церкви Св. Афанасия 1719 г. в Кремле; Св. чудотворца Николы 1718 г., теплая у Борисоглебской; Дмитриевская 1764 г.; теплая Св. Георгия 1715 г., с колокольней 1809 г.; Златоустовская 1729 года; Иоанна Богослова 1771 г., теплая у Ильинской, Св. Варвары 1737 г. и теплая Похвалы Богородицы с колокольней, Боголюбивыя 1789 г. на Златоустовском кладбище; Всехсвятская 1694 г. с колокольней на кладбище; Троицкий собор 1700 г.
Кроме того почти все ансамбли лишились оград, или колоколен, или того и другого вместе, лишились безвозвратно, т.к. невозможно вернуть абсолютно точный памятник или его деталь, и невозможно возместить тот духовный ущерб, нанесенный этим отношением к культуре народа, города.

Троицкий собор в Суздале height=501 Троицкий собор в Суздале.
Особо хочется обратить внимание на разрушенный в 30-х годах XX века Троицкий собор конца 1700 года на территории Ризоположенского монастыря. Этот храм представлял собой одноабсидную, пятиглавую, богато декорированную церковную постройку с крытыми галереями и шатровой колокольней. Это был главный храм женского Троицкого монастыря. В 60-х годах XVIII века при секуляризации церковных земель Троицкий монастырь был упразднен, а его здания присоединены к Ризоположенскому монастырю. В настоящее время от бывшего Троицкого собора сохранились лишь святые ворота- небольшая изящная постройка в восточной стене монастыря. Если войти на территорию монастыря через эти ворота, то направо по центру будет место, хранящее фундаменты Троицкого храма. Это место свято. Оно должно стать объектом археологического исследования и местом, памятным в истории Суздаля.

Суздаль Троицкий собор height=574
                         

                                             

           
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #36 : 02 Января 2012, 13:51:13 »
...Троицкий собор в Ризоположенском монастыре Суздаля height=412 Разрушенный Троицкий собор в Ризоположенском монастыре Суздаля.
Плачевное состояние многих суздальских памятников архитектуры, о чем непрестанно ведутся разговоры в городе (да и за пределами его), побуждает вернуться к временам, когда эти памятники - преимущественно приходские церкви - лишались одного хозяина и приобретали другого.
Выстроенные, оборудованные и украшенные на средства прихожан, они столетиями служили им и были коллективной собственностью приходов. Последовавший в январе 1918 года декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, на деле означавший экспроприацию государством движимого и недвижимого имущества церкви, вызвал неоднозначную реакцию у духовенства и верующих. В ответ на этот декрет Патриарх Тихон обратился с посланием, призывая протестовать против правительственных актов о передаче имущества церквей в руки рабоче-крестьянской власти на местах, имея полное основание считать, что иконы и другие предметы культа, богослужебные книги и церковная утварь, здания церквей и монастырей и сокровища патриаршей палаты являются достоянием тех, кто их приобретал, создавал или получал как добровольное пожертвование. Церковное имущество не подпадало под категорию средств производства, которые (по теории пролетарской революции) подлежали обобществлению.
Сейчас можно по-разному относиться и к стремлению большевиков завладеть этим имуществом, и к выступлению Патриарха за сохранение его в неприкосновенности при церквях. Примитивные суждения ура-революционеров, зачастую малообразованных, о разрушении до основания старого мира и о быстрой перековке сознания масс были далеки от восприятий миллионами верующих и той частью интеллигенции, которая оценивала экспроприацию церковного имущества как наступление на традиционно сформированные, исторически сложившиеся духовные ценности народа. Но для ортодоксальных революционеров всякая духовность, не совпадающая с идеями мировой революции, была «контрой» и подлежала подавлению. Крестный ход в Суздале, организованный местным духовенством в поддержку обращения Патриарха, был разогнан отрядом вооруженных красноармейцев по вызову председателя уездного исполкома М. Иринина.
Обобществление церковного имущества в Суздале свелось, в конечном счете, к варварскому разгрому внутреннего убранства храмов, разбазариванию ценностей, уничтожению многих зданий и даже целых ансамблей построек, историческую и архитектурную значимость которых в те годы никто оценить не мог да и не хотел.
Эхо антирелигиозных бурь 1918 года катилось дальше - в двадцатые и тридцатые годы. В 1922 году ценности суздальских церквей, хранившиеся уже в уездном музее, вновь подверглись «прореживанию» - теперь в пользу голодающих губерний. Заведующий музеем В.И. Романовский отметил, что в музее оставлено лишь 16 предметов из драгоценных металлов, которые не могли быть сданы в Комитет помощи голодающим, так как имели художественно-историческое значение. А, например, в церкви села Спасское-Городище были вычищены, как говорится, под метелку все мало-мальски ценные предметы церковной утвари. По настойчивой просьбе прихожан этой церкви им были все-таки возвращены кое-какие реликвии: дарохранительница и детали оклада Евангелия (сама книга, видимо, была уничтожена, а перед уничтожением с нее содрали серебряный оклад).
Опустошенные здания церквей с разломанными иконостасами (с деревянной резьбы счищалась позолота), ставшие «народным достоянием», превратились в достояние «ничейное», хотя формально числились за какими-то организациями.
«Начальнику уголовного розыска тов. Фомину.
Суздальский музей настоящим сообщает, что взломы замков, запоров и дверей и разгром внутреннего убранства церквей, являющихся музейными архитектурными памятниками, продолжается. Внутри этих церквей не хранится никаких материальных ценностей, которые могли бы привлечь внимание профессиональных воров, а потому надо думать, что эти разгромы совершаются ребятами - детьми детдомов, которые извлекают из зданий и обстановки металлические вещи, а остальное, варварски-бессмысленно бьют и ломают. Вчера было обнаружено проникновение в холодную Ильинскую церковь (за рекой, Пролетарская улица). Проникли через южные двери, в которых разобрана кирпичная кладка порога – и в эту щель ребята проникли в церковь и уже изнутри отперли с крюков южные двери. При проверке имущества не оказалось: клеенчатого облачения на жертвенник, плащаницы, хоругвей, четырех венчальных венцов. Стоимость означенных предметов не превышает в общей сумме 7-8 рублей. Перед этим за три дня был обнаружен взлом двери Косьмодемьянской церкви (Ярунова улица, на Красной горке), где были сложены старые иконы и части разобранных иконостасов. Из паперти выбраны несколько штук белого плитняка и брошены тут же на горке.
Сообщая об этом, прошу принять меры к прекращению этих разгромов.
Зав. музеем Романовский. 22 июля 1929 года».
Подобные заявления были и о взломе Пятницкой церкви, и о проникновении разорителей в Ивано-Предтеченскую церковь, и о разгроме Тихвинской и Богоявленской церквей. Были пойманы ребята, продающие в утиль медные церковные предметы по цене 28 копеек за килограмм. Ничего другого уголовный розыск предпринять не мог.
Потом директором музея стал А.Д. Варганов. Церкви продолжали разрушаться, но уже «цивилизованно» - при посредстве актов сдачи-приема. Так по акту были переданы остовы иконостасов и часть икон «для поделок в доме директора льнозавода тов. Коль, пострадавшего от пожара». Представитель суздальского горсовета Задорнов принял по акту «бывшую так называемую Тихвинскую церковь, что за рекой, в распоряжение горсовета на слом». А начальник пожарной охраны НКВД Красильников принял «воз багетных рам разной величины и сохранности с осыпавшейся позолотой для устройства уголка в помещении НКВД. Материал выдан из оставшихся киотов, переданных льнозаводу из Предтеченской церкви». Забота о расквартированном в Суздале отряде НКВД проявилась еще и в том, что в Успенской, Ильинской и Дмитриевской церквях были выломаны деревянные остовы иконостасов, «оставшиеся после смывки позолоты, на предмет их использования для устройства столов, скамеек и табуретов в общежитии красноармейцев».
Жуткое время было - не правда ли?...
Думается, что не так уж неправ был Патриарх Тихон, ополчаясь против передачи церковного имущества в руки «всего народа».
Конечно, усилия энтузиастов и реставраторов, вернувших части суздальских памятников приличный вид, заслуживают одобрения. Но как говорится: «За каждым подвигом стоит чье-то преступление».
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #37 : 02 Января 2012, 13:52:29 »
..Троицкий собор в Ризоположенском монастыре Суздаля height=388 Троицкий собор в Ризоположенском монастыре Суздаля.
До наших дней Ризоположенский монастырь дожил в сильно разрушенном состоянии. Многие его постройки не сохранились вообще. В том числе - изумительной внешности Троицкий собор. Но кое-что все-таки уцелело.
Сохранились некоторые монастырские здания. Почти полностью сохранилась каменная изгородь, создавшаяся частями в течение почти трех столетий, а также - знаменитые на всю Русь Святые врата, т.е. - главные врата, ведущие в монастырь. Это один из лучших архитектурных памятников XVIII века, долгое время служивший образцом такого рода сооружений.
В начале XIX века вскоре после прогремевшего на весь мир Бородинского сражения, суздальские патриоты решили увековечить славную победу русского оружия над хвалеными полчищами Наполеона Бонапарта. Местом для будущего памятника был избран Ризположенский монастырь. Было решено возвести здесь монументальную колокольню. Средства на строительство собирали, как добровольные пожертвования горожан. Руководить работами взялся опытный местный каменщик Кузьмин.
Колокольня строилась шесть лет - с 1813 по 1819 год, и вместе со шпилем составила 99 аршинов (69,3 м), что по тем временам и представлениям было непостижимой высотой. Но удивительно - колокольня ничем не разрушила созданный предшественниками монастырский ансамбль. Она влилась в него так естественно и уместно, словно только ее и не хватало для полной законченности созданного ранее.
Остается только порадоваться этому художественному изумительному чутью русских умельцев, обладавших способностью так тонко чувствовать содержание своего национального искусства. Колокольня и поныне является самым высоким архитектурным сооружением города, символизирующим необычайно высокую оценку русского народа исторической победы над французскими захватчиками.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #38 : 02 Января 2012, 14:00:52 »
.      СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 
Сретенская церковь height=513 Сретенская церковь в Ризоположенском монастыре Суздаля.
                      ПОХВАЛЫНСКАЯ И ВАРВАРИНСКАЯ ЦЕРКВИ.
Похвалынская и Варваринская церкви Суздаля height=438 Похвалынская церковь с колокольней и Варваринская церковь (XVIII век).
Похвалынская и Варваринская церкви располагались по левую сторону дороги из Ризоположенского в Покровский монастырь, перед мостом. В настоящее время на данном месте установлена Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите. Улица возле которой стояли храмы раньше называлась Похвалынской, теперь это улица Крупской.
В описи Суздаля 1617 года сказано: «На Варваринской стороне церковь приходная святая мученицы Варвары деревяна клецки да с трапезою Зосимы да Савватия Соловецких чудотворцев строение приходских людей. У церкви во дворе поп Василий Алексеев». Деревянная церковь Святой Варвары простояла до 1737 года. В ней долгое время, до принятия монашеского пострига, служил священником будущий суздальский архиепископ Иоаким. По его благословлению при церкви был построен холодный каменный храм в честь похвалы Пресвятой Богородицы. За ветхостью деревянная Варваринская церковь была разобрана.
К Похвалынской церкви пристроили новую каменную с престолами святой мученицы Варвары и преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Колокольня и ограда построены одновременно с холодной Похвалынской церковью на средства того же архиепископа Иоакима. В церкви находилась икона великомученицы Варвары с частицей мощей святой. При церкви было 910 сажен земли, годовой доход составлял более 700 рублей. За приходом было закреплено 33 двора и 220 душ: мужских - 101, женских - 119.


                                   

Всехсвятская церковь height=528 Всехсвятская церковь.
Всехсвятская церковь (рубеж XVII-XVIII веков) на Знаменском кладбище была снесена в начале XX века. В 2001 году на Знаменском кладбище построена часовня.


                           

Дмитриевская церковь с колокольней height=688 Дмитриевская церковь (1773 г.) с колокольней (1812 г.).
В настоящее время на месте Дмитриевской церкви установлена деревянная Преображенская церковь музея деревянного зодчества.


                               

Дмитриевская церковь с колокольней height=605 Дмитриевская церковь с колокольней.
На этом месте был Печерский мужской монастырь, основанный в конце XI века Ефремом, митрополитом Киевским. В летописи преподобного Нестора (1096 г.) сказано: «Олег прииде к Суждалю, повеле зажещи Суждаль город; токмо остался двор Печерскаго монастыря и церкви, яже тато есть Святого Дмитрия, i-оже бе дал Ефрем».
Один из игумнов монастыря, Кирилл, был епископом Ростовским с 1216 г. В 1229 году возвратился в этот монастырь и принял схиму. В 1230 году скончался и погребен в Дмитриевском монастыре. В 1237 году монастырь был разграблен и сожжен татарами: «Татарове взяша Суждаль... монастырь святого Дмитрия пожгоша». Позже был возобновлен и существовал до начала XVIII века.
В 1551 году Московский митрополит Макарий пожаловал монастырю деревню Мжары со всеми ее угодьями, «что с етой деревни по тягло исстари слесы и слуги и со всеми угодьи по старине, где ходил плуг, соха и коса, и топор».
В 1564 году Московский митрополит Афанасий дал монастырю подтвердительную грамоту на право владения деревней Мжары со всеми угодьями, а в 1571 году таковую же грамоту дал монастырю митрополит Кирилл. Исторические известия о Дмитриевском монастыре встречаются в описных книгах города Суздаль.
В описи Суздаля 1617 года записано: «На Дмитриевской стороне церковь Дмитрия Селунскаго древяна вверх, да с трапезою Страстотерпца Христова Георгия, строение приходных людей».
Из описей 1628-1629 гг.: «...монастырь Великаго Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии ружной, а в нем церковь, Дмитрия Селунскаго древяна вверх. Другой храм теплой Страстотерпца Христова Георгия; в келье игумен Феодосии, две кельи братских».
Иларион, митрополит Суздальский, около 1690 года построил вместо ветхой новую деревянную церковь Святого Дмитрия. Анания Федоров пишет: «За городом, на посаде, прежде имелся монастырь мужской, за рекою, Димитрия Мироточца, был Игумен и братии довольно; ныне же - приходская церковь.
В том монастыре настоящая церковь Святого Великомученика Дмитрия Мироточца, каменная. В ней придел, по правую сторону, святого Благовернаго Князя Димитрия Иоанновича, Московскаго и всея России, Чудотворца; близь его, по правую сторону, - церковь теплая, каменная, Святого Великомученика Георгия Победоносца; по левую сторону - церковь деревянная, теплая. Воздвижения честнаго креста Господня».
В 1721 году, при епископе Иоакиме, в Дмитриевском монастыре не было уже ни игумена, ни братии, а проживали в нем десять инокинь, служение же было совершаемо священником с причтом («штатом» церкви). К этому времени при приходе - две каменные церкви; летняя святого Дмитрия Селунскаго, с престолом во имя святого царевича Димитрия, и зимняя - святого Георгия Победоносца, с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. При них - колокольня и каменная ограда.
Летняя каменная Дмитриевская церковь построена неподалеку от места прежде существовавшей деревянной церкви, иждивением прихожан и жертвами других доброхотно дателей. Начата в 1764 году, окончена и освящена в 1773 году по благословению преосвященного Геннадия II, епископа Суздальского и Юрьевского, при священнике Стефане Иванове. Зимняя церковь святого великомученика Георгия Победоносца освящена в 1751 году, придельный престол в ней устроен и освящен в 1803 году. Каменная колокольня начата постройкой в 1809 году и окончена в 1813 году, иждивением московского купца Титова. Оба храма с колокольней обнесены каменной оградой, устроенной в 1813 году купцом Титовым. Причт: священник и псаломщик. Годовой доход причта - до 1100 руб. Приход - 37 дворов, 127 «душ мужскаго пола» и 103 души «женскаго пола».
В настоящее время на месте Дмитриевской церкви установлена деревянная Преображенская церковь музея деревянного зодчества.



Златоустовская церковь в Суздале height=621 Златоустовская церковь в Суздале.
Некоторые жители Суздаля еще помнят, что в районе нынешней поликлиники, неподалеку от тамошнего пруда, стояла большая двухэтажная с высокой колокольней церковь. Теперь здесь прогулочный дворик детского сада. И нет никаких видимых следов строения. Это была Златоустовская церковь, построенная в XVIII веке. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» сказано, что ранее она находилась близ Торговых рядов, рядом с Воскресенской, и была деревянной. По распоряжению митрополита Илариона она была переведена на сполье и тут, в 1729 году, прихожане построили каменную церковь Святого Иоанна Златоуста с приделом Григория Богослова. Храм был летним (холодным). Зимнюю теплую церковь, также каменную, прихожане поставили в 1733 году в честь Введения Богоматери во храм. Постройка просуществовала до 1799 года и была разобрана. Вместо нее был сделан второй этаж над летней Златоустовской. «В этом виде, - говорится в «Описании...» - церковь существует до настоящего времени». Это было написано в 1896 году, через сто лет после окончательного формирования облика Златоустовского храма.
По сведениям Н.Н.Антонова, коренного суздальца, колокола с колокольни Златоустовской церкви были сброшены в 1939 году, сама колокольня порушена. «В 1958 году, - рассказывает жительница Суздаля А.И.Лужнова, - стояли еще стены, правда, уже без перекрытия, церковь была бесхозной, в годы войны ее занимало военное училище - в ней жили курсанты». В 1959 году Златоустовская церковь была снесена. Закрытие храмов сопровождалось насилием и издевательствами в отношении служителей церкви. Подавляющее большинство их в Суздале испило горькую чашу репрессий.



                                       
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #39 : 02 Января 2012, 14:07:44 »
...


                 АФАНАСЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
 Афанасьевская церковь в Суздале height=645 Афанасьевская церковь (1719 г.) с шатровой колокольней.
На территории суздальского кремля недалеко от собора была построена церковь св. Афанасия и св. Кирилла, патриархов Александрийских. Исторические сведения о церкви относятся к XV веку. Первоначально церковь была деревянной, но сгорела во время пожара. Вместо сгоревшей была выстроена каменная. Она была построена по трехчастной схеме с продольной осью симметрии. Мощный восьмерик опирался на кубическое основание. Такой конструктивный прием был характерен для русской архитектуры XVIII века. Афанасьевская церковь имела с запада низкую трапезную и пристроенную к ней четырехгранную колокольню. Углы колокольни и церкви были украшены рустовкой. Шатровое завершение колокольни переходило в шпиль. С юга и севера вход украшали каменные крыльца с закомарным завершением, низкая алтарная апсида с востока.
Церковь была окружена каменной оградой с металлической решеткой. В государственном историческом музее сохранился фотонегатив с изображением этой церкви. А сама Афанасьевская церковь была разобрана в 1926 году (по архивным данным) на строительные нужды...



                           УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских Успенской церкви height=523 Шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.) сохранившейся Успенской церкви.
Колокольня Успенской церкви была снесена в 1923 году. Поставленная в середине XVII века на месте деревянной «на княжем дворе» и в последствии перестроенная, по выражению Н.Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля». В настоящее время колокольня Успенской церкви восстановлена.






Шатровая колокольня Петропавловской церкви height=612 Шатровая колокольня (рубеж XVII-XVIII вв.) сохранившейся Петропавловской церкви.


Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви height=518 Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви.
К сожалению, в Суздале не сохранилось ни одной ограды приходских церквей. А они имели не только функциональное, но и архитектурно-художественное значение. На этом фото мы видим каменную ограду со Святыми воротами Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Это строение завершалось «бочковым» покрытием, имевшим живописное панно «Вход в Иерусалим». Поодаль, за воротами, стояла колокольня с изящным вогнутым каменным шатром. Это творение суздальских зодчих, обрушенное в конце 30-х годов XX века, принял обрывистый берег реки Каменки. Тогда же погибли ограда и уникальные ворота.




Колокольня Ильинской церкви в Суздале height=497 Колокольня Ильинской церкви в Суздале.
Посмотрите на фото начала XX столетия Ильинской церкви (1744), расположенной на правом берегу реки Каменки. Церковь имеет колокольню, абсиду; у холодной Ильинской церкви была теплая каменная церковь с престолом Иоанна Богослова, построенная в 1771 году. Уже несколько десятилетий нет ни теплой церкви Иоанна Богослова, ни колокольни. Сама Ильинская церковь, чудом сохранившаяся, не имеет притвора и абсиды. В настоящее время колокольня Ильинской церкви восстановлена.


Никольская церковь в Суздале height=487 Никольская церковь (справа).
Приходские церкви Суздаля в основном строились парами - летняя (холодная) и зимняя (теплая). Дополненные колокольнями, окруженные каменными оградами, они представляли собой самостоятельные, обособленные ансамбли. Именно они вместе с монастырскими ансамблями и архитектурным комплексом кремля определили ансамблевость как характерную черту архитектурного облика Суздаля. Ясно, что отсутствие хотя бы одной из составляющих ансамбль частей наносит ему непоправимый ущерб. На этом фото запечатлена разрушенная теплая Никольская церковь (справа) при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви.








                                                         
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #40 : 02 Января 2012, 14:15:31 »
...

             
Часовня на Убогих горах height=640 Часовня на Убогих горах. Фото: С.А. Соболев.
В детстве мы, мальчишки, любили путешествовать по Суздалю. Как-то, дело было в 30-е годы, забрели летом на Ильинский луг, а точнее на Убогие горы (так называлась когда-то возвышенность на западной оконечности луга). В одном месте обнаружили остатки щебня и битого кирпича - явно следы какой-то постройки. Но на нашей памяти там ничего не стояло. Находка заинтересовала, и мы стали об этом спрашивать своих бабушек и дедушек.
По их рассказам была в прошлом на Убогих горах часовня, в которой в определенные дни зажигали то ли свечи, то ли фонари. Огонь тот распознавался аж от Торговых рядов.
Старожилы города вспоминали следующее предание. Когда-то ночью, в сильную метель, в районе Убогих гор одинокий путник сбился с дороги, которая проходила в старину по тем местам. Его лошади остановились, продолжать двигаться было опасно. Но вдруг, через какое-то время, со стороны Тихвинской церкви залаяли собаки - так пришло спасение. Увидев днем, куда он забрел прошедшей ночью, путник понял - дальнейшее движение могло закончиться катастрофой. Им был дан обет в честь чудесного спасения построить на горах часовню.




Афанасьевская церковь с шатровой колокольней height=529 Афанасьевская церковь (1719 г.) с шатровой колокольней, в кремле вблизи пожарной каланчи. Старое фото начала XX века.
Афанасьевская церковь, располагалавшаяся в кремле, вблизи пожарной каланчи, была снесена в 1926 году.
Среди множества икон, сопровождающих православную веру в Русской земле, есть лишь одна, которая изображает битву. Она не похожа на икону в привычном для нас понимании. Скорее, это - иллюстрация к летописному сказанию о битве новгородцев с суздальцами. Икона написана в Новгороде в XV веке, а сказание относится к событиям 1170 года.
В этом году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, утверждая положение своего княжества, послал к Новгороду войско с единственной целью - подчинить этот город себе. Войско возглавил сын Андрея Мстислав. Поддерживали Андрея и приняли участие в походе вместе со своими отрядами князья из Смоленска, Рязани, Торопца, Полоцка, Мурома.
Однако новгородцы во главе с князем Романом ответили на это выступление активной обороной. Три дня велись оборонительные бои против штурмующих острог суздальцев, а 25 февраля новгородцы вышли из города и в жестокой битве, продолжавшейся до темноты, разгромили войско княжеского сына Мстислава Андреевича.
Возникает закономерный вопрос: зачем же нужно было по поводу этого военного события создавать икону? Ответ надо искать в глубине политических событий, происходивших на Руси в XIV веке. Шла активная борьба за воссоединение русских княжеств. Городов, претендовавших на роль политического центра в этой борьбе, было несколько: великими князьями именовались князья Твери, Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода. И тогда, в XIV веке, невозможно было предугадать исход этой борьбы.
Великий Новгород, сохраняя к этому времени свою независимость от посягательств соседних княжеств, зорко следил за положением и действиями великих князей Московских. Дело в том, что задолго до правления на Москве великого князя Ивана Калиты (1328-1340 гг.) сложилась традиция, по которой князь Московский, получая в Орде ярлык на великое княжение, одновременно, как бы автоматически, становился и князем Новгородским. Естественно, что в Великом Новгороде поддерживалось все это время глухое недовольство такой зависимостью. Выразить это прямо не позволяла политическая обстановка, но косвенно новгородцы это сделать могли. Известно было, что великие Московские князья переняли могущество северо-восточной Руси от своих Владимиро-Суздальских предшественников. Значит, если каким-либо образом высказать идею превосходства новгородцев над суздальцами, то это должно ударить по престижу Москвы на политической арене. Тут и вспомнили о 1170 годе.
И спустя почти 160 лет после злополучного похода Мстислава на Новгород родилась легенда о божественном предопределении исхода той битвы новгородцев с суздальцами. Эта легенда создавалась по указанию новгородского епископа Моисея, державшего в своей епархии курс на независимое положение Новгорода. В легенде, повторившей частично летописные сведения, появились небольшие «уточнения»: когда войско суздальцев подошло к городу, то новгородскому архиепископу Ивану-Илье «был глас», велящий вынести из церкви икону богородицы и выставить ее против нападающих. И еще: когда Суздальцы пошли на штурм острога, икона повернулась к городу и заплакала. Иван-Илья тут же пояснил новгородцам, что таким образом богородица молится за Новгород. А слезы ее - знамение, знак. Так в середине XIV века в Новгороде возник культ иконы «Знамение богоматери». Икона была объявлена главной новгородской святыней, и для хранения ее в 1355 году была построена первая на Руси церковь в честь «Знамения» (или Знаменская).
Понятно, что культ этой иконы не поддерживался ни в Москве, ни в Суздале, - до тех пор, пока в 1477 году Московский великий князь Иван III не совершил поход на Новгород. Результатом этого похода была ликвидация новгородской независимости. В последующие годы Иван III планомерно расселял новгородцев по разным городам Русского государства. Некоторые семьи попали в Суздаль. Анания Федоров со слов весьма почтенных граждан этого города называет фамилии переселенных: Нагибины, Жинкины, Вихревы, Шерышевы и др. Вместе с переселенными новгородцами в Суздаль пришел и культ иконы «Знамение». Только этот культ подвергся некоторой «переработке» в пользу проводимой Иваном III политики образования единого Русского государства.
Дело в том, что новгородское «Знамение» праздновалось в сочетании с поминанием великомученика Якова Перса - в один и тот же день 27 ноября. Поэтому в Новгороде в Знаменской церкви был второй алтарь - в честь святого Якова Перса. Был там еще и третий, посвященный святому Афанасию. Эта традиция сохранилась и после того, как икона «Знамение» пошла в Москву и другие города Русской земли в XV веке. Но только Яков Перс был заменен Яковом Алфеевым, день поминания которого 9 октября, ведь именно 9 октября 1477 года Иван III выступил с войском из Москвы в поход на Новгород, разбил в битве на реке Шелони новгородское ополчение и окончательно присоединил Новгород к Московскому государству. Теперь икона «Знамение» становилась как бы «второстепенным лицом». На первое место вышел Яков Алфеев со своим 9 октября как символ торжества политики, проводимой великим князем Московским и всея Руси. Этот символ следовало чтить, - и в русских городах поразному откликнулись на переориентацию святынь.
В Суздале «схитрили»: Знаменскую церковь поставили в Ризположенском монастыре, женском. Поставили без алтарей, посвященных хотя и святым Якову и Афанасию, но все же мужчинам. Кроме всего прочего, эта церковь была бесприходной, так что до горожан смысл почитания «Знамения» вкупе с датой начала похода Ивана III не доходил. А чтобы соблюсти церковный этикет и никого не обидеть, в кремле, на нынешней улице Лебедева построили церковь в честь святого Афанасия (день поминовения его тоже 9 октября). В церкви сделали придел в честь «Знамения», а Якова Алфеева как бы «забыли».


                           

Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви height=522 Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви.
К сожалению, в Суздале не сохранилось ни одной ограды приходских церквей. А они имели не только функциональное, но и архитектурно-художественное значение. На этом фото мы видим каменную ограду со Святыми воротами Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Это строение завершалось «бочковым» покрытием, имевшим живописное панно «Вход в Иерусалим». Поодаль, за воротами, стояла колокольня с изящным вогнутым каменным шатром. Это творение суздальских зодчих, обрушенное в конце 30-х годов XX века, принял обрывистый берег реки Каменки. Тогда же погибли ограда и уникальные ворота.




Афанасьевская церковь с шатровой колокольней height=522 Дмитриевская церковь (1773 г.) с колокольней (1812 г.). Старое фото начала XX века.
В XI веке монахами Киево-Печерской лавры был основан Дмитриевский монастырь - первый монастырь Суздаля. Монастырь был сожжен поляками и литовцами в XVII веке, позднее на его территории были построены две церкви: летняя святого Дмитрия Селунского с престолом во имя царевича Дмитрия и зимняя святого Георгия-победоносца с приделом в честь иконы Тихвинской Божьей матери, а также колокольня и каменная ограда.
Дмитриевская церковь по наружному и внутреннему убранству считалась одной из лучших церквей Суздаля - «весьма прекрасна и внутренним благолепием преизрядно украшена».
Дмитриевская церковь имела трехчастную схему с продольной осью симметрии, как и Афанасьевская в кремле. Типичный для XVIII века восьмерик на четверике. Луковичная главка, крытая оловом и завершенная вызолоченным крестом, опиралась на малый глухой барабан, затем на малую полусферу, далее шел световой барабан и полусферическая кровля восьмерика. Восьмерик основного объема опирался на четверик церкви, имевшей два этажа. Каждая сторона четверика завершалась фронтоном с живописью. Окна Дмитриевской церкви были украшены необычными для местной архитектуры наличниками с претензией на стиль барокко.
При входе в Дмитриевский храм на средства московского купца Титова была построена колокольня с луковичной главкой. По архивным данным, в 1927 году было начато разрушение церкви. В январе 1933 года горсовет просит сломать колокольню Дмитриевской церкви и Церковь Козьмы и Дамиана на строительство городской бани. К счастью, церковь Козьмы и Дамиана сохранилась до наших дней и радует глаз, а на месте Дмитриевской церкви установлена деревянная Преображенская церковь музея деревянного зодчества.


Колокольня Ильинской церкви height=642 Разрушенная колокольня Ильинской церкви. Старое фото начала XX века.
Колокольня Ильинской церкви была разрушена в начале XX века. В настоящее время колокольня восстановлена.



                           

Колокольня и теплый храм Андрея Первозванного при сохранившейся Тихвинской церкви в Суздале height=637 Колокольня и теплый храм при сохранившейся Тихвинской церкви, конца XVII в.
Шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного (конец XVII века) при сохранившейся Тихвинской церкви в Суздале, были разрушены в начале XX века.



                               
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #41 : 02 Января 2012, 14:24:44 »
...

                   
Шатровая колокольня ограда и придел Сергия и Никона Радонежских Успенской церкви height=461 Шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.) и ограда сохранившейся Успенской церкви.
Колокольня Успенской церкви была снесена в 1923 году. Поставленная в середине XVII века на месте деревянной «на княжем дворе» и в последствии перестроенная, по выражению Н.Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля». В настоящее время колокольня Успенской церкви восстановлена.



                       СВЯТЫЕ ВОРОТА ВЛАДИМИРСКОЙ ЗАСТАВЫ         

Святые ворота Владимирской заставы height=532 

В настоящее время на Владимирской заставе сохранились лишь два обелиска, обрамлявших ранее Святые ворота.


                   

Сретенская церковь в Ризоположенском монастыре height=538 Сретенская церковь на территории Ризоположенского  монастыря в Суздале на старом фото.
В настоящее время Сретенская церковь находиться в руинированном виде. В советское время здание церкви было перестроено и использовалось как кинотеатр.



                     

Колокольня и ограда Успенской церкви height=658 Шатровая колокольня и оргада Успенской церкви. Старое фото начала XX века.
Шатровая колокольня Успенской церкви в суздальском кремле была разрушена в 1923 году. Ограда церкви также не сохранилась. В настоящее время колокольня восстановлена.




            РОДОВАЯ УСЫПАЛЬНИЦА КНЯЗЕЙ ПОЖАРСКИХ

Родовая усыпальница Пожарских height=487 Разрушенная часовня на месте родовой усыпальницы Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля на старом фото.
Имя национального героя России Дмитрия Михайловича Пожарского широко известно в стране. Однако далеко не каждый турист знает, что похоронен он в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля, в родовой усыпальнице. А история ее такова.
В начале XVII века страшные беды обрушились на Русь. Неурожайные годы, голод и нашествие иноземных захватчиков привели на край гибели русское государство. В Суздале и его окрестностях бесчинствовали банды польских панов под предводительством Лисовского. По описи после ухода поляков, в Суздале насчитывалось несколько десятков целых дворов и немного оставшихся в живых жителей.
Наконец, пришло освобождение от народного ополчения во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Русские люди нашли силы для изгнания интервентов. На Земском Соборе в мае 1613 года был избран новый царь - Михаил Романов, положивший начало царствованию этой династии. Заслуги Д.М. Пожарского молодой царь не оценил. Полководец не был приближен к царскому двору. Царь Михаил Романов и его окружение боялись огромного авторитета, который имел полководец в народных массах русского государства. Несколько лет он занимал скромный пост стольника и воеводы в Суздале, других городах, затем хозяйствовал в своем имении, умер в 1642 году и похоронен в родовой усыпальнице князей Пожарских и их родственников Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Интересна история этой усыпальницы.
Пожарские издавна были покровителями мужской обители в те годы, когда эта обитель набирала силу. Пожарские и сам Дмитрий делали богатые вклады в монастырь, дарили монахам села и деревни, леса и воды, драгоценные вещи, колокола и духовные книги в дорогих окладах. А в ответ на эту заботу монастырское начальство отвело почетное место внутри монастыря для усыпальницы рядом с алтарными апсидами Преображенского собора. Здесь Пожарские и устроили склеп-усыпальницу, здесь хоронили всех умерших представителей родов Пожарских и Хованских, устанавливая гробы в два ряда в просторном подземелье.
В 1764 году правительство Екатерины II провело монастырскую реформу, так называемую - секуляризацию. По этой реформе земли с крепостными крестьянами у монастырей отняли и ввели в каждой обители монастырские штаты, то есть строго определенное количество, монахов. Это вызвало недовольство со стороны черного духовенства. В Спасо-Евфимиевом мужском монастыре оно выразилось в том, что монахи во главе с архимандритом Ефремом разорили родовую усыпальницу Пожарских, надгробные камни употребили на ремонт стен и башен монастыря, своды усыпальницы разрушили и всю ее сравняли с землей, чтобы и следа не осталось.
Погребение Д.М. Пожарского было как бы утеряно, и его подвиги забыты.
И лишь в середине XIX века поиском погребения его занялся чиновник особых поручений, будущий известный ученый А.С. Уваров. В 1852 году молодой ученый во главе археологической экспедиции прибыл в Суздаль (ему в то время было 23 года).
Энергично, но безуспешно он вел раскопки в Суздале и его окрестностях, раскопал множество курганов меряно-славянских погребений, в том числе на высоком берегу речки Мжары, на юго-западной окраине села Михайлова Сторона. Найденные вещи отправлялись в московский Румянцевский музей. Главная заслуга Уварова состоит в том, что молодой археолог нашел могилу Д.М. Пожарского. Погребение его он искал в Мугрееве, даже Кидекше, и есть сведения, что в беседе со старцами Спасо-Евфимиева монастыря он услышал от них о месте родовой усыпальницы Пожарских. А.С. Уваров раскопал, тщательно изучил и составил подробную опись - исследование усыпальницы. В ней он обнаружил 48 гробниц, в том числе близких Дмитрию Михайловичу родственников.
Впоследствии была назначена специальная государственная комиссия, которая особым актом установила и записала, что прах Д.М. Пожарского покоится в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиева монастыря. В акте указаны точные координаты, размеры погребения, а также перечислены найденные останки погребенных.
Вскоре, когда эти материалы были обнародованы, по стране был объявлен сбор средств на сооружение памятника полководцу и национальному герою. На собранные деньги из Италии был доставлен очень ценный материал - белый мрамор, из него в конце XIX века скульптор И.И. Горностаев создал памятник-часовню, который был установлен на могиле Д.М. Пожарского. Внутри его, видимая за стеклом день и ночь, горела «неугасимая лампада».
В мае 1913 года господствующие круги царской России отмечали 300-летие «Дома Романовых». В Суздаль на торжество прибыл царь Николай II, который, кроме кремля и Покровской обители, посетил Спасо-Евфимиев монастырь. Здесь в Спасо-Преображенском соборе состоялось торжественное богослужение, а затем царь и сопровождавшие его лица остановились перед памятником-часовней Д.М. Пожарскому, освободительная деятельность которого способствовала установлению царственной династии Романовых.
Этот памятник-часовня, к сожалению, не сохранился. Он был разобран, а белый мрамор увезен в Москву в годы, когда в монастыре находился политизолятор.
В 2008 году на месте захоронения Дмитрия Пожарского был установлен памятный крест, а в 2009 году рядом с ним  была торжественно открыта точная копия разрушенной часовни.
Мавзолей Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре height=641
Так выглядел разрушенный в 30-х годах XX века мавзолей Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. В настоящее время рядом с этим местом установлена часовня - точная копия разрушенного мавзолея.

                         Богатый архитектурными памятниками Суздаль сохранил далеко не все из своего наследия. И хотя в 1923 году губернская и уездная комиссии по делам музеев и охраны памятников искусств и старины сделала заключение, что «... весь Суздаль является большим музеем, и сохранение всех его храмов в неприкосновенности диктуются интересами науки и искусства», старинный русский город не миновали прокатившиеся по стране антирелигиозные бури, которые сопровождались повсеместным закрытием храмов, разорением их убранства, полными или частичными разрушениями. Одиннадцать храмов были уничтожены в Суздале: Троицкий собор с колокольней 1700 г.; Похвалынская церковь с колокольней XVIII в.; Афанасьевская церковь с колокольней 1719г.; Церковь Дмитрия Солунского с колокольней XVIII в.; Церковь Святого Георгия Победоносца 1751 г.; Церковь Иоанна Богослова 1774 г.; Храм Нерукотворного образа Спасителя 1734 г.; Никольская церковь XVIII в. (теплая при Борисоглебской); Церковь Иоанна Златоуста XVIII в.; Боголюбовская церковь с колокольней XVIII в.; Церковь Всехсвятская 1794 г. с колокольней 1860 г. Этот скорбный перечень дополняют утраченные колокольни Ильинской, Успенской, Тихвинской церквей, Святые ворота и колокольня ансамбля Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Но говорить обо всех этих сооружениях, как об утраченных, можно только подразумевая их наружную, надземную часть. Земля хранит следы утраченного - фундаменты зданий, изучение которых могло бы значительно пополнить историю Суздаля.



                                   
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #42 : 02 Января 2012, 14:30:18 »
ИСТОРИЯ ФОТОДЕЛА В СУЗДАЛЕ

Существует большое количество материалов о фотографах Соболевых, за многие десятилетия работы в Суздале запечатлевших не одно поколение его жителей. Люди старшего поколения хорошо помнят уж если не главу семьи Александра Алексеевича, то его сына Сергея, а в семейных альбомах немало фотографии, на бланках которых можно прочитать «Московская фотография А.А. Соболева». Но фотография Соболева не была в городе Суздале ни первой, ни единственной.

Суздальцы могли познакомиться с фотографией еще в 1880 году: в марте разрешение на производство фотографических работ здесь получил мещанин города Борисов Минской губернии Иван Мартынович Глызденко. В 1871 году Иван Мартынович работал в городах Костромской губернии, позднее несколько раз получал разрешения на работу в Суздале, Муроме, Шуе, Иваново-Вознесенске, Вязниках, Коврове. К сожалению, известны его работы только ивановского периода (1876 – 1882). Нет информации даже о том, воспользовался ли они разрешением производить фотографические работы в Суздале. Если да, то речь может идти о марте – сентябре 1880 года, поскольку в поданном в октябре того же года в канцелярию губернатора рапорте суздальского полицейского исправника (полицейские рапорты – основной источник информации по истории фотодела) никаких фотоателье в Суздале не значится.

Первая из известных по архивным документам фотография в Суздале появилась в июне 1885 года и принадлежала московскому мещанину Сергею Евгеньевичу Соколову. Сергей Евгеньевич, получив разрешение на открытие своих заведений в различных городах Владимирской губернии, в 1879 – 1881 гг. работал в Коврове, в 1880 г. – В Тейково, в 1889 – 1891 гг. – в Муроме, пока наконец на многие десятилетия (с 1882 г.) не осел в Иваново-Вознесенске, где содержал фотографию в собственном доме, а затем типолитографию. В Суздале, как и в других городах, он работал недолго, поскольку уже в 1887 г. (за 1886 г. данных нет) в полицейском рапорте сообщается, что в Суздале нет фотографий.

Вообще же Соколовы – это тот редкий случай, когда о содержателе фотозаведения можно рассказать достаточно много: живы потомки, сохранились семейные архивы и главное – портреты самих фотографов. Во Владимирской губернии работала династия Соколовых: еще в 1871 году во Владимире собственное фотозаведение открыла мать Сергея Евгеньевича Екатерина Викторовна.



Крестный ход у Смоленской церкви в Суздале.
Крестный ход у стен Ризоположенского монастыря.
Крестный ход у Рождественского собора в Суздальском кремле.
Император Николай II в Суздале. 16 мая 1913 г.
Суздальский кремль в день приезда Императора, 16 мая 1913 г.
Суздаль в день приезда царя Николая II. 16 мая 1913 года.
Закладка мужской гимназии в Суздале.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13345
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #43 : 02 Января 2012, 14:35:09 »
Интересно, что наряду с фотографией в Суздале появилась первая (и пока единственно известная) фотография в Суздальском уезде. Ее в Гавриловском Посаде, как значится в рапорте суздальского полицейского исправника, открыл запасно-отпускной старший медицинский фельдшер Константин Кладвиев. Просуществовала она недолго: в 1887 – 1888 гг. Клавдиев снимал уже жителей Покрова.

Итак, в 1887 году жители Суздаля и уезда остались без, возможно, уже ставшей популярной услуги. Но в 1888 году они опять могли обращаться к услугам фотографа: в Суздале действовала временная фотография владимирского мещанина Николая Павловича Грачева, который до этого в 1885 – 1887 гг. содержал фотографию во Владимире. В 1889 году (не раньше мая) ему на смену пришел личный почетный гражданин Евгений Васильевич Попов, в 1890 году перебравшийся в Шую. Город опять остался без фотографии.

В мае 1891 года разрешение на открытие фотографии в Суздале получил еще один личный почетный гражданин – Александр Иванович Беляев. Он работал здесь не более года, т.к., по свидетельству полицейского рапорта, в мае 1892 года продал фотографию суздальскому мещанину А.А. Соболеву. И только теперь, после смены стольких фотографов, жители города могли рассчитывать на постоянное предоставление им качественных фотографических услуг. Впрочем, в 1895 – 1900 гг. Александр Алексеевич не был в городе единственным фотографом. Конкуренцию ему составил рядовой Николай Данилович Штоак, о котором более ничего не известно.

Одна интересная деталь: полицейский рапорт за 1902 году был представлен Суздалем единственным (!) из всех городов губернии отпечатанным на пишущей машинке. А вот в следующем году документы печатали уже все уездные города.

Точно так же было отпечатано на машинке прошение о разрешении на производство «фотографических снимков во время следования и пребывания Его Императорского Величества в г. Суздале», поданное 30 апреля 1913 года на имя господина Министра Императорского Двора фотографом мещанином города Суздаля Александром Александровичем Соболевым, сыном известного суздальского фотографа.



Суздаль в день приезда Императора Николая II.
Крестный ход возле Успенской церкви.
Иорданская сень в праздник Крещения на реке Каменка в Суздале.
Проводы суздальцев на фронт на Торговой площади.
Крестный ход у Рождественского собора.
Центральная улица Суздаля
Центральная улица Суздаля.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Города Золотого Кольца России
« Ответ #44 : 02 Января 2012, 16:03:35 »
                                                                         ТАИНСТВЕННЫЙ УГЛИЧ



                                                                    ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ УГЛИЧА
Начальная история Углича, окутанная легендами и преданиями, уходит в далекие времена Киевской Руси. Еще до основания города обитатели этих мест вели активную торговлю, о чем свидетельствует найденный здесь богатый клад арабских монет VII — IX веков. Волга издавна была главным торговым путем между странами Востока и древнейшими городами северной Руси — Новгородом и Белоозером. В X—XI веках район Верхнего Поволжья, где жили меря не кис племена, стали заселять новгородские словене и смоленские кривичи. О периоде славянского освоения напоминают многочисленные городища, селища и курганы в окрестностях Углича. Район был удобным для земледелия. Здесь простиралось обширное безлесное пространство. Поэтому, очевидно, поселение первоначально называли Угличе Поле.
Происхождение самого имени Углич загадочно. Различные легенды и толкования связывали его то с расположением у крутого изгиба Волги или с углом при впадении в нее малой реки; то с тем, что здесь в древности выжигали уголь; то с переселенцами с реки Углы из Приднепровья или из Белозерской земли2. Ни одну из этих версий нельзя признать достоверной.



                                           
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...