Монетонос
   

*             Наша галерея

Жетон

Просмотров: 3142
Автор: Николай2
вездеходный чудо зверь

Просмотров: 3567
Автор: jurasmola
Отличный танкист

Просмотров: 3104
Автор: Margo2512
Совместный коп.

Просмотров: 3547
Автор: jurasmola
.

Просмотров: 5014
Автор: Красный Командир
итоги года(почти)

Просмотров: 2440
Автор: irbis7
Соседи.

Просмотров: 3160
Автор: Aleks71

Автор Тема: Пояса, пряжки  (Прочитано 31689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Пояса, пряжки
« : 28 Декабря 2011, 17:58:10 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Пояса древнеславянские и пояса Киевской Руси IV—XIII веков

Бляшки в виде «пляшущих мужчин». VI —VII вв. Серебро, позолота. Литье, гравировка. Высота 7,8 см. Из клада в селе Мартыновка. Киев, Музей исторических драгоценностей Украины
Клад связывают с Пеньковской археологической культурой, которая представляет восточнославянское племя антов.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


Пояс плетеный; на концах – змеиные головки с частично утраченными камнями в гнездах. XII —XIII вв. Золото. Волочение, скань. Длина 140 см. Найден в Чернигове, в черте древнего города. Киев, Музей исторических драгоценностей Украины
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите



Пояса Российской империи XVIII века

Пряжка для пояса. Серебро, чеканка. Вторая половина XVIII в. Собрание Государственного исторического музея


Пряжка для пояса (половина). Серебро, литье, чеканка. 1758 г. Кострома. Мастер Илья Серебреников. Собрание Государственного исторического музея


Пряжка для пояса. Серебро, чеканка. Вторая половина XVIII в. Собрание Государственного исторического музея


Пряжки для пояса. Серебро, чеканка. Вторая половина XVIII в. Собрание Государственного исторического музея



Три пояса с пряжками. Серебро, позолота, литье, чеканка, камни. Вторая половина XVIII в. Собрание Государственного исторического музея



Пояса Российской империи XIX века

Пряжка от пояса. 1830-е гг. Цветное золото, бирюза, стекло; эмаль, литье, чеканка, гравировка. Размеры 12,4х10,0 см. Собрание Государственного Эрмитажа


Пояс. Фрагмент. XIX век. Серебро; позолота, литье. Размеры 66,0х3,0 см. Собрание Российского этнографического музея


Пояс. Фрагмент. XIX век. Серебро; позолота, литье. Размеры 66,0х3,0 см. Собрание Российского этнографического музея






Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #1 : 28 Декабря 2011, 18:04:23 »
Картинки кликабельны/увеличиваются -o-

Пояса чувашские

Костюмы жрицы и военачальника у древних болгар IV—VIII вв. Художественная реконструкция на основании археологических данных Е. Енькка [Николаев. С. 25]


Женские костюмы волжских болгаро-чувашей X—XIII вв. Художественная реконструкция Е. Енькка [Николаев. С. 28]


Девичьи костюмы болгаро-чувашей X—XIII вв. Художественная реконструкция Е. Енькка [Николаев. С. 31]


Болгаро-чувашский мужской костюм X—XIII вв. Художественная реконструкция Е. Енькка [Николаев. С. 33]


Девичий и женский костюмы. XIX в. Собрание Национального музея Республики Татарстан


Верховые чуваши в традиционных костюмах. Фрагмент фотографии Г.Ф. Локке, 1869 г


Поясная подвеска «сара». Конец XIX в.



Праздничный женский костюм. Конец XIX века. Собрание Чувашского национального музея
Костюм состоит из праздничной рубахи, нагрудных украшений, двух поясов и поясных подвесок «сара».


Поясная подвеска «яркач». XIX век. Верховые чуваши. Собрание Чувашского национального музея
Выполнена из трех ниток стеклянных бус с кистями и медным гребнем на концах.


Девичий костюм с нагрудным украшением «шулкеме». Конец XIX века. Собрание Чувашского национального музея
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #2 : 28 Декабря 2011, 18:07:45 »
Пояса мордовские


Свадебный женский костюм. XIX в. Мордва-мокша. Пензенская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #3 : 28 Декабря 2011, 18:12:00 »
Пояса татарские

Пряжка. Конец XIX — начало XX в. Длина 9,7 см; ширина 3,8 см.Серебро, стекло; позолота, чеканка, гравировка. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург



Пряжка. Конец XIX — начало XX в. Длина 9,5 см; ширина 3,5 см.Серебро; филигрань, зернь. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург



Пряжка. Конец XIX — начало XX в. Диаметр 5,3 см. Серебро, бирюза, сердолик; позолота. Собрание Российского этнографического музея Санкт-Петербург


Пряжка с подвесками. Конец XIX — начало XX в. Длина пряжки ‑ 8,0 см; длина подвесок - 10,0 см Серебро, бирюза; позолота, филигрань. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург



Пряжки. Конец XIX ‑ начало XX в. Диаметр 6,5 см; 9,5 см. Серебро; позолота, филигрань, зернь. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #4 : 28 Декабря 2011, 18:18:40 »
Пояс шаманский

Шаманский пояс народности ульчей с набором металлических предметов – от гарды японского меча до водопроводного крана


Наборный шаманский пояс народности чжурчжэней с бронзовыми позолоченными бляшками, бубенчиками и подвесками, на которых изображены лотосы. Фрагмент. Корсаковский могильник. IX‑XIII вв.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #5 : 28 Декабря 2011, 18:24:48 »
Пояса кочевых народов Евразии

Пояса скифские
В-образные пластины (с двумя полукруглыми выступами на одной из длинных сторон)



Р-образные пластины (с одним полукруглым выступом на одной из длинных сторон)






Четырехугольные застежки в более или менее широкой раме



Фигурные застежки, составленные из орнаментально расположенных изображений животных или их частей

Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #6 : 28 Декабря 2011, 18:33:09 »
Пояса Пазырыкской культуры

Фрагменты основного ремня, которым подпоясывалась верхняя одежда и на котором носились чекан и кинжал. Второй Пазырыкский курган. На металлических накладках изображена сцена нападения тигра на горного барана.


Фрагменты основного ремня, которым подпоясывалась верхняя одежда и на котором носились чекан и кинжал. Второй Пазырыкский курган. На металлических накладках изображена сцена нападения тигра на горного барана.



Пояса сарматские

Реконструкция парадного и портупейного поясов из погребения 1, Пороги. I в. н. э.
Нижний парадный пояс из красной кожи носился на талии и соединялся на животе парными золотыми пластинами с изображением двух драконов. На свисающих ремнях крепились четыре прямоугольные пластинки с фамильным знаком-тамгой хозяина. Верхний портупейный пояс из зеленой кожи застегнут золотыми с имитацией бирюзы парными пряжками с изображением бога «Хозяина зверей». На ремне крепились также две бляшки в форме бутона лотоса, от них спускались дополнительные ремни с золотым наконечником, имеющим овальный торцовый конец и украшенным вставками эмали, а также кольцо для подвешивания оружия.


Поясная застежка из некрополя Горгиппии. II – III в. н. э. Золото, бирюза. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник, Краснодар.


Элементы бронзового пояса с инкрустацией, Первомайский VII, курган 14/3/1984. I‑II вв. н. э.
Ремень украшен медными пластинами каплевидной формы и чередующимися накладками в виде вертикальных полосок и круга.


Реконструкция женского костюма из могилы 10, Песчаный. Рубеж нашей эры.
Пояс крепился высоко под грудью, по бокам пояса нашиты пять крупных полых биконических бусин, из отверстий которых, вероятно, свисала бахрома.



Пояса тюркские

Древнетюркский кожаный ремень с металлическими накладками VI‑IX вв. Алтай


Серебряные поясные бляхи из хазарской крепости Саркел (Белгород). Собрание Государственного Эрмитажа
Бляхи украшены орнаментом в виде листьев или побега.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Dr.No

  • супер-пупер-ультра-мега
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 3166
  • Карма: 306
  • Пол: Мужской
  • «Говори кратко. Проси мало. Уходи быстро».
    • Просмотр профиля
  • регион: 59° 46′ 18.22″ N, 30° 19′ 33.79″ E
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #7 : 28 Декабря 2011, 18:42:58 »
Ляпота.  _! Ни разу целого не находил.
Я чту УК. Федеральный закон от 23.07 2013 г. N 245-ФЗ

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #8 : 28 Декабря 2011, 18:53:21 »


         :) Большое спасибо! _@ Во многом очень интересная и полезная тема. В особенности с детальными иллюстрациями и комментариями! _! _@ _@ _@
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #9 : 17 Февраля 2012, 17:05:20 »

   Немного продолжу. Современная, детальная реконструкция поясов, по археологическим и этнографическим данным.

           
          http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas1.jpg
Пояса татарского мурзы (военного наместника, вельможи  золотой орды). Здесь пояса основной и вспомогательный - для набедренников.


http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas1prjagka.jpg

Пояса татарского мурзы. Пряжка и весь блок поясного прибора. Латунь



http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas6prjagka.jpg
Пояса татарского нукера. Пряжка и весь блок поясного прибора. Медь.

http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas2prjagka.jpg

 Пояс остяцкого (хантыйского) князя. Пряжка и прибор. Латунь
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #10 : 17 Февраля 2012, 17:08:17 »

http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas2ring.jpg
Пояс остяцкого (хантыйского) князя. Кольца и ремни для ножен сабли. Сталь

http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas4.jpg
Пояс остяцкого (хантыйского) дружинника. Общий вид.

http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas4prjagka.jpg
Пояс остяцкого (хантыйского) дружинника. Пряжка и прибор. Сталь



И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #11 : 17 Февраля 2012, 17:11:38 »

 http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas3.jpg
Пояс казачьего атамана. Общий вид


http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas3ring.jpg
Пояс казачьего атамана. Кольца и ремни для ножен сабли. Кольца - сталь, накладки - медь


http://ironcraftt.narod.ru/images/utvar/pojas5.jpg
Пояс стрельца. Общий вид
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #12 : 24 Июня 2013, 14:40:05 »
Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья

1. Поясной набор из погребения Высокая гора 2. (рис. 1). Могильник Высокая гора (Богучарский район Воронежской области) исследовался отрядом экспедиции ВГПУ под руководством А.А. Бойкова (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А., 2000). Детали пояса выполнены из низкокачественного серебра. Пряжка отсутствует, вероятно, она была утеряна в древности. На некоторых бляхах сохранились следы позолоты. Бляхи разделяются на пять видов:

1) квадратные плоские – три экземпляра (рис. 1, 1-3). Оформление поля вокруг центральной композиции представляет собой сочетание геометрического (насечки, напоминающие условное обозначение на планах материка и пересекающиеся насечки) и растительного (элементы “бегунка”) орнаментальных мотивов. В центре на поле ромбической формы – изображение птенца с длинным клювом (цапля ?);

2) в форме, близкой к форме геральдического щита – два экземпляра (рис. 1, 4, 5). Орнамент аналогичен декору квадратных блях, но в центре – изображение распустившегося лотоса;

3) трехлопастные с гранеными лопастями. Контур острореберный. Выполнены в двух вариантах: без колец – восемь экземпляров (рис. 1, 7-14) и с подвижным кольцом, прикрепленным к перекрестью – два экземпляра (рис. 1, 15-16);

4) скобовидные – три экземпляра (рис. 1, 18-20);


Рис. 1. Поясной набор из кургана 2 могильника Высокая Гора. Серебряный сплав


Рис. 2. Поясной набор из погребения 3 кургана 15 Первого Власовского Могильника.
I – детали пояса (серебро, кость); II – реконструкция

5) конечная бляха – фрагмент (рис. 1, 6). Декорирована геометрическим и зооморфным орнаментом (часть туловища животного).

Крепление всех блях штифтовое. Порядок их расположения на поясе не восстанавливается.

Геометрический орнамент на бляхах поясного набора Высокой горы имеет аналогии в памятниках Западной Сибири ХIII -ХIV вв. (Молодин В.И. и др., с. 70, рис. 51), на кольцах поясного набора из погребения Власовка 15/3 (рис. 2, 1). Изображения цветка лотоса на ювелирных изделиях характерны для населения Кудыргэ монгольского времени (Алтай) (Гаврилова А.А., 1965, с. 60).

Технология – гравировка тонкими линиями – типична для ХIII -ХIV вв., при этом более – для ХIV века (Крамаровский М.Г., 1974, с. 18-19). Таким образом и предпочтительно датировать поясной набор. Этой датировке не противоречит хронологическая позиция других предметов вещевого комплекса рассматриваемого погребения.

2. Поясной набор из погребения Власовка 15/3 (Березуцкий В.Д., 1989) (рис. 2 I, II). Власовский могильник (Грибановский район Воронежской области). Исследовался отрядом экспедиции ВГПУ под руководством А.Т. Синюка и В.Д. Березуцкого. Поясной набор изготовлен из серебра. Он включает пряжку, бляхи трех типов, кольца двух типов.

Рамка пряжки имеет овальный контур. На ней присутствует орнамент в виде насечек, расположенных в виде изображения на планах материка. Язычок украшен

Рис. 3. Поясной набор из погребения кургана 7 могильника Олень-Колодезь.
1 – реконструкция; 2-5 – детали пояса (серебро, позолота); 6 – фрагмент ремня (кожа)

насечками. Переход от рамки к прямоугольной рамке-приемнику оформлен в виде щитка. Щиток орнаментирован растительными узорами (рис. 2, 1). Пряжка близка к изделиям типа Б II в классификации Г.А. Федорова-Давыдова. Отличие – в наличии щитка. Пряжки типа Б II имеют аналогии в памятниках IХ-Х вв. иХIV в. (ФедоровДавыдов Г.А., 1966, с. 44).

Бляхи:

1) близкой к квадрату формы, в виде обоймы с дужкой для подвесного ремня – три экземпляра, в том числе одна бляха с отломанной дужкой (рис. 1, I, 2, 3). Внешняя поверхность покрыта рельефновыпуклым растительным орнаментом, распределенным по двум вертикальным зонам; внутренняя плоскость украшена чешуйчатым узором;

2) полулунной формы, фольгированные, на костяной основе. Орнамент растительный – 21 экземпляр (рис. 2, I, 4);

3) конечная бляха удлиненной формы (рис. 2, I, 6). На серебряной фольге – растительный орнамент. Костяная основа крепилась штифтами к бронзовой пластине, которая также орнаментирована – тонким растительным узором.

Близкий аналог власовскому поясному набору известен в погребении кочевника ХIV -ХV вв. в Поднепровье у села Ново-Подкряжск (Березуцкий В.Д., 1989, с.162; Шалобудов В.Н., Кудрявцева И.В., 1980, с. 94, рис. 6).

3. Поясной набор из погребения Олень-Колодезь 7 (рис. 3). Могильник, располагавшийся у с. Олень-Колодезь Каширского района Воронежской области, исследовался экспедицией Госинспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области под руководством К.Ю. Ефимова (Ефимов К.Ю., 2000). Набор выполнен из серебра, все детали позолочены.

Пряжка крепилась к ремню с помощью щитка. Рамка и щиток орнаментированы чеканкой. Рамка плоская в сечении, на ней изображены стилизованные фигуры драконов. Лицевая сторона щитка украшена завитками растительного орнамента, тыльная

– линиями геометрического. Бляхи распределяются по четырем группам: 1) состоящие из трех деталей близкой к прямоугольнику формы, выполнены

одним штампом – три экземпляра (рис. 3, 1). Две бляхи оснащены скобами для подвесных ремешков (рис. 3, 5). Внешняя лицевая пластина имеет прорезной штампованный орнамент с последующей доработкой чеканкой. На ней изображены два взрослых и два молодых барса, играющие на волнообразной траве. На заднем плане помещены крупные лиственные растения. Боковые и верхний края бляхи обрамляет орнамент из листьев. На скобе для подвесного ремня на примыкающих к корпусу концах изображены львиные морды. Продольная часть скобы украшена насечками, напоминающими обозначение на планах материка.

Вторая, внутренняя, пластина изогнута и повторяет размер и форму основного, внешнего объема (без скобы). Прижатая к тыльной стороне лицевой пластины, она оттеняет прорези в последней.

Третья, тыльная, пластина имеет плоскую форму, повторяющую конфигурацию лицевой детали, включая скобу, и зажата ее краями. Пространство между внутренней и тыльной пластинами было заполнено кожей и войлоком. С внешней стороны к тыльной пластине припаяны две дужки для ремня;

2) овальной, близкой к полулунной формы. Украшали, видимо, подвесные ремни

– девять экземпляров (рис. 3, 3). Штампованный с чеканкой орнамент изображает свернувшихся калачиком спящих молодых барсов. С тыльной стороны к каждой бляхе припаяно по две проволочные золотые заклепки;

3) конечная бляха выполнена в аналогичном подпрямоугольном стиле (рис. 4). На ней изображен полулежащий взрослый барс, повернувший морду назад, в сторону двух молодых барсов, грызущих его хвост. Тыльная сторона бляхи закрывается золотой пластинкой. На краю имеются отверстия для заклепок.

Сохранились также фрагменты ремня из трех слоев прошитой по краям кожи (рис. 3, 6 ). Пряжка, аналогичная найденной, известна среди новгородских находок. Она датируется рубежом ХIII-ХIV вв. (Ефимов К.Ю., 2000, с. 176; СедоваМ.В., 1981, с. 149, рис. 58, 17).

4. Поясной набор из погребения Старая Калитва 2 (рис. 4, I, II). Найден в разрушенном при строительных работах погребении в с. Старая Калитва Россошанского района Воронежской области (Кравец В.В., 2001.).

Поясной набор изготовлен из серебра. Набор включает пряжку, кольцо и семь блях двух типов.

Пряжка относится к группе особых, по классификации Г.А. Федорова-Давыдова, которые по принципу устройства отличаются от пряжек с язычком (Федоров-Давыдов Г.А., 1966, с. 47-48, рис. 8, 1, 2). Пряжка (рис. 4, II, 1), состоящая из двух частей, крепилась к концам ремня с помощью прямоугольных рамок. Основная часть (рис. 4, II, 1а) представляет собой квадрат с круглым углублением в центре, пересекающимся продольной полосой отверстия. В эти отверстия и углубления плотно входит вторая часть пряжки (рис. 4, II, 1б). Часть ее, примыкающая к рамке, выглядит как шеевидный преход к дискообразной части детали. Остальная доля этой пластины наложена с тыльной стороны на диск таким образом, что при соединении деталей пряжки полоса заполняет отверстие в основной части, а диск – круглые углубления.

Диск пряжки орнаментирован тонкой гравировкой: кольцо по краю, в центре -стилизованное изображение цветка. Этот орнаментальный мотив -цветок и линия по контуру -повторяется и на бляхах.

Бляхи имеют следующий облик:

1) в виде обоймы со скобой для подвесного ремешка – дваэкземпляра. (рис. 4, 2а, 2б);

2) квадратные со скобовидным креплением к ремню – пять экземпляров (рис. 4,

3 а-д). Орнаментированы изображением четырехлепесткового цветка в квадратной рамке. Ременное кольцо имеет овальную форму. Не исключено, что учтены не все детали поясного набора, так как погребение


Рис. 4. Поясной набор из погребения в с. Старая Калитва.
I – реконструкция; II – детали пояса (серебро).
1а, 1б – пряжка; 2, 3 – бляхи; 4 – кольцо

было обнаружено при земляных работах и некоторые вещи были утеряны.

Орнамент поясного набора из Старой Калитвы типичен для художественной культуры Золотой Орды. Близким аналогом является изображение цветов на сосуде из Градижска (Федоров-Давыдов Г.А., 1976, с. 170, рис. 131). Пояса с особыми пряжками найдены в Новгороде в слое ХII века, в мавзолее ХIV века в Увеке (Саратовская область), в кургане у Тирасполя, датированном по монете хана Токтогу 1291-1310 гг. (Федоров-Давыдов Г.А., 1966, с. 47; Фабрициус И.В., 1957, с. 23, 24, табл. ХХII, рис. 11).

По характеру техники орнамента (тонкая гравировка) и по аналогиям пояс может быть датирован ХIV веком.

Таким образом, все поясные наборы имеют хронологическую позицию, близкую кХIV веку. Все они оснащены приспособлениями для подвешивания дополнительных ремней. Оригинальным является такого рода приспособление в виде небольших подвижных колец (Высокая гора 2). Функционально и конструктивно аналогичными являются детали седла из могильника Кудыргэ на Алтае, датируемого ХIII-ХIV вв., и седла из погребения Олень-Колодезь 9 (Ефимов К.Ю., 2000).

Особое место, в виду необычного облика пряжки, занимает набор из Старой Калитвы. Выразительностью орнаментальных мотивов обращают на себя внимание поясные бляхи из могильников Олень-Колодезь и Высокая гора. За рамки типовых украшений ремесленной культуры Золотой Орды выходят, по нашему мнению, растительные элементы декора деталей пояса из Олень-Колодезя.

Общие черты заметны у поясов из Власовки и Олень-Колодезя. Это относится и к полулунной форме блях, и к многослойной конструкции деталей.

Аналогичны по устройству бляхи-обоймы со скобами для подвесного ремня в поясных наборах из Власовки и Старой Калитвы (рис. 2, 2, 4, II, 2 ). Подобным образом устроены детали золотого поясного набора из кургана 1 в группе белореченских курганов XIV-XV вв. (Краснодарский край) (Левашева В.П.. 1953, с. 196, рис. 10).

Общим для трех поясов (Власовка, Высокая гора, Олень-Колодезь) является присутствие, хотя и фрагментарное, геометрического узора в виде обозначения материка.

Помимо выявления сходных, типичных черт деталей поясных наборов, подтверждающих их происхождение из городских ремесленных центров, отметим ещё одно наблюдение, уже высказанное нами в одной из публикаций. Это факт наличия поясного набора в погребении ХIV века с половецкими чертами – вс. Старая Калитва (Кравец В.В., 2001, с. 238). Л.М. Гаврилиной установлена нетипичность наборных поясов для половецкой культуры (Гаврилина Л.М., 1986, с. 12-13). ВХIV же веке, видимо, происходит внедрение новых традиций в половецкую культурную среду.

В итоге можно констатировать связь среднедонских кочевников с городскими ремесленными центрами, что было обычно для населения Степи. Представляется актуальной постановка вопроса, выходящего за рамки настоящей работы, о том, что на Среднем Дону крайне малочисленны колчаны с орнаментированными накладками (тоже продукт городского производства), широко распространённые в различных регионах степного мира (Малиновская Н.В., 1974).
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #13 : 24 Июня 2013, 14:42:38 »
Стрелковый пояс и кошель золотоордынского времени из курганного могильника у с. Усть-Курдюм

Археологические раскопки золотоордынского курганного некрополя у с. Усть-Курдюм1 проводились И.В. Синицыным в 1963 г. Материалы раскопок частично опубликованы в коллективной монографии «Средневековые кочевники Поволжья» (Гарустович Г.Н. Ракушин А.И., Аминов А.Ф., 1998). Там же дана прорисовка пояса с застежкой-крючком из кургана 8. Приводим описание погребения в кургане 8 по указанной выше публикации. «Курган 8. Диаметр - 7 м., высота - 0,45 м, земляной. Могильная яма ориентирована по линии СВ-ЮЗ, имела длину 2,1 м и ширину 0,7 м. В юго-восточной стенке входной ямы был обнаружен подбой длиной 2,1 м и шириной 0,65 м, дно подбоя было на 10 см ниже дна входной ямы. Вход в подбой был перекрыт продольными досками. Костяк мужчины лежал вытянуто на спине с вытянутыми вдоль туловища руками, ориентированный головой на СВ. Череп был повернут влево лицом на восток. Вещи. Кожаный пояс с бронзовыми бляшками ... и подвесной сумочкой-кошельком ... лежал свободно в изогнутом положении на животе и бедрах покойника. Сыромятный ремень пояса одним концом лежал на левой стороне нижних ребер, далее проходил по поясничным позвонкам и правому крылу таза и заканчивался под левой бедренной костью. Кожаная сумка-кошелек была закреплена на поясе недалеко от нижнего конца ремня, так, что находилась между бедренными костями скелета. В правой части погребения, между костяком и стенкой подбоя, сохранились остатки деревянного блюда и обрывки бересты, украшенные линейным орнаментом. выполненным темной краской. В ногах скелета была обнаружена подметка от сапог...» (Гарустович Г.Н., Ракушин А.И., Яминов А.Ф., 1998, с. 211, 213).
В описанном погребении сохранились не только металлическая поясная гарнитура, но и сам кожаный пояс во фрагментах вместе с прикрепленной к нему фурнитурой2. Особого внимания заслуживает накладка с крюком (рис. 1, 1). Поясам с застежкой такого типа до недавнего времени практически не уделялось внимания в научных работах, исключая статью Г.В.Кубарева (Кубарев Г.В., 1998), хотя находки крючков в погребениях кочевников, как раннесредневековых, так и золотоордынских не редки. Более того, часто их ошибочно относят к элементам крепления колчана. Данное предположение, как правило, не подтверждено ни изобразительными источниками, ни чем-либо еще. Весомым аргументом, в пользу использования «колчанного» крюка, как поясной застежки, вполне могут послужить и «стрелковые» пояса XVI-XVII вв., известные, например, в Оружейной палате Кремля.
Исходя из имеющихся фрагментов ремня, можно заключить, что он был сшит из двух одинаковых по толщине полос тонкой кожи (толщина не более 1,5 мм) шириной 20 мм. Проколы под нить располагаются через каждые 3 мм. Нить тонкая, слабоскрученная.
Поясной крюк - 1 шт. Длина с крючком 55 мм, ширина 20 мм. Крючок слабо изогнут. Край щитка имеет «скобчатое» оформление края. С тыльной стороны 4 шпенька диаметром 2 мм расклепаны на шайбы неправильной округлой формы, вырезанные из тонкой бронзовой пластины (рис. 1, 1).
Прямоугольные накладки - 7 шт. В сечении имеют форму трапеции. Длина широкой стороны 18,5 мм, узкой стороны 18 мм. Толщина 4 мм. С тыльной стороны 2 шпенька диаметром 2 мм расклепаны на шайбы неправильной округлой формы, вырезанные из тонкой бронзовой пластины. Выполняют роль фиксатора концов ремней, продетых в ременной разделитель (рис. 1, 3).
Ременной разделитель - 4 шт. Имеет прямоугольную форму. Длина 34 мм, ширина по выступам 27 мм, толщина 3 мм. Ширина прорезей боковых и в нижней части 5 мм, длина 18 мм (рис. 1, 2).
Круглая накладка - 1 шт. Диаметр 18 мм. толщина 1,8 мм. С тыльной стороны имеется  1 шпенек диаметром 2 мм. который расклепан на шайбу неправильной округлой формы, вырезанную из тонкой бронзовой пластины (рис. 1, 4).
Накладка в виде розетки с четырьмя полукруглыми лепестками - 1 шт. Длина и ширина 20 мм, толщина 1,8 мм. В нижней части имеет обломанную дужку для кольца. Кольцо утрачено. Длина сохранившейся части кольца 5 мм. С тыльной стороны 2 шпенька диаметром 2 мм расклепаны на шайбы неправильной округлой формы, вырезанные из тонкой бронзовой пластины. Функциональное назначение данного подвеса не определено (рис. 1, 5).
Пряжки от подвесных ремней - 2 шт. Имеют подтреугольную, овальную в сечении, рамку и неподвижный щиток со «скобчатым» оформлением края с отверстием под язычок. Диаметр отверстия 4 мм. Язычки, предположительно, были железными и потому не сохранились. Общая длина 45 мм, длина щитка 20 мм; ширина по щитку 2 мм, ширина по рамке 22 мм. Внутренний просвет рамки в широкой части - 14 мм. С тыльной стороны имеется 3 шпенька диаметром 2 мм, расклепанные на шайбы неправильной округлой формы вырезанные из тонкой бронзовой пластины (рис. 1, 6).
Все предметы отлиты из бронзы в жесткую, скорее всего, каменную форму. Литье качественное, без пор и раковин. Литниковые швы аккуратно зачищены. Накладки носят следы лужения. Все это может свидетельствовать об изготовлении их в городской литейной мастерской. Некоторые стилистические особенности, такие как «скобчатое» окончание щитков крюка и пряжек подвесных ремней, позволяют предположить, что набор имеет определенное отношение к позднебулгарскому литейному производству (Руденко К.А., 2001, с. 30). Это подтверждают и известные булгарские аналогии крюку-застежке (Руденко К.А., 2001, с. 117, рис. 31).
Прямых аналогий усть-курдюмскому поясному набору автором не выявлено. Крюки-застежки, известные по погребениям кочевников волго-донских степей XI-XII вв. и золотоордынского времени, изготовлены, как правило, из железа. К примеру, крюки из: кургана 7 могильника «Олень-Колодезь» (Ефимов К.Ю., 1999), погребения Коллекторский 1/1 (Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А., 2011, с. 121, рис. 5, 4), разрушенного при строительстве погребения у с. Раздольное Новоалександровского р-на Ставропольского края (Горелик М.В., Отюцкий И.В., Охонько Н.А.. 2011. с. 99, табл. 2. рис. 7). Если рассматривать
домонгольскнй период, можно также отметить крюк из погребения 1 могильника «Бубнов Ерик IV» (Парусимов И.Н., 2007. с. 324, рис. 6, 8).
Предположительно, гарнитура пояса из кургана 8 могильника Усть-Курдюм, могла располагаться следующим образом (рис. 2). Справа-налево: крючок-застежка изгибом вверх (от тела), на небольшом расстоянии два разделителя, (концы ремней, пропущенных в просветы зафиксированы квадратными накладками), три накладки (квадратная, круглая, квадратная), разделитель (концы ремней, пропущенных в просветы зафиксированы квадратными  накладками), накладка «розетка» с подвесным кольцом, разделитель (концы ремней, пропущенных в просветы зафиксированы квадратными накладками). На окончаниях подвесов - пряжки.
На первый взгляд, конструктивно, получаем стрелковый или «саадачный» пояс, о которых пишет Г.В. Кубарев (1998). Однако есть и отличия. Для погребений кочевников, имеющих детали «стрелковых поясов» характерным может считаться три либо два ременных разделителя, фиксирующих подвесные ремни. По правую руку - под колчан, по левую руку - под налуч (саадак). В рассматриваемом наборе таких разделителей четыре. Не совсем ясно предназначение третьего по счету от застежки подвеса.
Если же рассматривать функциональное предназначение пояса в составе комплекса обнаруженных в погребении вещей, то возникает гораздо больше вопросов. В кургане 8 не обнаружено ни частей лука, ни наконечников стрел, ни какого-либо другого наступательного или оборонительного вооружения, характерного для воинского погребения. Как упоминалось выше, присутствуют обрывки бересты, украшенные линейным орнаментом, которые, могут быть остатками колчана, однако, на мой взгляд, это не может быть весомым основанием для причисления погребенного к воинскому сословию. О его невысоком уровне дохода, косвенно может свидетельствовать следующее. Утрачены две пряжки подвесных ремней и часть прямоугольных накладок-фиксаторов, сломано ушко и отсутствует кольцо на четырехлепестковой накладке. К тому же пояс носит на себе следы грубого ремонта: одна из прямоугольных накладок привязана к основе тонким кожаным ремешком. один из подвесных ремней был заменен, более тонким сыромятным ремешком.
В состав погребального инвентаря входил также поясной кошель. Ввиду немногочисленности подобного рода артефактов, найденных в закрытых комплексах, его описание представляет определенный интерес.
Сохранился только клапан сумки. Он состоит из двух кусков тонкой кожи, лицевая сторона украшена тисненым растительным орнаментом, ограниченным двойным прямоугольным бортиком. Длина его 125 мм, ширина по центру 77 мм. Ближайшими известными аналогиями являются поясные кошели XIII-XIV веков из материалов раскопок Великого Новгорода (Колчин Б.Л., Янин В.Л., Ямщиков С.В., 1985, с. 149, рис. 284. 285). Тисненый орнамент также имеет сходство с изделиями средневековых новгородских мастеров, а именно, с декором верхнего клапана сумки из Нутного раскопа (Гайдуков В.П., 1982, с. 182-183, рис. 91А-Б). Основываясь на этих, хорошо известных предметах мной была предпринята попытка графической реконструкции кошеля (рис. 3).
Литая гарнитура представлена двумя накладками-подвесами каплевидной формы с «ушком» на верхней, широкой части (рис. 3, 1). Ширина их 16 мм, высота вместе с ушком 29 мм. Толщина 2 мм. С тыльной стороны имеется 2 шпенька диаметром 2 мм. Кольца утрачены и заменены на тонкие кожаные ремешки, удерживавшие сумку на поясе.   
Центральная накладка (рис. 3, 2) с изображением изогнувшегося бескрылого дракона, кусающего свой хвост, является переливом в глиняную форму замка с запорным штифтом. Аналогичное устройство имеет замок сумочки из кургана 4 могильника у с. Скатовка
(Синицын И.В., 1959, с. 160). Рассматриваемая накладка может быть охарактеризована как дешевая копия товара, пользующегося спросом у широких слоев населения. Она удерживается на клапане посредством двух толстых, не менее 2 мм в диаметре, клепок. В качестве шайбы использована тонкая бронзовая пластина неправильной ромбической формы длиной 25 и шириной 15 мм (рис. 3, 3). В центре пластины имеется шпенек на вытянутой круглой в сечении ножке с круглой плоской шляпкой диаметром 6 мм, служивший, вероятно, для застегивания кошеля.
При осмотре клапана сумки, сложилось впечатление, что центральную накладку закрепили поверх тисненого орнамента, часть рисунка уходит под нее. Не исключено, что орнаментированный клапан монтировался на обычный кошель и дополнялся доступной владельцу недорогой фурнитурой.
Замена утраченных колец с накладок-подвесов кошеля ремешками, неоднократная починка пояса, свидетельствуют о долгой службе данных вещей своему владельцу. Вещи чинены небрежно, неумело. Вероятно, покойный не мог позволить себе приобрести еще один такой ремень или воспользоваться услугами мастеров-ювелиров для более качественной починки. Хозяин самостоятельно исправлял образовавшиеся дефекты, используя наиболее доступный, и хорошо известный кочевникам материал - кожу. Не исключена также версия о том, что этот комплекс вещей (пояс-сумка) мог исполнять функцию какого-либо социального маркера и потому подновлялся при жизни владельцем лично, а после его смерти, был похоронен вместе с ним.

Литература
Гайдуков В.П. Славенский конец средневекового Новгорода. Нутный раскоп. М., 1992.
Гарустович Г.Н., Ракушкин А.И.,. Яминов А.Ф. Средневековые кочевники Поволжья (конца IX-начала XV в). Уфа, 1998.
Горелик М.В., Отюцкий И.В., Охонько Н.А. Погребение знатного воина раннезолотоордынского времени в Ставропольском крае // Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. Казань. 2011. Вып. 1.
Ефимов К.Ю. Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //Донская археология. 1999. № 3-4.
Колчин Б.А.,Янин В.Л., Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М., 1985.
Кубарев Г.В. К вопросу о саадачном или «стрелковом» поясе у древних тюрок Алтая // Древности Алтая.  Горно-Алтайск, 1998. № 3.
Парусимов И.Н. Воинские позднекочевнические погребения с левобережья и дельты Дона // Средневековые древности Дона. Материалы и исследования по археологии Дона. М., 2007. Вып. II.
Руденко К.А. Тюркский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв. Изделия аскизского круга в Среднем Поволжье. Исследование и каталог. Казань, 2001.
Синицин И.В. Археологические исследования Заволжского отряда (1951-1953 гг.) // МИА. М., 1959. №60. Т.1.
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Тяжеловооруженные эолотоордынские воины Восточного Приазовья // Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. Казань, 2011. Вып. 1


Рис. 1. Детали поясной гарнитуры из кургана 8 у с.Усть-Курдюм


Рис. 2. Реконструкция пояса из кургана 8 у с.Усть-Курдюм


Рис. 3. Кошель из погребения в кургане 8 у с.Усть-Курдюм
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.

Оффлайн Светик

  • ♔♔♔
  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 20093
  • Карма: 1881
  • Пол: Женский
  • ♔ ♥ ♔ ♥ ♔
    • Просмотр профиля
    • :)))
  • регион: Питер 001
Re: Пояса, пряжки
« Ответ #14 : 24 Июня 2013, 14:50:34 »


УКРАШЕНИЯ РЕМНЯ, СБРУИ И СУМОК ВОСТОЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ИЗ РАСКОПОК В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

Предметом этой работы явились некоторые виды украшений ремня, сбруи и сумок, найденные в культурном слое Великого Новгорода и Рюрикова Городища. Эти накладки из раскопок Великого Новгорода рассматривали такие исследователи, как М. В. Седова, В. В. Мурашева, К. А. Михайлов1. Эти находки упоминаются во многих обобщающих работах, в публикациях материалов раскопок.

Временной диапазон материала — со второй половины X века по XV век. Датируются находки по времени попадания в слой, а в статье рассматриваются в хронологическом порядке. При изучении этой группы находок главной проблемой является сложность культурной атрибуции каждого экземпляра из-за высокой скорости распространения и восприятия традиции производства такого рода изделий. Трудность также в том, что на данный момент очень непросто различить ременные и сбруйные накладки, поэтому название каждой находке дается предположительно.

Самый ранний экземпляр рассматриваемых накладок датируется серединой X века и происходит из материалов Неревского раскопа в 1953 году (Рис. 1)2. Это накладка-бубенец на оголовье лошади, так называемая решма каплевидной формы. Выполнена она в технике рельефного литья с напаянным ушком (ремонт?). В центре находится горельефное изображение лица мужчины. У него на голове обозначен шлем или прическа. Особое внимание мастер уделил его бороде, вокруг
портретного изображения расположен пышный симметричный растительный декор. Этот экземпляр был атрибутирован М. В. Седовой как привеска, явившаяся славянской переработкой скандинавской традиции3. Однако, К. А. Михайлов в своей статье «Центрально-азиатские ременные украшения в материалах древнерусских памятников X века» отмечает, что данная находка является одной из модификаций блях-решм, распространенных на территории от Китая до Венгрии. Такие изделия относятся к кругу традиций тюхтятской культуры енисейских кыргызов периода «великодержавия». Они появляются в сибирских памятниках VII-VII веков4. Аналогии таким изделиям были найдены в древностях северо-западной Монголии и Тувы до Минусинской котловины и Восточного Казахстана, точно такой же экземпляр найден в Гнездово5.

Наиболее вероятной на данный момент является версия о сибирском происхождении такого рода вещей и возможной переработке

Рис. 2. Криновидные накладки.
таковых местными мастерами под общие вкусы дружинного контингента евразийского пространства того времени. Об этом говорит и то, что на новгородской находке ни декор, ни форма не потеряли своего первоначального смысла и вида. Маловероятным кажется то, что европейские мастера так точно воспроизвели чужие декоративные традиции, не адаптировав их к своим условиям.

Находка с Троицкого XII раскопа 2000 года датируется по времени попадания в слой примерно второй половиной X века (Рис. 2:1)6. Она имеет форму «сердца», размеры которого — 3,05 на 3,4 см. Ее толщина — 0,24 см. По краю изделия проходит двойной ободок шириной 0,23 см. Фон заглублен, бортик и изображение представляют собой сюжетное единство. Они составляют семилепестковый процветший крин, который являлся символом духовного бессмертия и плодородия уже в культурах Древнего и средневекового Востока7. Сюжет и сама форма изделия имеют многочисленные аналогии в материальной культуре восточных соседей Древней Руси, в том числе и Волжской Болгарии (Рис. 2:2)8. Точные аналогии хранятся в Казанском музее Татарской Республики, и Государственном Эрмитаже9. В. В. Мурашева датирует этот тип ременных накладок в целом концом X — началом XI веков, что соответствует предположительной дате новгородской находки10. Наиболее близкими территориально является поясной набор из Успенского могильника в Старой Ладоге (Рис. 2:4)11. Они также крепились на штырьках, их размеры 1,9 на 2,15см, ширина ободка — 0,2см. Такие же накладки были найдены в курганах Гнездова, Приладожья и Ярославском Поволжье12.

При сборе подъемного материала на Рюриковом Городище в 1974 году была найдена бронзовая поясная накладка в виде процветшего крина другого типа (Рис. 2:3)13. Ее размеры 1,95 на 2,9см, ширина ободка — 0,2см. Фон также заглублен, декор в плоском рельефе и бортик составляют единое орнаментальное целое. Однако сам крин выполнен в несколько иной манере и пропорционально ориентирован по горизонтальной оси. Такие изделия могли сочетаться в одном поясном наборе, как, например, на поясе из 216 кургана Михайловского могильника второй половины X — начала XI веков и на половецких «бабах» того же времени14.

Что касается атрибуции этих находок, то на данном этапе исследования можно констатировать лишь восточное происхождение традиции производства и ношения такого вида ременной гарнитуры.

Следов производства «сердцевидных» накладок в северо-западных землях не найдено, но в то же время не существует и доказательств
отсутствия такового.

Такие орнаментальные мотивы были популярны по всей территории Евразии на протяжении длительного времени, в том числе и в Х—XI веках. Сходные элементы декора встречаются и на других изделиях из новгородской коллекции, например, на браслетах, перстнях но уже в местном осмыслении.

С Неревского раскопа 1952 года происходит ременная накладка, датируемая по времени попадания в слой 20-ми — 30-ми годами XIV века15 М. В. Седова считает, что эта категория может быть отнесена ко второй половине XIII—XIV векам (Рис. 3:1)16.

Изделие круглое, его диаметр — 1,7 см, по краю расположен ободок из «перлов», его ширина 0,2 см. Толщина изделия — 0,35 см, на оборотной стороне сохранились обломки двух штырьков длиной 0,24см. Под словам «перлы» подразумеваются полушарные выступы, расположенные по кругу, возможно, имитирующие жемчужную обнизку. Фон заглублен, изображение выполнено в низком рельефе и занимает почти всю поверхность накладки. Контуры его нечеткие, но ясно различимо то, что это животное, стоящее на трех ногах, в то время как одна из передних поднята и подогнута.
По всей видимости, мы имеем дело с изображением копытного, так как оно имеет длинную изогнутую шею, повернутую назад маленькую головку и тонкие ноги.

Из подъемного материала с Рюрикова Городища происходит аналогичная бронзовая накладка (Рис. 3:2)17. Ее диаметр — 2,5 см, ободок «перлов» имеет ширину 0,36 см. Толщина изделия — 0,38 см, длина двух крепежных штырьков — 0,2 см. Фон также загублен, изображение

Рис. 3. Накладки со «зверем в перле».
занимает всю плоскость и выполнено в низком плоском рельефе. Контур по большей части не читается. Различимы только длинные тонкие ноги. Исходя из этого, можно предположить, что изначально декор был аналогичен описанному выше.

В. В. Мурашева считает, что производство таких изделий было налажено в городских ремесленных центрах Волжской Болгарии, и датирует эту категорию накладок концом XIII — началом XIV веков18. При раскопках волжско-болгарских памятников было найдено большое количество таких вещей с изображением животного, в основном, лошади19. Накладки пояса самой разной формы со «зверем в перлах» были найдены в древностях Средней Азии и Сибири20. Этот сюжет был очень популярен у древнего кочевого населения евразийских степей, а оседлое население поволжских городов его органично унаследовало. Это позволяет констатировать высокую степень вероятности того, что и на рассмотренных находках тоже изображена лошадь.

В слоях середины XIV века на Никитинском раскопе были найдены два изделия этого облика: две парные ременные петли (Рис. 3:3—4)21. Их размеры соответственно: диаметр — 2,2 и 2,3 см, длина вместе с петлей — 3,8 и 3,9 см. Они крепились к ремню одним штырьком, длина которого составляла примерно 0,65 см. Последняя выполнена более небрежно, но все же вполне пригодна для использования.

Сложность состоит в том, что эта категория находок имеет огромный ареал распространения и помимо Волжской Болгарии могла производиться и в других центрах. В том случае, если мы имеем дело с отливкой по болгарской литейной форме, ничего по поводу происхождения находки утверждать нельзя.

Рис. 4. Птицеголовые накладки со зверем
Особый интерес представляют собой накладки в виде шестиле-пестковой розетки из культурного слоя Новгорода. Первая из них была найдена при работах в 1959 году на Неревском раскопе. Она датируется периодом с середины 80-х годов XIV века по первое десятилетие XV века (Рис. 4:1)22. Максимальный диаметр изделия — 4,6 см, толщина изделия — 0,13 см. С обратной стороны накладка имеет бортик высотой — 0,45 см. В каждом «лепестке» расположено отверстие, по всей видимости, для нашивания, диаметром 0,2 см. В центре изделия помещен накладной декор. Это круг диаметром 2 см с рифленым ободком шириной 0,3 см. Он укреплен на накладке тремя заклепками.

Что касается формы находки, то каждый «лепесток» представляет собой нечто подобное птичьей головы с двумя клювами и отверстием вместо глаза. В центре накладного круга находится изображение некоего животного с поднятым хвостом и повернутой назад головкой. Схематично обозначена грива и шерсть на хвосте зверя.

Вторая находка происходит из подъемного материала (Рис. 4:2)23. Она аналогична первой, но сохранность в данном случае хуже. Ее диаметр — 4,85 см, диаметр отверстий в «лепестках» — 0,3 см. В целом она чуть крупнее первой, ее толщина — 0,17 см, диаметр накладного круга в центре изделия — 2,2 см, толщина ободка, который в этом случае гладкий — 0,25 см.

Декор укреплен на основном корпусе изделия заклепками. Изображение сохранилось хуже, чем первой накладке. Часть его утрачена, не читаются задние ноги и часть хвоста зверя. Обозначен глаз животного и длинная шерсть на шее (грива) и хвосте. Вполне возможно, что это либо полиморфное существо, либо лошадь, либо волк. Л.Ф. Недашковский полагает, что

Рис. 4. Птицеголовые накладки со зверем.


Рис. 4. Птицеголовые накладки со зверем.

тип украшений пояса монголы принесли в поволжский регион и далее24.

Третья такая накладка сохранилась на клапане сумки тисненой кожи с Нутного раскопа (Рис. 4:4)25. Она является лицевой частью замка. Этот факт позволяет предположить,что две другие накладки могли выполнять схожую функцию. В центре накладки также расположен такой же зверь. Ободок у сюжетной композиции из «перлов», как и у выше рассмотренной группы накладок. Данная находка датируется промежутком времени с 1364 по 1390 год. Она единовременна «перлам», что еще раз подтверждается ее оформлением: зверем в центре композиции и декоративным ободком из полушарных выступов.

Такие же накладки были в большом количестве найдены в древностях Поволжья, в курганных могильниках у хутора Сенного и у Царевского городища, в других погребальных памятниках и в городских центрах26.

В средневековых памятниках этого региона были найдены аналогии «птичьим головам» на накладках27. Ареал таких находок весьма обширен: от Средней Азии до Скандинавии.

В новгородской коллекции есть группа из более чем пятидесяти накладок с такими сдвоенными «птичьими головами», которую в общем можно датировать XIV веком (Рис. 4:5-21)28. Их коллекция постоянно пополняется. Большое количество точно таких же накладок было найдено в крупных городских центрах Поволжья29. Вероятно, их массово производили в ордынских землях, но такое производство могли наладить и в городах Руси. Таким образом, исходя из рассмотренных выше данных, можно заключить, что новгородские находки относятся к популярной традиции поясных украшений XIII-XIV века, распространенной на большой территории, от Алтая до Балтики.

На огромной территории распространилась в золотоордынское время такая категория ременных накладок, как пятиугольные (они же ромбические или лотосовидные). Украшения такой же формы производили на клапан кочевнической сумки, они были примерно в два раза больше поясных блях такого типа. Накладки эти делали в основном из бронзы и железа, они литые, ажурные. Условно ареал можно очертить в пределах территории от Скандинавии до Южной Сибири включительно. В рассмотренном материале были обнаружены две


Рис. 5. Ромбовидные накладки со змеей.

накладки этого типа. Обе они происходят с Рюрикова Городища из подъемного материала, что делает на данном этапе абсолютную датировку категории в пределах интересующей нас территории невозможной.

Первая находка попала в одну из коллекций, ставших впоследствии частью фонда Государственного Исторического Музея (Рис. 5:1)30. Ее размеры — 4,7 на 2,35 см. По краю расположен ободок, с шириной 0,2 см. Толщина накладки — 0,3—0,43 см, она изогнута, с выпуклой серединой. Изделие ажурное, одностороннее, крепилось оно на четырех штырьках: их длина — 0,5 см., они загнуты внутрь. Верхний угол отломан, видимо, именно так бляшка была потеряна: что-то зацепилось за ее острый край и вырвало крепление из кожи.

Изображение читается плохо, но очевидно, что это змея с поднятой подчеркнуто крупной головой и свернутым в две петли хвостом. Пасть у нее открыта, язык высунут, по голове, шее и спине проходит гребень. Композиция подчинена форме накладки, что вообще характерно для декоративно-прикладного искусства Востока.

Следует отметить, что изделие выполнено тщательно, отполировано после литья. Материал — темная бронза.

Вторая находка сохранилась лучше первой (Рис. 5:2)31. Ее размеры — 4,5 на 2,2 см. Она тоже литая, ажурная, односторонняя, выполнена также очень тщательно. Толщина накладки — 0,2—0,39 см, изделие изогнуто. По краю находится ободок шириной в 0,22 см. Верхний угол отломан вместе со штырьком, остальные три имеют в длину 0,5 см. Изображение представляет собой достаточно четко очерченную фигуру змеи (хотя правильнее ее назвать «мифическая змея») с поднятой большой головой, открытой пастью и длинным высунутым языком. По всей длине змеи обозначен гребень, даже на завитках хвоста. Акцент был сделан на крупном удлиненном глазе. Следует заметить, что сохранность изделий не позволяет утверждать отсутствие или наличие декоративного фона вокруг змеи.

Такая категория накладок встречается часто в материале волжских городов: Болгара, Биляра, Укека и Нового Сарая32. На нескольких изображение не читается, но чаще всего это змея, дракон или иное полиморфное существо. Многие находки этого региона рассмотрены в работах о конкретных памятниках: о Зауморском могильнике золо-тоордынского времени, о могильнике у села Усть-Курдюм в Волгоградской области, у города Аткарска, о Царевском городище33.

Ромбические накладки были найдены на Дону и на Северном Кавказе, в кабардинских курганных могильниках. Такая же накладка есть в золотом поясном наборе из погребения нойона у урочища Гашун-Уста 1227-70-х годов и в Средней Азии, в погребениях монгольских воинов начала XIV века. Даже в Скандинавии были встречены подобные экземпляры. Серебряная бляха со свернувшимся в кольцо драконом была найдена в кургане 8, у села Маляевка Ленинского района34.

Форма накладок была очень популярна и в торевтике Востока в том числе и Золотой Орды. Она точно соответствует контуру медальонов на серебряном кубке конца XIII — первой половины XIV веков из Тобольской губернии. Эти изделия повторяют форму тянь-шанско-южносибирских изделий XII—XIV веков35.

Считается, что традиция таких накладок была принесена монголами из Сибири, а после этого развилась и распространилась на огромной территории36. Одновременно эта форма в цветном и черном металле, а также в кости существует на Алтае, в Персии и Месопотамии, на территории Волжской Болгарии и в русских землях37.

Что касается декора обеих новгородских накладок, то если бы не отсутствие лап, можно было бы с полной уверенностью говорить о сюжете с драконом, который на тот момент был в Орде общеимперским геральдическим символом. М. Г. Крамаровский считает, что превращение фантастического хищника в змею на поясах связано с местом их владельцев в системе воинских званий38. То есть, чем ниже хозяин стоит на иерархической лестнице, тем меньше существо похоже на дракона.

По всей видимости, комплекс трех накладок из раскопок 1951 года на территории Перыни близ Новгорода относится к местным подражаниям таким накладкам (Рис. 5:3—5)39. Их размеры соответственно: 5,6 на 4,2см, 5,4 на 4,1см и 5,31 на 3,75см. Длина угловых

Рис. 5. Ромбовидные накладки со змеей.

штырьков — 1,7см. Все накладки выполнены из железа. Они ажурные, но не изогнуты, как их прототипы. На первой из них читается контур сложного лотоса или змеи, на остальных прорези расположены более небрежно, несимметрично. Очевидно, в тот период времени происходило постепенное забывание смысла изображения как такового, оставался лишь модный стиль исполнения.

На Никитинском раскопе была найдена подобная накладка, но уже на клапан сумки, с остатками самой сумки (Рис. 5:6)40. Она также имеет лотосовидную форму. Ее размеры — 4,6 на 8,2 см, толщина — 0,2 см. Крепление сложное — две клепки по боковым углам, на центральных клепках закреплена широкая ромбическая пластина, служащая ответной стороной клепки, ее размеры — 4,5 на 2,1 см. Вероятно, этот экземпляр был лицевой частью замка сумки. Такой тип крепления был широко распространен в кочевнических древностях.

В рамках рассмотрения таких накладок следует упомянуть находку с берега Волхова (Рис. 5:7)41. Это подромбическая накладка со сложным рифленым бортиком. Декор выполнен в низком плоском рельефе, это изображение змеевидного дракона, с загнутой к хвосту головой. Его туловище украшено насечками, изображающими чешую. Одна лапа поднята высоко к голове, пасть открыта, язык высунут. Центром композиции является полушарный выступ (солнце?). Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с поздним дериватом накладок с драконом, мода на которые коснулась и городов Древней Руси.

В связи с рассмотренной выше категорией поясных накладок особый интерес представляет собой костяная бляшка из раскопок Новгорода, хранящаяся в Новгородском музее 42, датированная началом XIV века (Рис.5:9). Ее размеры — 5,5 на 5,5 см, толщина — 0,52 см. Форма изделия сложная, близкая к ромбу. Она в точности повторяет контуры уже упомянутого медальона на кубке из Тобольской губернии конца XIII — первой половины XIV веков, а также бронзовой накладке из Болгар43. Эта форма близка к форме цветка лотоса, но, тем ни менее, относится к разряду ромбических или пятиугольных. По углам изделия — четыре отверстия для крепления диаметром 0,2 см. Накладка костяная, ажурная, исполнена она очень тщательно и по праву может считаться выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства. По краю бляшки, собственно
обозначая ее форму, проходит тройной бортик шириной 0,33 см.

Композиция подчинена форме изделия, она заполняет его целиком. На ней изображен дракон в сложной геральдической позе: голова поднята и повернута назад, правая передняя лапа поднята, левой он опирается на бортик. Хвостов у полиморфного существа два, а точнее один, но раздвоенный. Один поднят вверх, второй опущен вниз после петлевидного изгиба. Изображение довольно подробное: обозначен глаз, нос, надбровье и клыки дракона, а также длинная шерсть на шее. У зверя две лапы с длинными пальцами и когтями, прямо от них начинаются небольшие крылья с отдельно моделированными маховыми перьями. От головы до кончиков хвостов по шее, брюху и хвостам проходит гребень. На накладке пояса из кургана у урочища Гашун-Уста изображена лань в точно такой позе как дракон на новгородской находке (Рис. 5:8)44.

Близкие изображения есть на восточном серебре, неполивной керамике Самарканда и в архитектурном декоре Средней Азии, в русском материале подобных мотивов найдено не было. Двухвостые же драконы есть на бляшке из Укека конца XIII — начала XIV веков и на гарнитуре пояса XIV века, найденной у Красноярского городища близ Астрахани45.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные находки являются составной частью единой традиции, которая получила рынки сбыта от Тянь-Шаня до Скандинавии. Классических форм в Новгороде всего две, но обе они происходят с Городища, из княжеской резиденции, что закономерно, если вспомнить, что такие накладки обычны на поясах военной элиты. Что касается костяной бляшки, то в этом случае остается с большой долей уверенности утверждать ее восточное происхождение.

В 1958 году на Неревском раскопе была найдена подтреугольная фигурная поясная накладка. По времени попадания в слой датируется 80-ми — серединой 90-х годов XIV века (Рис. 6:1)46. Ее размеры — 4 на 3 см, толщина — 0,8 см. Она выполнена из темной бронзы и отполирована после отливки. В центре изделия — выпуклая каплевидная часть, ее размеры — 2 на 2,78 см. На выпуклой части расположен стертый декор в виде пальметты. В углах — круглые отверстия для крепления, их диаметр 0,32 см. Сама форма представляет собой контур цветка-бутона.
Вторая накладка близка первой, но, к сожалению, не подлежит абсолютной датировке, она происходит из подъемного материала (Рис. 6:2)47. Этот экземпляр тоже сделан из темной бронзы и отполирован после отливки. Форма находки сходна с предыдущей. Ширина выпуклой середины — 1,2 см, длина — 2,2 см. Способ крепления иной — два штырька длиной по 0,26 см.

Еще один экземпляр, схожий по набору конструктивных элементов декора, также происходит из подъемного материала (Рис. 6:3). Способ крепления: два штырька и два отверстия, просверленные вторично. Отверстия расположены в узком конце каплевидной части и в левом углу изделия, то есть накладка крепилась длинной осью вдоль ремня. Но первоначально выполненные штырьки расположены оба в широкой части накладки. Таким образом, можно предположить, что изначально изделие крепилось длинной стороной поперек ремня.

Обломок сходной накладки происходит из подъемного материала

Рис. 6. Каплевидные накладки с выпуклой серединой.

ла Рюрикова Городища. Крепление представляет собой один штырек в широкой части накладки, второй, по всей видимости, был утрачен вместе с частью изделия (Рис. 6:4)48.

Вероятно, такого рода украшения пояса были в средневековом Новгороде популярны. С Михайловского раскопа происходит накладка - обоймица более простой формы, но также с выпуклой каплевидной серединой и тремя штырьками-креплениями49. Скорее всего, это изделие, как и два, названные выше явились местным осмыслением степной традиции того времени. Возможно также, что восточные соседи Руси производили такие изделия, но в упрощенной форме, для широкого употребления.

В материале Рюрикова Городища есть прямая аналогия пальметте накладки с Неревского раскопа на выпуклой каплевидной бляшке (Рис. 6:9)50. Это вертикально ориентированная пальметта, заполняющая всю орнаментальную зону.

Аналогии этим находкам были найдены в золотоордынском комплексе материальной культуры. В Укеке — стилистические параллели и идентичные по форме бляшки51. В коллекции В. Трофимова есть бронзовая матрица для производства накладок такой формы. Она происходит из монгольских древностей Старого Крыма. Следует отметить, что в данном случае на выпуклой каплевидной части расположен орнаментальный мотив усложненного процветшего крина, занимающий ее всю. Это изделие датировано концом XIV — началом XV веков52. Видимо традиция производства таких изделий существовала несколько сот лет. Такие же по форме бляхи производили еще огузо-печенежские племена для украшения конских уборов в IX—XI веках53.

Следует отметить тот факт, что размеры этих изделий приблизительно соответствуют таковым у новгородских находок. Можно предположить, что и новгородские накладки являлись бляхами ременной упряжи. Аналогичные накладки были найдены в погребении монгольского воина у станицы Белореченская на Северном Кавказе второй половины XIV—XV начала века. Там такие экземпляры располагались на наконечниках ремней или на самом ремне (длинной осью по оси ремня). В этом случае выпуклая часть тоже покрыта растительным орнаментом. Возможно, это обусловлено и формой накладок, которая сама по себе изображает цветок54.

Также интересно то, что и новгородская находка и ее поздние аналогии датируются достаточно узким промежутком времени. Это, вероятно, соответствует некому «всплеску» моды на украшения данной категории. В целом можно констатировать, что рассматриваемые накладки в целом вписываются во временной и территориальный контекст такой традиции восточных соседей Руси.

Из наиболее интересных и спорных находок, имеющих отношение к данной теме, следует особо остановиться на односторонней ажурной накладке, литой из бронзы. Она была найдена в 1952 году на Неревском раскопе (Рис. 7)55. Дата ее попадания в слой середина XV века. Способ крепления доподлинно определить не удалось, вполне вероятно, что изделие просто нашивалось на некую основу.

Накладка имеет круглую форму. Ее диаметр — 49 см., декор вписан в круг, бортики имеют ширину 0,3 см. Толщина изделия — 0,42 см. Вся внутренняя плоскость круга заполнена сюжетной композицией.

На наладке изображено двое животных, стоящих на ветке, соприкасаясь грудью с повернутыми назад головами. В центре вверху расположено «дерево жизни» из трех веток, на концах которых бутоны лотоса (?). Ветка, на которой стоят животные, изогнута слева направо, нижней частью сливаясь с бортиком, также как и отставленные назад задние ноги зверей. Дерево ограничено внизу полумесяцем, от которого вправо и влево отходят двойные ленты, к которым в свою очередь крепятся такие же вертикальные ленты, опоясывающие животных.

Поза традиционна, головы повернуты назад. Сами звери не имеют хвостов и рогов, у них раздвоенные копыта, гладкая короткая шерсть; только на груди она длиннее и обозначена насечками. Головы небольшие, с открытыми пастями, стоячими треугольными ушами и большими миндалевидными глазами. Шеи удлиненные, туловища укорочены, что объясняется требованиями композиции, формы, материала и техники изготовления. М. В. Седова полагает, что


Рис. 7. Ажурная накладка с ланями.

перед нами полиморфные существа, но в данном случае автору не удалось выделить ничего из необычных черт, позволявших предположить наличие фантастического компонента изображения56. Скорее всего, это лани.

Среди сюжетных аналогий нет изображений лани, в основном это львы, птицы, волки, полиморфные существа. Такие же мотивы существовали в искусстве Золотой Орды на протяжении всего периода ее существования. Яркий пример этого — серебряные пряжки пояса XIV—XV веков из кургана у станицы Белореченская на Северном Кавказе. Тот же сюжет встречается и в древнерусском декоративно-прикладном искусстве, например, он есть на браслете-наруче из Твери. К этому сюжетному кругу относятся и грифоны серебряного ковша «монгольского» облика из Армении второй половины XIII века57.

На золотой поясной гарнитуре из кургана у урочища Гашун-Уста, близ Ставрополя 1227—70-х годов58 этот мотив повторяется трижды. Вообще, на воинских гвардейских поясах изображения ланей — второй по популярности сюжет после драконов. Такие пояса составляют собой особую группу, к которой относятся также золотой набор из кургана у поселения Мариенталь в Саратовской области, серебряный из могильника Таш-Башат в Таласской долине Киргизии59.

Конкретное исполнение рассматриваемого сюжета полностью подчинено форме изделия. На наконечнике ремня в центре расположено трехчастное дерево с тремя цветками, а по обе стороны от него -две лежащие с подогнутыми ногами лани. Их головы повернуты в одну сторону, тела короткие, а шеи — дугообразно изогнуты и удлинены, как на новгородской находке.

Подобный сюжет присутствует на седельных обкладках из погребения нойона у Мелитополя первой половины — середины XIII века, сделанных из серебра60. На них «древо жизни» изображено в виде цветка, а по обе стороны стоят пара лошадей и пара зайцев на фоне ветвей листьев и плодов.
В этой работе были рассмотрены не все группы ременных, сбруйных и сумочных украшений из материалов раскопок Новгорода. Многие экземпляры требуют дальнейшего тщательного изучения и поиска аналогий. К сожалению, в силу того, что большая часть находок относится к поздним городским напластованиям или происходит из подъемного материала, датировка и картографирование затруднены. Часто авторы раскопок не имеют возможности тщательно изучить

сухой серый техногенный слой над средневековыми напластованиями. Поэтому скопления интересующих нас находок на плане раскопа фиксируются в тех местах, где сохранился слой XIV—XV веков, и где его внимательно исследовали.

В целом стоит отметить, что процентное соотношение накладок восточного происхождения в общей массе такого рода гарнитуры велико: примерно от 51% до 84%, в зависимости от строгости выборки.
Бороться, искать, найти и не сдавать!!! 

                    Куплю \ приму в дар  копоушки.