Монетонос
   

*             Наша галерея

Коктейль Молотова

Просмотров: 11351
Автор: Красный Командир
Неплохие знаки

Просмотров: 1493
Автор: kob
Оградка сделана из снарядов

Просмотров: 3796
Автор: Светик
5 копеек 176.. мм

Просмотров: 1669
Автор: artiom79
Шпага

Просмотров: 4442
Автор: Эдсон
еще

Просмотров: 3131
Автор: Smirnii
ЭХО

Просмотров: 11494
Автор: ank

Автор Тема: Колокольчики и бубенчики  (Прочитано 41831 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vityaz

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 454
  • Карма: 8
    • Просмотр профиля
  • регион: Лен.обл. г.Луга
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #60 : 03 Февраля 2013, 20:32:03 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Летом выкопался вот такой колокольчик.Диаметр 65 мм,высота 65 мм.Звук-обалденный.Коровий или дверной  ???
Самоделка. Защитный колпачок от снаряда. Внутри по юбке резьба.

Оффлайн vovanvl

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 332
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: приморский край
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #61 : 14 Февраля 2013, 15:56:55 »
от 7 века до 16-ки

Оффлайн alex s

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 225
  • Карма: 40
  • Пол: Мужской
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: Санкт-Петербург
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #62 : 14 Февраля 2013, 17:15:47 »
А вот мой, найден в 2012, звенит чудно.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Оффлайн wassya

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 380
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
  • регион: "Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; "
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #63 : 27 Декабря 2013, 18:08:17 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите - толстостенный - звенит -  не то что тонкие ка бы язык сделать нужный

Онлайн Геннадий

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1662
  • Карма: 191
  • Пол: Мужской
  • ДЕДУШКА!!! ПОМОГИ ВСЕМ КОПАТЕЛЯМ!!! 39или3х13.
    • Просмотр профиля
  • регион: Регион 13
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #64 : 27 Декабря 2013, 18:44:24 »
Мои находки 2013г

Онлайн Геннадий

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1662
  • Карма: 191
  • Пол: Мужской
  • ДЕДУШКА!!! ПОМОГИ ВСЕМ КОПАТЕЛЯМ!!! 39или3х13.
    • Просмотр профиля
  • регион: Регион 13
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #65 : 27 Декабря 2013, 18:48:09 »
Бубенчик \видимо с клеймом\, звенит приятно

Оффлайн орех

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 778
  • Карма: 89
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Пензенская обл
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #66 : 27 Декабря 2013, 18:56:36 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите - толстостенный - звенит -  не то что тонкие ка бы язык сделать нужный
Сначало нужно впаять серьгу, возьмите гвоздь или стальную проволоку( при пайки пользуюсь пояльником) , ну а потом подберёте язык по весу и объёму (пуговка гирька или кольцо -конина)

Оффлайн Maraderpav

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1397
  • Карма: 97
  • Стучитесь и вам откроют... наверно...
    • Просмотр профиля
  • регион: granitsa
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #67 : 05 Сентября 2015, 07:37:30 »
а их кто нибудь коллекционирует,,? а то у меня тож гдето были надо шукать в коробках :)

Оффлайн Wolf09

  • Волк-одиночка
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2916
  • Карма: 480
  • Пол: Мужской
  • Убей не волка, а страх в себе перед волком
    • Просмотр профиля
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #68 : 28 Октября 2015, 12:39:06 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

«Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях».


На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности заливистым звоном колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях.

Ямщицкие рекорды

 Несмотря на огромную популярность езды на тройках и на то, что распространена она была исключительно на просторах Российской империи, история появления конской упряжи из трех лошадей вызывает у исследователей многочисленные споры. Кто-то из историков пишет, что тройка была известна чуть ли не со времен Московской Руси. Но официальные циркуляры прошлого, регулирующие нормы и правила почтовой езды, сообщают, что подобный вид перевозок получил свой статус и был узаконен в самом конце 18-го столетия. Первым среди русских писателей сообщил об этом Александр Радищев в своем наделавшем много шума «Путешествии из Петербурга в Москву». Автор рассказывает о трех свежих лошадях, которые были выпряжены из его повозки в угоду проезжему судье.

«Какой же русский не любит быстрой езды!» – восклицал Гоголь, тонко подметивший тягу русского человека к быстрому передвижению по дорогам отчизны. И естественно, что именно ямщицкая тройка стала этим скоростным видом транспорта. Однако и в те далекие времена чиновники пытались установить скоростные ограничения для ямщиков. Так, правила, принятые почтовым ведомством, строго предписывали соблюдать быстроту езды следующим образом: осенью – 8 верст в час, зимой – 12, а летом 10. Но лихие ямщики сквозь пальцы смотрели на введенные «ограничения скоростного режима движения» и не прочь были с ветерком пронестись на своих залетных.

Весьма популярными в середине позапрошлого века были официально проводимые соревнования ямщицких троек на скорость. Рекорды, установленные на льду замерзшей реки, выглядели довольно впечатляюще: 30-35 верст в час.

Громкий свист, рожок и колокольчик

Долгое время ямщики, приближавшиеся с почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок.

Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Государевых почтарей били батогами, один из ямщиков, который отказался прикладывать к губам «срамную дудку», с горя запил горькую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца 18-го века продолжался дикий посвист на российских дорогах.

Выход был найден случайно: под дугу коренной лошади в упряжке стали крепить литые бронзовые колокольчики, которые получили название поддужных.

Теперь конская дуга стала основным элементом упряжи. У нижегородских крестьян возник особый дужный промысел. Талантливые мастера покрывали дугу золотистой краской и затем расписывали живописными растительными узорами. «Светит в темень позолотой размалевана дуга», – тонко подметил Сергей Есенин в стихотворении «Ямщик». Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель колокольчиков дополняла великолепие конской упряжи и поднимала настроение во время долгой дороги.

Города Слободской и Елабуга Вятской губернии

 В одно время с развитием промысла на Валдае и Касимове литьем колокольчиков занялись и вятские мастера. Этим славились города Слободской и Елабуга. Есть сведения, что отливались колокольчики и в Сарапуле. Становление здесь этого дела связано с огромным рынком сбыта в Зауралье и в Сибири, исторически сложившейся промышленностью и традиционно высоким мастерством местных кузнецов и литейщиков. Слободские колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Написаны они по юбке в две строчки и нередко содержат элементы растительного орнамента. Интересен и тот факт, что продукция этих мастеров встречается с датировкой от 1807 до 1813 года, при чем Василя Бородина и Ильи Каркина только 1807 года, Михаила Макушина 1807 и 1810 года.

Несколько позднее стал отливать свою продукцию Василий Макушин, но и его колокольчики датированы только 1817 годом. С точки зрения исследователей и знатоков это вовсе не значит, что эти мастера работали только по одному - три года, очевидно, они многие годы использовали одну и ту же модель, не меняя даже текста на ней.

Редки колокольчики Афанасия Катаева 1816 год, Ильи Катаева 1819 год, В.Т. Катаева 1859 год.

И здесь промысел литья ямских колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения в поколение. Именно поэтому встречаются мастера с одной и той же фамилией. Так, известны мастера Шангины из которых, Иван, датировал свою продукцию 1817 –1819 годом, а Семен - 1816 –1818. С перерывом в 30 – 40 лет в Слободском работали братья Поповы. Их колокольчики, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор, Иван, Николай, Гаврила) - 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья.

В это же время отливали похожую продукцию братья Ситниковы.

Более поздним слободским мастером считается Василий Федорович Желваков. Он дат на своих колокольчиках не ставил и часто использовал модели других слободских мастеров, продукция которых уже пользовалась авторитетом. Так, нередко встречаются колокольчики его работы, повторяющие форму братьев Поповых (1877 –1879 год).

Как бы не единственным мастером-литейщиком, изготавливающим ямские колокольчики в Елабуге Вятской губернии, был Прокопий Серебряков. На колокольчиках отливаемых им, как предполагают после 1830 года, он неизменно выполнял надпись: «Мастеръ. Про!!опеи*серебре!!овъ*Въ Елабуге:». Он происходит из большой семьи мастеровых людей - Шишкиных занимавшихся из поколения в поколение изготовлением изделий из металла, в том числе, из серебра и колокольной продукции в частности.




Поддужный колокольчик братьев Поповых 1848 г.
Г. Слободской Вятской губернии.
Коллекция И. Колтаковой


Село Пурех Нижегородской губернии

Становление промысла литья дужных колокольчиков и бубенцов в Пурехе пришлось на период уже зрелых технологий формовки и литья продукции, все возрастающих требований сложившегося рынка в отношении ее качества, долговечности, хорошего качества звучания. Работая в этом направлении, пурехские мастера добыли себе великую и заслуженную славу. Когда еще производилась в достаточно большом количестве продукция на Валдае, зарекомендовавшая себе как лучшая в стране, когда в полную силу работали мастера Касимова и Слободского, пурехским мастерам в деле завоевания рынка необходимо было сказать свое веское слово в защиту своей продукции. В основе феномена становления Пуреха, как нового центра литья дужных колокольчиков, лежит мастерство здешних литейщиков, упорная борьба за удешевление продукции при неизменном росте ее качества, красоты формы и звука. Главное было в том, чтобы научиться делать продукцию широкого ассортимента и в расчете на массового покупателя. Заслуга местных предпринимателей состоит и в том, что они поставили дело так широко, что вскоре стали владельцами небольших предприятий. Так, у Ф.А.Веденеева работало 9 –10 наемных рабочих, а у Е.С.Клюикова - до 25, с выработкой продукции на его заводах до 50 000 рублей в год. Многие здешние заводчики и кустари поняли и умело использовали то, что на Нижегородской ярмарке можно было организовывать широкий сбыт колокольчиков, а хорошо налаженное речное сообщение по Волге использовать как средство доставки сырья и продукции.

С конца 40-х начала 50-х годов в Пурехе делались первые пробы литья колокольчиков на продажу. Среди таковых известна продукция Алексея Веденеева, датированная 1851 годом. Талант и желание совершенствоваться в этом деле унаследовал его сын – Федор Алексеевич Веденеев, ставший известным литейщиком и заводчиком того времени. Жизнь этого мастера и работа (1863 –1891), поиски наилучших форм, красоты литья и звучания заслуживают не только отдельной главы, но и целой книги. Значительный вклад в историю литья и совершенствования этого дела внесли мастера и заводчики Трошины. Заведение Трошиных, как известно, начало функционировать в 1847 году и основано Яковом Трошиным, хотя до сих пор не обнаружено ни единого колокольчика с его именем. С начала 50-х годов дело его продолжили сыновья – братья Алексей Яковлевич и Федот Яковлевич. Имея совместное предприятие, они отливали колокольчики с надписью «Братья Трошины». Предприятие функционировало достаточно стабильно, очевидно было и рентабельным. Встречаются колокольчики с датировкой: 1853, 57, 60, 63-67, 70-76, 79. Самостоятельно изготавливал аналогичную продукцию их младший брат Макар Яковлевич Трошин - 1861 – 1864, 66, 68-77, 79. Дело их продолжили дети. Все три сына Макара Яковлевича занимались весьма серьезно делом поставленным широко, с хорошей технологией производства. Особо следует отметить Алексея Макаровича Трошина. Продукция его завода была массовой, доступной населению по цене. Много хороших колокольчиков вырабатывалось на заводах его братьев Федота Макаровича и Михаила Макаровича.

Самобытным литейщиком стал сын Федота Яковлевича – Яков Федотович Трошин. Женившись без состояния и войдя «приймаком» во двор семьи жены, он по обычаю того времени, стал носить фамилию жены. Поэтому на колокольчиках произведенных им мы читаем - «Яков Федотович Малышев». Известны колокольчики его выработки с датировкой: 1866 – 69, 72, 73, 75-77, 79.

Всего же семья Трошиных воспитала 11 знаменитых литейщиков ставших гордостью Пуреха.

Как бы не центральной фигурой в истории колокольно-дужного литья является Егор Спиридонович Клюиков – мастер и заводчик из села Остапово что невдалеке от Пуреха. Несмотря на то, что Егору Спиридоновичу не удалось закончить даже начальной школы, он всю жизнь занимался самообразованием, любил читать и имел хорошую библиотеку. Совершенствуя свои знания, он учил и других. На его предприятии мальчики-подмастерья, в течение нескольких лет овладевая делом, становились мастерами и исследователями. Известный литейщик и предприниматель А.И.Бадянов является его учеником. Основанный Егором Спиридоновичем в 1879 году завод неоднократно перестраивался и переоборудовался, совершенствовалось производство. Фактически с началом 20 века Е.С.Клюиков стал монополистом в деле литья ямских колокольчиков и бубенцов. Клюиков Е.С. являлся замечательным организатором производства, руководимые им рабочие и мастера (от 16 до 25 человек ежегодно добивались значительных успехов. Завод работал вплоть до 1914 года. Такого разнообразия и количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после Е.С.Клюикова. Его заслуга состоит и в том, что он неустанно, в том числе пользуясь советами видного специалиста-акустика Аристарха Александровича Израйлева, искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал и неизменно добивался успеха.

Несмотря на такое положение в области производства дужных колокольчиков в Пурехе, в ближайших селах вокруг него работало множество мастеров-кустарей. Часто на их колокольчиках читаем надпись «Мастер… блись Пуриха». Каждый из них заслуживает не только упоминания, но и отдельного рассказа. Работая в тяжелых условиях, на свой страх и риск, получая профессиональные заболевания и травмы они упорно занимались исследованием тайн звучащей бронзы. Каждому хотелось создать совершенный по звучанию и форме колокольчик, их звала и манила красота, перед которой все равны и у всех почти равные возможности творчества. Все литейщики свято верили в то, что достичь совершенства возможно не только в результате трудолюбия и старания, но и некоего чуда, провидения, божьей благодати на них снизошедшей. К числу умельцев можно отнести таких мастеров как:

 • Алексей Александрович Ерохин - 1873, 74, 76, 79, 80, 84, 86, 89 год;

 • Дмитрий Степанович Кожевников - с 1906 года;

 • Егор Ефимович Макаров – 1875, 76, 79, 80, 82, 86;

 • Иван Иванович Марычев - 1871 –1873;

 • Братья Андрей и Иван Федоровичи Молевы, производящие продукцию и каждый самостоятельно – 1870, 71-73, 76, 79, 80;

 • Кузьма Иванович Овечкин - с 1880 года;

 • Михайло А. Сироткин – 1871,75;

 • Иван Тимофеевич Скуров – 1868- 69, 71-76;

 • Иван Михайлович Солуянов из деревни Чумичи – 1876;

 • Григорий Елизарович Тепленин из села Остапово – 1864-67, 69-74, 76, 79, 80;

 • Павел Григорьевич Чернигин;

 • Братья Алексей и Василий Чигуновы – 1875, 78.

Всех даже не упомянешь, поскольку только известных ныне литейщиков Пуреха, оставивших о себе память своими изделиями – более шестидесяти. А сколько их безвестных рабочих, тружеников в этой области: формовщиков, литейщиков, подручных, токарей и всех тех, кто своими силами смекалкой и навыками создавал пурехскую колокольную славу?




Слева – поддужный колокольчик Ивана Кислова 1835 г. Г. Касимов Рязанской губернии.
Справа – поддужный колокольчик братьев Молевых. С. Пурех Нижегородской губернии.
Коллекция И. Колтаковой


Село Павлово Нижегородской губернии

В селе Павлово и в деревнях вокруг него Горбатовского уезда той же Нижегородской губернии выделывали колокольную продукцию несколько мастеров. Широко известны колокольчики братьев Гомулиных с датой 1877, а также колокольчики с надписью «Фабрикант Василий Илларионович Гомулин», датированые 1881, 84 годами.

Замечательным и единственным в своем роде был литейщик Василий Рыженьков. Этот мастер старался своей продукцией придать яркий и неповторимо красивый внешний вид, а для этого разработал и применял подкраску колокольчиков медно-красной краской.

В деревне Сосновское того же уезда работали братья Горячевы 1876 год. Здесь же производил продукцию мастер Василий Иванович Мялкин – 1883, 85. Встречаются, но значительно реже, колокольчики и завода Мялкина В.В.

Шадринск, Суксун и Кунгур Пермской губернии. Тюмень Тобольской губернии

Самыми отдаленными от европейской части России центрами дужно-колокольного литья были Суксун, Кунгур и Тюмень. Становлению и развитию здесь этого промысла способствовало наличие заводов издавна и традиционно занимавшихся плавкой и ковкой металлов. Огромным рынком сбыта была вся Сибирь, куда из европейских центров литья попадали единичные изделия мастеров Валдая, Касимова и Слободского.

До наших дней дошло небольшое количество кунгурских колокольчиков, они буквально известны единицами. Таковыми являются изделия Василия Святухина - 1811, 13, 15, 17. все они небольшого размера - от 80 до 111 мм, Петра Кожевникова – 1813. Чаще всего это не авторские отливки, а копии с них, выполненные позднее неизвестными мастерами с использованием авторских моделей.

Известны колокольчики так называемой «шадринской» формы. Отличаются они от обычных ямских колокольчиков сибирской формы особым пояском. Отливал такие колокольчики в городе Шадринске мастер Василий Поднебеснов. Позже него, используя такую форму, отливал подобные Е.С. Клюиков. На обрезе юбки, вдавленными буквами на них, значилось - «Шадринский фасонъ».

Редкостью являются колокольчики мастера Василия Попова Сылвинского завода и Егора Хренова Баранчинского завода.

Более производительно работали мастера в Тюмени. Первые колокольчики изготовленные здесь датированы 1807 годом и отливал их мастер Василий Гилев. Позже него в 1820 году отливал такую же продукцию Поликарп Гилев, а 1834 году – Иван Гилев. Редко встречаются колокольчики, изготовленные тюменскими мастерами Шапошниковым Василием (чаще мелкие формы) и среднего размера дужники Алексея Шапошникова. Редко встречаются колокольчики сибирской формы с надписями «Мещанина Андрея Плеханова в Тюмени» и «Мещанина Михаила Полякова», датированные 1858, 62 годом.

Все известные колокольчики, изготовленные в этих центрах литья настолько малочисленны, что затруднена из научная обработка, сравнение, выделение авторских отливок от повторных. Весь этот материал ждет своих исследователей.

Другие центры литья

Из других мест литья дужных колокольчиков следует отметить город Чебоксары Казанской губернии, где работал мастер Засыпкин П.Д., Петр Артемович Мельников, Андрей Рязанов.

Следует отметить, что дужные колокольчики отливались и в Московской губернии. Наиболее было развито производство в деревнях: Крупино, Данилово, Лёвкино, Дергаево, Чичево. Так, братья Большаковы (Иван, Федор, Степан, Тимофей Васильевичи) основали дело в селе Крупино 1833 году. В числе различной литейной продукции отливались и дужные колокольчики. Дело это оказалось прибыльным. Занимался им В.И. Каталов в этом же селе. А позже 1856 году А.И.Цветков. Братья Шанины на свои средства 1878 году основали в городе Коломне приют для детей из бедных семей и сирот. Здесь их обучали различным ремеслам, в частности литейному делу. С 1882 года известны колокольчики отлитые в этом заведении. Большие исследовательские работы в архивах, с документами для научного сообщения о литье колокольчиков в Московской губернии, провел И.А. Духин.

Встречаются колокольчики и бубенцы с надписью « П.Я. Александров съ С – ми г. Москва». Есть мнение, что это продукция заказная и изготавливалась Е.С. Клюиковым для продажи в магазинах города Москвы.

Отливали дужные колокольчики братья Гутковы в городе Саратове, а в городе Туле - мастер Ф. Ченцов.

Производство бубенцов

Кустарное производство первой половины 19 века упряжных бубенцов в России исследовано не достаточно полно. Это объясняется сложностями, связанными с отсутствием на большинстве из них каких-либо данных о литейщике, времени и месте отлива. Бубенцы изготовлялись не индивидуально , поштучно, как колокольчики, а по несколько штук к ряду за одну отливку. Нанесение на эти мелкие литейные изделия надписей было в то время технологически сложно и, очевидно, не диктовалось необходимостью. Наиболее часто встречаются бубенцы, изготовленные в этот период, грубой работы, имеющие форму близкую к яблоку либо шара, приплюснутого сверху и снизу. Иногда такие бубенцы имели номера от 1 до 6-ти, с грубо выполненными надписями «МЕТАL», «ТULA». С номерами второго и третьего десятка встречаются бубенцы с надписью «* VICTORIA*» изготовленные более аккуратно и правильной геометрической формы шара. Следует отметить, что бубенцы изготовленные кустарно и грубо звучат более резко и мелодично, чем фабричные. Это объясняется тем, что мастера-кустари первой половины 19 века изготовляли бубенцы в наборе по 9 и 11 штук разной величины для последующей нашивки в збруйное ожерелье (аркан), подбирая их по тональности звучания.

Более исследованы изделия заводского производства второй половины 19 века. Много их производили на заводах Егора Спиридоновича Клюикова. Эти изделия имели надписи вокруг ушка: «Зав. Е. С. Клюикова въ с. Пурехъ Ниж. Губ» и с номерами от 1 до 7, причем диаметры их колебались от 56 мм - №1 до 28 мм - №7.

Изготавливались бубенцы и на заводе Павла Григорьевича Чернигина в том же селе Пурехе и по тем же правилам нумерации и аналогичной надписью вокруг ушка от №1 до №6.

Товарищество И. М. Трошина и А.И. Бадянова в Пурехе наладило также производство бубенцов – от №1 до №5 с надписью вокруг ушка.

Встречаются бубенцы с надписью «П.Я. Александров С-ми г Москва». Эта продукция также изготавливалась в Пурехе.

О стоимости этой продукции можно судить по ценникам 1912 года завода П.Г. Чернигина в Пурехе. Так, за 100 штук серийного выпуска бубенца №6 установлена цена 3 рубля 65 копеек, а на посеребренные и никелированные на 20 копеек дороже. По желанию оптовых покупателей продукция паковалась по 50 или 25 штук. Продавалась бубенцы и в наборе (подобранные по тембру звучания) по 9 или 11 штук на аркан, соответственно, стоимостью 1 рубль 02 копейки и 1 рубль 30 копеек. Заказные бубенцы, как и заказные колокольчики, стоили значительно дороже, поскольку требовали индивидуального выполнения литейных форм, надписей, улучшенного качества металла, других условий и требований, предъявляемых заказчиком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд русских литейщиков и заводчиков не был оставлен без внимания русским обществом. Качество и красота литья отмечалось, как большое достижение в области искусства, промышленно-художественными выставками, выставками кустарных изделий и не только в России, но и за рубежом. В 1882 году в городе Москве на промышленно-художественной выставке, в разделе «Кустарные изделия», отмечены бронзовой медалью колокольчики Овечкина Кузьмы Ивановича, тремя годами позже, на Нижегородской выставке кустарных изделий он же отмечен похвальным листом. В 1885 году медалью «За трудолюбие и искусство» отмечены работы Фёдора Алексеевича Веденеева.

В 1896 году на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде Трошин А.Н. получил серебряную медаль, его продукция была отмечена в 1900 году кустарно-художественной выставкой в Париже.

В 1907 году аналогичной выставкой в Брюсселе высшей наградой - золотой медалью отмечена продукция Егора Спиридоновича Клюикова. Годом позже на всероссийской выставке в Ростов-на-Дону его же работы удостоены золотых и серебряных медалей.

 * * *

В кратком очерке трудно осветить частности и подробности причин становления и упадка промысла, упомянуть хотя бы фамилии большинства мастеров. Это задача более глубоких исследований и тема для отдельных очерков о мастерах каждого в отдельности центра литья, видов продукции, прогресса и регресса производства.

Усилиями энтузиастов-коллекционеров, посвятивших себя изучению этой части истории Росси, учеными, музейными работниками многое уже сделано, открыто и описано. Но еще ждут нас открытия новых имен, неизвестных доселе мастеров и центров литья. Совсем недавно, при тщательном исследовании, оказалось, что самым поздним центром литья дужных колокольчиков были деревни Вологодской губернии. Местные мастера выделывали эту продукцию так поздно, что ее уже не изготовляли нигде. Известны заказные колокольчики изготовленные здесь в конце 20-х годов 20 века. Это новый материал, еще не вполне изученный, требующий тщательного описания и научной обработки.

В конце очерка хотелось бы упомянуть, что русские мастера-литейщики и заводчики на протяжении более чем века радовали своей продукцией русское общество, их работа была частью культуры 19 – начала 20 века.

Как отливали поддужные колокольчики

Поддужные колокольчики отличаются многообразием форм (гладкие, граненые, полуграненые, ступенчатые, с овальной или круглой юбкой и т.д.). Они имеют небольшие размеры и простую геометрию, благодаря которой легко извлекаются из литейной формы.

Если отливки больших колоколов были уникальными, т.е. при помощи специальных шаблонов изготавливалась разовая форма для отливки колокола, которая затем полностью разрушалась, то отливка поддужных колокольчиков была тиражной благодаря специально изготовленному точному образцу (модели) колокольчика, с которого неоднократно формовались разовые формы для отливки. Для получения первой партии использовались модели, выточенные из дерева или отлитые из легкоплавких сплавов на основе олова и свинца.

Для получения формы использовались две опоки, представляющие собой сквозные цилиндрические или квадратные стальные обечайки с боковыми ушками, предназначенными для центрирования опок при помощи штырей. Сами формы изготавливались из песчано-глинистой смеси, содержащей около 20% глины. Для пластичности в смесь вводили ржаную муку и прочие добавки, которые имелись в арсенале каждого мастера. При изготовлении форм использовались две смеси: облицовочная и основная – наполнительная. Облицовочная смесь - это тщательно просеянная через мелкое сито основная смесь, используя которую получается более четкий отпечатокта в рабочей полости формы.

Первоначально на гладкую горизонтальную поверхность деревянной подмодельной плиты устанавливалась нижняя опока, по центру которой размещалась модель колокольчика, предварительно протертая угольной пылью для предотвращения прилипания к ней формовочной смеси. Модель присыпалась облицовочной смесью, в опоку до верхнего края насыпалась основная формовочная смесь, и все засыпанное плотно утрамбовывалось. Наполнительную смесь досыпали и опять трамбовали, пока опока не оказывалась полностью и плотно набита, после чего заформованное выравнивали по верхним краям опоки и опоку переворачивали.


(1 - опока, 2 - модель колокольчика, 3 - подмодельная плита, 4 - ручная трамбовка, 5 - совок, 6 - неуплотненная формовочная смесь, 7 - уплотненная формовочная смесь)

Затем на нее устанавливали верхнюю опоку и через соответствующие пары опочных ушей пропускали центрирующие штыри. Будущий разъем между опоками присыпали угольной пылью, в нижнюю часть верхней опоки насыпали облицовочную смесь, устанавливали модель заливочного литника (или стояка), все окончательно досыпали основной формовочной смесью. Затем верхнюю опоку так же, как и нижнюю, плотно набивали.



После окончания формовки опоки разнимались, и из них удалялись модели колокольчика и литника



Обе полуформы просушивались с рабочих поверхностей в течение 5 – 10 мин в пламени специально для этого разведенных костерков. При этом форма существенно упрочнялась, нагревалась и покрывалась тонким слоем сажи, что, в совокупности, уменьшало брак отливок по засорам и способствовало более точному воспроизведению металлом форменного отпечатка.



Подсушенные полуформы сразу же собирались вместе (точно по исходным позициям) при помощи центрирующих штырей. При этом в нижнюю полуформу в распор устанавливался глиняный стержень для получения отверстия в ухе колокольчика. Собранная форма заливалась металлическим расплавом из тигля.


(1 - расплавленная бронза, 2 - тигель, 3 - стержень, )

После непродолжительного остывания залитого металла формы выбивались, от отливок отрезались литники, и колокольчики передавались на окончательную механическую обработку, для которой использовались токарные станки, как правило, приводящиеся в движение ножным приводом.

Составные части колокольчика



Принятая терминология:

1. Ушко — верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.

2. Сковорода — часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.

3. Тулово — расположено между сковородой и юбкой.

4. Юбка — нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.

5. Профилированный поясок.

6. Язычок — ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.

7. Петля — служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.

8. Торец — нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на нем встречается надпись).


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Экспонаты музея Валдайского колокольчика.





















Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Оффлайн artist-777

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 714
  • Карма: 25
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: Республика Татарстан
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #69 : 25 Января 2017, 23:34:32 »
вот и моя небольшая коллекция

Оффлайн Wolf09

  • Волк-одиночка
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2916
  • Карма: 480
  • Пол: Мужской
  • Убей не волка, а страх в себе перед волком
    • Просмотр профиля
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #70 : 26 Января 2017, 08:22:23 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
вот и моя небольшая коллекция

 _! _! _! _V
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Оффлайн uliy1951

  • Имеющий что сказать
  • **
  • Сообщений: 83
  • Карма: 4
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: рязань
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #71 : 26 Января 2017, 11:28:07 »
добрый день меня интересуют касимовские колокольчики такого плана (редкие) покупаю дорого

Оффлайн ank

  • Администратор
  • Почётный Ветеран
  • *******
  • Сообщений: 4378
  • Карма: 307
  • Пол: Мужской
  • ɔоношǝнow👀
    • Просмотр профиля
  • регион: Питер
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #72 : 26 Января 2017, 12:40:12 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
а их кто нибудь коллекционирует,,? а то у меня тож гдето были надо шукать в коробках :)

Ну так, по чуть-чуть...  :P

Оффлайн artist-777

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 714
  • Карма: 25
  • Мне лень редактировать профиль
    • Просмотр профиля
  • регион: Республика Татарстан
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #73 : 26 Января 2017, 20:55:38 »
Вот это коллекция!!!!!!!
Силища!!!!!!.
Сколько лет собираете?
С уваж...

Оффлайн Олег75

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 696
  • Карма: 70
  • Пол: Мужской
  • XP DEUS
    • Просмотр профиля
  • регион: Санкт-Петербург
Re: Колокольчики и бубенчики
« Ответ #74 : 16 Марта 2017, 12:53:26 »
Добрый день!

А вот такой колокольчик представляет какой-либо интерес?:


Круговая надпись : "ЗАВОД А Ф ВЕДЕНЕЕВА 1891"

Дедушка вместо монеток подарил. '-:
Ищу монеты.