Монетонос
   

*             Наша галерея

Москва

Просмотров: 2444
Автор: 00puma00
Жетон Павловского полка

Просмотров: 6481
Автор: roond
9

Просмотров: 2299
Автор: грейдер
моё панно

Просмотров: 2500
Автор: Лёхандр
река Хопер, ст. Михайловская

Просмотров: 3539
Автор: glob33
с пятачка

Просмотров: 4534
Автор: irbis7

Автор Тема: Железный топор  (Прочитано 1392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vidok

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 470
  • Карма: 19
  • Пол: Мужской
  • Кто ищет, тот НАЙДЕТ
    • Просмотр профиля
  • регион: Симбирская губерня
Железный топор
« : 27 Октября 2014, 19:06:32 »
длина 36 см.регион  Чувашия,первый раз такой попался, это бортный топор?
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или ВойдитеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или ВойдитеВы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Дорогу осилит Идущий

Оффлайн Сармат

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 936
  • Карма: 246
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Республика Крым, г. Феодосия
Re: Железный топор
« Ответ #1 : 28 Октября 2014, 10:27:29 »
Такие топоры находили преимущественно близ рек Мокша и Теша. По датировке данные топоры проходят по 11-14 векам. Вопрос о боевом предназначении при наличии такой формы лезвия довольно спорный, несмотря на то, что данные топоры найдены преимущественно в погребениях воинов.

Оффлайн Wolf09

  • Волк-одиночка
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2908
  • Карма: 480
  • Пол: Мужской
  • Убей не волка, а страх в себе перед волком
    • Просмотр профиля
Re: Железный топор
« Ответ #2 : 28 Октября 2014, 14:29:00 »
Бортный топор  _V

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите



Их еще называют бортевыми, длинными или долгими топорами - долгушами, протесями мордовскими,  боевняками.

Подобные топоры, судя по оформлению их  проушной части  (наличие  двух  пар подтреугольных  щекавиц),  согласно  устоявшейся хронологии,   в мордовских  могильниках появляются в начале XII в. В специальной литературе они обозначаются как бортные топоры. Принято считать, что они применялись в бортничестве и  предназначались  для долбления бортей. Возможно, именно  подобные  топоры   впервые названы  в  летописных материалах Саровского монастыря "бортными долгушами" или "мордовскими протесями".

В свое время В.А.Винничек высказал предположение о назначении этих топоров для продольного раскалывания бревен «на равные половины и, возможно на доски» (Винничек, 2004. С.57-58). В своей статье автор приводит со своей точки зрения практически полный технологический план (карту) раскалывания бревен в древности. Длинный топор вставлялся в продольные щели бревна, и затем, по обушной части били деревянным молотом, раскалывая, таким образом, дерево на равные части.

В случае с рассматриваемыми топорами, их прямое назначение до конца не выяснено. Любой топор, особенно ударного, грубого действия рассчитан на инерционный удар, эффективность  которого  достигается  массой топора, длиной древка, направлением удара и силой удара.

Есть данные  примерно о пятидесяти бортных топорах, происходящих из средневековых мордовских археологических памятников. Все они имеют округлый, не усиленный обух и что характерно - обушная часть всех этих топоров не имеет никаких следов ни малейшей деформации.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Оффлайн Vidok

  • Матерый
  • ****
  • Сообщений: 470
  • Карма: 19
  • Пол: Мужской
  • Кто ищет, тот НАЙДЕТ
    • Просмотр профиля
  • регион: Симбирская губерня
Re: Железный топор
« Ответ #3 : 30 Октября 2014, 19:07:19 »
спасибо за помошь
Дорогу осилит Идущий