В роли заместителя монет в обрядовой практике хантов и манси с конца XVIII в. выступают немецкие счетные жетоны. Один из них был обнаружен внутри халата, надетого на фигуру духа-покровителя (пос. Анжигорт, Шурышкарский р-н ЯНАО). На его лицевой стороне помещен портрет императора Леопольда II, по краю идут надписи: Leopold. II. и D.G.R. IMP. На обратной стороне жетона в сложном геометрическом медальоне изображен крест на подставке в круге, по краю идут надписи: E.L.S. LAUER. и RECH. PHEN. Подобные счетные жетоны изготавливались в Нюрнберге в XVI-XIX вв. В Сибири встречаются экземпляры, относящиеся к концу XVIII-началу XIX вв., на них нередко помещали имена и портреты европейских правителей. Судя по надписи, публикуемый жетон был изготовлен в мастерской Эрнста Людвига Сигизмунда Лауэра, работавшего в Нюрнберге с 1791 по 1797 гг. [Спасский, 1951, с. 130–138]. Ранее жетон Лауэра в качестве жертвенного дара духу-покровителю был обнаружен на одном из святилищ ляпинских манси [Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 77].
Еще один латунный жетон диаметром 22 мм находился на дне святого сундука в домашнем святилище хантов в пос. Тутлейм (Березовский р-н ХМАО). На одной из его сторон изображены барабанщик в высоком кивере с султаном, походная палатка, кустарник и надпись DA KELT, на другой - скачущий на коне воин в высоком кивере, с трубой в правой руке, под ним надпись RIGH [Бауло, 2002, с. 28]. В данном случае жетон мог являться денежным приношением духу-покровителю, либо был помещен в ящик как изображение фигуры скачущего всадника, олицетворяющего Урт-ики.
В пос. Хошлог (Березовский р-н ХМАО) желтый жетон диаметром 22 мм был пришит к платку, надетому на фигуру семейного духа-покровителя. На одной стороне жетона изображен воин с копьем и в шлеме, сидящий под деревом на берегу реки, на другой стороне - военный трубач. Счетный жетон поднесенной в дар божествам, находился среди культовой атрибутики в пос. Ханты-Мужи. На одной стороне изображена стоящая фигура короля в короне и мантии и буквы DGFRID FOXRSIV, на другой - скачущий на коне всадник и буквы LVЯ.
Несколько счетных жетонов было обнаружено в ходе раскопок Д. Яновича на могильнике Халас-Пугор в 1909 г. [Мурашко, Кренке, 2001, с. 34].
По мнению И.Г. Спасского, в Сибирь счетные жетоны привозились русскими промышленниками для меновой торговли [Спасский, 1951, с. 130, 137]. Нередко они попадали в домашние святилища вогулов и остяков. Привлекательность счетных жетонов для этой роли была обусловлена тем, что на них были нанесены изображения: портреты королей, фигуры всадников на коне, воинов-гусар и пр. Подобные изображения они издавна привыкли видеть на восточных серебряных блюдах.