После воцарения Иоанна Антоновича букв перед монетчиками встал трудноразрешимый вопрос о чеканке монеты нового императора. Основной проблемой явилось отсутствие опыта по воспроизведению портрета младенца на монетном штемпеле. Долгие раздумья завершились решением изготавливать деньги с вензелем императора на лицевой стороне и орлом — на оборотной. Решение воспринималось как вполне логичное, поскольку снимало перед резчиками трудную задачу передавать портретное сходство императора-младенца на плоскости монетного кружка.
Гравирование вензеля на монетах имеет глубокие корни. Инициалы в виде крупных буквенных лигатур или переплетающихся букв встречаются еще на греческих и римских монетах (рис. 1)
Здесь уместно заметить, что принципиальных различий в понятиях монограмма и бензель нет.
Например, великий князь Георгий Михайлович изображение на оборотной стороне рублевиков Петра II называл вензелем из четырех узорчатых букв П, соединенных крестообразно верхней частью; в углах креста, образуемого буквами, по римской цифре два (II) с точкой над каждой единицей. (рис. 3) [9].
Эту же фигуру В.В. Уздеников трактует как монограмму [36]. Чтобы избежать разночтения, видимо стоит согласиться с определением, сформулированным в Википедии: «Вензель (от польск. Wezel — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.
Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короною, венком и т.п.» [Википедия Вы не можете просматривать ссылки.
Зарегистрируйтесь или
Войдите ].
Считается, что «мода» помещать на монетах высокого достоинства монограмму правителя пришла в Россию из Франции. На французских луидорах, выпускавшихся с 1640 года, перекрестье, украшенное коронами, формируют 8 латинских литер L (рис. 5).
Крестообразная монограмма пришлась по вкусу российским императорам, была соответствующим образом адаптирована и с успехом применялась на монетах Петра I, Петра II и впоследствии Павла I.
А первое вензельное геральдическое изображение, по мнению В.В. Узденикова, нашло отражение на медных квадратных платах 1725—1727 годов, отчеканенных на Екатеринбургских казенных горных заводах (рис 4).
Вензель был помещен на груди гербового орла и представлял собой изображение, составленное из латинской литеры «I» (Императрица) и литеры «Е» (Екатерина), которые повторены в зеркальном отражении [39]. Во времена царствований Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны на медных разменных монетах предпринимались попытки поместить витиеватые вензеля. Все они ограничились пробными экземплярами. Некоторые из монет представлены на рисунке 6.
Итак, в 1740 году российские монетчики, вооруженные историческими познаниями и собственным опытом, «сочинили» вензель Иоанна Антоновича (рис. 7).
Впервые российская серебряная монета высокого достоинства обрела императорский вензель, да еще на лицевой стороне. Осуществление проекта Р. Зандер назвал «разумным решением, воплощенным в красивой и очень редкой модели-» [13]. Тем не менее экземпляр не был утвержден, 30 января 1741 года последовало указание приступить к массовой чеканке монет с портретом малолетнего императора.
Чем руководствовалась Канцелярия Монетного Правления, выпуская такой указ, не известно. Документов, объясняющих причину смены монетного типа, до настоящего времени не обнаружено. Остается лишь предполагать мотивы высших государственных инстанций.
По всей видимости, начальствующие структуры руководствовались целым комплексом причин.
Возможно, таким путем главный директор Монетного Правления, граф и генерал- фельдмаршал Миних, хотел укрепить «партию власти», куда он входил, оповестив широкий круг подданных о том, что вопрос о престолонаследии решен окончательно и бесповоротно. Ведь не секрет, что новой правительницей многим виделась дочь Петрова — Елизавета. Особое недовольство иноземщиной, которая заполонила российский двор, царило среди патриотически настроенного русского офицерства, которое в недалеком будущем сыграло свою роль и возвело на трон Елизавету Петровну. Следовательно, истоки чеканки монет с портретом императора, возможно, носят политический характер. В этом случае художественно-эстетическая составляющая монет имела второстепенное значение.
Не последнюю роль могли сыграть и чисто утилитарные мотивы. На протяжении предшествующих 40 лет «императорского» периода в обращении находились монеты высокого достоинства исключительно с портретом правителя на лицевой стороне. Народ попросту привык к такому монетному типу. Портрет государя на серебряной монете служил своего рода гарантией надежности платежного средства.
Появление денег с затейливыми и для большинства малопонятными да еще зеркально отраженными буквами могло спровоцировать недоверие граждан к новым монетам. А цифра «3» помещенная в центре монограммы могла еще более запутать оценку номинала и спровоцировать его неоднозначное толкование.
Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно. В условиях тотальной неграмотности даже в купеческой среде четкое обозначение цены требовало бескомпромиссной определенности. Не напрасно некоторые монеты снабжались дополнительными счетными знаками. Известно, что даже легендарный 2-рублевик Екатерины I имел дублирующее обозначение в виде двух счетных элементов по обе стороны скипетра для облегчения идентификации номинала монеты неграмотными.
Использование вензеля для оформления монеты таило и другие «подводные камни». Высокопоставленные компетентные чиновники монетного передела наверняка были осведомлены об истинных мотивах А. Меншикова в 1726 году внедрить в обращение гривенник со сложным вензелем (рис. 8 ).
Лишь в наши дни благодаря блестящей работе В.В. Узденикова удалось расшифровать структуру вензеля [41]. Оказалось, что Александр Данилович в вензель Екатерины I хитроумно и скрытно внедрил литеру «М», обозначавшую «Меншиков». Таким путем Светлейший князь пытался увековечить и прославить свои заслуги и имя. «От греха — подальше!» — такова мораль описанного эпизода и еще один аргумент в пользу отказа от чеканки вензеля.
В конце царствования Анны Иоанновны монетчики разработали медные монеты номиналом в 2 и 5 копеек с портретом императрицы (рис. 10).
«Сочинение» таких монет было мерой вынужденной. Россию захлестнула волна фальшивой меди. «В обращение непрерывно поступали фальшивые пятаки, общее количество которых невозможно назвать даже приблизительно» [41]. Проблема возникла с началом чеканки медных разменных монет в 1718 году [41; 45]. В итоге в конце 30-х годов XVIII века государство даже готово было пойти на затратный портретный тип медных монет для борьбы с фальсификаторами. С целью отсеивания фальшивых пятикопеечников в 1740 году Х.В. Миних предложил клеймение меди.
Таким образом, отмечалась выраженная целенаправленная тенденция к усложнению внешнего вида лицевой стороны монет. Процесс неизбежно должен был коснуться и серебряных монет высокого достоинства.
Историк Леонид Любимский, автор ряда статей по вопросам российской и советской нумизматики, пишет: «Уличенных в изготовлении фальшивых монет во все времена и во всех странах ждало серьезнейшее наказание. В России тоже. Однако жажда обогащения была у злоумышленников сильнее страха, В царствование Анны Иоанновны, например, фальшивых «серебряных» монет, отчеканенных на медных болванках, но натертых ртутью, покрытых оловом или тонким слоем серебра, ходило столько же, сколько взаправдашних».
Желающих нагреть руки на российской казне было предостаточно как внутри страны, так и за ее пределами. Зарубежная продукция подделок наносила более тяжкие последствия для экономики страны, поскольку готовые фальшивые деньги отличались высоким качеством чекана и изготавливались промышленным способом в большом объеме. Иноземцы применяли чудеса изобретательности, чтобы обмануть и нажиться. 12 августа 1735 года рождается Сенатский указ «О сплавливании серебряной российской монеты 1710и 1712 годов, вывезенной из Польши...» [8, Док. № 164]. Из документа следует, что Канцелярия Монетного Правления информировала Правительствующий Сенат о поступлении через польскую границу российских рублевиков и полтинников, датированных 1710 и 1712 годами. «Под именем тех годов монеты, якобы деланные в в прежних годах и на российских монетных дворах», имеют «неуравнительную» пробу и ввозятся в Россию, «отчего немалый вред приключиться может». Иными словами, польские фальшивомонетчики чеканили из низкопробного серебра монеты высокого достоинства времен Петра I. Дельцы надеялись, что пока российские монетчики за давностью лет разберутся в обмане, они успеют изрядно обогатиться. Видимо, «воровских» денег обнаруживалось немало, что заставило Монетную Канцелярию обратиться с указанной проблемой в вышестоящие инстанции.
В этой связи любопытен Указ Монетной Канцерярии, датированный 4 сентября 1741 года [8. Док. № 57]. В документе, в частности, приводится ведомость о наличии низкопробного «некондиционного» серебра, скопившегося на Московском монетном дворе за определенное время. Ведомость включает перечень не одного десятка источников происхождения этого металла. Здесь и «обрезные крохи», «гривенные черные кружки», «серебро из сору ... из разных под мывак, и из илу ... сплавленного из погорелых окладов» и другие многочисленные виды производственных отходов. Каждая из указанных позиций исчислялась, как правило, в фунтах или золотниках. Только одна графа перечня выделялась большой наличностью - «принято за расходом остаточного из отбелу» серебра 3 пуда 36 фунтов 10 золотников. Примечательно, «пальму первенства» в реестре держит объем серебра, «сплавленного» из российских и иностранных фальшивых разных сортов монет, которого скопилось более 5 пудов и 61 фунта
Очевидно, что выпуск серебряной монеты высокого достоинства с императорским вензелем породил бы великий соблазн у фальшивомонетчиков наладить выпуск «воровской» продукции. Ведь вырезать штемпель с вензелем намного проще и под силу умельцу средней руки. В этих условиях с целью профилактики потока фальшивых рублевиков и полтин монетчики предпочли остановиться на портретном варианте монет, который требовал профессиональных навыков в подготовке штемпелей.
Таким образом, выбор портрета Иоанна Антоновича на монетах высокого достоинства, предполагал решение ряда политических и общественно-экономических задач. История показывает, что конъюнктура в монетном переделе всегда перевешивала его эстетическую составляющую.
"Монеты императора Иоанна III"
Автор: Петрунин Ю. П.