Монетонос
   

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Темы - Светик

Страницы: 1 ... 143 144 [145] 146 147 ... 171
2161


Название: Золотоордынская цивилизация
Автор: И.М. Миргалеев и др.
Издательство: Казань: «Фэн» АН РТ
Год: 2008
Страниц: 176
Формат: PDF
Язык: Русский
Размер: 6,79 Мб

Предлагаемый сборник издается Центром исследований золотоордынской цивилизации при Институте истории Академии наук Республики Татарстан и задуман как постоянное издание статей, посвященных вопросам золотоордынской истории.
Мы считаем, что термину «золотоордынская цивилизация» все еще не придано научного значения. Надеемся, что с началом издания этого сборника данная проблематика получит ответы на многие вопросы. Мы не ставим задачу во чтобы то ни было доказать, что Золотая Орда является цивилизацией. Важно другое – поставить такой вопрос. Возможен ли «цивилизационный» подход к истории Золотой Орды? Как известно, поиски начинаются тогда, когда начинаешь сомневаться и задаваться вопросами. А это важно в целом для татарской и в частности для золотоордынской истории. Ведь история татар все еще не получила объективной оценки – много мифов про «свирепых татар». С другой стороны, если мы говорим о цивилизации, то и выводы должны быть основаны на научных исследованиях. Это важно для Золотой Орды, так как именно в золотоордынский период оформился татарский народ. Татарские государства, по сути, являются продолжениями золотоордынского наследия во всех аспектах культурно-политической жизни. Оценки, данные Золотой Орде, будут соответствовать во многом и татарским ханствам.
На страницах нашего сборника мы предлагаем обсуждать следующие вопросы. Можно ли характеризовать Золотую Орду как особую цивилизацию, и в чем проявлялась «цивилизованность» золотоордынского общества? Была ли она единой цивилизацией? Ведь в Дешт-и-Кыпчаке существовало два совершенно разных мира: мир кочевников-скотоводов и синкретичный мир городов. Можно ли выделить признаки, специфичные для «золотоордынской цивилизации», и был ли особый культурный код в Золотой Орде? В чем выражается отличие цивилизации Золотой Орды от других современных ей цивилизаций?

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2162
Вопрос о допустимости присутствия старых монет массовой чеканки 1700 – 1917 годов с производственными дефектами в каталогах и нумизматических коллекциях, а также вопрос о различии между производственным дефектом и разновидностью на сегодня является настолько же актуальным, насколько и трудно разрешимым. Актуален он по той причине, что многие, явно дефектные старые монеты фигурируют в настоящее время во многих каталогах в качестве разновидностей, зачастую очень редких, а некоторые образцы дефектной продукции, которые трудно даже посчитать монетами, регулярно появляются на нумизматических аукционах, приобретаются коллекционерами и иногда, можно сказать, засоряют их собрания. Трудность же решения этого вопроса объясняется наличием многих факторов, не позволяющих однозначно рассматривать любой производственный дефект в классическом его определении – как несанкционированное отступление от утвержденного образца, допущенное в процессе производства.

Начнем с понятия "утвержденный образец". Достоверно известно, что с самого начала регулярного чекана1 в России изготавливались образцовые экземпляры монет, которые затем, после их утверждения, пробивались, прошнуровывались, снабжались соответствующим ярлыком, опечатывались сургучной печатью и поступали на хранение в учреждение, ведавшее чеканкой. Такие образцы имеются, например, в собрании Государственного Эрмитажа (серебряная полуполтина 1726 года) и в фондах Российского государственного архива древних актов (медная копейка 1728 года). Однако эти образцовые монеты были в первой половине XVIII века, главным образом, весовыми эталонами и эталонами пробы драгоценных металлов, а их внешний вид определял, видимо, лишь общую компоновку основных элементов оформления аверса и реверса. Именно поэтому резчики штемпелей (или форм2) примерно до середины XVIII века имели полную возможность помещать на монетах портреты правителей, а также изображения гербовых орлов и других геральдических фигур своего, специфического рисунка, не говоря уже о возможности совершенно произвольного выбора различных декоративных деталей. Например, на медных копейках Петра I 1704-1718 годов чеканки насчитывается примерно 13 существенно различающихся изображений "ездеца" и около 25 видов разнообразных декоративных деталей.

Примерно со второй четверти XVIII века правительственные постановления о выпуске металлических денег нового образца начинают сопровождаться их изображениями, что, безусловно, способствовало сохранению единообразия их внешнего оформления при массовой чеканке. Однако изображения эти были недостаточно детализированы, что опять-таки давало возможность резчикам штемпелей или форм проявлять довольно широкую инициативу. Так, на рублевиках массового выпуска 1741-1761 годов существует шесть основных видов портрета императрицы Елизаветы Петровны, причем время их выпуска с каждым из этих портретов практически совпадает со временем работы на монетном дворе автора соответствующего портрета (Б. Скотта, Ж.-А. Дасье, Т. Иванова и других). Даже в первой половине XIX века наблюдается неоднократное, хотя и непринципиальное, видоизменение некоторых деталей гербового орла (утвержденного типа), официально правительством не санкционированное; а в 1886 и 1887 годах серебряные рублевики чеканились одновременно с двумя, несколько различающимися, портретами императора Александра III.

Следовательно, некоторое несоответствие внешнего оформления старых монет регулярного выпуска утверждённому образцу, неоднократно проявлявшееся в XVIII – XIX веках, в своё время не вызывало запретительной реакции правительства, а потому такое отклонение от образца не может быть признано дефектом. Тем более что в первой половине XVIII века "образцами" правильнее будет считать те специфические портреты правителей или изображения гербов, которые были выбраны для массовой чеканки самими резчиками штемпелей (или форм).

Фактором, сужающим понятие "производственный брак", являлся также уровень развития техники изготовления штемпелей (или форм) и техники чеканки. Дело в том, что почти всю первую треть XVIII века штемпеля либо полностью вырезались вручную, либо для их изготовления использовались пунсоны с негативным изображением отдельных деталей, например, элементов оперения гербового орла, корон и тому подобное3. В результате этого практически каждый штемпель, изготовленный в этот период времени, чем-то отличался от всех ранее изготовленных аналогичных штемпелей. В дальнейшем, когда это производство полностью перешло на изготовление штемпелей с помощью рабочих маточников, (а это произошло примерно с 1742 года), различия в рисунке однотипных портретов правителей и в изображениях гербов становятся сравнительно редкими и малозаметными. Тем не менее, как показали результаты обследований, проведенных В. В. Леоновым4, незначительные различия в рисунке гербового орла и отдельных деталей оформления старых монет, отчеканенных из меди, обусловленные особенностями техники изготовления форм, встречаются даже в начале XX века (до 1907 года включительно).

А основное различие в оформлении монет во второй половине XVIII века - это неодинаковое взаиморасположение изображений и надписей, что было обусловлено раздельным нанесением на штемпель изображений (с помощью рабочих маточников) и надписей (с помощью отдельных литерных и цифирных пунсонов). С течением времени такое различие постепенно исчезает, однако оно наблюдается, к примеру, даже в 1897 году на золотых 15-рублевиках.

Можно ли однозначно считать производственными дефектами неизбежные отступления от образца (в том числе - и от выбранного самим резчиком штемпеля), обусловленные ручным изготовлением штемпелей или недостаточно точным копированием начального образца формы, а также разницу во взаимном расположении изображений и надписей? Видимо, эти особенности также следует исключить из числа производственных дефектов, поскольку ни один, даже самый строгий контролер не нашел бы в свое время достаточных оснований для отбраковки монет (или штемпелей), различающихся между собой по указанным параметрам.

Совершенно особой спецификой обладают выпуски XVIII века, изготовленные перечеканкой более старых монет и часто имеющие на аверсе, реверсе и гурте остаточные следы от них. Такие изделия представляют собой несомненный производственный брак, тем более что на некоторых из них следы старой монеты не позволяют прочесть не только знак монетного двора или дату, но даже обозначение номинала5. И в то же время дефектный характер этих старых монет следует, видимо, признать неизбежным следствием перечеканки - именно так, несомненно, и подходили к этому вопросу контролеры на монетных дворах, выполнявших в XVIII веке перечеканку. К тому же следы перечеканки служат ценным вспомогательным признаком для исследователей - например, при выявлении экземпляров "павловского перечекана", изготовленных с использованием подлинных штемпелей Екатерины II6, или при выявлении монет "закупочного" тиража, чеканившихся на гладких кружках-заготовках и предназначавшихся для первоначального выкупа у населения старых монет, подлежавших перечеканке.

Должному отношению к дефектным старым монетам очень часто препятствует хорошо известное пристрастие коллекционеров-нумизматов ко всякого рода диковинкам. Например, высоко ценится нумизматами рубль 1723 года, на реверсе которого по ошибке резчика штемпеля в монограмме императора пропущены цифры "I", или полтина 1882 года, на гурте которой, из-за ошибочного использования одной гуртильной верейки от пробной полтины 1860 года, указана 72-я проба серебра вместо действительной 83 1/3 пробы. То же касается и некоторых ошибок в надписях, особенно если они образуют какое-нибудь "интересное" слово (вроде "ПЕРТЪ" вместо "ПЕТРЪ" на рублях Петра II или "САМОДЕРИЦА" вместо "САМОДЕРЖИЦА" на рублях Екатерины I), либо немыслимую дату (например, "1276" вместо "1726" на «крестовых» пятаках). И никакие доводы, очевидно, не в силах отвлечь собирателей от поисков подобных раритетов.

Наконец, существуют аномальные старые монеты, в отношении которых нет оснований для однозначного причисления их либо к разновидностям, либо к производственному браку. На них, в отличие от других аналогичных экземпляров, отсутствуют буквенные индексы: либо обозначение двора, либо знак минцмейстера, либо знак гравера. Хотя некоторые из таких вариантов, скорее всего, все же появились вследствие производственного дефекта штемпеля (буквы не были выбиты на штемпеле случайно), причина появления других остается неясной. Поэтому правильнее будет считать все подобные старые монеты разновидностями.

Какие же особенности старых монет должны быть однозначно признаны производственным браком? Назовем только некоторые из них.

Прежде всего, это дефекты кружка, возникшие не в процессе обращения, например: деформация кружка, образовавшаяся на гуртильном станке; наличие на краю монеты выемки, возникшей при вырубке кружка из полосы с перекрытием отверстия, оставшегося от ранее вырубленного кружка; заглубления на поверхности монеты, явившиеся следствием недоброкачественной прокатки полосы, и многое тому подобное.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Дефектный рубль 1837 (значительное смещение заготовки относительно штемпелей)

Большая группа несомненных производственных дефектов старых монет была вызвана частичным разрушением рабочей поверхности штемпелей в процессе их чеканки с образованием на монетах инородных выпуклостей; дефекты именно этой группы очень часто принимаются не достаточно опытными нумизматами за новые, нигде ранее не описанные, разновидности.

К производственному браку должно быть отнесено и отсутствие гуртового оформления, стандартного для данного выпуска - насечки, узора или надписи; такие экземпляры с гладким гуртом, очень часто описываемые в каталогах в качестве самостоятельных разновидностей, чаще всего появлялись лишь в результате того, что кружок случайно не попадал на гуртильный станок, а сразу поступал на чеканку7.

Несмотря на несогласие многих нумизматов, несомненными производственными дефектами являются многочисленные ошибки в надписях: орфографические ошибки8, пропуски букв, замена одних букв другими (случайно либо из-за отсутствия нужного литерного пунсона) и тому подобное.

Наконец, встречаются такие браки чеканки, которые превращают монетный кружок лишь в отдаленное подобие монеты. К этой категории производственных дефектов относятся: двойной оттиск штемпелей со значительным смещением кружка относительно штемпелей, а также оттиск на одной из сторон кружка, образовавшийся не от штемпеля, а от отчеканенной ранее монеты, "залипшей" на верхнем штемпеле9.

Необходимо признать, что все перечисленные выше примеры несомненных производственных браков были в свое время обнаружены на старых монетах, находившихся в обращении. В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли относить к браку экземпляры с любыми отклонениями от нормы (и даже изделия, едва похожие на монеты), если они были допущены в обращение контролерами монетных дворов? Не все ли равно, какой производственный недостаток имеет такое изделие, если он не препятствовал его обращению?

Во-первых, контролеры монетных дворов, не имевшие в своем распоряжении средств объективного контроля, могли по ряду причин допускать в своей работе серьезные промахи - из-за невнимательности, отсутствия опыта и так далее. Во-вторых, неизвестно, действительно ли любой бракованный экземпляр всегда обращался беспрепятственно: может быть, порой его обладатель затрачивал немало сил и времени на то, чтобы расплатиться им. И в-третьих, частота встречаемости экземпляров с браком, попавших в обращение, несомненно, зависит от времени их изготовления: чем ближе к XX веку, тем меньше засоренность денежного обращения монетами, явно подлежавшими отбраковке на выходном контроле; следовательно, руководители монетных дворов и вышестоящие инстанции считали это явление недопустимым и активно с ним боролись.

Итак, целый ряд отступлений в оформлении старых монет от образцов нельзя причислять к производственным дефектам и следует считать либо разновидностями, либо неизбежными спутниками определенной категории монет. Какие же рекомендации можно дать по поводу включения таких предметов, с одной стороны, в коллекции, а с другой - в нумизматические каталоги?

Прежде всего следует сказать, что собрания крупных музеев обычно всегда формировались и формируются по принципу включения в них любых разновидностей10. Что же касается более скромных коллекций, принадлежащих периферийным музеям, то при их формировании следует ввести некоторые ограничения: например, включать в коллекцию только те разновидности, которые описаны в избранном для руководства каталоге. А вот состав частных коллекций чаще всего определяется вкусами и пристрастиями их владельцев, хотя для формирования и таких коллекций вполне подошли бы рекомендации, касающиеся небольших музейных собраний.

Что касается старых монет с явными производственными дефектами, то их присутствие, вообще говоря, допустимо в любой коллекции, но только в том случае, если эти дефекты не являются единственным отличием данного экземпляра от аналогичных, уже присутствующих в коллекции. При этом каждый составитель коллекции, конечно же, должен стремиться заменить бракованный экземпляр полноценным.

В то же время, как и любая другая коллекция, полное право на существование имеет и специализированная подборка с чисто производственными дефектами. Во всяком случае, с научной точки зрения, формирование таких подборок в музеях весьма желательно - наравне с подборками, например, подделок.

Переходя к вопросу о разработке нумизматических каталогов, необходимо отметить, что здесь прежде всего следует решить, какие именно варианты должны быть включены в каталог. Опыт полутора столетий свидетельствует о том, что совершенно необходимо ограничивать число описываемых монет, сознательно опуская некоторые их разновидности. В первую очередь это относится к выпускам первой половины XVIII века, когда фактическое отсутствие утвержденных образцов и ручное (или с ограниченным использованием пунсонов и маточников) изготовление штемпелей породило бесчисленное количество мелких разновидностей, действительного числа которых не знает никто и, видимо, никогда не узнает. То же можно сказать и о многих выпусках более позднего периода, основная масса разновидностей которых обусловлена различным взаимным расположением изображений и надписей. Пренебрежением такими ограничительными мерами и объясняется, пожалуй, единственный недостаток непревзойденного отечественного каталога - Корпуса русских монет великого князя Георгия Михайловича, поскольку первоначальное намерение авторов Корпуса описать все разновидности оказалось совершенно невыполнимым. В конце концов, авторы и сами фактически отказались от этого намерения, в связи с чем в последнем (по времени издания) томе Корпуса "Монеты царствования императора Петра I"11 для ряда серий вместо подробного описания их разновидностей приведены, например, такие сведения: "Все эти копейки отличаются друг от друга незначительными подробностями штемпелей..." В то же время, содержащееся в Корпусе подробное описание довольно большого числа мелких разновидностей без указания на возможность обнаружения целого ряда других создает у читателей ложное представление об исчерпывающей полноте этого каталога, чего в действительности достичь просто невозможно, хотя авторы некоторых других каталогов пытаются назвать точное (!) число разновидностей той или иной старой монеты, не давая, конечно же, их описания. Даже такой узкоспециализированный каталог, как книга Е. Г. Полуйко, посвященная исследованию рублей императрицы Анны Иоанновны12, не в состоянии претендовать на описание всех существующих разновидностей этих рублей.

Таким образом, представляется совершенно необходимым вообще отказаться от описания в каталогах многих мелких разновидностей, граничащих с производственным браком и обусловленных примитивными способами изготовления штемпелей (или форм), а также стремлением резчиков штемпелей к использованию для оформления монет широкого спектра декоративных деталей. И уж совсем недопустимо помещать в нумизматическом каталоге описание вариантов, представляющих собой явные производственные дефекты13.

В то же время весьма актуальной была бы разработка специального каталога производственных дефектов, встречавшихся в XVIII – начале XX века, с изложением причины возникновения каждого из них. В этом каталоге должны быть собраны и систематизированы лишь образцы дефектов, а не предпринята неосуществимая попытка перечислить все случаи дефектной чеканки, как это пытаются делать авторы некоторых справочников и каталогов.

В процессе работы над таким каталогом, возможно, будет выработан критерий, который позволит более точно установить разницу между производственным дефектом и разновидностью старой монеты.


________________________________________

1 Регулярный чекан - упорядоченная машинная чеканка на круглых заготовках, окончательно введенная в России с 1700 года.
2 Форма - инструмент для изготовления рабочих маточников. На форму наносилось заглубленное (негативное) изображение портрета, герба, вензеля и других элементов оформления монеты, которое на маточнике, переведенном с формы, получалось выпуклым (позитивным), а на штемпеле, изготовленном с помощью маточника, - опять негативным.
3 Исключением было лишь использование в 1704-1718 годах Кадашевским двором при изготовлении штемпелей аверса медных копеек рабочих маточников с полнообъемным изображением "ездеца".
4 Леонов В. В. Если пристально вглядеться // "Миниатюра", нумизматическое приложение "Старая монета", 1998. Вып. 10. С. 4-5.
5 Именно по этой причине монеты России, датированные 1797 годом и позднее, никогда больше не изготавливались перечеканкой.
6 "Павловский перечекан" - перечеканка меди Екатерины II 1796 года 32-рублевой стопы в 16-рублёвую стопу. Перечеканка проводилась в царствование Павла I, но штемпелями с вензелем Екатерины II и с датировкой, соответствующей годам ее царствования. Эти штемпели частично изготавливались специально, а частично заимствовались из числа сохранившихся подлинных штемпелей Екатерины II.
7 Такой дефект случаен, видимо, только на старых монетах, изготовленных обычным способом: на перечеканах он может быть допущенным преднамеренно и массовым (так же как и перечеканка без перегурчивания) - в целях экономии средств и времени, отпущенных на перечеканку.
8 К ним, конечно же, не относятся устаревшие в настоящее время правила орфографии, как, например, окончание прилагательных в родительном падеже "-АГО" вместо "-ОГО".
9 В результате этого на обеих сторонах кружка получаются оттиски либо только аверса, либо только реверса, но один из этих оттисков нормальный, а другой представляет собой как бы зеркальное отражение первого, то есть имеет заглубленное негативное изображение всех элементов оформления, как на соответствующем штемпеле.
10 Необходимо оговориться, что, поскольку следы от исходной монеты на перечеканах, носят характер сугубо индивидуальный для каждого экземпляра, в коллекцию целесообразно помещать лишь несколько экземпляров с наиболее характерными следами перечеканки.
11 Георгий Михайлович, вел. кн. Монеты царствования императора Петра I. СПб. 1914.
12 Полуйко Е. Г. Рубль Анны Иоанновны. Горький, 1989.
13 Единственно, что еще как-то допустимо, так это упоминание о наиболее "знаменитых" производственных дефектах, помещенное в примечаниях к описанию соответствующих выпусков и серий.

                                                                                                               мистер Х

2163
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Долгоруков П. В.
Российская родословная книга в 4 томах
Репринтное издание 1854–1857 гг.
СПб.: Альфарет, 2007.

Т. 1. — 345 с. Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Т. 2.— 332 с. Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Т. 3. — 526 с. Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Т. 4. — 482 с. Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Князь Долгоруков Петр Владимирович (1817–1868) — русский историк и публицист, деятель «Вольной русской печати», занимался генеалогией; опубликовал «Сказания о роде князей Долгоруковых», «Российский родословный сборник», «Российскую родословную книгу» и ряд других произведений. В 1843 г. под псевдонимом «граф Альмагро» князь Долгоруков издал в Париже на французском языке «Заметку о главных фамилиях России», в которой раскрыл ряд исторических фактов, компрометирующих монархию и высшую аристократию России.

«Российская родословная книга» вышла в свет в 1854–1857 гг. в Санкт-Петербурге. Именно Долгоруковым был внесен новый существенный элемент изложения генеалогического материала:
у каждой записи указывался номер отца, что облегчило поиск происхождения любого представителя рода.С тех пор это нововведение широко применяется в русской генеалогии.

«Российская родословная книга» П. В. Долгорукова — первый хорошо структурированный источник, содержащий сотни фамилийрусских и иностранных родов. Поколенная роспись родов обрела популярность и в дальнейшем использовалась большинством исследователей родословных. Исследования П. В. Долгорукова положили начало общим справочным изданиям по родословию русского дворянства.

2164
ФЛУД / А зачем нас переписывают?
« : 15 Октября 2010, 13:40:52 »
Вот не пойму  :o ЗАЧЕМ  ???
Ведь есть милиция, паспортный стол.......... что они так плохо работают, что сами не справляются?

2165
Беседка / Секретные документы
« : 14 Октября 2010, 10:49:21 »
Просили предупредить  -o-

Коротко - уроды из архов, жлобы, завистники, сотворили группу противодействия со своим уставом . Мониторят сайты, выпасают людей и все такое пр. Документы секретные, вытянутые из их группы.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2166
НА Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

:-\ Юбилейные рубли. Оплата пользователю Динамит.Старт любой.
Шаг любой.Окончание 18.10.10г.
Победителю напишу адрес в личку.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2167
довели Динамита  ???  
:( приболел, лежит в больнице; если кто потерял его-не волнуйтесь идет на поправку и скоро будет с нами   :)

Михаил! поправляйся, мы тебя все ждем и любим  :-D

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2168
Я Вас поздравляю!!! Этот октябрь будет самый прибыльный!
На октябрь 2010 года приходится 5 пятниц, 5 суббот и 5 воскресений. Такое случается один раз в 823 года. Такой месяц считается денежным
 Не упустите момент  -o-


2169
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Название: Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи
Автор: Переводчикова Е.В.
Издательство: Восточная литература
Год: 1994
Страниц: 206
Формат: PDF
Язык: Русский
Размер: 7,67 Мб

В культурной истории любой страны, любого народа есть явления, заслуживающие того, чтобы быть предметом их особой гордости, явления, не только привлекающие пристальное внимание специалистов, но и способные вызвать активный душевный отклик у самых широких кругов зрителей, читателей, слушателей. Культурное наследие России с её необозримыми пространствами и многонациональными традициями столь богато и разнообразно, что в нём нелегко выделить сравнительно небольшой круг подобных наиболее значимых явлений. Но и на таком ярком фоне не может и не должен затеряться тот самобытный художественный феномен, которому посвящена предлагаемая книга, — анималистическое искусство пародов евразийских степей I тысячелетия до н.э., так называемый звериный стиль скифской эпохи. Произведения этого искусства, найденные при раскопках древних погребений на территории современных России. Украины, Казахстана и сопредельных с ними областей, привлекают лаконизмом и совершенством художественных решений, смысловым богатством, способностью создавших их мастеров с максимальным эффектом использовать природу материала — золота, бронзы или кости — и форму украшаемых зооморфными мотивами предметов.
 
Отечественные и зарубежные исследователи давно и вполне заслуженно уделяют звериному стилю скифской эпохи самое пристальное внимание, анализируя его художественные особенности, изучая истерию его формирования и развития, семантику его образов. Лучшие музеи мира с готовностью предоставляют свои залы для экспонирования его произ-
(3/4)
ведений. Но приходится признать, что в нашей стране, где сосредоточено наиболее полное в мире их собрание, массовый зритель ещё недостаточно знаком с этим искусством и того менее — с проблемами его истории, над разрешением которых бьются исследователи, посвятившие себя его изучению. Потому-то вполне своевременным представляется появление работы Е.В. Переводчиковой, на страницах которой читатель найдет и детальное описание памятников, и историю их изучения, и взвешенное изложение различных — порой вступающих в острый спор между собой — научных концепций, включая оригинальные построения самого автора данной книги.
 
Специалист, обратившийся к изучению истории звериного стиля скифской эпохи, сталкивается в процессе своей работы с трудностями, из которых мне хотелось бы специально отметить две. Первая трудность связана с процедурой освоения имеющегося материала. Памятники звериного стиля, происходящие со всего необозримого пространства евразийских степей, исчисляются тысячами. Каждый полевой сезон приносит десятки новых находок. Уследить за этой лавиной, удержать в памяти всё это богатство совсем нелегко. А от исследователя требуется не просто запомнить каждую находку, но поместить её в соответствующую систематизационную ячейку, без чего эффективное изучение звериного стиля попросту невозможно. Вопрос состоит в том, победит ли исследователь материал или сам будет побеждён им. В научном активе Е.В. Переводчиковой — всё богатство известных на сегодняшний день памятников звериного стиля, что и позволяет ей ставить в своих работах ключевые вопросы истории этого искусства и предлагать достаточно обоснованные варианты их решения.
 
Признáем, однако, что освоение материала, хотя бы и весьма обширного, задача по преимуществу техническая и — при всей её важности — всё же подсобная. Значительно более принципиальный характер имеет проблема выбора метода исследования, адекватного характеру исследуемых памятников. В полной мере это относится к изучению произведений звериного стиля — специфической группы изобразительных памятников.
(4/5)
 
В европейской науке подходы к исследованию изобразительного искусства, принципы толкования закономерностей эволюции художественной традиции в течение длительного времени вырабатывались почти исключительно на материале искусства нового времени с его ярко выраженным индивидуальным авторским началом. Закономерности развития такого искусства воспринимались как универсальные, приложимые к памятникам всех эпох, всех народов и всех социальных слоёв. «Родимые пятна» такого подхода ощутимы во многих работах по звериному стилю, содержащих пространные рассуждения об индивидуальном почерке того или иного мастера, с большим или меньшим успехом стремящегося передать свои впечатления от объектов живой природы, о специфических, выбивающихся из ряда достоинствах отдельных памятников и т.д. Между тем правомерность таких подходов и подобных оценок более чем сомнительна. Как и всякое народное искусство — тем более относящееся к архаической эпохе, — звериный стиль жил и эволюционировал принципиально иначе, чем это происходит в сфере «высокого» профессионального искусства. Ключевым для него являлось существование достаточно жёстких рамок традиции, значительно ограничивающих индивидуальную творческую свободу мастера. По существу, здесь следует говорить о своего рода коллективном авторстве — подобно тому как это имеет место в устном словесном творчестве: содержание и форма фольклорного произведения в значительной мере диктуются тем, что специалисты назвали «предварительной цензурой коллектива». [1]
(5/6)
 
Именно такой подход к произведениям звериного стиля последовательно и успешно реализует в своей работе Е.В. Переводчикова, исследующая не индивидуальный почерк мастера, а судьбы художественной традиции, «формировавшейся в сознании не отдельных людей, а общества в целом на протяжении веков». Этот фактор оказывал определяющее влияние на характер и пути эволюции изучаемого искусства. Не меньшего внимания заслуживает мысль автора о «понятийной» природе образов звериного стиля, лишь в весьма опосредованной форме отражающего непосредственные впечатления от живой природы. Всё это позволяет Е.В. Переводчиковой избежать модернизации такого специфического явления архаической культуры, каким является искусство степных племён Евразии скифской эпохи. Поэтому в тех случаях, когда читатель найдет в этой книге выражения типа «традиция отбирает необходимые ей приёмы» или «традиция отказывается от того, что ей не подходит», он должен иметь в виду условный характер подобных оборотов и не трактовать их как признание важной роли сознательного начала в судьбах звериного стиля. Автор неоднократно сам подчёркивает это обстоятельство, но представляется нелишним оговорить этот момент.
 
Книга Е.В. Переводчиковой — заметный этап в истории исследования искусства звериного стиля. В то же время можно надеяться, что она привлечёт к этому искусству внимание и широкой публики.


Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2170
Археология / Курганы Степной Скифии
« : 08 Октября 2010, 18:25:44 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Автор:Под ред. Болтрик Ю. В., Бунятян Е. П.
Год: 1991
Формат: djvu
Размер: 4,77 мб

В сборнике публикуются материалы скифских погребальных комплексов. Исследуются памятники материальной культуры Днепровского степного Левобережья 5 ст. до н. э Авторы освещают вопросы хронологии, подают характеристику скифских женщин-воинов, реконструкцию скифского костюма, социальных особенностей скифского обряда.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2171
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Автор:Третьяков П. Н.
Название: По следам древних славянских племен
Год: 1982
Формат: djvu
Размер: 2,46 мб

Данная работа археолога-слависта посвящена сложным и недостаточно освещенным вопросом этногенеза и ранней истории славян. В ней подается общая картина исторического развития славян на протяжении почти тысячелетия - с конца I тыс. до н. э к третьей четверти I тысячелетия н. э.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

2172
Статьи / статья: "Катин пятак"
« : 08 Октября 2010, 16:06:03 »
Название это прочно закрепилось за достаточно распространенной медной монетой, впечатляющей любого, кто хотя бы раз подержал  пятак в руках. Пятикопеечная "шайба" практически всегда производит "солидное" впечатление, что при её массе (более 50 грамм) и габаритах (как правило более 4 см.) неудивительно.

Справедливости ради, надо заметить, что появились такие пятаки в 1757 году, в правление дочери Петра Великого  - Елизаветы Петровны.

Согласно именному указу от 20-го декабря 1757 года:

"Ея Императорское Величество Указать соизволила по приложенному образцу для обращения в государстве делать медные пятикопеечники.

<....>

А между тем, те медные пятикопеечники делать с крайним поспешением"

 

То есть впервые появились пятаки 16 рублевой стопы за 5 лет до воцарения Екатерины Второй.

     Пятаки 1757 года (рис.1) были пробными монетами. На одной стороне, как и на мелких номиналах (от полушки до двух копеек) были изображены:

"На первой стороне связаное имя Ея Императорскаго Величества под Императорскою короною между лавровых ветвей, а по сторонам год, а на другой стороне.."

На другой же стороне находился герб, а под гербом картуш с номиналом монеты. На сегодня известно три варианта таких монет: с гербом Москвы – Георгием Победоносцем, с гербом Санкт-Петербурга  - скрещенными якорями и с гербом царства Сибирского – с соболями.  Все эти монеты крайне, я бы даже скачал чрезвычайно редки и интересны.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Рисунок 1. пробные пятаки 1757 года

Такой выбор, сюжета не случаен -  ведь именно в Москве, Санкт Петербурге и Екатеринбурге находились в то время монетные дворы. Однако, по какой то причине, в тираж не пошел ни один из этих  вариантов, и в 1758 году на пятаке появился двуглавый орел с державой и скипетром.

      Московский монетный двор проставил на пятаке  (под лапами орла) свой знак - литеры ММ, что обозначает «московская монета». В таком виде гербовая сторона  и просуществовала до конца 18 века,  то есть более сорока лет. В царствование Елизаветы Петровны только Московский двор проставлял свое обозначение на монетах, ни  на Екатеринбургских заводах, ни в Санкт-Петербурге обозначение двора не проставляли. И лишь в 1763 году, то есть  уже при Екатерине Великой на всех монетах стали проставлять обозначение выпустившего её монетного двора .

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Рисунок 2. Пятак 1762 года с вензелем Елизаветы Петровны, отчеканенный уже после её смерти.

       В 1762 году случилась одна  интересная монетная оказия, Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года, но весть об этом до Екатеринбурга шла несколько месяцев (такая была в те времена почта),  и Екатеринбургский двор успел отчеканить приличное количество пяти- и двух- копеечников  с вензелем уже покойной Императрицы (рис. 2). Встречаются такие монеты нечасто, но редкими их назвать нельзя, скорее просто не рядовая монета.
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Рисунок 3. Арматурные 10 копеечники. На одной из монет видны следы перечекана из пятака Елизаветы Петровны

( видны части вензеля и венка и две последние цифры даты)



 

В 1762 году, в правление Петра III  часть Елизаветинских пятаков была перечеканена в легковесные 10 копеечники (стопа 32 рубля из пуда меди) так называемой «арматурной» серии, с пушками и знаменами. (рис. 3)

После дворцового переворота и воцарения Екатерины Второй (Великой) большинство  таких десятикопеечников были обратно перечеканены в пятаки, но уже с вензелем Екатерины. Те же Елизаветинские пятаки, что не успели перечеканить спокойно продолжали обращаться наравне с новыми монетами

Передел Арматурных гривенников затянулся настолько, что даже в 1795 году московский двор продолжал перечеканку. Но об этом  - позже.

 

Начиная с 1763 года екатерининский пятак выпускался на  различных монетных дворах:

    ·        Аннинский (АМ) 1789-1798 гг.

    ·        Екатеринбургский (ЕМ) 1763-1798 гг.

    ·        Колыванский (КМ) 1781-1796 гг.

    ·        Московский (ММ) 1763-1767,1788,1789,1795 гг.

    ·        Санкт-Петербургский (СПМ) 1763-1767, 1788 гг.

    ·        Сестрорецкий (СМ) 1763-1767 гг.

    ·        Таврический (ТМ) 1787-1788 гг.

 

Наиболее распространенными являются монеты Екатеринбургского двора, на них пожалуй  и остановимся подробнее.

 

1 тип орла (1758-1769)

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Рисунок 4. Геральдический орел 1-го типа.

 

При чеканке пятаков с 1763 по 1769 использовался  тот же самый тип геральдического орла что и на монетах Елизаветы Петровны. Его можно узнать по характерным широким крыльям и толстым "куриным" лапам орла. В 1769 году  найти монету с таким орлом достаточно сложно, а случаи нахождения монеты 1770 или последующих годов похоже что вообще единичны.



2173
Наши события / С Днём Рождения, Nadson!
« : 08 Октября 2010, 09:44:38 »
Nadson, С Днем Рождения!!!
Желаем всего-всего  -o- и побольше!!!

                    Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


2174
ФЛУД / Подключите свою эрудицию
« : 07 Октября 2010, 14:52:54 »
Найдите лишнее в каждой строчке:
1. ГРАНИТ, КУЗНЕЦ, МОНЕТА, ПАСТЕРНАК, РЕВЕНЬ, ФРАНК.
2. БАРОМЕТР, КОМПАС, МИКРОСКОП, ТЕЛЕСКОП, ЦИРКУЛЬ.
3. АНГЕЛ, КВАДРАТ, МОНАХ, НОСОРОГ, ТУПИК.

2175
Археология / Мелитопольский курган
« : 06 Октября 2010, 18:46:24 »
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Автор: Тереножкин А.И., Мозолевский Б.Н.
Название: Мелитопольский курган
Издательство: Наукова думка
Год: 1988
Кол-во страниц: 264
Формат: DjVu
Размер: 5.8Мб
Язык: Русский

Монография посвящена публикации и исторической интерпретации материалов известного скифского кургана, раскопанного А.И. Тереножкиным в г. Мелитополь в 1954 г. На основании сравнительной характеристики погребальной обрядности и инвентаря даётся определение этнической и социальной принадлежности памятника, делаются широкие выводы относительно общих вопросов этнической географии, сословного деления населения и исторического сложения Скифии.

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

Страницы: 1 ... 143 144 [145] 146 147 ... 171