Монетонос

Кладоискательство => Находки => Тема начата: rjgfntkm от 09 Декабря 2010, 15:51:12

Название: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: rjgfntkm от 09 Декабря 2010, 15:51:12

Была тема в куплю - продам но ТС пол года не появляется, думаю он из всех ему предложенных вариантов выбрал, что ему нужно  :)    И решила создать из ваших галерею в находках

Добавляем свои колокольчики и бубенчики сюда 
-o-      Светик





____________________________________________________
такой   :P
Название: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: misha020879 от 09 Декабря 2010, 16:08:59
1 самый большой без надписи(крепление нет)
2мастер серебрянников (крепление целое)
3 завод павла григорьевича чернигина(крепление целое)
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: mikola от 09 Декабря 2010, 16:09:47
 Большой: высота(с ушком) 60 мм,Д.65мм.
 Маленький: высота 35мм,Д.38мм.            
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: АМПЕР от 13 Декабря 2010, 20:54:29
есть вот такой домонгол,правда покоцаный
диаметр 15мм.
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: misha020879 от 03 Февраля 2011, 21:25:06
вот мой
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: басмач от 13 Февраля 2011, 21:41:37
вот  два шт. на заднем плане- маленький-диам.-2.8 см.,побольше-4.5см
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Квазиморда от 10 Марта 2011, 23:29:08
(http://savepic.ru/2695318.jpg)
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Sevas от 10 Марта 2011, 23:58:56
С такой мини-галереей..скоро прийдется и колокольчики в находках отдельной темой закреплять...
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Schumacher от 11 Марта 2011, 01:49:38
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
вот  два шт. на заднем плане- маленький-диам.-2.8 см.,побольше-4.5см

А что выбивало звук из представленных на заднем плане бубенчиков? Внутри никаких креплений нет... Или это половинки от бубенчиков? У меня такая полусфера, только диаметром 31 мм
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: mikola от 11 Марта 2011, 11:52:39
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
А что выбивало звук из представленных на заднем плане бубенчиков? Внутри никаких креплений нет... Или это половинки от бубенчиков?
Попадаются как верхние так и нижние полусферы,значит это половинки круглых бубенчиков.Креплений языка тоже не заметил,может шарик внутри катался  ???
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Schumacher от 13 Марта 2011, 02:52:34
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
А что выбивало звук из представленных на заднем плане бубенчиков? Внутри никаких креплений нет... Или это половинки от бубенчиков?
Попадаются как верхние так и нижние полусферы,значит это половинки круглых бубенчиков.Креплений языка тоже не заметил,может шарик внутри катался  ???

Вот я и думал, когда нашел, что должна быть и нижняя часть, а внутри что-то вроде  шарика. А когда увидел на фото 2 верхних полусферы- начал сомневаться  на счет нижней части. Все же есть, оказывается они, эти нижние части. да только где?.. Интересно, каким образом обе половинки были соединены, что они так разваливаются легко?
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: mikola от 13 Марта 2011, 10:06:32
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
... Все же есть, оказывается они, эти нижние части. да только где?.. Интересно, каким образом обе половинки были соединены, что они так разваливаются легко?
Я думаю что нижние полусферы отваливались на ходу,по этому они и реже попадаются.На одной найденной мною нижней полусфере были остатки припоя.
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: sergo606 от 14 Марта 2011, 20:25:55
вот такая штуковина имеется d 45 mm
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Steppenwolf от 14 Марта 2011, 22:10:29

Звенят.
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: andron75 от 04 Мая 2011, 05:19:40
Интересная ветка, приятно посмотреть!
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: Svar от 10 Мая 2011, 22:53:18
Вот такие есть номер 6, 4, 3 без низа, но в идеале.
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: DmA от 11 Мая 2011, 23:02:34
Извиняюсь у ТС, но, хочется продолжить галерею бубенчиков.
Вот мой красавец. 5 сантимов в диаметре. Не на продажу.
фото на руке и на фоне колокольчиков.
Кто не верит, что такая красота ещё и звенит, вот ссылка на видео звон.. качаем, наслаждаемся. Всего 7 мегабайт :)
http://depositfiles.com/files/l6ecgtox7
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: DmA от 25 Мая 2011, 00:42:27
А мне, вот, интересно, кто-нибудь просмотрел видео? или я зря старался  :( _!
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: ded от 25 Мая 2011, 02:52:34
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
А мне, вот, интересно, кто-нибудь просмотрел видео? или я зря старался  :( _!

не зря, я посмотрел, скорее послушал.
на мой вкус звук глуховат, правда, акустика в ноуте г-о.
Название: Re: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: mikola от 25 Мая 2011, 09:31:02
 Клюйков и безымянный.
Название: Re: Re:
Отправлено: zemlyanskik от 29 Мая 2011, 23:56:34
.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 21 Июня 2011, 15:52:18
Была тема в куплю - продам но ТС пол года не появляется, думаю он из всех ему предложенных вариантов выбрал, что ему нужно  :)   И решила создать из ваших галерею в находках

Добавляем свои колокольчики и бубенчики сюда -o-
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: vovanvl от 21 Июля 2011, 07:23:48
(http://i061.radikal.ru/1107/04/74a30e20e337.jpg) (http://www.radikal.ru)

(http://s50.radikal.ru/i127/1107/dc/e6da8de75498.jpg) (http://www.radikal.ru)

(http://s46.radikal.ru/i111/1107/99/16d1df1200a2.jpg) (http://www.radikal.ru)

C ув. Владимир.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: грейдер от 13 Сентября 2011, 20:09:25
Красота  _!
А  мне пока только обычные попадались...
без надписей .

(http://s41.radikal.ru/i093/1109/be/338d9e9bccea.jpg) (http://www.radikal.ru)
(http://s05.radikal.ru/i178/1109/37/14b23c03d318t.jpg) (http://radikal.ru/F/s05.radikal.ru/i178/1109/37/14b23c03d318.jpg.html)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: mikola от 17 Октября 2011, 19:48:41
Типа иностранный  ??? VICTORIA № 24.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 17 Октября 2011, 20:09:23
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Типа иностранный  ??? VICTORIA № 24.
пишут что Польша ???
номера на бубенчиках - это размер
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Иванов И.И.И. от 17 Октября 2011, 20:57:28
Качнул  откуда-то:
"При подвеске трех колокольчиков основной из них издавал наиболее сильный и резкий звук, а два других были настроены в лад, подобраны в тон основному и выполняли роль "подпевал". Оставим на время дугу и перенесем свое внимание на так называемые наборные арканы с бубенцами. Бубенец - это шарообразный колокольчик с дробиной внутри.
Аркан (его называли также ошейником, ожерельем или подгарком) представлял собой повязку вокруг шеи лошади
в виде поясного ремня, который застегивался сверху. Арканы с бубенцами надевались на шеи всех трех лошадей тройки.
По всей длине аркана с помощью сыромятных ремней укреплялось 7, 9 или И бубенцов различных размеров. Весь набор
бубенцов издавал при езде "согласный" звон. К тому же этот звон был согласован с более низкими тонами поддужных
колокольчиков. Вместо нижнего крупного бубенца на аркане мог подвешиваться сибирский или гречушный колокольчик.
Арканные бубенцы, так же как и поддужные колокольчики, изготовлялись из медного сплава, различались по типам и
выпускались желтыми или белыми (посеребренными). Бубенцы каждого типа различались и но номерам, но в обратном по сравнению с колокольчиками порядке: чем больше номер, тем больше размер."
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SV от 01 Ноября 2011, 14:37:36
Попался такой вот красавчик, "СЕЛО ПУРИХЪ .I. МАСТЕРЪ.М.МАКАРОВЪ.ТРОШЫНЪ." Подвесил ему "язык", и как он зазвучал...!!! Интересно что за сплав такого цвета.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 08 Ноября 2011, 15:04:55
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Попался такой вот красавчик, "СЕЛО ПУРИХЪ .I. МАСТЕРЪ.М.МАКАРОВЪ.ТРОШЫНЪ." Подвесил ему "язык", и как он зазвучал...!!! Интересно что за сплав такого цвета.
медный сплав
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SV от 08 Ноября 2011, 22:12:48
Что медный- то понятно, только с чем? По цвету- то как свинец.  ???
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: mikola от 09 Ноября 2011, 06:55:10
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Что медный- то понятно, только с чем? По цвету- то как свинец.  ???
Попадаются иногда обломки колокольчиков из белого металла. Может серебро в сплав подмешивали  ???   
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 09 Ноября 2011, 09:09:00
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Что медный- то понятно, только с чем? По цвету- то как свинец.  ???
Попадаются иногда обломки колокольчиков из белого металла. Может серебро в сплав подмешивали  ???
скорее всего больше цинка подмешивали
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 09 Ноября 2011, 09:25:07
статья:
 
Латунь и медь: анализ

Традиционное современное определение латуни следующее: это сплав меди и цинка в качестве основной добавки. Большинство латунных настольных колокольчиков имеют в своем составе примерно 95% меди и 5% цинка. Некоторые декоративные колокольчики могут иметь до 60% меди и 40% цинка. Точных данных о появлении латуни нет. Предполагают, что название "латунь" использовалось как разновидность названия "бронза" до фактического появления металла. Точно известно, что латунь существовала к XI веку н.э.

Традиционное определение бронзы - сплав меди и олова в качестве основной добавки. Большинство старых бронзовых настольных колокольчиков содержат примерно 95% меди и 5% олова. В церковных колоколах содержится примерно 80% меди и 20% олова. Известно, что бронза появилась в Месопотамии в 4 тысячелетии до н.э. В современном языке термин "бронза" применяется к любому медному сплаву, в котором цинк и никель не являются основными добавками. В кремниевой бронзе (95% меди, 4% кремния, 1% других веществ) может быть некоторое количество олова, но оно не является основной добавкой. Современный сплав может содержать 90% меди, 5% олова и 5% цинка. Как он должен называться: латунь или бронза, ведь процентный состав одинаков? В США он называется "красная латунь". В Европе он известен как "итальянская бронза". Можно встретить термин "французская бронза", которая на самом деле является чистым цинком (белого цвета) и была популярна при литье во времена Art Nouveau.

Большинство настольных колокольчиков из Англии, Голландии, Бельгии и Индии латунные и изготовлены способом "литье в землю". Большинство настольных колокольчиков из Франции, Германии и Австрии бронзовые и изготовлены восковым методом.

Что же лучше: бронза или латунь? По сути, между ними нет большой разницы. Некоторые виды латуни содержат олово в качество второй добавки, а некоторые разновидности бронзы содержат цинк как вторую добавку. Бронзовые настольные колокольчики часто более высокого качества, чем латунные по причине более сложного процесса их производства, а не из-за отлитого металла.

Как их различать? Различие может быть очень сложным делом, особенно если добавлена химическая патина. В чистом металле латунь светло-желтого цвета и очень мелкозерниста, а бронза имеет несколько темновато-коричневый оттенок и более зерниста. Если металл окисляется естественным образом, латунь приобретает знакомый золотой цвет, в то время как бронза опять темнее и со временем может покрыться крапинками. Иногда более надежным будет сделать вывод о составе металла колокольчика, если определить место его изготовления или способ отливки.

Бронза тяжелее, чем латунь? Плотность того и другого металла почти одинакова, т.к. в каждом из них содержится 95% меди.

Бронза тверже латуни? Бронза состава 95/5 немного тверже латуни того же состава, но для настольных колокольчиков это неважно. Некоторые колокольчики с относительно низким содержанием меди, изготовленные в Индии, могут быть достаточно мягкими и часто во всех отношениях сделаны плохо.

Латунные и бронзовые колокольчики звучат по-разному? В больших колоколах из латуни более резкий тон, поэтому они используются как набатные. У бронзовых тон более мягкий, и они используются как церковные колокола. Что касается настольных колокольчиков, я сомневаюсь, что кто-то может точно определить разницу, поскольку много других факторов влияют на тон колокольчика такого размера. Это было бы возможным, если бы они изготовлялись по высоким единым стандартам, как, например, колокольчики в оркестре.

Надо ли полировать настольные колокольчики? Некоторые люди (особенно британцы) любят полировать латунные колокольчики. Если у колокольчика нет никакой серьезной проблемы, как, например, хлористой коррозии, мой совет: не полировать ни латунные, ни бронзовые. Жир можно осторожно удалить неорганическим спиртом. Чтобы удалить обычную грязь, поместите колокольчик в теплую мыльную воду и потрите его зубной щеткой или щеткой большего размера. Для защиты патины каждый год наносите на колокольчик пастообразный воск. Не держите металлический колокольчик на прямом солнечном свете, т.к. патина может обесцветиться.

Темная патина лучше, чем светлая? Многие предпочитают темную патину, особенно красно-коричневую, но эта патина обычно является результатом действия химических растворов, которые применялись вместе с теплом во время производства и взаимодействовали с медью.

По сути, нет ничего плохого в химической патине, и ее нанесение - это обычная практика скульпторов, которые хотят придать определенную отделку своей работе. Когда патина наносится воском или лаком, она на самом деле может защищать медь снизу от коррозии. Однако патина - это очень тонкий поверхностный слой, который может легко поцарапаться, поэтому его надо защищать. Наличие или отсутствие патины не имеет никакого отношения к качеству колокольчика.

Почему латунные/бронзовые колокольчики не имеют помет? Колокольчики с высоким содержанием серебра имеют пробу. Похоже, что латунные/бронзовые настольные колокольчики считались менее декоративными предметами, производившимися литейщиками и изготовлявшимися сотнями штук. Поэтому никого не волновало, кто именно их изготовил. На некоторых британских колокольчиках есть регистрационные пометы, но во многих странах патенты и авторское право были или неизвестны, или игнорировались. Литейщики мастерской В могли приобрести колокольчик, сделанный в мастерской А, а затем использовать его как образец для производства своих копий. Мастерская С могла продолжать производство колокольчиков из мастерской В. Каждое повторение получалось размером меньше образца, т.к. металл при охлаждение сжимается, и качество деталей колокольчика было чуть хуже. Исключением были периоды Art Nouveau и Art Deco (1890-1940), когда дизайнеры Вены "подписывали" колокольчики, а компании, такие как Tiffany, Mappin & Webb, Christofle, Minerve, WMF и Kayserzinn помечали их.

Итак, что лучше: латунь или бронза? Лично я терпеть не могу большинство полированных латунных колокольчиков, а люблю старую бронзу с естественной патиной, но у каждого свое представление о красоте. Выбор металла для отливки, в общем, не важен, если сравнивать с основным качеством колокольчика. Насколько приятно дизайн и детали соединяются в нем? Не прерывисты ли декоративные детали? Нет ли в колокольчике трещин? Качественно ли он изготовлен? Вот что должно быть самым главным.

Журнал "The Bell Tower", том 64, номер 1, январь-февраль 2006, с. 33.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Иванов И.И.И. от 09 Ноября 2011, 10:06:29
...коли речь зашла о металловедении, то  на днях прожег на спектроанализаторе конскую сбруйную накладку 19 века. Вот результат. Сплав соответствует современной марке латуни ЛС59-3
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SV от 09 Ноября 2011, 12:02:07
Благодарю всех за обсуждение.  :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Aleksei_111 от 09 Ноября 2011, 14:09:14
Серый - бронза, может с серебром (так на них иногда пишут), но сути дела это не меняет.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: sem575 от 12 Ноября 2011, 13:08:04
Добавлю свой  :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Вадим Талин от 12 Ноября 2011, 14:36:09
Вот такой попался, мятый.....наверное от коровы :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: путник от 22 Января 2012, 12:32:38
Нашел давно(в доме,в заброшенной деревне),но только вчера попался на глаза в багажнике :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: -HUNTER- от 22 Января 2012, 12:54:26
уже и не помню когда откапался. единственный в таком состоянии. остальные попадались в хлам убитые.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Пилат от 25 Января 2012, 15:48:59
вот нашёлся колокольчик производства Клюикова Пурежскъ, а недалеко такой вот двойной конус медь посеребрённая, вернее сначала конус нашёлся, а потом остальная конина, мне его не атрибутировали, думаю что это может быть бубенчиком...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: путник от 25 Января 2012, 16:12:13
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
вот нашёлся колокольчик производства Клюикова Пурежскъ, а недалеко такой вот двойной конус медь посеребрённая, вернее сначала конус нашёлся, а потом остальная конина, мне его не атрибутировали, думаю что это может быть бубенчиком...

 Наверное - "Пурехъ" :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Пилат от 25 Января 2012, 16:14:58
 Наверное - "Пурехъ" :)
[/quote]
ну да извиняюсь) :!) дальше просто написано ниЖ.губ вот автоматом и получилось))
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 25 Января 2012, 16:43:29
Ещё немного о металле: Так называемая "колокольная бронза" прим.75%медь 25%олово.последнее добавлялось для улучшения литейных свойств меди . (Тонкостенные изделия отливались из бронзы или чугуна ) Недостаток такой бронзы-хрупкость  НА некоторых колокольцахнаписано: с серебромъ это "понты" Белёсый цвет от олова   Когда-то сам баловался -отливал. Фото прилагаю.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Dr.No от 28 Февраля 2012, 21:59:30
Летом выкопался вот такой колокольчик.Диаметр 65 мм,высота 65 мм.Звук-обалденный.Коровий или дверной  ???
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: anatoliynik66 от 28 Февраля 2012, 22:11:02
Мастер Манаков Яфимъ  Пурех. Находка весна 2011.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Рустам)) от 28 Февраля 2012, 22:12:07
А вот и мой,недавно поднятый.Уже на ауке.
(http://savepic.su/1445828m.jpg) (http://savepic.su/1445828.htm)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Александер64 от 17 Сентября 2012, 22:26:43
Вот бубенчики лето 2012 распашка-поле.Буду продовать,один не звенит из кучи, но зато большой звенит громко.Похоже 10в.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: wassya от 10 Ноября 2012, 12:12:09
 Вот, вчерась нашёл семейство, звенят гады. А большой все равно зацепило - но звенит ржавым шариком. Вам звон записать :)
(http://savepic.su/2821841m.jpg) (http://savepic.su/2821841.htm)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: 501 от 10 Ноября 2012, 14:21:17
Такой вот год назад нашелся, видать немец спер в ходе похода на Восток и в ранце таскал его, но обрел колокольчик новую родину и вернулся в русские руки.
Смог только прочитать мастер Смирновъ в 1846 году"
Что за мастер и где он работал так определить и не смог. Посмотрите по надписям может поможете точно определить, что там еще написано.

 


 
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Medox от 10 Ноября 2012, 15:58:08
Вот мои!
Не везёт на сохран.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Medox от 11 Ноября 2012, 12:43:07
Еще.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Medox от 11 Ноября 2012, 12:44:01
Тоже убитый.  :(
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Medox от 11 Ноября 2012, 12:45:06
Ну а этот не понял от чего.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 11 Ноября 2012, 23:01:59
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Тоже убитый.  :(
это не колокольчик,такие штучки ещё бывают квадратные,точно не помню для чего... типа насадки на ножку...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 11 Ноября 2012, 23:07:07
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Ну а этот не понял от чего.
как вариант
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: uliy1951 от 11 Января 2013, 10:16:57
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Такой вот год назад нашелся, видать немец спер в ходе похода на Восток и в ранце таскал его, но обрел колокольчик новую родину и вернулся в русские руки.
Смог только прочитать мастер Смирновъ в 1846 году"
Что за мастер и где он работал так определить и не смог. Посмотрите по надписям может поможете точно определить, что там еще написано.
конкретно мастер николай смирнов новгородская губ а так смирновых 6 мастеров и только николай лил в первой половине остальные раньше
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SIGI от 11 Января 2013, 11:23:54
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Тоже убитый.  :(
это не колокольчик,такие штучки ещё бывают квадратные,точно не помню для чего... типа насадки на ножку...
Это  Ботало,подвешивалось на шею домашнего скота.Бывают круглые и прямоугольные ( квадратные) и разного размера.   ( как и 2-я фотка прямоугольный и последняя похожа на часть от него)
http://www.slovopedia.com/15/193/1490581.html
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 11 Января 2013, 12:43:21
С боталом всё понятно,я имел ввиду окончание ножки с швейной машинки,там ещё было колёсико
правда круглую вижу впервые,но квадратного сечения попадались не раз...
Название: Re: Куплю Колокольчики!
Отправлено: uliy1951 от 22 Января 2013, 18:31:54
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
1 самый большой без надписи(крепление нет)
2мастер серебрянников (крепление целое)
3 завод павла григорьевича чернигина(крепление целое)
на серебренникова не похож
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: vityaz от 03 Февраля 2013, 20:32:03
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Летом выкопался вот такой колокольчик.Диаметр 65 мм,высота 65 мм.Звук-обалденный.Коровий или дверной  ???
Самоделка. Защитный колпачок от снаряда. Внутри по юбке резьба.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: vovanvl от 14 Февраля 2013, 15:56:55
от 7 века до 16-ки
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: alex s от 14 Февраля 2013, 17:15:47
А вот мой, найден в 2012, звенит чудно.

(http://savepic.org/2762427m.jpg) (http://savepic.org/2762427.htm)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: wassya от 27 Декабря 2013, 18:08:17
(http://savepic.net/4144335m.jpg) (http://savepic.net/4144335.htm) - толстостенный - звенит -  не то что тонкие ка бы язык сделать нужный
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Геннадий от 27 Декабря 2013, 18:44:24
Мои находки 2013г
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Геннадий от 27 Декабря 2013, 18:48:09
Бубенчик \видимо с клеймом\, звенит приятно
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: орех от 27 Декабря 2013, 18:56:36
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
(http://savepic.net/4144335m.jpg) (http://savepic.net/4144335.htm) - толстостенный - звенит -  не то что тонкие ка бы язык сделать нужный
Сначало нужно впаять серьгу, возьмите гвоздь или стальную проволоку( при пайки пользуюсь пояльником) , ну а потом подберёте язык по весу и объёму (пуговка гирька или кольцо -конина)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Maraderpav от 05 Сентября 2015, 07:37:30
а их кто нибудь коллекционирует,,? а то у меня тож гдето были надо шукать в коробках :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Wolf09 от 28 Октября 2015, 12:39:06
(http://s18.-/683c7267501d85be87a783b9db1668cb.gif) (http://-.ru/smilie-1110748647.html)

«Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях».

(http://savepic.su/6336798.gif)

На протяжении ста лет, фактически до конца 19-го века, мчались по дорогам России ямщицкие тройки, оглашая окрестности заливистым звоном колокольчиков и бубенцов, подвешенных под дугой конской упряжи.Русская тройка стала признанным и ярким символом нашего государства, а почтовая гоньба разудалых ямщиков была воспета поэтами во многих прекрасных романсах и стихотворениях.

Ямщицкие рекорды

 Несмотря на огромную популярность езды на тройках и на то, что распространена она была исключительно на просторах Российской империи, история появления конской упряжи из трех лошадей вызывает у исследователей многочисленные споры. Кто-то из историков пишет, что тройка была известна чуть ли не со времен Московской Руси. Но официальные циркуляры прошлого, регулирующие нормы и правила почтовой езды, сообщают, что подобный вид перевозок получил свой статус и был узаконен в самом конце 18-го столетия. Первым среди русских писателей сообщил об этом Александр Радищев в своем наделавшем много шума «Путешествии из Петербурга в Москву». Автор рассказывает о трех свежих лошадях, которые были выпряжены из его повозки в угоду проезжему судье.

«Какой же русский не любит быстрой езды!» – восклицал Гоголь, тонко подметивший тягу русского человека к быстрому передвижению по дорогам отчизны. И естественно, что именно ямщицкая тройка стала этим скоростным видом транспорта. Однако и в те далекие времена чиновники пытались установить скоростные ограничения для ямщиков. Так, правила, принятые почтовым ведомством, строго предписывали соблюдать быстроту езды следующим образом: осенью – 8 верст в час, зимой – 12, а летом 10. Но лихие ямщики сквозь пальцы смотрели на введенные «ограничения скоростного режима движения» и не прочь были с ветерком пронестись на своих залетных.

Весьма популярными в середине позапрошлого века были официально проводимые соревнования ямщицких троек на скорость. Рекорды, установленные на льду замерзшей реки, выглядели довольно впечатляюще: 30-35 верст в час.

Громкий свист, рожок и колокольчик

Долгое время ямщики, приближавшиеся с почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок.

Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Государевых почтарей били батогами, один из ямщиков, который отказался прикладывать к губам «срамную дудку», с горя запил горькую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца 18-го века продолжался дикий посвист на российских дорогах.

Выход был найден случайно: под дугу коренной лошади в упряжке стали крепить литые бронзовые колокольчики, которые получили название поддужных.

Теперь конская дуга стала основным элементом упряжи. У нижегородских крестьян возник особый дужный промысел. Талантливые мастера покрывали дугу золотистой краской и затем расписывали живописными растительными узорами. «Светит в темень позолотой размалевана дуга», – тонко подметил Сергей Есенин в стихотворении «Ямщик». Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель колокольчиков дополняла великолепие конской упряжи и поднимала настроение во время долгой дороги.

Города Слободской и Елабуга Вятской губернии

 В одно время с развитием промысла на Валдае и Касимове литьем колокольчиков занялись и вятские мастера. Этим славились города Слободской и Елабуга. Есть сведения, что отливались колокольчики и в Сарапуле. Становление здесь этого дела связано с огромным рынком сбыта в Зауралье и в Сибири, исторически сложившейся промышленностью и традиционно высоким мастерством местных кузнецов и литейщиков. Слободские колокольчики производства Василя Бородина, Луки и Ильи Каркина, Михаила Макушина известны с 1807 года. Продукция этих мастеров выгодно отличалась своей нарядностью, изяществом форм, красотой текстов. Написаны они по юбке в две строчки и нередко содержат элементы растительного орнамента. Интересен и тот факт, что продукция этих мастеров встречается с датировкой от 1807 до 1813 года, при чем Василя Бородина и Ильи Каркина только 1807 года, Михаила Макушина 1807 и 1810 года.

Несколько позднее стал отливать свою продукцию Василий Макушин, но и его колокольчики датированы только 1817 годом. С точки зрения исследователей и знатоков это вовсе не значит, что эти мастера работали только по одному - три года, очевидно, они многие годы использовали одну и ту же модель, не меняя даже текста на ней.

Редки колокольчики Афанасия Катаева 1816 год, Ильи Катаева 1819 год, В.Т. Катаева 1859 год.

И здесь промысел литья ямских колокольчиков был часто делом семейным, и секреты его передавались из поколения в поколение. Именно поэтому встречаются мастера с одной и той же фамилией. Так, известны мастера Шангины из которых, Иван, датировал свою продукцию 1817 –1819 годом, а Семен - 1816 –1818. С перерывом в 30 – 40 лет в Слободском работали братья Поповы. Их колокольчики, датированные 1848 годом, имеющие прекрасное звучание были изящной работы, менее плотные, чем их предшественников. и вновь с разрывом в 30 лет появляется продукция, подписанная братьями Поповыми (Егор, Иван, Николай, Гаврила) - 1876 –1879. Чувствуется преемственность и передача секретов, химии металлов, физических величин, традиций литья.

В это же время отливали похожую продукцию братья Ситниковы.

Более поздним слободским мастером считается Василий Федорович Желваков. Он дат на своих колокольчиках не ставил и часто использовал модели других слободских мастеров, продукция которых уже пользовалась авторитетом. Так, нередко встречаются колокольчики его работы, повторяющие форму братьев Поповых (1877 –1879 год).

Как бы не единственным мастером-литейщиком, изготавливающим ямские колокольчики в Елабуге Вятской губернии, был Прокопий Серебряков. На колокольчиках отливаемых им, как предполагают после 1830 года, он неизменно выполнял надпись: «Мастеръ. Про!!опеи*серебре!!овъ*Въ Елабуге:». Он происходит из большой семьи мастеровых людей - Шишкиных занимавшихся из поколения в поколение изготовлением изделий из металла, в том числе, из серебра и колокольной продукции в частности.

(http://savepic.su/6320414.jpg)

(http://savepic.su/6309163.jpg)
Поддужный колокольчик братьев Поповых 1848 г.
Г. Слободской Вятской губернии.
Коллекция И. Колтаковой


Село Пурех Нижегородской губернии

Становление промысла литья дужных колокольчиков и бубенцов в Пурехе пришлось на период уже зрелых технологий формовки и литья продукции, все возрастающих требований сложившегося рынка в отношении ее качества, долговечности, хорошего качества звучания. Работая в этом направлении, пурехские мастера добыли себе великую и заслуженную славу. Когда еще производилась в достаточно большом количестве продукция на Валдае, зарекомендовавшая себе как лучшая в стране, когда в полную силу работали мастера Касимова и Слободского, пурехским мастерам в деле завоевания рынка необходимо было сказать свое веское слово в защиту своей продукции. В основе феномена становления Пуреха, как нового центра литья дужных колокольчиков, лежит мастерство здешних литейщиков, упорная борьба за удешевление продукции при неизменном росте ее качества, красоты формы и звука. Главное было в том, чтобы научиться делать продукцию широкого ассортимента и в расчете на массового покупателя. Заслуга местных предпринимателей состоит и в том, что они поставили дело так широко, что вскоре стали владельцами небольших предприятий. Так, у Ф.А.Веденеева работало 9 –10 наемных рабочих, а у Е.С.Клюикова - до 25, с выработкой продукции на его заводах до 50 000 рублей в год. Многие здешние заводчики и кустари поняли и умело использовали то, что на Нижегородской ярмарке можно было организовывать широкий сбыт колокольчиков, а хорошо налаженное речное сообщение по Волге использовать как средство доставки сырья и продукции.

С конца 40-х начала 50-х годов в Пурехе делались первые пробы литья колокольчиков на продажу. Среди таковых известна продукция Алексея Веденеева, датированная 1851 годом. Талант и желание совершенствоваться в этом деле унаследовал его сын – Федор Алексеевич Веденеев, ставший известным литейщиком и заводчиком того времени. Жизнь этого мастера и работа (1863 –1891), поиски наилучших форм, красоты литья и звучания заслуживают не только отдельной главы, но и целой книги. Значительный вклад в историю литья и совершенствования этого дела внесли мастера и заводчики Трошины. Заведение Трошиных, как известно, начало функционировать в 1847 году и основано Яковом Трошиным, хотя до сих пор не обнаружено ни единого колокольчика с его именем. С начала 50-х годов дело его продолжили сыновья – братья Алексей Яковлевич и Федот Яковлевич. Имея совместное предприятие, они отливали колокольчики с надписью «Братья Трошины». Предприятие функционировало достаточно стабильно, очевидно было и рентабельным. Встречаются колокольчики с датировкой: 1853, 57, 60, 63-67, 70-76, 79. Самостоятельно изготавливал аналогичную продукцию их младший брат Макар Яковлевич Трошин - 1861 – 1864, 66, 68-77, 79. Дело их продолжили дети. Все три сына Макара Яковлевича занимались весьма серьезно делом поставленным широко, с хорошей технологией производства. Особо следует отметить Алексея Макаровича Трошина. Продукция его завода была массовой, доступной населению по цене. Много хороших колокольчиков вырабатывалось на заводах его братьев Федота Макаровича и Михаила Макаровича.

Самобытным литейщиком стал сын Федота Яковлевича – Яков Федотович Трошин. Женившись без состояния и войдя «приймаком» во двор семьи жены, он по обычаю того времени, стал носить фамилию жены. Поэтому на колокольчиках произведенных им мы читаем - «Яков Федотович Малышев». Известны колокольчики его выработки с датировкой: 1866 – 69, 72, 73, 75-77, 79.

Всего же семья Трошиных воспитала 11 знаменитых литейщиков ставших гордостью Пуреха.

Как бы не центральной фигурой в истории колокольно-дужного литья является Егор Спиридонович Клюиков – мастер и заводчик из села Остапово что невдалеке от Пуреха. Несмотря на то, что Егору Спиридоновичу не удалось закончить даже начальной школы, он всю жизнь занимался самообразованием, любил читать и имел хорошую библиотеку. Совершенствуя свои знания, он учил и других. На его предприятии мальчики-подмастерья, в течение нескольких лет овладевая делом, становились мастерами и исследователями. Известный литейщик и предприниматель А.И.Бадянов является его учеником. Основанный Егором Спиридоновичем в 1879 году завод неоднократно перестраивался и переоборудовался, совершенствовалось производство. Фактически с началом 20 века Е.С.Клюиков стал монополистом в деле литья ямских колокольчиков и бубенцов. Клюиков Е.С. являлся замечательным организатором производства, руководимые им рабочие и мастера (от 16 до 25 человек ежегодно добивались значительных успехов. Завод работал вплоть до 1914 года. Такого разнообразия и количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после Е.С.Клюикова. Его заслуга состоит и в том, что он неустанно, в том числе пользуясь советами видного специалиста-акустика Аристарха Александровича Израйлева, искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал и неизменно добивался успеха.

Несмотря на такое положение в области производства дужных колокольчиков в Пурехе, в ближайших селах вокруг него работало множество мастеров-кустарей. Часто на их колокольчиках читаем надпись «Мастер… блись Пуриха». Каждый из них заслуживает не только упоминания, но и отдельного рассказа. Работая в тяжелых условиях, на свой страх и риск, получая профессиональные заболевания и травмы они упорно занимались исследованием тайн звучащей бронзы. Каждому хотелось создать совершенный по звучанию и форме колокольчик, их звала и манила красота, перед которой все равны и у всех почти равные возможности творчества. Все литейщики свято верили в то, что достичь совершенства возможно не только в результате трудолюбия и старания, но и некоего чуда, провидения, божьей благодати на них снизошедшей. К числу умельцев можно отнести таких мастеров как:

 • Алексей Александрович Ерохин - 1873, 74, 76, 79, 80, 84, 86, 89 год;

 • Дмитрий Степанович Кожевников - с 1906 года;

 • Егор Ефимович Макаров – 1875, 76, 79, 80, 82, 86;

 • Иван Иванович Марычев - 1871 –1873;

 • Братья Андрей и Иван Федоровичи Молевы, производящие продукцию и каждый самостоятельно – 1870, 71-73, 76, 79, 80;

 • Кузьма Иванович Овечкин - с 1880 года;

 • Михайло А. Сироткин – 1871,75;

 • Иван Тимофеевич Скуров – 1868- 69, 71-76;

 • Иван Михайлович Солуянов из деревни Чумичи – 1876;

 • Григорий Елизарович Тепленин из села Остапово – 1864-67, 69-74, 76, 79, 80;

 • Павел Григорьевич Чернигин;

 • Братья Алексей и Василий Чигуновы – 1875, 78.

Всех даже не упомянешь, поскольку только известных ныне литейщиков Пуреха, оставивших о себе память своими изделиями – более шестидесяти. А сколько их безвестных рабочих, тружеников в этой области: формовщиков, литейщиков, подручных, токарей и всех тех, кто своими силами смекалкой и навыками создавал пурехскую колокольную славу?

(http://savepic.su/6303006.jpg)

(http://savepic.su/6291755.jpg)
Слева – поддужный колокольчик Ивана Кислова 1835 г. Г. Касимов Рязанской губернии.
Справа – поддужный колокольчик братьев Молевых. С. Пурех Нижегородской губернии.
Коллекция И. Колтаковой


Село Павлово Нижегородской губернии

В селе Павлово и в деревнях вокруг него Горбатовского уезда той же Нижегородской губернии выделывали колокольную продукцию несколько мастеров. Широко известны колокольчики братьев Гомулиных с датой 1877, а также колокольчики с надписью «Фабрикант Василий Илларионович Гомулин», датированые 1881, 84 годами.

Замечательным и единственным в своем роде был литейщик Василий Рыженьков. Этот мастер старался своей продукцией придать яркий и неповторимо красивый внешний вид, а для этого разработал и применял подкраску колокольчиков медно-красной краской.

В деревне Сосновское того же уезда работали братья Горячевы 1876 год. Здесь же производил продукцию мастер Василий Иванович Мялкин – 1883, 85. Встречаются, но значительно реже, колокольчики и завода Мялкина В.В.

Шадринск, Суксун и Кунгур Пермской губернии. Тюмень Тобольской губернии

Самыми отдаленными от европейской части России центрами дужно-колокольного литья были Суксун, Кунгур и Тюмень. Становлению и развитию здесь этого промысла способствовало наличие заводов издавна и традиционно занимавшихся плавкой и ковкой металлов. Огромным рынком сбыта была вся Сибирь, куда из европейских центров литья попадали единичные изделия мастеров Валдая, Касимова и Слободского.

До наших дней дошло небольшое количество кунгурских колокольчиков, они буквально известны единицами. Таковыми являются изделия Василия Святухина - 1811, 13, 15, 17. все они небольшого размера - от 80 до 111 мм, Петра Кожевникова – 1813. Чаще всего это не авторские отливки, а копии с них, выполненные позднее неизвестными мастерами с использованием авторских моделей.

Известны колокольчики так называемой «шадринской» формы. Отличаются они от обычных ямских колокольчиков сибирской формы особым пояском. Отливал такие колокольчики в городе Шадринске мастер Василий Поднебеснов. Позже него, используя такую форму, отливал подобные Е.С. Клюиков. На обрезе юбки, вдавленными буквами на них, значилось - «Шадринский фасонъ».

Редкостью являются колокольчики мастера Василия Попова Сылвинского завода и Егора Хренова Баранчинского завода.

Более производительно работали мастера в Тюмени. Первые колокольчики изготовленные здесь датированы 1807 годом и отливал их мастер Василий Гилев. Позже него в 1820 году отливал такую же продукцию Поликарп Гилев, а 1834 году – Иван Гилев. Редко встречаются колокольчики, изготовленные тюменскими мастерами Шапошниковым Василием (чаще мелкие формы) и среднего размера дужники Алексея Шапошникова. Редко встречаются колокольчики сибирской формы с надписями «Мещанина Андрея Плеханова в Тюмени» и «Мещанина Михаила Полякова», датированные 1858, 62 годом.

Все известные колокольчики, изготовленные в этих центрах литья настолько малочисленны, что затруднена из научная обработка, сравнение, выделение авторских отливок от повторных. Весь этот материал ждет своих исследователей.

Другие центры литья

Из других мест литья дужных колокольчиков следует отметить город Чебоксары Казанской губернии, где работал мастер Засыпкин П.Д., Петр Артемович Мельников, Андрей Рязанов.

Следует отметить, что дужные колокольчики отливались и в Московской губернии. Наиболее было развито производство в деревнях: Крупино, Данилово, Лёвкино, Дергаево, Чичево. Так, братья Большаковы (Иван, Федор, Степан, Тимофей Васильевичи) основали дело в селе Крупино 1833 году. В числе различной литейной продукции отливались и дужные колокольчики. Дело это оказалось прибыльным. Занимался им В.И. Каталов в этом же селе. А позже 1856 году А.И.Цветков. Братья Шанины на свои средства 1878 году основали в городе Коломне приют для детей из бедных семей и сирот. Здесь их обучали различным ремеслам, в частности литейному делу. С 1882 года известны колокольчики отлитые в этом заведении. Большие исследовательские работы в архивах, с документами для научного сообщения о литье колокольчиков в Московской губернии, провел И.А. Духин.

Встречаются колокольчики и бубенцы с надписью « П.Я. Александров съ С – ми г. Москва». Есть мнение, что это продукция заказная и изготавливалась Е.С. Клюиковым для продажи в магазинах города Москвы.

Отливали дужные колокольчики братья Гутковы в городе Саратове, а в городе Туле - мастер Ф. Ченцов.

Производство бубенцов

Кустарное производство первой половины 19 века упряжных бубенцов в России исследовано не достаточно полно. Это объясняется сложностями, связанными с отсутствием на большинстве из них каких-либо данных о литейщике, времени и месте отлива. Бубенцы изготовлялись не индивидуально , поштучно, как колокольчики, а по несколько штук к ряду за одну отливку. Нанесение на эти мелкие литейные изделия надписей было в то время технологически сложно и, очевидно, не диктовалось необходимостью. Наиболее часто встречаются бубенцы, изготовленные в этот период, грубой работы, имеющие форму близкую к яблоку либо шара, приплюснутого сверху и снизу. Иногда такие бубенцы имели номера от 1 до 6-ти, с грубо выполненными надписями «МЕТАL», «ТULA». С номерами второго и третьего десятка встречаются бубенцы с надписью «* VICTORIA*» изготовленные более аккуратно и правильной геометрической формы шара. Следует отметить, что бубенцы изготовленные кустарно и грубо звучат более резко и мелодично, чем фабричные. Это объясняется тем, что мастера-кустари первой половины 19 века изготовляли бубенцы в наборе по 9 и 11 штук разной величины для последующей нашивки в збруйное ожерелье (аркан), подбирая их по тональности звучания.

Более исследованы изделия заводского производства второй половины 19 века. Много их производили на заводах Егора Спиридоновича Клюикова. Эти изделия имели надписи вокруг ушка: «Зав. Е. С. Клюикова въ с. Пурехъ Ниж. Губ» и с номерами от 1 до 7, причем диаметры их колебались от 56 мм - №1 до 28 мм - №7.

Изготавливались бубенцы и на заводе Павла Григорьевича Чернигина в том же селе Пурехе и по тем же правилам нумерации и аналогичной надписью вокруг ушка от №1 до №6.

Товарищество И. М. Трошина и А.И. Бадянова в Пурехе наладило также производство бубенцов – от №1 до №5 с надписью вокруг ушка.

Встречаются бубенцы с надписью «П.Я. Александров С-ми г Москва». Эта продукция также изготавливалась в Пурехе.

О стоимости этой продукции можно судить по ценникам 1912 года завода П.Г. Чернигина в Пурехе. Так, за 100 штук серийного выпуска бубенца №6 установлена цена 3 рубля 65 копеек, а на посеребренные и никелированные на 20 копеек дороже. По желанию оптовых покупателей продукция паковалась по 50 или 25 штук. Продавалась бубенцы и в наборе (подобранные по тембру звучания) по 9 или 11 штук на аркан, соответственно, стоимостью 1 рубль 02 копейки и 1 рубль 30 копеек. Заказные бубенцы, как и заказные колокольчики, стоили значительно дороже, поскольку требовали индивидуального выполнения литейных форм, надписей, улучшенного качества металла, других условий и требований, предъявляемых заказчиком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд русских литейщиков и заводчиков не был оставлен без внимания русским обществом. Качество и красота литья отмечалось, как большое достижение в области искусства, промышленно-художественными выставками, выставками кустарных изделий и не только в России, но и за рубежом. В 1882 году в городе Москве на промышленно-художественной выставке, в разделе «Кустарные изделия», отмечены бронзовой медалью колокольчики Овечкина Кузьмы Ивановича, тремя годами позже, на Нижегородской выставке кустарных изделий он же отмечен похвальным листом. В 1885 году медалью «За трудолюбие и искусство» отмечены работы Фёдора Алексеевича Веденеева.

В 1896 году на всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде Трошин А.Н. получил серебряную медаль, его продукция была отмечена в 1900 году кустарно-художественной выставкой в Париже.

В 1907 году аналогичной выставкой в Брюсселе высшей наградой - золотой медалью отмечена продукция Егора Спиридоновича Клюикова. Годом позже на всероссийской выставке в Ростов-на-Дону его же работы удостоены золотых и серебряных медалей.

 * * *

В кратком очерке трудно осветить частности и подробности причин становления и упадка промысла, упомянуть хотя бы фамилии большинства мастеров. Это задача более глубоких исследований и тема для отдельных очерков о мастерах каждого в отдельности центра литья, видов продукции, прогресса и регресса производства.

Усилиями энтузиастов-коллекционеров, посвятивших себя изучению этой части истории Росси, учеными, музейными работниками многое уже сделано, открыто и описано. Но еще ждут нас открытия новых имен, неизвестных доселе мастеров и центров литья. Совсем недавно, при тщательном исследовании, оказалось, что самым поздним центром литья дужных колокольчиков были деревни Вологодской губернии. Местные мастера выделывали эту продукцию так поздно, что ее уже не изготовляли нигде. Известны заказные колокольчики изготовленные здесь в конце 20-х годов 20 века. Это новый материал, еще не вполне изученный, требующий тщательного описания и научной обработки.

В конце очерка хотелось бы упомянуть, что русские мастера-литейщики и заводчики на протяжении более чем века радовали своей продукцией русское общество, их работа была частью культуры 19 – начала 20 века.

Как отливали поддужные колокольчики

Поддужные колокольчики отличаются многообразием форм (гладкие, граненые, полуграненые, ступенчатые, с овальной или круглой юбкой и т.д.). Они имеют небольшие размеры и простую геометрию, благодаря которой легко извлекаются из литейной формы.

Если отливки больших колоколов были уникальными, т.е. при помощи специальных шаблонов изготавливалась разовая форма для отливки колокола, которая затем полностью разрушалась, то отливка поддужных колокольчиков была тиражной благодаря специально изготовленному точному образцу (модели) колокольчика, с которого неоднократно формовались разовые формы для отливки. Для получения первой партии использовались модели, выточенные из дерева или отлитые из легкоплавких сплавов на основе олова и свинца.

Для получения формы использовались две опоки, представляющие собой сквозные цилиндрические или квадратные стальные обечайки с боковыми ушками, предназначенными для центрирования опок при помощи штырей. Сами формы изготавливались из песчано-глинистой смеси, содержащей около 20% глины. Для пластичности в смесь вводили ржаную муку и прочие добавки, которые имелись в арсенале каждого мастера. При изготовлении форм использовались две смеси: облицовочная и основная – наполнительная. Облицовочная смесь - это тщательно просеянная через мелкое сито основная смесь, используя которую получается более четкий отпечатокта в рабочей полости формы.

Первоначально на гладкую горизонтальную поверхность деревянной подмодельной плиты устанавливалась нижняя опока, по центру которой размещалась модель колокольчика, предварительно протертая угольной пылью для предотвращения прилипания к ней формовочной смеси. Модель присыпалась облицовочной смесью, в опоку до верхнего края насыпалась основная формовочная смесь, и все засыпанное плотно утрамбовывалось. Наполнительную смесь досыпали и опять трамбовали, пока опока не оказывалась полностью и плотно набита, после чего заформованное выравнивали по верхним краям опоки и опоку переворачивали.

(http://savepic.su/6328593.jpg)
(1 - опока, 2 - модель колокольчика, 3 - подмодельная плита, 4 - ручная трамбовка, 5 - совок, 6 - неуплотненная формовочная смесь, 7 - уплотненная формовочная смесь)

Затем на нее устанавливали верхнюю опоку и через соответствующие пары опочных ушей пропускали центрирующие штыри. Будущий разъем между опоками присыпали угольной пылью, в нижнюю часть верхней опоки насыпали облицовочную смесь, устанавливали модель заливочного литника (или стояка), все окончательно досыпали основной формовочной смесью. Затем верхнюю опоку так же, как и нижнюю, плотно набивали.

(http://savepic.su/6322449.jpg)

После окончания формовки опоки разнимались, и из них удалялись модели колокольчика и литника

(http://savepic.su/6321425.jpg)

Обе полуформы просушивались с рабочих поверхностей в течение 5 – 10 мин в пламени специально для этого разведенных костерков. При этом форма существенно упрочнялась, нагревалась и покрывалась тонким слоем сажи, что, в совокупности, уменьшало брак отливок по засорам и способствовало более точному воспроизведению металлом форменного отпечатка.

(http://savepic.su/6315281.jpg)

Подсушенные полуформы сразу же собирались вместе (точно по исходным позициям) при помощи центрирующих штырей. При этом в нижнюю полуформу в распор устанавливался глиняный стержень для получения отверстия в ухе колокольчика. Собранная форма заливалась металлическим расплавом из тигля.

(http://savepic.su/6301969.jpg)
(1 - расплавленная бронза, 2 - тигель, 3 - стержень, )

После непродолжительного остывания залитого металла формы выбивались, от отливок отрезались литники, и колокольчики передавались на окончательную механическую обработку, для которой использовались токарные станки, как правило, приводящиеся в движение ножным приводом.

Составные части колокольчика

(http://savepic.su/6307089.jpg)

Принятая терминология:

1. Ушко — верхняя часть с отверстием, служащим для подвешивания колокольчика.

2. Сковорода — часть колокольчика (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) вокруг ушка.

3. Тулово — расположено между сковородой и юбкой.

4. Юбка — нижняя часть колокольчика (обычно отделяется от тулова профилированными поясками), по которой ударяется язычок.

5. Профилированный поясок.

6. Язычок — ударная часть в виде металлического стержня или кольца на ремешке, крепится внутри колокольчика за петлю.

7. Петля — служит для крепления язычка, расположена в центре внутренней стороны сковороды.

8. Торец — нижняя часть колокольчика между его внутренней и внешней сторонами (иногда на нем встречается надпись).


http://kolokol.at.ua/publ/duzhno_ko...olokolnogo_litejnogo_promysla_rossii/1-1-0-10
http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=podd
http://domostroymedia.ru/articles/publication/7944/

Экспонаты музея Валдайского колокольчика.

(http://savepic.su/6329621.jpg)

(http://savepic.su/6322453.jpg)

(http://savepic.su/6321429.jpg)

(http://savepic.su/6308117.jpg)

(http://savepic.su/6312213.jpg)

(http://savepic.su/6300949.jpg)

(http://savepic.su/6306069.jpg)

(http://savepic.su/6293781.jpg)

(http://savepic.su/6351124.jpg)

(http://savepic.su/6352148.jpg)

(http://savepic.su/6356244.jpg)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: artist-777 от 25 Января 2017, 23:34:32
вот и моя небольшая коллекция
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Wolf09 от 26 Января 2017, 08:22:23
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
вот и моя небольшая коллекция

 _! _! _! _V
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: uliy1951 от 26 Января 2017, 11:28:07
добрый день меня интересуют касимовские колокольчики такого плана (редкие) покупаю дорого
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: ank от 26 Января 2017, 12:40:12
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
а их кто нибудь коллекционирует,,? а то у меня тож гдето были надо шукать в коробках :)

Ну так, по чуть-чуть...  :P
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: artist-777 от 26 Января 2017, 20:55:38
Вот это коллекция!!!!!!!
Силища!!!!!!.
Сколько лет собираете?
С уваж...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Олег75 от 16 Марта 2017, 12:53:26
Добрый день!

А вот такой колокольчик представляет какой-либо интерес?:
(http://s013.radikal.ru/i322/1703/ed/1079fe2fe4d6.jpg)

Круговая надпись : "ЗАВОД А Ф ВЕДЕНЕЕВА 1891"

Дедушка вместо монеток подарил. '-:
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 16 Марта 2017, 17:21:26
Тогда уж сообщите размеры,звенит или нет и фото изнутри.  _V
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Олег75 от 17 Марта 2017, 10:25:00
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Тогда уж сообщите размеры,звенит или нет и фото изнутри.  _V

Размеры после выходных и фото изнутри сделаю. А вот насчет звона, - колокольчик же копаный, язычок то отгнил как-бы...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Машуля от 19 Марта 2017, 00:51:41
я вот тоже нашла целенький, правда лысый :(
По размерам 6 на 6 примерно. Не подскажете из чьих будет? или он совсем неинтересен...
внутри цифра 6 стоит
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 19 Марта 2017, 10:32:39
 Цифра это размер колокольчика, а чей он - этого наверное никто вам не подскажет,поэтому цена на "голые" колокольчики в разы меньше подписных. А целым колокольчик считается при наличии и петельки внутри.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: df64 от 19 Марта 2017, 12:17:40
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Цифра это размер колокольчика, а чей он - этого наверное никто вам не подскажет,поэтому цена на "голые" колокольчики в разы меньше подписных. А целым колокольчик считается при наличии и петельки внутри.

Не уверен, что цифра размер обозначает. Скорее всего тон. Или для бубенцов, другая система маркировки...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Машуля от 19 Марта 2017, 12:35:34
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Цифра это размер колокольчика, а чей он - этого наверное никто вам не подскажет,поэтому цена на "голые" колокольчики в разы меньше подписных. А целым колокольчик считается при наличии и петельки внутри.

Не уверен, что цифра размер обозначает. Скорее всего тон. Или для бубенцов, другая система маркировки...
цифра на бубенцах и колокольчиках - это размер. Только в бубенцах чем больше номер, тем больше размер.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: df64 от 19 Марта 2017, 14:25:20
Цитировать
цифра на бубенцах и колокольчиках - это размер. Только в бубенцах чем больше номер, тем больше размер.

Ниичего не понимаю... Двоечка на моём бубенце означает, что он два дюйма?
Пойду в гараж, измерю...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 19 Марта 2017, 14:41:32
Тон -исключён, т.е. нигде в литературе лично я не видел,да и логично размышляя,никак не получится при тогдашней технологии отливать колокольчики с заданным тоном ,который зависит (я не музыкант) не только от размеров (размер имеет значение) :-[ но и от состава бронзы.Вот если бы номер наносился на готовое изделие,тогда может быть,но на колокольную бронзу штамп не поставиш,хрупка.Что касается бубенчиков,они маркировались по разному , и в прямой и обратной последовательности от размера ,и дюймы ни при чём, номер был от балды ,не было стандартов,каждый производитель сам себе режиссёр. :)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: df64 от 19 Марта 2017, 14:42:42
Как то не правильно...
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: df64 от 19 Марта 2017, 14:46:59
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Тон -исключён, т.е. нигде в литературе лично я не видел,да и логично размышляя,никак не получится при тогдашней технологии отливать колокольчики с заданным тоном ,который зависит (я не музыкант) не только от размеров (размер имеет значение) :-[ но и от состава бронзы.Вот если бы номер наносился на готовое изделие,тогда может быть,но на колокольную бронзу штамп не поставиш,хрупка.Что касается бубенчиков,они маркировались по разному , и в прямой и обратной последовательности от размера ,и дюймы ни при чём, номер был от балды ,не было стандартов,каждый производитель сам себе режиссёр. :)

В то время, сказать не могу. Сейчас, колокола, (не колокольчики), настраиваются по тону.
 ??? про бубенцы, не скажу, не знаю...
 _V
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 19 Марта 2017, 15:08:29
Церковные колокола и в то время подбирались по тону,хотя если колокол был один,не в ансамбле, то думается "по барабану"  :)  _V
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SIGI от 19 Марта 2017, 15:23:16
"...Колокольчики делятся на типы, причем каждый тип характеризуется формой и плотностью (толщиной стенок). В свою очередь,колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем больше номер, тем меньше размер. Чем меньше размер, тем выше голос, вот и выходит: чем больше номер, тем выше тональность".

"Бубенцы каждого типа различались и но номерам, но в обратном по сравнению с колокольчиками порядке: чем больше номер, тем больше размер."

http://zolotaya-griva.ru/troika/russkaia-troechnaia-ypriag.htm

Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: aleks.6411 от 19 Марта 2017, 15:41:24
Колокольчики могут быть одного номера,но разной тональности,за счёт толщины стенок (обыкновенные,плотные,особо плотные) ,хотя конечно связь между размерами и тональностью присутствует  _V
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Олег75 от 28 Марта 2017, 12:36:01
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Тогда уж сообщите размеры,звенит или нет и фото изнутри.  _V

Собственно вот:
(http://s019.radikal.ru/i634/1703/dc/b8c6713b76bb.jpg)
(http://s020.radikal.ru/i713/1703/7c/4ddaa4a0d0ef.jpg)
(http://i042.radikal.ru/1703/4d/9283c5b593d2.jpg)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: uliy1951 от 28 Марта 2017, 13:40:52
продаете
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Олег75 от 28 Марта 2017, 14:46:27
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
продаете

Если это вопрос, то да, готов продать, - мне он без надобности. Пишите в личку, если будут предложения.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Светик от 05 Апреля 2017, 20:48:16
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Добрый день!

А вот такой колокольчик представляет какой-либо интерес?:

Круговая надпись : "ЗАВОД А Ф ВЕДЕНЕЕВА 1891"

Дедушка вместо монеток подарил. '-:
Без петли около 1 т.р.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Valeri4 от 22 Мая 2017, 02:00:10
у меня вот такой есть.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Олег75 от 22 Мая 2017, 11:31:14
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Добрый день!

А вот такой колокольчик представляет какой-либо интерес?:

Круговая надпись : "ЗАВОД А Ф ВЕДЕНЕЕВА 1891"

Дедушка вместо монеток подарил. '-:
Без петли около 1 т.р.

Спасибо! Так и вышло.)
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: копатыч888 от 24 Мая 2017, 09:47:03
 _!
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Красный Командир от 26 Сентября 2018, 23:39:22
Уважаемые форумчане!
Ездили в Калужку, среди ганс блиндажей накопался такой колокольчик.
Белый металл, языка нет.
Подскажите каких времен, где использовался и сколько может стоить?
В теме вроде такой не нашел.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Красный Командир от 26 Сентября 2018, 23:45:49
А по весне накопался такой, жаль битый.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SIGI от 26 Сентября 2018, 23:52:04
 ...,а тут не трудно Макаръ Трошинъ ( работал 1861-1879)   село Пурих (Нижегородской губерни) ....
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: Красный Командир от 26 Сентября 2018, 23:56:46
А из какого металла сделан? Он из земли в таком виде вылез, его не чистили, только водой помыли.
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SIGI от 27 Сентября 2018, 00:03:04
 второй у тебя  Якова Федотовича Малышева (работал 1866 – 1879) из того же села....
Название: Re: Колокольчики и бубенчики
Отправлено: SIGI от 27 Сентября 2018, 00:06:19
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
А из какого металла сделан? Он из земли в таком виде вылез, его не чистили, только водой помыли.
  бронза....