Монетонос
Кладоискательство => Идентификация => Идентификация и оценка металлопластики => Тема начата: 19andrey71 от 18 Февраля 2013, 14:12:52
-
День добрый друзья! В "закромах"достал вот такую привеску,серого цвета,в некоторых местах проглядывает бронза :)Склоняюсь к тому,что это привеска-лапка,так ли это на самом деле?
-
Да. Привеска "утиная лапка".
-
Добавлю вопрос: к чему "привешивали" и какого временного периода?
-
Красивая, в наших краях домонгол очень не част.
-
Красивая, в наших краях домонгол очень не част.
Привет Алексей! Почему и сомнение взяло! Нашёл-вот они http://domongol.org/gallery/image_page.php?image_id=1739
-
Попадается редко, но всё же попадается. Вот только размер её впечатляет,если учесть, что такие лапки изготавливались в комплексе (привешивались к изделиям), то каких размеров должен быть весь предмет. Думается что это может быть отдельно взятый предмет.
-
Вот лапки из ХМАО - http://domongol.org/gallery/image_page.php?image_id=1223
-
вот такие примерно.
-
вот такие примерно.
Красивая,но всё же кажется моя не от такой,её длина 7,5 см-это какая же сама уточка быть должна :o Видимо всё же это какая то отдельная .
-
Да,.. варианты были самые разные, вплоть до подвесок на обувь.
Кстати.. Древний, фино-угорский культ водоплавающей птицы и коня известен в легендах о кладах! >:-( По народным поверьям, «если кладу время вышло, то на счастливого выходит в виде коня» ещё в XlX в. под Костромой записана легенда: «В с. Минском Костромского уезда около пруда, на месте где были дома старых попов, в земле существует клад, который является в виде утки или человека». В этнографических очерках, записанных В.И. Смирновым в 1926 г., «Паны, клады и разбойники», большинство легенд опираются на древние, мифологическое представление о культе животных. В легендах неоднократно упоминаются рассказы о кладах, которые зарыты под большими камнями. Громадные камни, около которых «чудилось», являются традиционными для древней, мерянской территории. Часто камень обозначал место древнего капища. Интересно, что в Костромском уезде лежало несколько камней, на которых было высечено изображение гусиной лапы. Об этом упоминает Е.И. Горюнова: «знак гусиной лапы стоит как таинственный страж, на камне, охраняющем зарытые в землю сокровища». Она приводит сведения о том, что подобного рода камень был найден на Бараньих горах в 7 км от с. Черное Заводь, Костромского уезда. В легендах описывается камень в местности «Гусыня» около села Пушкино Костромского уезда: «в лугу «врос» большой камень, на нем ясно вырезана лапа гуся. По преданию под камнем зарыто невесть сколько денег. На «бараньих горах» лежал большой, сажени в 1,5, белый камень, на нем знак гусиной лапы. Под камнем большой сундук с деньгами». Про камень этот еще рассказывали следующее: «Ванька Каин да Васька Гусь клич кликали, что под «Кобылой» клад они зарыли, а на камне гусиную лапу вырезали. Как камень увезли, рыли на этом месте, но клад кто-то уже раньше взял» (записанный рассказ П.В. Шувалова, 1920 г.) У фино-угорских народов, знак гусиной лапы встречался в рассказах из разных мест и о разных пунктах. Во всех указанных случаях гусиная лапа воспринималась как тотем-оберег.Можно выделить несколько легенд, где в качестве мифологического животного фигурирует и лошадь (или конь). Клад либо является в виде коня, тогда он охраняет его, либо лошадь участвует в волшебных действиях, связанных с добычей клада. Например из рассказов жителей д. Вязовка Ковернинского уезда: « есть у нас - «Олешино». Поехал раз туда дядя Павел на лошади. Как въехал на кулигу, поднялся сильный ветер, лошадь зафыркала, катится на них клад клубом огненным. Лошадь бросилась, чуть его не убила, так домой и убежала». В данном случае можно предположить, что лошадь-участник волшебных действий. Близ д. Ломово Юрьевецкого уезда в болоте «Плаксино» клад показывается крестьянам лошадью. В деревенском фольклёре лошадь так же, охраняет клад... -o-
Культ водоплавающей птицы и коня, известный у мерянского населения распространен и у многих финно-угорских народов, занимавшихся охотой и рыболовством. В мифах почти всех финно-угорских народов утка участвует в сотворении мира. По космогонической легенде, записанной у коми, мордвы и карелов, из яиц утки образовались небесные сферы, солнце, луна, а из тела возникла первородная земля.А конь - это священное животное солнца, поэтому они часто изображается вместе...
-
Добавлю вопрос: к чему "привешивали" и какого временного периода?
Это поясные подвесы. Сибирские Угры. 11-13 вв. Ссылки на "Домонгол" приведены верно. Цитата ZOREAN ни как сюда не относится, так, как описаны и приведены фото Мерянских и Мещерских украшений Угров Волго-Окского междуречья. Это абсолютно разный Этнос.
Распространены такие лапки от Пермского края, до ХМАО. Подвешивались на охотничий пояс, швейные мешки, в частности у Хантов и Манси. А так же в украшениях одежд "Духов-покровителей". Подобные "Духи" располагали в "священном сундуке", в святилищах Манси и Хантов. Используются и по сей день в национальном костюме.
(http://savepic.org/3395717m.jpg) (http://savepic.org/3395717.htm) (http://savepic.org/3390597m.jpg) (http://savepic.org/3390597.htm)
Из моей коллекции.
(http://savepic.org/3406980m.jpg) (http://savepic.org/3406980.htm)
(http://savepic.org/3346564m.jpg) (http://savepic.org/3346564.htm) (http://savepic.org/3399815m.jpg) (http://savepic.org/3399815.htm) (http://savepic.org/3406983m.jpg) (http://savepic.org/3406983.htm)