Определяющие факторы в разработке новых типов крестов - развитие религиозно-художественного мышления на Руси при создании храмовых крестов (купольных, фасадных), а также появление различных самобытных вариантов сочетания формы, иконографии и орнаментики, способов пластического, цветового выражения: символики библейского Древа жизни и света христианского учения.
(http://www.ethnomuseum.ru/imgp/4734.jpg) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) |
|
|
Крест. Медь; литье. Русские. Европейская часть России. XVI век
Так, начиная с XV-XVI вв. на русских нагрудных крестах, в отличие католических, Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой - подножием Распятого). Эта композиция, ставшая весьма распространенной с XVII в., расширила знаковые возможности пластики: изображенный на поверхности восьмиконечный крест, в единстве с копием и тростью, черепом Адама - это Крест Христов; а четырехконечный крест-изделие означал конфессиональную принадлежность его владельца. Более подробная информация о распятии - еще одно отличие русских крестов от западноевропейских. Кроме IНЦИ (соответственно упомянутому в Евангелии "Иисус Назорей Царь Иудейский"), на кресте непременно имелись надписи о Распятом: IС ХС // СНЪ БЖIИ ("Иисус Христос Сын Божий").
(http://www.ethnomuseum.ru/imgp/4738.jpg) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) |
|
|
Крест. Серебро, агат; литье, вставка. Русские. Европейская часть России. XVII-XVIII век
В добавление к прежним прославляющим надписям, находившимся на вертикальной планке, ниже рук Распятого, на горизонтальной планке креста-изделия помещался текст: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. Идея победы над смертью и возможности воскрешения благодаря подвигу Христа передавалась надписью около черепа Адама: М. Л. Р. Б. ("Место лобное рай бысть").
(http://www.ethnomuseum.ru/imgp/4731.jpg) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) |
|
Крест. Серебро; литье, эмалирование. Русские . Вологодская обл., Сольвычегодский уезд. XVII-XVIII век
(http://www.ethnomuseum.ru/imgp/4737.jpg) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) | (http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif) |
|
Крест. Серебро, агат; литье, пайка, вставка. Русские.Олонецкая губ., Каргопольский у. XVII-XVIII век
(http://www.ethnomuseum.ru/img/spacer.gif)
Символика живоносного Древа жизни находила выражение в особенной форме концов креста - в виде округлого, овального лепестка, или бутонообразного, или трилистника. Кроме того, благодаря изображению идущих снизу вверх растительных побегов, обрамлению креста по периметру завитками, листьями, помещению растительных элементов в углы средокрестия и, наконец, благодаря эмалированию (обычно голубым, синим, зеленым, желтым цветом) и помещению каст с драгоценными камнями на лицевой стороне креста.
[/r]