-
Доставка вестей и почты в IX - XVII вв.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/gramota.jpg)
Почта происходит от немецкого слова — Post, итальянского — Posta, от позднелатинского — Posito, что означает — станция с переменными лошадьми, станция в пункте.
Это государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах, где не было железных дорог и для перевозки пассажиров.
Потребность в получении известий из других местностей и стран относится к глубокой древности. Наши предки славяне, как и другие народы в своей хозяйственной и военной деятельности осуществляли связь посредством гонцов, которые приносили сообщения как устные, так и письменные или облаченные в символическую форму. Ассирийская легенда прошлого повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху 12-й династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/slovo.jpg)
Уже с 885 года в русских летописях появляются слова «послал весть» или «послал сказать». «Послал Олег к радимичам спрашивая…»- читаем мы в «Повести временных лет о событиях 885 года.
В Витебске и Мстиславле найдены Берестяные грамоты с письменными сообщениями. Так в грамоте из Витебска, датированной ХIII — ХIV веками, некий Степан просит Нежилу купить ему ячменя.
Западные земли Руси вошли в состав древнего Киевского государства в IХ-Х веках. На этих землях воздвигаются опорные пункты князей — Берестье (Брест), Городно (Гродно), Волковыйск (Волковыск) и другие населения. К ним потянулись пути от более древних городов этого края. По ним везли дань, ездили торговать, спешили княжеские гонцы. В Киевской Руси была установлена повинность «повоз», по которой население обязано было поставлять лошадей и повозки для перевозки княжеских гонцов и кладей. Гонцы доставляли распоряжения князя в различные пункты страны. Гонец был вооружен шашкой и луком со стрелами. Иногда гонец ехал и без грамоты, особые вести заучивал наизусть. О своем прибытии он оповещал звуками рожка.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/gonez-truba.jpg)
С первой половины ХIII века западные земли Руси включаются в состав Великого княжества Литовского.
В летописи конца ХIV века упоминается княжеская почтовая служба. Великий князь и удельные князьки содержали гонцов для пересылки сообщений и указов как устных, так и письменных. Быть княжеским гонцом мог далеко не каждый. Ведь эта профессия требовала хорошего знания местных дорог, умения ориентироваться днем и ночью, быть смелым: в пути гонцов подстерегали встречи с диким зверьем и разбойниками.
ПЕРЕВОЗКА ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ, ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ В ХIV-ХVI ВЕКАХ.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/yam.jpg)
В ХIV-ХVI веках Московские князья установили «Ямскую гоньбу», которая просуществовала до ХVIII века.
По дорогам, через каждые 20-30 верст, были устроены станции — «Ямы»или «Ямские дворы» для смены и кормления лошадей.
Слова «Ям»и «Ямщик»татарского происхождения. Слово «Ям» происходит от слова «Дзям» — дорога, «Ямщик» от «Ям-чи» — проводник.
По указу императора некоторым городам и деревням было вменено в обязанность содержателя, содержать для этой цели за счет жителей города или деревни положенное количество лошадей и ямщиков, т. е. были устроены почтовые станции. Крестьяне ямских слобод (станов) должны были, отбывая повинность, содержать в исправности дороги и мосты, поставлять лошадей, подводы и даже продовольствие с определённого числа дворов. Задача содержать ямы и дороги в порядке была не из лёгких. Исполнять ямскую повинность, то есть выдавать по требованию лошадей, подводы со всех дворов и дежурить на станции должны были крестьяне (сошные люди) по очереди. Соха — территориальная единица выплаты подати крестьянам.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/kareta.jpg)
На ямском дворе несколько ямщиков «несло Государеву службу». Ямщики на тройках лошадей перевозили «Государевых людей и клади». К ямским дворам были приписаны прилежащие деревни, составляющие Ямской округ каждого Яма. Сельскому населению было вменено в обязанность содержать положенное число лошадей и ямщиков, которые должны во всякое время быть готовыми для доставки царских приказов и посланий.
Ямская гоньба
(http://s011.radikal.ru/i316/1201/b4/00ccfd779cb3.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник».
Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.
«Немецкая» почта
(http://www.10kanal.ru/images/columns/goncharova/Yamzchik.JPEG)
С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.
Почтовая служба в Великом княжестве Литовском налаживается с 1557 года. Специальная почтовая служба на территории Белоруссии имела много общего с ямской службой в Московском государстве. Вдоль главных почтовых дорог располагались «ямы» — почтовые станции через каждые 3 — 7 миль. В белорусских городах роль почтальонов выполняли особые лица, так называемые «королевские дворяне», доставлявшие распоряжения государственных органов власти. На время военных действий для передачи различного рода донесений создавалась «служба листовая и путная» — прообраз войсковой связи. От крупных городов в разных направлениях расходятся почтово-торговые дороги с почтовыми станциями.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/dydki.jpg)
В 1568 году на совместном сейме Короны и Великого княжества Литовского было постановлено, что на содержание гонцов, перевозку послов и государственных лиц с городов и местечек должна собираться «гонецкая пошлина». Каждое селение или деревня, лежащие в пределах того или иного гонецкого участка, должны были содержать несколько лошадей «для посылки их в подводы». Окрестные крестьяне (ямщики) должны были перевозить на подводах от станции к станции княжеских гостей, послов, государственных лиц.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/beresta.jpg)
Со Смоленска на Минск дорога шла через Дубровно — Оршу — Друцк — Борисов.
На Вильно шел путь через Радошковичи — Молодечно.
Минск был связан торговыми путями с Могилевом, Гродно, Брестом. По этим дорогам курсировали и «королевские дворяне», и окрестные крестьяне (ямщики).
В 1583 году на первом в Белоруссии почтовом тракте — Варшава — Белосток — Гродно — Вильно была введена система тарифов, которая действует сегодня во всех странах мира. Стоимость пересылки определялась видом отправления и его весом.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/pogarskii.jpg)
В ХVI веке на Руси Царь Михаил Федорович завел особый «Ямской приказ», начальником которого был назначен князьПожарский(1618-1619), он заведовал ямщиками, проверял Гонебные книги, выдавал подорожные, ведал почтовой частью, которая с момента ее появления была в неразрывной связи с Ямской. Был установлен строгий порядок пользования лошадьми с ведением подорожных грамот, выдаваемых на право пользования Ямскими лошадьми и подводами от имени великого князя, а позже — от имени государя.
В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича во время войны с Польшей был построен «ям» в городе Полоцке. Из Полоцка почта доставлялась в Себеж, Невель, Друю.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ В ХVII ВЕКЕ.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/ordin.jpg)
В 1665 году царь Алексей Михайлович повелел устроить в России первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными странами.
Непосредственным организатором постоянно действующей государственной почты был один из крупных политических деятелей второй половины ХVII века бояринАфанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.
Глава русского правительства, блестящий дипломат, высокообразованный для своего времени человек, Ордин-Нащокин убедил царя Алексея Михайловича создать регулярную почтовую связь: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству московскому будет». По его предложению была учреждена Виленская линия. Он значительно улучшил составление рукописных газет — «Курантов», сам составил наказ — инструкцию для новой почтовой линии, ввел сортировку писем по городам. Ордин-Нащокин придумал и форму для ямщиков, доставляющих заморскую почту: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком — на правом.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/pero.jpg)
0 января 1667 года в деревне Андрусово был заключен мирный договор между Россией и Польшей. В виде особой статьи в этот договор был включен почтовый договор, который устанавливал почтовую связь между Москвой и резиденцией польского короля. Почта перевозилась по первому созданному тракту Москва-Вильно, через Можайск, Вязьму, Могилев, Смоленск и Минск.
В этой связи в Минске была создана почтовая «Яма», что и послужило основой почтовой связи в городе.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/pismo.jpg)
Штат Минской почтовой ямы состоял из одного старосты, 3-х ямщиков и трех троек лошадей. Почта ходила 1 раз в неделю и называлась экстро-почта. На доставку почты из Москвы в Вильно через Смоленск и Минск расходовали 21 день.
По этой почте взимался весовой сбор в размере: в Ригу — 10 коп, в Берлин — 25 коп.
Регулярная же государственная почтовая служба в Белоруссии создана 22 ноября 1649 года «Для доставки зверстак и новин, як у межах дзяржавы, так и в замежные панства, осаблива пад войны, мы личным вельми патребным пошту в Великом княжестве Литовском» — сказано в документе.
(http://www.belpost.by/i/photo/history/gonez.jpg)
В 1685 году между Русским государством и Великом княжеством Литовским, в состав которого входила территория Белоруссии, было заключено соглашение об обмене почтой.
Регулярная государственная почта XVIII-XIX вв.
(http://www.verhnedvinsk-com.na.by/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/200x240-images-stories-mail-mail08.jpg)
етр Первый (1672 — 1725). Выдающийся политический и военный деятель России. Петр Первый в 1712 г. учредил: почтовые управления, первые почтамты в Москве, Петербурге, Риге; почтовые конторы в Архангельске, Ревеле, Нарве, Выборге, Вологде. Введены должности почтмейстеров, организована военно-полевая почта (1716 г.) и регулярная перевозка почты на кораблях по Балтийскому морю. Почта становится подлинно государственной службой. Разрабатываются новые почтовые маршруты, приводятся в порядок государственные дороги. Вводится курьерская почта — для срочной доставки писем вне всякого графика.
В начале ХVIII века указами Петра Первого учреждены два почтовых тракта от Москвы до Архангельска и от Москвы до Воронежа. В это время были введены точные отметки на станциях о времени прихода почты. Подорожные стали выдаваться от имени государя. Функционировал строгий приказ Петра I за малейшее замедление царских указов в пути грозила смертная казнь.
В 1711 году была установлена поверстная такса за почтовых лошадей по деньге за версту.
В 1713 году учрежден Сенат, который стал ведать почтой и Ямской гоньбой.
В 1717 году по решению Сената подводы были разделены на почтовые и Ямские. И тем и другим было разрешено брать частных лиц с двойной оплатой.
(http://www.verhnedvinsk-com.na.by/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/200x149-images-stories-mail-mail09.jpg)
В 1723 году при Петре Первом была отправлена первая почта по Балтийскому морю. В 1827 году началась регулярная отправка почты пароходом. Регулярное почтовое сообщение по рекам установлено в 1855 году. На мачтах судов, перевозивших почту, поднимался специальный флаг, который позднее был заменен отличительным знаком.
Существенное развитие регулярная государственная почта получила при Екатерине II со вступлением в управление почтой графа Безбородько. В это время почтовый департамент был поставлен под непосредственное ведение Сената.
В 1782 году состоялись указы о составлении примерной почтовой карты всех дорог, о разделении почты на легкую и тяжелую, о правилах выдачи подорожных на пользование почтовыми лошадьми.
В 1783 году впервые был установлен страховой сбор 1/2% с пересылаемых по почте золотой и серебряной монеты и ассигнаций. В это же время была установлена единообразная поверстная такса за доставление писем и посылок с каждого письма в 1 лот или 3 золотника, на 100 верст по 20 копеек, а меньше 100 верст по 1 копейке.
Почтовые учреждения были поставлены в иерархическую подчиненность одни другим. Высшими органами были почтамты, им непосредственно были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам уездные. Низшую ступень местного почтового управления составляли почтовые станции, заменявшие собой почтовые ямы.
Были созданы новые почтовые тракты в Константинополь и Вену, восстановлен ранее закрытый тракт в Ригу через Литву.
В 1793 году Белоруссия воссоединилась с Россией, после чего Белорусская почта получает свое дальнейшее развитие в составе Российской империи.
В начале царствования Александра Первого почтовым департаментом назывались все почтовые ведомства со всеми входящими в его состав учреждениями, как центральные, так и местные. Высшее управление почтами сосредотачивалось в лице главного директора почты в Главном почтовом управлении, устроенном по образцу прочих государственных коллегий.
(http://www.verhnedvinsk-com.na.by/images/stories/mail/mail10.jpg)
В 1802 году в России были учреждены министерства. Почтовое управление было отдано в подчинение Министерству Внутренних дел.
В 1802 году были созданы почтовые округа, в том числе Минский, Витебский и Могилевский.
В 1810 году Главное почтовое управление было преобразовано в почтовый департамент Министерства Внутренних дел.Губернские и областные конторы были разделены на три класса, уездные на 4 класса, пограничные на 2 класса. Во главе контор были поставлены почтмейстеры.
В 1832 году выдающийся русский ученый, член — корреспондент Петербургской Академии наук, Павел Львович Шиллинг впервые продемонстрировал работу электромагнитного телеграфа.
В 1845 году в России появились маркированные конверты.
В 1850 году русский академик Борис Семенович Якоби изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Изобретение аппарата явилось выдающимся событием в истории связи и одним из крупнейших достижений мировой науки и техники.
(http://www.verhnedvinsk-com.na.by/images/stories/mail/mail11.jpg)
В 1857 году в России были выпущены первые почтовые марки.
В 1865 году Главное управление почт было преобразовано в Министерство почт и телеграфов, которое просуществовало до 1868 года.
В 1867 году впервые были введены штемпельные конверты.
В 1884 году Русская почта была объединена с телеграфом, что явилось поворотным моментом в развитии почты.
-
История петербургской почты
В октябре 1845 года Санкт-Петербургская городская почта выпустила в обращение предварительно оплаченные проштемпелеванные конверты, заложившие основу первой современной почтовой системы, которая сохранилась по сей день.
(http://statehistory.ru/img_lib/blog/oldrus/stamps/konv1.jpg)
Конверт с символикой санкт-петербургской городской почты, 1848
В 1833 году в Санкт-Петербурге и Москве были открыты первые почтамты. Спрос на почтовые услуги был настолько велик, что число почтовых отделений за какие-то два месяца увеличилось почти вдвое. Но система была громоздкой. Отправителям приходилось выстаивать в длинных очередях, теснясь в крохотных помещениях, чтобы купить за наличные у почтового служащего конверт и сверх того уплатить за доставку своего письма, после чего служащий опускал отправление в почтовый ящик.
Тем не менее, считалось, что почтовые услуги были по карману большинству жителей. Среднее жалование в Санкт-Петербурге составляло 25 000-70 000 копеек в год, а доставка письма в пределах города стоила всего пять копеек серебром плюс копейка за конверт.
Для того чтобы ликвидировать долгое стояние в очередях, связанное в немалой степени с неудобством уплаты наличными, в 1845 году в обращение были выпущены предварительно оплаченные штемпельные конверты. На первом конверте, выпущенном Санкт-Петербургской городской почтой, в углу был проставлен штемпель, а в центре – государственный герб и перекрещенные почтовые рожки синего цвета нескольких оттенков. По окружности штемпеля – надпись: “С.П.Б. Городская почта за письмо 5 к.с. за конверт 1 к.с.”.
Конверты были разных размеров и форм. В коллекции Смитсоновского института имеется несколько пробных образцов первого конверта с четырьмя разными вариантами штемпеля, нарисованными от руки.
Чтобы еще больше ускорить доставку почтовых отправлений, городские власти Санкт-Петербурга разрешили покупать предварительно оплаченные конверты и опускать их в специальные почтовые ящики, установленные в нескольких крупных универсальных магазинах. К 1849 году число таких почтовых ящиков в пределах города достигло 21, хотя никому не возбранялось по-прежнему покупать конверты и марки в почтовых отделениях по месту жительства.
http://statehistory.ru/img_lib/blog/oldrus/stamps/konv2.jpg
Пробный конверт санкт-перебургской городской почты, 1845 год
После того, как в 1838 году от Санкт-Петербурга до Царского Села была проложена первая в России публичная железная дорога протяженностью 26 км, почтовые услуги были распространены на окрестные поселения и стали включать доставку газет. А к концу 1840-х годов почтовые принадлежности можно было купить уже на всей территории России.
(http://s50.radikal.ru/i127/1006/f2/02631107328b.jpg)
(http://i45.tinypic.com/2ns1gtu.jpg)
(http://i48.tinypic.com/x59w0y.jpg)
(http://i48.tinypic.com/zxmyox.jpg)
(http://i49.tinypic.com/wc04s5.jpg)
Вывеска главного почтового правления 1799-1801
(http://i30.tinypic.com/2eo9nww.jpg)
фото реконструкции почтовой конторы Княжества Финляндского
(http://i52.tinypic.com/9uu715.jpg)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=638005&mode=view)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/7/73/20080919224533%21Privet_iz_Kharkova%2C_Russian_Empire_Postman.jpg)
Униформа почтальона Российской империи и его сумка (на фуражке указан номер 60)
-
Должностные знаки
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209054&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209056)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209058&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209059)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209061&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209064)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209068)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209071)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209072&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209073)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=209076)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=217953&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=217956&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=297393&t=1)
(http://s51.radikal.ru/i133/1007/87/faeffea6df3f.jpg)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=477763&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=592585&t=1)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=647506&t=1)
взято от сюда http://forum.faleristika.info/
-
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514443&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514445&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514447&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514449&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514451&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514454&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514458&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514461&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514465&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514468&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514469&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514471&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514472&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514474&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514476&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514477&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514479&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514481&mode=view)
(http://forum.faleristika.info/download/file.php?id=514484&mode=view)
-
Спасибо Светик