Монетонос

Кладоискательство => Идентификация => Тема начата: Vidok от 27 Октября 2014, 19:06:32

Название: Железный топор
Отправлено: Vidok от 27 Октября 2014, 19:06:32
длина 36 см.регион  Чувашия,первый раз такой попался, это бортный топор?
(http://savepic.net/6187456m.jpg) (http://savepic.net/6187456.htm)(http://savepic.net/6197696m.jpg) (http://savepic.net/6197696.htm)(http://savepic.net/6200768m.jpg) (http://savepic.net/6200768.htm)
Название: Re: Железный топор
Отправлено: Сармат от 28 Октября 2014, 10:27:29
Такие топоры находили преимущественно близ рек Мокша и Теша. По датировке данные топоры проходят по 11-14 векам. Вопрос о боевом предназначении при наличии такой формы лезвия довольно спорный, несмотря на то, что данные топоры найдены преимущественно в погребениях воинов.
Название: Re: Железный топор
Отправлено: Wolf09 от 28 Октября 2014, 14:29:00
Бортный топор  _V

http://domongol.org/viewtopic.php?f=77&t=5087

(http://savepic.org/6298507.png)

Их еще называют бортевыми, длинными или долгими топорами - долгушами, протесями мордовскими,  боевняками.

Подобные топоры, судя по оформлению их  проушной части  (наличие  двух  пар подтреугольных  щекавиц),  согласно  устоявшейся хронологии,   в мордовских  могильниках появляются в начале XII в. В специальной литературе они обозначаются как бортные топоры. Принято считать, что они применялись в бортничестве и  предназначались  для долбления бортей. Возможно, именно  подобные  топоры   впервые названы  в  летописных материалах Саровского монастыря "бортными долгушами" или "мордовскими протесями".

В свое время В.А.Винничек высказал предположение о назначении этих топоров для продольного раскалывания бревен «на равные половины и, возможно на доски» (Винничек, 2004. С.57-58). В своей статье автор приводит со своей точки зрения практически полный технологический план (карту) раскалывания бревен в древности. Длинный топор вставлялся в продольные щели бревна, и затем, по обушной части били деревянным молотом, раскалывая, таким образом, дерево на равные части.

В случае с рассматриваемыми топорами, их прямое назначение до конца не выяснено. Любой топор, особенно ударного, грубого действия рассчитан на инерционный удар, эффективность  которого  достигается  массой топора, длиной древка, направлением удара и силой удара.

Есть данные  примерно о пятидесяти бортных топорах, происходящих из средневековых мордовских археологических памятников. Все они имеют округлый, не усиленный обух и что характерно - обушная часть всех этих топоров не имеет никаких следов ни малейшей деформации.

(http://savepic.org/6306698.png)
Название: Re: Железный топор
Отправлено: Vidok от 30 Октября 2014, 19:07:19
спасибо за помошь