Виды подков и их назначение.
Со второй полвины XIX века ковку лошадей справедливо считают одной из существенных отраслей ветеринарной науки, благодаря чему как в техническом, так и в научном отношении она превратилась из обыкновенного ремесла в настоящее искусство [1]. В связи с чем подкова должна быть хорошо и правильно сделана. Но прежде изготовления подковы. Кузнец должен произвести тщательный осмотр лошади в покое и в движении (шагом и рысью). В покое определяется: постановка ног, форма копыт, соответствие формы копыт, постановка ног и состояние роговых частей. Также кузнец должен обратить внимание на то, как лежала старая подкова, и правильно ли она сносилась. Правильно сношенная подкова стерта на обеих ветвях и несколько больше в зацепе, вследствие того, что лошадь, поднимая ногу, отталкивается зацепом. Если подкова сносилась неровно, то это значит, что копыто перед ковкой было неправильно расчищено.
Перед ковкой копыто должно быть правильно расчищено, для этого с копыта аккуратно снимается отросшая мертвая часть рога, и копыто при этом получается правильной формы. Затем с копыта снимаются мери и уже по ним в соответствии с назначением лошади изготавливают подковы. В соответствии с формой подошвенного края копыта подкова для передних ног приближается к круглой форме с небольшим поперечником посередине ветвей; подкова для задних ног приближается к овальной форме и имеет наибольший поперечник в начале задней трети ветвей. Внутренняя ветвь как задней, так и передней подков должна быть несколько прямее, наружная – округленнее.
При снятии мерки с копыта производят три измерения: 1) длина от середин зацепа до одного из пяточных углов, 2) ширину между боковыми стенками копыта, и 3) ширину в пятках. Измерения эти производят или особым инструментом называемым – подометром, который непрактичен, а чаще всего мерки снимают при помощи прутика. И во время измерения каждый размер отмечается надрезом копытного ножа. К каждому промеру добавляется еще несколько мм для удлинения подковы: для верховой лошади 3-5 мм, для упряжной 4-8 мм. Для ширины подковы к полученному размеру добавляют 2 мм с таким расчетом, чтобы подкова выступала с обеих сторон на 1 мм.
Для выделки подковы складываются цифры, показывающие длину и ширину подковы; к полученной сумме добавляется 4-5 см на шипы и по этому размеру отрубается железный брусок. Например, если длина копыта 13 см, ширина 10 см, то берется брусок железа для подковы без шипов длиной 23 см, а для подковы с шипами или для круглой подковы 28 см.
Подкова должна быть изготовлена правильно и прикреплена правильно в связи с тем, чтобы не поранить мягкие части копыта и не испортить рогового башмака. Роговой башмак состоит из трех частей:
1) роговой стенки копыта
2) роговой подошвы копыта
3) роговой стрелки.
Роговая стенка покрывает копыто спереди и с боков. Дойдя до пяток, стенка заворачивается внутрь, образуя пяточные или заворотные иглы, и продолжается между подошвою и стрелкою, под названием заворотных стенок, которые сходиться впереди стрелки в образуемый угол стрелки. Места заворотов пяточных частей стенок называются пятками.
Роговая подошва – часть рогового башмака, обращенная вниз. Она имеет полулунную форму и образует в копыте род свода.
Роговая стенка представляет собой клинообразный орган, вдвинутый сзади между заворотными стенками в клинообразный вырез роговой подошвы. [1].
Все учтенные при осмотре лошади физиологические свойства копыт позволяют правильно изготовить подкову, сообразуясь с назначением лошади. В связи с этим мы видим, что подковы бывают разных видов в зависимости от их предназначения:
Летняя – с шипами и без шипов
Зимняя – с заостренными шипами
Зимняя подкова для верховой лошади с двумя пяточными шипами.
Зимняя подкова для упряжной лошади с тремя винтовыми шипами.
Зимняя подкова с одним заостренным наружным шипом для верховой лошади.
Зимняя подкова для упряжной лошади с заостренным наружным и зацепным шипами, при этом задние внутренние шипы изготавливают как обычные тупые.
Русская скаковая подкова отличается от английской скаковой подковы тем, что у русской два увеличенных задних шипа, а у английской они отсутствуют и вместо шипов продлена гвоздевая дорожка до конца ветви.
Беговая подкова круглая с семью тупыми шипами, то есть усиленными еще четырьмя по два с боку каждой ветви. Задняя беговая подкова с тремя заостренными шипами и четырьмя винтовыми, которые расположены по два с боку каждой ветви. И вообще подковы для скаковых и беговых лошадей делают по возможности легче. Ширина их должна быть около ¼ вершка, а толщина около 1/8 вершка = 0,7 см. Подковы скаковые обычно без шипов и придороженные, иногда на задних подковах делаются небольшие шипы. Подковы для беговых лошадей почти всегда снабжены большим или маленьким числом шипиков.
В 1929 г. был введен общесоюзный стандарт на подковы конные механического производства со съемными шипами для верховых и упряжных лошадей десяти размеров в соответствии с размерами копыт лошадей. А с началом Великой Отечественной Войны изготовление подков машинным способом прекратилось. Главное интендантское и ветеринарное управление Красной Армии утвердили на период военного времени (1941-1945 г.) технические условия на конские подковы ручного производства с постоянными шипами пяти размеров. [5].
Краткая историческая справка.
Использование лошади как тягловой силы в сельском хозяйстве, в военной обстановке, а также под всадником относиться к глубокой древности.
При движении лошади на свободе, роговой башмак от соприкосновения с почвой стирается на своей нижней поверхности на столько, на сколько он в одно и то же время отрастает сверху. Поэтому копыто лошади постоянно сохраняет одинаковую величину и форму. Но когда лошадь поступает в работу и принуждена носить на себе или возить тяжести по твердой и неровной почве, то роговые башмаки ее стираются быстрее, чем успевают отрастать. Стирание это иногда настолько сильно, что находящиеся в роговом башмаке чувствительные части копыта повреждаются, лошадь начинает хромать от боли и становиться негодную к работе на более или менее продолжительное время. Так греки, римляне и другие народы древности при выборе лошадей для той или иной работы обращали внимание на твердость копытного рога. Для повышения крепости роговой капсулы рекомендовалось содержать лошадей с молодого возраста на каменном или дубовом полу. И копыта, в зависимости от твердости рога, разделяли на группы. Однако даже повышенная твердость копытного рога не предохраняла роговой подошвы от снашивания и обламывания. Например, имеются указания, что лошади кавалерии Митриданта Великого, II в. до н.э., были отправлены в Вифинию для оздоровления копыт, которые износились и сильно пострадали в результате больших перехода.
Во время похода Александра Македонского, IV в. до н.э. лошади вышли из строя, так как их копыта сильно износились и испортились. Потребовались какие-то специальные приспособления для защиты копыт лошадей. Такие предохранительные приспособления вначале сплетались в виде чулка из лыка, кожи, тростника, растительных волокон и укреплялись над венчиком копыта под щеткой посредством веревок или ремней. Эти башмаки были непрочны; кроме того, укрепление их веревками или ремнями вызывало дерматиты.
Римляне употребляли для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, расположенными сзади, спереди и сбоку, для укрепления пластинки на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для копыт лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов – мулосандалиями, для баков – бососандалиями. Их находят при раскопках в странах современной Европы. Иногда эти пластины называют «железными подошвами». У мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Укрепление гиппосандалий не было прочным и тоже вызывало вредные последствия – дерматит.
Со временем римляне придумали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластины овальной формы, которые крепились крючками, дужками, утками или кольцами сзади, с боков и спереди, и при помощи ремней. Но и эти изобретения продержались не долго.
На основании археологических данных мы видим, что древние народы, даже самые культурные из них греки и римляне не знали применения подков и их прикрепления к копыту подковными гвоздями. Римские и греческие писатели в своих сочинениях по агрономии, иппологии и по военным вопросам нигде не упоминают о подковах. И на памятниках культуры древности – статуях, мозаиках, барельефах, колоннах – не найдено изображений подкованных лошадей.
Некоторые исследователи утверждают, что применение подков было известно кельтам и гало-римлянам, но позже эти данные были оспорены и большинство музеев Франции изъяло их из своих витрин, отнеся происхождение к более позднему периоду.
Подковы и гвозди, изготовление которых приписывают кельтам, населявшим территории Франции, Швейцарии, отчасти Германии и Англии имеют ветви толщиной 3-5 мм, шириной 15-17 мм, наружный край нервный, волнообразный, гвоздевые отверстия в количестве шести штук продолговато-круглой формы, без отворота и имеет вес 90-120 г. Подковные гвозди имеют головку с боков или похожую на скрипичный ключ, клинок гвоздя четырехугольной формы оканчивается острием. Видимо гвозди не заклепывались, а только пригибались к роговой стенке на небольшой высоте от подошвенного края.
Подковы и гвозди, происхождение которых относят к галло-римской эпохе, I в. до н.э. - V в. н.э. более совершенны. Они шире, толще и тяжелее 180-200 г., более тщательно выкованы, со сравнительно ровными поверхностями, иногда с шипами.
Народы Восточной Азии, Африки и Восточной Европы применяли еще до нашей эры подкову замкнутую, которая представляла собой модификацию современной восточной подковы.
Наиболее достоверные сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями относятся к средним векам. Уже в VII – IX вв. подковывание было известно отдельным народам Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, а в XII в. получило повсеместное распространение. В XV – XVI вв. итальянцы: Цезарь Фиачи и Карло Руини и французы: Руфо и Лаврентий Руссиус пишут сочинения о конструкции подков и технике подковывания. Но научное обоснование подковывание лошадей получило только с XVIII в. в связи с развитием анатомии, физиологии и экстерьера лошади, а также с открытием ряда ветеринарных учебных заведений и социальных учебно-показательных кузниц. С этого времени ковку лошадей считают одной из существенных отраслей ветеринарной науки, благодаря чему как в техническом, так и в научном отношении она превратилась из обыкновенного ремесла в настоящее искусство.
Цель этого искусства заключается не только в защите копыта от стирания и повреждений, но также и сохранении формы и надлежащих качеств этой существенной части лошади. Правильная расчистка копыта, выделка хороших гвоздей и соответствующих подков, а главное умелое их прибивание сохраняют недостаточно отрастающий рог, исправляют порочную постановку конечностей и неправильные движения лошади. Кроме того, целесообразная ковка дает большую опору ногам и способствует успешному выполнению различных работ на всякой почве и во всякое время года.
Для искусного подковывания лошади требуются умение, навык и ловкость.
У степных лошадей копыта гибки, эластичны, плотны и соответствуют величине тела животного. Эти прекрасные качества сохраняются лишь до тех пор, пока лошадь находиться на свободе. При помещении животного в конюшню, хотя бы и светлую и просторную, но нередко сухую в передней части стойл и грязную в задней – появляются различные копытные болезни. Рог передних копыт обыкновенно пересыхает, сжимается и сдавливает мягкие части, тогда как задние копыта чрезмерно размягчаются от навозной жижи, подошвы и стенки разрыхляются, а стрелки повергаются гниению. Если при этом еще расчистка и ковка небрежные, подковы неправильные, тяжелые, то копыта обезображиваются окончательно. Серьезные же страдания копыт влияют на здоровье всего организма, а в особенности на состояние конечностей, которые теряют свою крепость, силу и развязность в движениях.
Из всего этого ясно до какой степени необходимы надлежащий уход за копытами, правильные расчистка и ковка их, основанные на знании строения копыт.
С ХVIII в., с развитием ветеринарии как науки, подковывание лошадей получило научное обоснование.
Со второй полвины XIX века ковку лошадей справедливо считают одной из существенных отраслей ветеринарной науки, благодаря чему как в техническом, так и в научном отношении она превратилась из обыкновенного ремесла в настоящее искусство.
подковы для скаковых и беговых лошадей делают по возможности легче. Ширина их должна быть около ¼ вершка, а толщина около 1/8 вершка = 0,7 см.
В 1929 г. был введен общесоюзный стандарт на подковы конные механического производства со съемными шипами для верховых и упряжных лошадей десяти размеров в соответствии с размерами копыт лошадей. А с началом Великой Отечественной Войны изготовление подков машинным способом прекратилось. Главное интендантское и ветеринарное управление Красной Армии утвердили на период военного времени (1941-1945 г.) технические условия на конские подковы ручного производства с постоянными шипами пяти размеров.
Народ окружал легендами не только кузнецов, но и вещи которые они ковали. Подкова является одной их этих вещей.
Древние скандинавы верили, что если всадник положит монету на один из камней «Кузница Уэйленда», а затем удалиться восвояси, то Уэйленд чудесным образом подкует его лошадь. Уэйленд – это Вёлунд, бог древних скандинавов.
Вера в счастливые качества лошадиной подковы – одно из наиболее распространенных современных поверий. Англичане считают, что она должна висеть концами кверху. Источник этого поверья состоит в том, что дьявол (от которого должна защищать подкова) всегда ходит кругами и, доходя до каждого из концов подковы, вынужден развернуться и пойти обратно. Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале XIX века. «Пусть ваш порог никогда не лишиться своей подковы!» Вера в подкову широко распространена и в России: «Найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье. Найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле». В русских деревнях подковы обычно прибивали над дверью, правда, в отличие от английской традиции, располагать подкову было принято концами вниз.
Кроме христиан, в счастливые свойства подковы верят иудеи, турки, еретики атеисты во всем мире. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными, найдя подкову, все же стараются прибить ее над дверью. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, нет»! А потом добавил: «Но это работает даже когда не веришь».
О.В. Двуреченский
Средства и приемы ковки лошадей в Москве и Московской земле
(в XIII-XIX веках)
Археология Подмосковья. М. 2004
За длительную историю археологических раскопок на городищах и селищах средневековой Руси собраны тысячи подков и ледоходных шипов (Кирпичников, 1973. С. 79-83). Информация о них разбросана в многочисленных отчетах, статьях и публикациях. На сегодняшний день в советской и российской археологии данному виду находок, столь важному для понимания развития конского снаряжения и средневекового коневодства, посвящено всего несколько страниц.
Сложился упрощенный взгляд, когда при описании изделий ограничиваются простым упоминанием, или, в лучшем случае, соотнесением с одним из двух типов, выделенных А.Н. Кирпичниковым (Килъдюшевский, 1998. С. 77). Иногда подковы либо просто не берутся в коллекции, либо в вопросах хранения и паспортизации им уделяется внимание не больше чем гвоздям.
В рамках разработки комплексного подхода к изучению средневекового конского снаряжения вообще и подков в частности, мной была обработана и обобщена коллекция подков, собранная на территории Москвы и ближнего Под. московья. Ее первичному анализу и посвящена данная работа1.
Основой предлагаемой работы стали коллекции и отчеты Московской экспедиции ИА РАН 1960-1990-х гг. (раскопки в Зарядье, Историческом проезде, на Красной площади), МИГМ, ЦАИ города Москвы (1990-2000 гг.). Помимо перечисленных источников, отдельному анализу был подвергнут комплекс вещей, происходящих из сборов на месте Тушинского лагеря. Всего было собрано 245 упоминаний о находках подков. Из них только для 145 экземпляров удалось получить надежные паспортные данные и зарисовать их.
Прежде чем перейти к вышеупомянутому материалу, представляется уместным затронуть историю изучения данного вида конского снаряжения. Дискуссия о месте и времени возникновения подковывания лошадей ведется давно. Первые работы начали появляться во второй половине XVIII в., когда доминировали ветеринарные кон-цепции, не затрагивавшие серьезно исторического аспекта. Изобретение подковы приписывалось различным европейским народам (кельтам, германцам), существовавшим на окраинах римских провинций. Считалось, что античное коневодство не знало подобного приспособления. С начала XX в. гипотезы о существовании подков в римское или латенское время стали получать некоторое подтверждение. И все же основная масса документированных находок относится к средневековым материалам. Опубликованные европейские подковы обычно делятся на 4 или 5 ИИ (Баха 1981. Р. 425-427).
Под типом I (рис. 1, 1, 2) подразумевают так называемые кельтские подковы (Ваха, 1981. Р. 426, 430), имеющие вид трехчетвертного овала (то есть овала, у которого отсутствует один сектор размером в 1/4), с узкими плечами, извилистым краем и двумя задними шипами (или без них). Сам по себе извилистый край связан с технологией изготовления изделия и не является хроноиндикатором. Образцы этого типа датируются IX - первой половиной XIV в. Существует точка зрения значительно удревняющая бытование этих изделий.
Подковы типа II (рис. 1, 5, 6) - так называемые старогерманские, шведские, или фурманские-ломовые (Ваха, 1981. Р. 426, 430) - имеют вид трехчетвертного овала с широкой, мощной пластиной и ровным краем. Концы ветвей подковы, как правило, загнуты под прямым углом, образуя два задних шипа. Датируется этот тип от позднелатенского времени до XIX в. Такая широкая датировка в последнее время подвергается сомнению.
Тип III (рис. 1, 4) включает подковы с широкой пластиной и ровным краем, но зубцы, в отличие от предыдущего типа, косо загнуты, как у подков типа I, по направлению к передней части (Ваха, 1981. Р. 427,431). Тип III считается дальнейшим развитием типа I, и время его появления относят, по материалам Центральной Европы, ко второй половине XIII в., а наибольшее распространение - к XIV-XV вв.
Выделяется также тип IV (рис. 1, 9-14) так называемых восточных подков, появление которых в Юго-Восточной Европе связывается с экспансией Османской Турции в XVI-XVII вв. На Балканах аналогичные изделия известны с XIV в. По внешнему типу это круглые железные пластины без шипов (Ваха, 1981. Р. 427,431,432).
Особняком стоит редкий в Западной Европе, но доминирующий на территории древней Руси и Скандинавии тип, известный у западных исследователей под названием "серповидный с передним шипом" (рис. 1, 7, 8). В советских и скандинавских работах время его бытования определяется XI-XVII вв. (Ваха, 1981. Р. 438).
(http://forumimage.ru/uploads/20091121/125878036010425445.jpg)
В отечественной археологии первые работы, посвященные данному виду снаряжения коня, появляются в 50-60-е гг. XX в. Тогда были выделены основные разновидности, назначение и хронологические рамки бытования подков и ледоходных шипов (Медведев, 1959. С. 194.; Розенфельдт, 1960. С. 278).
В работе А.Н. Кирпичникова, посвященной конскому снаряжению, была обобщена вся информация, собранная к началу 1970-х годов (Кирпичников, 1973. С. 83-84). Исследователь предложил типологию подков, которая на все последующие десятилетия стала определяющей в отечественных работах. К первому типу автор отнес "подковы в виде полуокружности с передним шипом", то есть так называемые серповидные подковы (по европейской терминологии). Время бытования первого типа определялось XI-XVH вв. Подковы второго типа представляют собой изделия в форме трехчетвертного овала с двумя задними шипами. Самые ранние находки отмечены для XII-XIII вв. В это время подковы имеют характерный извилистый край и два концевых шипа. Нет ни одного известного нам экземпляра этого типа XII-XVII вв. без шипов. Большая часть находок происходит из Новгородской и Киевской земель, тогда как на городищах и селищах Северо-Восточной Руси они не известны. Позднее подковы этого типа, по мнению А.Н. Кирпичникова, становятся крупнее. Само полукружие приобрело ровный обрез края и расширилось, лунки для гвоздей соединились в желобок (Кирпичников, 1973. С. 83-84). Эволюция поздних подков второй типологической разновидности нашла свое отражение в типах II и III по европейской систематизации (Ваха, 1981. Р. 426-428).
В отечественной археологической науке сложился взгляд на подковы как на признак устойчивой оседлости, когда их использование связывалось с тяжело гружеными (ломовыми) дорожными лошадьми. В кавалерии же или в сельскохозяйственных работах их использование не подразумевалось. Если подковы первого типа вначале воспринимались как местное изобретение на основе ледоходных шипов, отчего предполагалось их применение в основном в зимнее время, то подковы второго типа в полной мере связывались с общеевропейской традицией. В первую очередь перед ними ставилась задача сбережения копыта от истирания, и во вторую очередь - ледоходные функции (Розенфельдт, I960. С. 278; Кирпичников, 1973. С. 83).Сравнительный анализ существующих на сегодняшний день двух типологических традиций показывает дробный характер европейской систематизации. Так, вторая типологическая разновидность по А.Н. Кирпичникову включает в себя первые три традиционных европейских типа" обобщенные П. Баксой, выделение которых, как мне представляется, не совсем логично. Так, типы I и III иллюстрируют эволюцию одного и того же типа и по своей сути являются его вариантами. Тип II отличается от типа III только формой шипа. Тип IV практически не представлен на территории древней Руси. Что же касается так называемых серповидных подков, то они вообще не выделены в отдельный тип.
В изложении нашего материала мы будем следовать ставшей традиционной схеме систематизации, предложенной А.Н. Кирпичниковым, сопроводив ее некоторыми уточнениями.
К первому типу отнесены подковы в форме полукруга (чаще сегмента) с одним передним шипом и четырьмя, реже шестью, подпрямоуголь-ными отверстиями для гвоздей. Зафиксировано 76 таких изделий. Для Москвы и московской округи самые ранние подковы относятся к XV в. (7 экз.)2.Их количество значительно возрастает в XVI (28 экз.) и XVII (41 экз.) вв. Позднее они не из вестны. Встречаются данные изделия как в слоя: самого города, так и подгорных сел. Типичны размеры: ширина - 7-12см, длина - 2,2-13 см высота шипа с основанием - 2-2,8 см. Средни вес - 50-100 г. Все многообразие размеров этого типа подков дробится на два варианта.
Первый вариант (сегментовидные) включал подковы шириной от 7 до 11,5 см и длиной от 2,2 до 5,7 см (рис. 2, 1, 2), то есть изделия, ширина которых в два раза больше, чем длина. Именно к этому варианту с полной справедливостью можно отнести замечание Р.Л. Розенфельдта, что они набивались только на переднюю (зацепную) часть копыта и использовались, скорее всего, в зимнее время (Розенфельдт, 1960. С. 278).
Второй вариант (округлые) представлен подковами, шириной 7-11,5 см, при длине 5-13 см (рис. 2, 3, 4). Скорее всего, подковы второго варианта покрывали большую часть копыта. Строение и длина шипа, как у первого, так и у второго вариантов не отличается.
Второй тип представлен подковами в форме трехчетвертного овала с двумя или тремя шипами. Зафиксировано 68 изделий. Данные подковы значительно крупнее: их ширина составляет 9,5-16 см, длина- 10-17,5 см. Средний вес-150-200 г (рис. 2, 5, 6). Все 68 изделий, происходящие из слоев Москвы и ее округи, не имеют характерного извилистого края и датируются по сопутствующему материалу XVI-XIX вв. Тенденция к увеличению размера этих подков, отмеченная А.Н. Кирпичниковым, хорошо прослеживается на примере нашей коллекции. Подковы шириной 9,5-10,5 см встречаются только в слоях XVI-XVII вв. Начиная с XVIII в., появляются изделия шириной более 15 см. Некоторая закономерность усматривается в том, что подковы XVI в. преимущественно имеют равную или даже меньшую длину по сравнению с шириной (10x10, 12x12, 14x13 см), тогда как поздние образцы несколько вытягиваются, увеличиваясь в длине на 1-2 см. Со временем изменяются и пластины подков. Если ширина зацепной части у половины подков XVI-XVII вв. составляет от 4 до 6 см, то максимальная ширина таковой в XVI1I-XIX вв. - 3,7 см, а у основной массы - от 2 до 3 см. В XVI-XVII вв. ее толщина составляла в основном 0,4-0,6 см, в XVIII-XIX вв. - не менее 0,8 см.
(http://forumimage.ru/uploads/20091121/125878053352811540.jpg)
Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, стали пробивать на подковах с XVI в., но тогда он еще не был обязателен. С конца XVI в. известны случаи когда желобок пробивался и на подковах первого типа.3 Начиная с XVI в. у подков второго типа появляется третий (передний) шип, который может служить некоторым хронологическим маркером. Аналогичное нововведение зафиксировано и по материалам Центральной Европы. Форма шипа и способ его изготовления пока еще не изучены в должной мере. Как уже было сказано, подковы типов II и III, по европейской систематизации, отличаются только формой шипа, изготовлявшегося двумя способами - сковыванием на конус участков первоначальной заготовки либо просто загибом под прямым углом концевых ветвей изделия. Передние шипы также выковывались двумя аналогичными способами. Но только на подковах из Тушинского лагеря можно заметить второй вариант изготовления переднего шипа, когда часть закраины просто загибалась, причем загиб пластины производился, по всей видимости, после изготовления подковы и, возможно, далеко не профессиональными кузнецами, так как эти шипы порой просто погнуты, и часто не по центру.
Отдельно хотелось бы упомянуть комплекс подков второго типа, происходящих с территории Тушинского лагеря. Они делятся на две неравные по качеству исполнения разновидности. К первой - меньшей - можно отнести качественно выделанные изделия с четкими округлыми контурами, глубокими, хорошо читаемыми желобками, симметрично расположенными в них шестью тонкими отверстиями и скованными на конус-пирамидку концевыми шипами. Аналогичные изделия часто встречаются в слоях средневековой Москвы. Вторая разновидность более многочисленная - это такие же по размеру, но значительно хуже исполненные экземпляры. Прежде всего, отмечается неровность пластины, имеющей извилистый край, образовавшийся из-за пробивания крупных отверстий; желобки, соединяющие отверстия, отсутствуют; два (чаще три) шипа откованы загибом пластин, что сближает их с подковами типа III по европейской типологии. Мне таких изделий в слоях Москвы не попадалось, возможно, перед нами образцы,исполненные в иной традиции "пришлыми" кузнецами.
Ни в один из выделенных типов не попадает подкова, найденная в 1996 г. в Москве при раскопках на Гостином дворе в слое XVI в. Она представляла собой почти круглое изделие с двумя сходящимися ветвями, размером 11,3x11,3 см (рис. 2, 7). В пластине подковы пробито 6 круглых отверстий под гвозди. Края ветвей слегка погнуты. Аналогичные подковы хорошо известны на территории Юго-Восточной Европы и выделены, как уже говорилось выше, в европейской типологии в тип IV. Факт находки этого экземпляра именно на Гостином дворе может быть связан с одной из балканских торговых миссий в Москве.
В рамках вышесказанного нельзя не упомянуть о ледоходных шипах. Всего из раскопок в Москве и ближнем Подмосковье мне известно 19 изделий, из них только для 13 находок имелась надежная документация. 9 ледоходных шипов происходило из слоев XIII-XV вв., и 3 находки встречены в слоях XVI-XVII вв.
(http://forumimage.ru/uploads/20091121/125878047761739628.jpg)
Таким образом, на основании приведенных данных представляется возможным сделать некоторые предварительные выводы. На протяжении ХIII-XV вв. на территории средневековой Москвы и подмосковных сел в зимнее время копыта лошади снаряжали только ледоходными шипами. В XV в., по всей видимости, распространяются подковы первого типа. Они набивались преимущественно зимой (возможно, в распутье) наряду с ледоходными шипами. Но, в отличие от последних, перед ними ставилась еще и предохранительная функция, о чем свидетельствует почти равное соотношение двух вариантов подков первого типа, как округлых, так и сегментовидных (рис. 3). В XVI в., когда появились крупные универсальные подковы второго типа, и ими стали чаще коваться ломовые (извозные) лошади, первый вариант подков первого типа стал доминирующим. Такие подковы, вероятно, использовались в основном как вариант ледоходного шипа с предохранительными функциями зацепа. Возможно также их применение для ковки верховых лошадей. Объяснить, почему в XVII в. процентное соотношение двух вариантов подков первого типа опять выравнилось, довольно сложно. Возможно, распространение традиции ковки верховых лошадей привело к уравниванию количества сегментовидных и полных (округлых) подков первого типа, применяемых в зимних условиях наряду с ледоходными шипами.
На протяжении трех, столетий подковы первого типа оставались доминирующими (рис. 4), но их доля постепенно уменьшалась и к XVII в. стала примерно равной доле подков второго типа. Не смотря на то, что конструкция подков второго типа изначально подразумевала функцию сохранения копыта, перед ними также ставилась задача предотвращения скольжения копыта: в самом деле, нет ни одной подковы XV-XVII вв., которая не была бы снабжена шипами.
(http://forumimage.ru/uploads/20091121/125878059507304244.jpg)
Рассмотрение типологического разнообразия подков в отрыве от традиций их изготовления и подковывания лошади, значительно ограничивает наши представления как о самих подковах, так и о таком разделе коневодства как ковка лошади. Технология изготовления описанных двух типов подков до сих пор не становилась предметом специального изучения4. Изготовление подковы, как правило, являлось первым экзаменом для будущего кузнеца. Изготовление одной подковы, как и в наши дни, требовало выполнения в среднем 4-5 операций с повторяющимися нагревами (в зависимости от квалификации мастера). Сначала заготовке придавали форму вытянутого ромба. На эту операцию могло уйти 2-3 нагрева. Затем, чтобы сделать шипы, концы пластины сгибали под прямым углом и сковывали на конус для чего требовалось еще два нагрева будущего изделия. Пробитие желобка по центру пластины широким зубилом было третьим дей-ствием мастера. Одновременно с этим, если задумывался третий шип, один из тупых углов пластины расковывался под него (либо изначально заготавливался у пластины). На эту операцию так же могло уйти до 3-х нагревов заготовки. Четвертое действие представляло собой загиб изделия на коническом роге наковальни. (Заметим, что форма подковы - заостренный ли это овал или округлое изделие - может говорить также и о форме наковальни, на которой ее ковали, а наличие и качество выполнения желобка указывает на набор инструментов, использовавшихся в работе кузнецом. Наблюдения за такими деталями у изделий, происходящих с разных памятников, может выявить кузнечные традиции, ярче всего проявлявшиеся при изготовлении именно массовых и повсеместно распространенных изделий.) Последний, пятый, этап в изготовлении подковы - это пробивание отверстий. От этой операции зависит, к какому конкретному участку копыта гвоздями будет крепиться пластина подковы. Известно, что изготовление подковы подразумевает либо работу кузнеца по конкретному копыту лошади, либо создание некого стандартного изделия, которое позже может подгоняться к конкретному копыту.
Технология изготовления подков первого типа несколько проще. Из первоначальной пластины (возможно также в виде ромба или овала), расположив ее ребром на роге наковальни, выковывали центральный шип, причем во время этой операции пластина сгибалась под тупым углом. На некоторых подковах с внутренней стороны читается четкий след от конца острого рога наковальни, образовавшийся во время формовки шипа. Обращает на себя внимание, что во время пробивания отверстий на таких подковах мастера часто не заботились о выравнивании заостренных краев в сторону копыта. На подковах же второго типа они практически всегда убраны.
На фоне очевидных положительных моментов подковывания особый интерес представляет понимание последствий его применения в рамках той или иной коневодческой традиции. Ковка лошади это одна из самых ответственных операций по уходу за животным. Распространеннейшими заболеваниями лошадей являются болезни ног. В девяноста случаях из ста причиной этого бывает некачественная ковка и, соответственно, некачественные подковы.
Различные виды подков по разному воздействуют на копыто и на механику его работы. Само копыто, состоящее из рогового башмака и внутренней мясной подошвы, требует очень тщательной и выверенной работы при крепеже подковы к копыту. Роговой башмак состоит из 3-х разных частей: роговой стенки, роговой подошвы и роговой стрелки. Передняя зацепная часть роговой стенки копыта у современных лошадей достигает 1 1-13 мм, боковая стенка -6,5-8,5 мм, пяточная стенка - 4,5-6,5 мм. Правильный наклон передней стенки копыта к горизонтальной поверхности подошвы 45° на передних копытах и 50-55° - на задних. При шаге по ровной дороге передние и задние копыта ступают подошвенным краем зацепа раньше, чем остальной частью, или сразу, так что весь край одновременно касается земли. При тяжелой езде или подъеме в гору на стирание работает, прежде всего, зацеп; при рыси - весь подошвенный край переднего копыта одновременно; на более быстрой рыси чаще касается пяточная часть. Задние копыта на рысях касаются, прежде всего, зацепом, а потом боковой внешней стороной и пяточной частью. При галопе внутренняя часть заднего копыта и наружная переднего соприкасаются с поверхностью дороги одновременно всем краем, внутренняя сторона передней ноги наступает на пяточную часть, наружная задней ноги - зацепом. При любом аллюре копыто, касаясь земли, благодаря роговой стрелке расширяется, что снимает нагрузку с мышц и сухожилий, являясь неким амортизатором. Бороздки на роговой стрелке - естественное приспособление для предотвращения скольжения копыта (Урусов, 1902. С. 894, 895), Все это позволяет понять, что же происходило с копытом лошади, регулярно подковывавшимся двумя рассмотренными выше типами подков. Лошадь начинала касаться земли не копытом, а подковой, вследствие чего копыто лишалось естественной почвенной влаги. Нижний рог переставал стираться, становился рыхлее, отрастал, поэтому возникала потребность в более частой перековке. Это, в свою очередь, всегда было связано с риском заковки или расщепления копыта. Стрелка рогового башмака лишалась возможности выполнять свою функцию, т. к. оказывалась зажатой прибитой подковой (особенно это касалось применения подковвторого типа, с широкой зацепной частью, бытовавших в XVI-XVII вв.). Стрелка начинала уменьшаться, а задняя половина копыта- сужаться. Это вносило изменения в механизм естественной работы копыт во время движения. Во-первых, тяжесть тела в этом случае падала исключительно на подошвенный край роговой стенки и на подкову, а не на все копыто, соединительные углы стрелки бездействовали, а эластичность копыта не находила себе достаточного применения, то есть не способствовала уменьшению силы толчков. Вследствие этого, претерпеваемые конечностями толчки во время движения беспрепятственно предавались суставам, сухожилиям и связкам лошади, что по своим последствиям сравнимо с таким человеческим недугом, как плоскостопие. Специалистам известно: если подкова неправильно и небрежно выкована и пригнана, то ход лошади утрачивает уверенность и легкость. Кроме того, копыто обременяется тяжестью подков, что немаловажно для свойств верховой лошади (Урусов, 1902. С. 880-882).
Частота перековки может быть связана и с тем, что шипованные подковы в зимних условиях часто истираются неравномерно. Наблюдения показывают, что только очень высокие и острые шипы препятствуют скольжению, а низкие шипы порой, наоборот, способствуют скольжению и большей неуверенности лошади при ходьбе. Наличие именно высоких шипов мы отмечаем на подковах первого типа. Но чем выше шип, тем он быстрее снашивается (эффективность шипа резко снижается уже за половину срока применения подковы, другими словами, всего через 8 дней активного пути шип стирается на половину высоты). Как следствие, требуется более частая перековка, что само по себе не допустимо. К тому же у подков второго типа шип с внешней стороны снашивается в два раза быстрее, чем с внутренней, и копыто приобретает другую постановку, также сказывающуюся на ходе лошади. Дожившая до наших дней распространенная традиция отковывать только два задних шипа, особенно сильно влияет на постановку копыта, что усугубляется применением таких шипов и в летнее время. Более всего это отражается на передних ногах, которые ковались чаще, т. к. вес тела при движении преимущественно ложится на них. Появление на подковах третьего шипа (в зацепной части) несколько нивелирует, с точки зрения механики, отрицательные последствия для копыта (Урусов, 1902. С. 925-926).
В Западной Европе изготовление подков без шипов не являлось редкостью даже для самых ранних образцов. Иные задачи ставились перед подковами, распространившимися на Руси, прежде всего выполнение ледоходной функции. Этим может быть объяснено сосуществование ледоходных шипов с подковами практически до XVII в. Однако сам способ крепления шипов к копыту (неотделяемые, в отличие от подковныхгвоздей, два мощных рога шипа вбивались в копыто лошади) был небезопасен, что и обусловило со временем выход таких изделий из обихода. В условиях городской жизни XVIII-XIX вв., когда лошадь являлась единственной тягловой силой, подковыванию стало уделяться особоевнимание - некованая лошадь постепенно становится редкостью. В это время в России, вслед за Западной Европой, основной задачей подковы стало сбережение рогового башмака копыта от стирания, а ледоходная функция отошла на второй план.
Спасибо Black-Kite
http://domongol.su
ПОДКОВЫ БРЯНЩИНЫ
Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
(http://books.monetonos.ru/0/image/1/14.bmp)
Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
(http://books.monetonos.ru/0/image/1/15.bmp)
Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен. Чем же объяснить появление такой подковы на Брянщине? Возможны варианты: применение турецких наемников (например, крымскими татарами) и торговые связи.
(http://books.monetonos.ru/0/image/1/16.bmp)
ИНОСТРАННЫЕ ПОДКОВЫ
конца XIX - начала XX вв.
В германских войсках было установлено 11 номеров подков для верховых лошадей, а для артиллерийских 8 номеров. Подковы дорожные толстые и имеют от 14 до 22 гвоздевых отверстий. В пяточных концах верховых подков пробивается по одному отверстию винтовых шипов, а в упряжных еще по два таких же в зацепной части подковы (Рис. 12). Острые винтовые шипы для войск имели долотообразную форму, а в частной ковке применяют шипы самой разнообразной формы.
Подковы в австрийских войсках несколько тоньше германских, но зато шире и также дороженные. Гвоздевых отверстий по наружной ветви три, а на внутренней два. Летние верховые подковы делаются без шипов или с двумя постоянными пяточными шипами, а упряжные с тремя шипами. Зимние подковы, как у упряжных, так и у верховых лошадей снабжены двумя пяточными шипами. В зацепе винтовых шипов не применяют, и даже у упряжных подков остается заварной постоянный шип. Острые винтовые шипы в австрийских войсках употребляются конусовидные.
Во французской армии были приняты подковы недороженные и довольно широкие. Передние подковы без шипов, задние, иногда с простыми загнутыми четырехугольными шипами. Гвоздевые отверстия широкие, а гвозди с большими заостренными головками, наполовину торчащими наружу и заменяющими шипы. Зимою применялись также шипы винтовые, конусообразные по четыре в каждой подкове - два из них в зацепной части.
Английские подковы почти такого же типа, как и русские. Они дороженые, но без шипов и с небольшою контрбухтовкою. Число гвоздевых отверстий по три или четыре на каждой ветви. Задние подковы обычно делают с двумя отворотами по бокам зацепа.
Американские подковы отличаются тем, что имеют двойную бухтовку, то есть на верхней и нижней поверхностях, при чем бухтовки эти продолжаются до конца ветвей. В тех местах, где пробиты гвоздевые отверстия, подкова значительно утончена, в зацепе и на боковых пяточных частях она гораздо толще. Образуемые вследствие этого разрушения представляют как бы шипы, зацепной широкие и по два боковых и пяточных - узких.
В Турции сохранилась так называемая восточная подкова, представляющая круглую или овальную пластину, с утолщенным наружным краем и с круглым или овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий обыкновенно по четыре с каждой стороны. Гвозди круглые или четырехгранные с толстыми заостренными шляпками, заменяющими шипы.
Китайская подкова представляет собой узкую полосу, изогнутую в форме дуги, с плоско отбитыми концами. В этой грубо сделанной дуге пробито пять больших гвоздевых отверстий, величиною своей совершенно не соответствующих ширине подковы. Вследствие этого гвоздевые дыры при пробивании значительно расширяют пробиваемую часть подковы, придавая ей извилистый вид. Подковы эти прибиваются грубо сделанными гвоздями с заостренными шляпками.
В остальных государствах подковы ничем особенно от вышеописанных не отличаются и более или менее сходны с какою-либо из вышеописанных подков.
Текст Василия Коршуна.
Фото Святослава Коваля.
Ковка
(http://thehorses.ru/text/img_text/new/horse_37.jpg)
Ковка - прикрепление подковы к копыту лошади и других рабочих животных для предохранения его от черезмерного стирания и обламывания рога, ушибов и повреждения мягких частей.
Ортопедическая ковка способствует исправлению порочных и излечению больных копыт.
Специальной ковкой на ипподромах добиваются корректировки хода у рысаков.
Зимой, используя подковы с шипами, можно с меньшим риском работать на обледенелых дорогах.
Ковку проводят периодически через 4-6 недель. Перед ковкой копыто правильно расчищают , подкове нужного размера придают форму, соответствующую форме копыта. Подогнанную подкову прикрепляют к копыту подковными гвоздями, которые забивают в рог, не задевая мягкие ткани.
Неправильная ковка приводит к тяжелому заболеванию лошади.
Ковочные материалы - подковы, подковные гвозди и шипы.
Ковочный инструмент.
(http://thehorses.ru/text/img_text/new/horse_38.jpg)
Комплект инструментов из 8 предметов для расчистки копыт, снятия и прикрепления подков, вворачивания и выворачивания сменных шипов.
Обсечкой отгибают или обсекают барашки, снимая старую подкову и выбивают из роговой стенки обломки подковных гвоздей.
Ковочным молотком забивают подковные гвозди.
Ковочными клещами снимают старые подковы, обкусывают концы гвоздей и сильно отросший копытный рог, удаляют неправильно забитые гвозди.
Копытным ножом обрезают копытный рог. Копытным рашпилем выравнивают подошвенный край роговой стенки, выпиливают углубления для заделки барашков.
Секачем обрубают сильноотросший твердый копытный рог. Шиповым ключем завинчивают и вывинчивают шипы, лапой удерживая прикрепленную к копыту подкову.
Дополнительно используют шпильку, придавая нужный наклон гвоздевым отверстиям в стандартной подкове и метчик, исправляя нарезку в шиповых отверстиях.
(http://clck.ru/8gUpJ)
О.В. Двуреченский
Средства и приемы ковки лошадей в Москве и Московской земле
(в XIII-XIX веках)
Археология Подмосковья. М. 2004
Спасибо Black-Kite
http://domongol.su
А вот как в прошлом тысячелетии осматривали лошадь красноармейцы перед ездой.
(http://chuguev-veterinar.com/wp-content/uploads/2015/01/%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80-%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B8-300x195.jpg)
http://chuguev-veterinar.com/?p=3305 (http://chuguev-veterinar.com/?p=3305)