Из всех богородичных икон «Владимирская Богоматерь» — сама древняя, самая почитаемая, самая прославленная и самая любимая русским народом. Почитание Божией Матери в истории древнерусской христианской культуры имело очень важное значение. Православная Церковь утверждает кровную связь Богородицы с человечеством, падшим после первородного греха. Высшая святость Пречистой Девы, Ее личное совершенство делают Ее недосягаемой для всего человеческого рода и даже всего сонма святых.
Божия Матерь первая достигла той морально-этической цели, которая две тысячи лет назад была поставлена Христом перед человечеством — преображения всего человеческого естества в вере Господней и достижения через покаяние жизни вечной. Из всех людей только Дева Мария переступила грань, отделяющую время от вечности, и уже находится в Царствии Божием, наступления которого Церковь ожидает после второго пришествия Христова.
Осознание значения Божией Матери для рода людского пришло не сразу. Только в V столетии, на IV Вселенском соборе (431 г.), было признано и провозглашено, что Дева Мария, «Невмещаемого небесами вместившая», «истинно Матерь Божия», совершеннейший образец преданности Христу, любви к Нему и служения.
С приходом на Русь христианства почитание Богородицы стало одним из самых ярких проявлений русского благочестия. Русский народ воспринимал Пресвятую Матерь как ходатайницу, предстательницу перед своим Сыном, испрашивающую у Него прощение за грехи человеческие. А Россия постепенно осознавалась Домом Божией Матери.
На протяжении всей русской истории верующий люд постоянно обращался к заступничеству Богоматери через Ее иконные образа. Одних чудотворных богородичных икон, литургически празднуемых, около 160-ти. И первая среди них — по времени и по почитанию — «Владимирская Богоматерь».