Монетонос
   

*             Наша галерея

Находки

Просмотров: 7147
Автор: rirosrob
Икона6

Просмотров: 2668
Автор: Литвинов Виталий
сезон 2014

Просмотров: 3365
Автор: Leoopold
И ничего больше

Просмотров: 4085
Автор: andrej1210
Простреленная монета

Просмотров: 5442
Автор: Dzeban
Разновес.

Просмотров: 1943
Автор: vrangel

Автор Тема: Моя малая Родина. Истории родных мест!  (Прочитано 7337 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва

   

                       
                                                                 
 
                                                                 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


        :) Друзья! Каждый из нас,где бы он не родился и где бы не жил потом,всю свою жизнь,так или иначе,...но возвращается в своей памяти в те,.. у кого уже далекие,...а у кого не так,что бы очень,но всегда не забываемые дни своего детства. Дворы,старенькие переулки,...любимые пустыри и улицы,где ты рос...и получал первые свои, уроки жизни... Друзья,в этой теме,..я предлагаю всем желающим,рассказать о месте,где ты родился,...его наверняка интересной,а главное,совершенно неповторимой,и зачастую самобытной,..но в своем роде,..всегда уникальной истории,археологии.. и может быть современности. И совершенно не важно,..что это будет за место. Может быть город,поселок,маленькая деревня,просто твоя улица,..район,или даже одиноко стоящий среди тайги,или степи дом...Это всегда,...та..только твоя,маленькая Родина,...о которой,..только ты...знаешь все! Ну,..а может быть и узнаешь то,...чего не знал,или да же не подозревал раньше! -o- Надеюсь тема будет интересна.
      А начну я,...разумеется со своей маленькой Родины. С места где родился ..и прожил первые свои...двадцать лет. :) Итак: Москва,..Центральный Административный Округ,...некогда Сокольнический,..а теперь Красносельский район столицы...Пересекаемой по центру,...говорящей самим названием, о древнем своем происхождении Краснопрудной улицей,..одной из самых первых в Москве станций метрополитена,- Красносельской..и знаменитыми тремя вокзалами Ярославским,Ленинградским и Казанским. Это и есть, моя малая Родина,...дворы моего детства...

                                                                      С Уважением. ZOREAN. :) _V

Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
             
     
                                                             
                          Летописные предания о начале Москвы,донесли до нас известия о "многих селах красных"лежащих вокруг древнейшего городка Москов,тогда еще маленькой, пограничной крепости Владимиро Суздальского княжества,затерянной среди дремучих,непроходимых лесов...непокорных язычников Вятичей.Именно одним из таких сел,по мнению историка Москвы И.Е.Забелина...и было сельцо "Красное,..что у Великого пруда". Древний рельеф этой местности,по мнению исследователей,представлял собой высокий..(до 15-ти метров),вытянутый с северо-запада,на юго-восток холм,образованный древними долинами изчезнувших теперь речушек Ольховки, Чечеры и Рыбинки. В центре всей этой местности находился небезизвестный в те времена Русальский,..он же Великий,..а в последствии Красный пруд,давший свое имя и всей этой местности.
Он находился между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, в пойме р.Чечеры. Известен в летописях с 1423 г. как Великий пруд. В XV—XVIII вв. к северо-востоку от него и находилось Красное село. Первоначальная площадь пруда,была совсем не малой...23 га.
                                 
 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите                        План Москвы 1739г.

 По гребню этого холма издревле проходила Переяславская дорога.В древности вся эта местность,представляла собой малонаселенные лесные места с множеством речек и ручьев. Здесь проходила древняя дорога, которая вела из Москвы в Суздаль, Юрьев-Польский, Киржач, называемая Стромынской по большому селу Стромынь, стоявшему в 50 километрах от заставы Камер-Коллежского вала.Трасса древней Стромынской дороги, которую П. В. Сытин считал возможным датировать ХIV веком, сформировала направление позднейших улиц Краснопрудной, Русаковской, Стромынки, Преображенской. Южнее в том же направлении шла другая дорога — Хомутовка, давшая направление улицам Спартаковской, Бакунинской и Большой Семеновской.
Историческое Красное село, находившееся недалеко от Стромынки, на пригорке у пруда, было одним из древнейших подгородных поселений, существовавших, по предположению И. Е. Забелина, уже в ХII-ХIII веках и которое было единственным крупным поселением в районе  (в средней части современной Верхней Красносельской улицы).

                                                                   
http://mosriver.narod.ru/prud_kras1880.jpg

           Впервые село Красное встречается в завещании великого князя Василия I, которое он написал в 1423 году. В документе говорилось, что он отдает во владение своему сыну Василию сельце под городом Москвой у большого пруда. Село находилось в живописной местности с заливными лугами. Здесь проходила дорога из Москвы на Ярославль. Чуть южнее села дорога сливалась со Стромынской и шла к самому Кремлю. Свое название поселение получило при Василии Темном. Он обустроил эту местность, и за красоту ее прозвали Красной – красивой. Согласно дошедшим до нашего времени документальным источникам, в течение следующего столетия село Красное значительно разрослось. Большинство документов – это записка иностранных лиц. В частности, некий иноземец Конрад Буссов писал, что в этой местности "жили богатые купцы и золотых дел мастера, имевшие в Москве друзей и родственников". Шведский агент Петр Петрей сообщал, что в селе проживает 700 ремесленников и торговцев. Обращает на себя внимание тот факт, что село было устроено по принципу слободы, и довольно богатой слободы. При археологических раскопках на месте бывшего села Красное были найдены остатки оконной слюды. Слюдяные окна – очень редкое явление для сельских поселений. Чаще всего окна либо просто затягивали ветошью, либо бычьим пузырем.
 В период Великой Смуты село являлось главными воротами в Москву. 1 июня 1605 года именно сюда прибыли посланные Лжедмитрием I Наум Плещеев и Гаврила Пушкин. Согласно летописи, жители села приняли их радостно и встали на сторону самозванца. Царь Федор Годунов повелел своим войскам рубить мятежников, но конный отряд не смог побороть сопротивление казаков и вернулся назад в Кремль. В это время гонцы Лжедмитрия вместе с народом вошли в Москву и на Лобном месте, что на Красной площади, зачитали грамоты.
                                                                          Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

                 Каменев Л.Л. Красный пруд в Москве.Осень 1871 г.

       

              Когда полтора года спустя Болотников осадил Москву, он упустил из вида значение села Красного. Когда он попытался захватить село, замкнув кольцо блокады, у него это не вышло. А вот царь Василий Шуйский прекрасно понимал важность села, во время борьбы с "тушинским вором", как называли Лжедмитрия II в 1609 году оставил здесь воеводу Никиту Михайлова с 600 стрельцами, 300 ратниками и 10 пищалями. Несмотря на такую предосторожность, село Красное было сожжено казачьим атаманом Гороховым, который перешел на сторону противника.
По прошествии Смутного времени село медленно возрождалось. Уже в 1638 году здесь насчитывалось 118 дворов. Приблизительно треть жителей Красного была задействована в торговле и ремесленничестве, а также в обслуживании царского двора.
 В 17 веке была заселена часть села, где в наши дни пролегает Нижняя Красносельская улица, а в 18 веке появились и остальные Красносельские улицы, которые сейчас относятся к Центральному округу Москвы. Известно, что в 20-е годы 17 века в этом месте уже стояла деревянная Покровская церковь на Ольховце ( по названию ручья, протекавшего поблизости). На протяжении десятилетий церковь неоднократно перестраивалась, пока в 1838 году ее не изменили согласно проекту знаменитого архитектора О.И. Бове. Покровская церковь была основной доминантой южной части селения, наиболее крупной. Главной церковью северной части была Кестовоздвиженская церковь, которая больше известна по своему приделу как церковь Тихвинской Божией матери. В 1692 году ее заменили на каменную.

                                                           

   На вложенной карте Москвы 1739г,красным отмечен Великий пруд и села Красное...Продолжение следует.... :)
     
   
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #1 : 12 Февраля 2012, 21:33:41 »


              Планъ столичнаго города Москвы" награвированый И.Марченковым в 1789 году
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите


                 Красносельский дворец, построенный в 17 веке, не отличался выразительной архитектурой. Дворцовый комплекс состоял из деревянных жилых покоев, служб, а также церкви Спаса. Царские хоромы располагались на северном берегу пруда. В 1747 году дворец подвергся капитальному ремонту, которым руководил известный архитектор Иван Мичурин. В 1775 году обветшавшую церковь Спаса упразднили и разобрали. Окончательно освободилась дворцовая территория в 1790 году, когда снесли остатки деревянных хором, а территорию стали сдавать на откуп желающим.
         Цари в Красном селе бывали нечасто, в основном тогда, когда поблизости шла охота. В большей части у царских особ были села Коломенское, Преображенское, Измайлово, поэтому Красное село не имело ни красивых ухоженных садов, ни театра, ни прочих признаков великолепия. Лишь царь Петр I стал обращать на Красное село более пристальное внимание, но все изменения касались не гражданской, а военной сферы. С западной стороны села был образован Артиллерийский, а к востоку - Фуражный и Житный дворы. В амстердамском Рейхсмузеуме находится гравюра Адриана Шхонебека, на которой запечатлен пышный фейерверк в Красном селе 12 февраля 1697 года, устроенный в честь возвращения русской армии из-под Азова.
К концу 17 века село насчитывало 220 дворов, но все чаще купцы и ремесленники стали перебираться в города, и несмотря на указ от 9 апреля 1714 года, говоривший о запрещении слобожанам селиться на "белой" земле в1720 году в приходах обеих красносельских церквей числилось всего 80 дворов.
В середине 18 века на берегах реки Чичеры проводились народные гуляния с различными увеселениями. В 1759 году Ж.-Б. Локателли построил на Красном пруду деревянный Оперный дом с партером, ложами, занавесом и системой кулис. Ложи благоустраивались к сезону теми, кто их приобрел. В Оперном доме проходил "публичный машкерад", здесь ставили итальянские оперы, другие спектакли. Можно сказать, что в окрестностях Красного села началось зарождение московского театра. Роли в русских спектаклях играли студенты Московского университета и гимназистами-разночинцами, которых антрепренер обучал музыке, танцам и актерскому мастерству. Но театр просуществовал недолго. Частные сборы и выручка не могли в достаточной мере покрывать расходы, и в 1762 году театр закрыли.         

                                                                     
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
   Старое Каланчевское поле. Теперь Комсомольская пл. За зданием Николаевского вокзала (1849г.) сов.Ленинградский,..видны очертания Красного села.

           При строительстве Камер-Коллежского вала (1742-1747 гг.) село Красное было включено в городскую черту. С этого момента оно ходит от сельского уклада. Основными жителями местности становятся чиновники, военные и купцы. Самые известные слободы Красносельского района – Панкратьевская. Спасская и Мясницкая.
 Панкратьевская слобода располагалась приблизительно между современными Сретенкой и Мясницкой. Населяли слободу скорняки, занимавшиеся выделкой, закройкой и прочей обработкой мехов. Московские мастера выделки считались лучшими в России. Павел Аллепский, посещавший Москвы в середине 17 века, писал: "Никто так не умеет дубить, как они, нигде, кроме как в этой стране: они выделывают мех мягким, как шелк". В годы правления царя Алексея Михайловича среди дворов Панкратьевской слободы поставили стрелецкие дворы. Об этом периоде напоминал Костянский переулок, который до 1922 года назывался Стрелецким.
Свидетельством существования Мясницкой слободы служит нынешняя улица Мясницкая. В старину здесь жили царские мясники. Вплоть до середины 19 века существовало правило, что гурты (крупные партии) скота, в Москву должны были идти обходными дорогами, а через населенные пункты проходить лишь в том случае (и то без остановки), если таких обходных путей не существовало. В 1886 году вышло новое предписание, согласно которому скот к местам убоя должны были транспортировать исключительно по железной дороге. Центром Мясницкой слободы была церковь Николая Чудотворца, существовавшая с 16 века. До нашего времени здание храма не сохранилось, его снесли в 1928 году, а сейчас на этом месте располагается здание Госкомстата (ул. Мясницкая, 39).
         
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #2 : 12 Февраля 2012, 21:43:23 »


         Комсомольская площадь, на которую выходят Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы, была окончательно сформирована во второй половине 19 века. Первым в 1849 году здесь появился Николаевский (Ленинградский) вокзал. Здание вокзала построили по проекту известного архитектора Константина Тона для для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году. Оригинальность проекта состояла в том, что здание вокзала было точной копией того, который возводился в Петербурге. Несмотря на то, что нынешний Ленинградский вокзал на протяжении своего существования несколько раз капитально ремонтировался, внешний его вид остался практически оригинальным.

                        http://img15.nnm.ru/a/d/4/1/f/91d6acaea82215dcfb3938f11d2.jpg


              Возможно, это самое суматошное место во всей Москве — три больших вокзала (да еще железнодорожная станция на соединительной ветке) и в придачу к ним огромный универсальный магазин. Десятки тысяч прохожих снуют по всем направлениям, тут же трамваи, троллейбусы, тысячи автомашин на площади, по которой проходит оживленная магистраль.
Все это современная Комсомольская площадь, бывшая до 1932 года Каланчевской, или просто Каланчевкой, а еще раньше Каланчевским полем.
                             Поле было обширным — от Земляного вала и до Красного пруда. На южной окраине поля стояло болото, откуда вытекал ручей, а на северо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланча над деревянным зданием царского дворца, который так и назывался — Каланчевским. От него и само поле также прозывалось Каланчевским. На планах 1739 и 1763 годов только в западной части поля, ближайшей к Земляному валу, обозначены строения: возможно, это и есть тот самый дворец. На экспликации к плану строения называются Шеиным двором с церковью Спаса. Фамилия бояр Шеиных была известна в России: один из них — Михаил Борисович — получил трагическую известность: его обвинили в измене после капитуляции русских войск полякам в 1634 году и казнили, хотя вины его в том не было. Другой же Шеин — боярин Алексей Семенович — разбил стрелецкое войско в 1698 году под Новым Иерусалимом. Он имел редкий тогда титул генералиссимуса и был формальным командующим русским войском под Азовом (фактическим был сам Петр). По южному краю поля проходила дорога от Мясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во владимирскую землю, а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранились орудия и производились учения артиллеристов. В пожар 1812 года он взорвался, ставить новый не отважились и в 1851 году на площади начали строить вокзалы.


 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите     


           Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшая к Земляному валу, так же, как и площадь, получила название Каланчевской. Начало ее застройки, возможно, относится к концу XVIII века, когда сюда перевели с Чистых прудов лесной ряд, выстроив лавки для торговли строительным материалом. Лесной ряд существовал здесь еще более полустолетия, и только после постройки Николаевского вокзала на улице начинают появляться жилые дома, сначала деревянные, а потом, к концу XIX столетия, и каменные.
Каланчевская улица может "похвалиться" двумя высотными московскими зданиями: одно из них — на углу с Садовым кольцом, а другое — ближе к Каланчевской площади. В начале прошлого столетия на месте первого, выходя фасадом к Садовому кольцу, стоял двухэтажный дом, принадлежавший генерал-майору Ф. Н. Толю, у которого нанимала квартиру семья Лермонтовых. В этом доме в ночь с 2 на 3 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил, которого крестили в ближней церкви Трех Святителей, стоявшей напротив (рядом с теперешней станцией метро "Красные ворота"). Лермонтовы недолго жили здесь — в апреле следующего года они уехали в Тарханы....
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #3 : 12 Февраля 2012, 21:48:13 »

           
              На месте дома, где родился поэт, в 1953 году построили высотный дом. В основной части дома поместили министерства, в крыльях же — квартиры. От дома Лермонтова осталась лишь мемориальная доска на самом углу высотного сооружения.
            Другое высотное здание — гостиница "Ленинградская", вызывающая удивление у заезжих иностранцев своим экзотическим обликом. Гостиница строилась с марта 1949 по октябрь 1954 года. В 50-х годах архитектура сталинского периода с ее риторикой, формализмом и псевдогероикой была признана не отвечающей процессу индустриального строительства. К тому же стоимость строительства помпезных сооружений была баснословно высокой. С разрешения высоких инстанций архитектура гостиницы подверглась критике. Искусствовед М. А. Ильин писал о том, что авторы (архитекторы Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий) не дали себе труда разобраться в композиционных законах древнерусского зодчества, что они "с удивительной легкостью стали переносить в свои произведения все, что им попадалось под руку". В результате подобных отзывов у авторов отобрали (первый и последний такой случай!) Сталинскую премию.
 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите         

      На Каланчевской улице, поблизости от вокзалов, в прошлом веке открылось несколько гостиниц и меблированных комнат. Из них сохранилась только одна гостиница "Петербург" (№ 11), выстроенная в 1852 году коммерции советником А. Л. Торлецким. Здесь в 1855 году останавливался хирург Н. И. Пирогов и несколько раз — в 1884, 1890 и 1891 годах — писатель Г. И. Успенский.
На этой же улице, где в небольших домиках можно было нанять дешевую квартиру, жил писатель И. К. Кондратьев, у которого часто бывали его закадычные приятели, потопившие свои таланты в водке, — художник А. К. Саврасов и писатель Н. В. Успенский.
В конце XVIII в. по южной стороне площади была проведена подземная галерея Мытищинского водопровода; на площади было два бассейна, водой из которых пользовались окрестные жители.
Болото в южной части площади в 1860 г. было осушено, ручей Ольховец  заключен в трубу, «лесные ряды» удалены.


               Большое строительство на Каланчевском поле началось лишь в середине XIX века. В 1851 году в Москве открылся первый вокзал. В то время железнодорожная ветка Москва – Петербург считалась самой длинной в мире двухпуткой. Расстояние между двумя столицами поезд преодолевал за 22 часа. В 1896 году, когда в Москве шли приготовления к коронации Николая II, недалеко от Николаевского вокзала на станции Каланчевская был сооружен царский павильон, где и предполагалось встречать прибывающего из Петербурга государя. Но в последний момент концепция поменялась, и императорский поезд прибыл на Брестский, он же Белорусский, вокзал. Теперь это станция Каланчевская на ветке железной дороги, проходящей над площадью по эстакаде. Эта ветка соединяет Комсомольскую площадь с тремя московскими вокзалами: Белорусским, Курским и Рижским.

 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите             


     По первоначальному проекту любимец Николая I архитектор К. А. Тон предполагал поставить по северной границе Каланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого находился сам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам два здания со значительно более сдержанной отделкой — таможня слева и жилой дом справа. Дом так и не построили, а таможня (№ 1а) и вокзал были выстроены к 1851 году.
Дорогу открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы, и осенью того же года москвичи могли узнать в газетах о том, что "с первого числа ноября месяца начнется движение по С.-Петербурго_Московской железной дороге, и на первое время будет отходить в день по одному поезду.
Дорога сначала вызывала страх и неподдельное удивление. В народе  сложили стишок, расходившийся в лубках по России:
Близко Красных ворот
 Есть налево поворот.
 Место вновь преобразилось,
 Там диковинка открылась,
 И на месте, на пустом,
 Вырос вдруг огромный дом.
 На дому большая башня,
 И свистит там очень страшно
 Самосвист замысловатый,
 Знать заморский, хитроватый.
 . . . . . . . . . . . .
 Там чугунная дорога,
 Небывалая краса,
 Это просто чудеса.
 В два пути чугунны шины,
 По путям летят машины,
 Не на тройках, на парах,
 Посмотреть, так прямо страх.
 . . . . . . . . . .
 Ну, признаться, господа,
 Славны Питер и Москва.
 До чего народ доходит — Самовар в упряжке ходит.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #4 : 12 Февраля 2012, 21:51:29 »

 
       
Ярославский вокзал, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева посада, где находилась Троице-Сергиева лавра, был построен рядом с Николаевским. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на 1-й Мещанской, на месте университетского ботанического сада. Но университет не согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалы на Каланчевском поле. По свидетельству инспектора частных дорог России А. А. Дельвига, вокзал Троицкой дороги (архитектор М. Ю. Левестам) был небольшим и невидным. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 года совершил молебствие и освятил вокзал перед открытием железной дороги, хотя считал, что дорога, ведущая в Троице-Сергиеву лавру, будет вредна в религиозном отношении. И вот почему: "Богомольцы будут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов и часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг есть подвиг, угодный Богу".
В связи с тем, что позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями русского Севера, которому многие, и в их числе владелец дороги Савва Мамонтов, предрекали большую будущность, вокзал, вернее его фасадную часть, в 1902 году полностью перестроили. Автором этого весьма необычного здания был Ф. О. Шехтель. Главный акцент — на входе в вокзал, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.
 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

      И, наконец, последним на Каланчевской площади выстроили вокзал для дороги на Рязань, первый участок которой — до Коломны — открыли 20 июля 1862 года. Это, возможно, единственный в России путь с левосторонним движением. "Виновниками" были английские проектировщики и инженеры. Вокзал — длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой (архитектор А. П. Попов), оказался тесным по мере расширения движения и присоединения новых линий. Вместо него в 1914 году стали строить новый, более обширный, по проекту молодого и талантливого архитектора А. В. Щусева (любопытно, однако, отметить, что еще в 1911 году существовал проект другого архитектора, маститого Ф. О. Шехтеля, удивительно схожий со щусевской постройкой: то же сочетание деталей древнерусского зодчества, то же использование декоративных мотивов, та же высокая башня, то же распределение зданий по фронту застройки ...).
Щусев внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали: так, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани.
 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #5 : 12 Февраля 2012, 21:58:10 »


       
               До революции строительство вокзала так и не окончили, его возводили до 1926 года, а отделывали до 1940 года: перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором "уфалей", не гармонирующим с замыслом всего сооружения. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е. Лансере. Живописное соединение разновысоких объемов, объединенных одним декоративным решением, переработанные детали русской архитектуры конца XVII века, доминанта всего ансамбля — башня Суюмбеки высотой 73 метра, копирующая башню Казанского кремля, красивые часы со знаками зодиака — все это делает здание Казанского вокзала (как он стал называться после продления линии до Казани) одной из архитектурных достопримечательностей Москвы.
В последнее время Казанский вокзал преобразился: к старому зданию со стороны Рязанского проезда (у путей соединительной ветки) и Новорязанской улицы по проекту архитектора В. М. Батырева пристроили в том же стиле новое. Над семнадцатью железнодорожными путями, подходящими к зданию вокзала, было сооружено огромное большепролетное и застекленное покрытие — площадь его более 19 тыс. кв. метров, и опирается оно всего на восемь опор. Под вокзальными зданиями проложен самый большой в Москве тоннель, по которому можно попасть в любой из трех вокзалов на площади.
С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, не предусмотренного оригинальным проектом, — это клуб рабочих Казанской железной дороги, известный как КОР — клуб имени Октябрьской революции, также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине этой революции. Сюда Ильф и Петров решили поставить стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, в поисках которых концессионеры Остап Бендер и Киса Воробьянинов исколесили полстраны.
 
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите   

     Площадь, превратившуюся еще в прошлом столетии в важнейший транспортный узел города, в советское время решили соединить с центром линией метро. Здесь две станции метро: одна — радиальная, первой очереди 1935 года (архитектор Д. Н. Чечулин), на капителях колонн которой изображены таинственные буквы "КИМ" (что означает "Коммунистический Интернационал Молодежи"), и другая — кольцевая, 1952 года. Автор этой станции А. В. Щусев вернулся к теме оформления Казанского вокзала. Но если на здании вокзала детали русского архитектурного орнамента, даже преувеличенно большие, смотрятся еще более или менее нормально, то под землей, даже несмотря на размеры станции метро, они кажутся уже гротескными.

        Продолжение следует.... :)
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #6 : 12 Февраля 2012, 22:23:11 »


        Еще одно из интересных мест,...находящееся буквально в "двух шагах" от моего старого дома...Ново-Алексеевский монастырь.
     Алексеевский монастырь был первым женским монастырем Москвы и оттого назывался стародевичьим – по старшинству над остальными московскими женскими обителями. (Впрочем, есть менее принятая версия, что так именовался кремлевский Вознесенский монастырь после основания Новодевичьего монастыря.) О женском монастыре в Москве святителя Алексия, митрополита Московского, просили его родные сестры – монахини Иулиания и Евпраксия, мечтавшие устроить эту обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, – по именинам их любимого брата-митрополита.

  Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
Храм бывшего Красного села был отдан переведенному с Волхонки Алексеевскому монастырю. Ныне здание храма встроено в дом № 17. Фото конца XIX в.

   Святитель благословил их просьбу и в 1358 году (по другим данным, в 1360 году) основал обитель на Остоженке – на митрополичьих землях, подаренных еще святителю Петру, митрополиту Московскому, татарским ханом Узбеком. Это первое место в истории Алексеевского монастыря было тихим и уединенным, подходившим вполне для монашеской молитвы. Сначала был возведен деревянный Алексеевский храм, а соборным храмом обители стала церковь Зачатия праведной Анны, по которому монастырь именовался и Зачатьевским. Первой игуменьей стала преподобная Иулиания, которая ввела в обители общежительный устав. Славившийся строгой благочестивой жизнью своих насельниц, Алексеевский монастырь стал образцом для последующих женских монастырей, из которых первыми были Рождественский и Вознесенский.                         
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите

             Алексеевский м-рь в 1838г. до переноса.

        В 1473 году Иван III удостоил игуменью Алексеевской обители чести облачать в новые ризы останки великой княгини Марии (в иночестве Фотинии), супруги Симеона Гордого, найденные в кремлевской церкви Спаса на Бору. Это событие попало в летопись, но, вероятно, оно не было первым знаком внимания государей к древней обители, располагавшейся около Кремля.
 Мало кому выпали такие крестные испытания, какие сопутствовали Алексеевскому монастырю всю его трагическую историю. На своем первом месте он пережил и нашествие Тохтамыша, и татарский набег 1451 года, и разорительные пожары, и даже землетрясение. В 1514 году обитель сгорела. Тогда Василий III повелел своему любимому итальянскому зодчему Алевизу Новому выстроить каменную церковь святого Алексия, человека Божия. А после печально знаменитого пожара 1547 года, выкосившего почти весь город, монастырь перевели на высокий живописный холм под защиту крепостной стены Белого города – с тех пор этот холм назывался Алексеевским, а монастырь вошел в черту города. На старом месте остались храмы, и позднее царь Феодор Иоаннович в молении о рождении наследника возобновил там Зачатьевский монастырь, где приняла постриг родная сестра Козьмы Минина.
 Алексеевский же монастырь стал местом царского богомолья – после рождения у царя Михаила Федоровича в 1629 году наследника, нареченного Алексием в честь преподобного Алексия, человека Божия. А тезоименитый монастырь в том же году был истреблен очередным пожаром, после чего первый Романов решил роскошно отстроить его. И в 1634 году случилось торжественное событие, вписавшее монастырь в архитектурную летопись Москвы: патриарх освятил прекрасный двухшатровый собор, возведенный в честь рождения Алексея Михайловича. Оттого и строили его знаменитые московские мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин, будущие архитекторы Теремного дворца. Сооруженный ими собор был архитектурной жемчужиной русского зодчества. По мнению исследователя Ю. Тарабариной, собор Алексеевского монастыря был одним из царских «молений и первым образцом двухшатровой композиции в истории русской архитектуры». А поскольку это архитектурное чудо имело высокий статус романовского богомолья, то примеру его стали подражать, и собор Алексеевского монастыря лежал у истоков последующего развития многошатровых храмов. Последним уцелевшим в Москве образцом этого стиля стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, сооруженная до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов и о повсеместном переходе к каноническому крестово-купольному зодчеству.
   
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #7 : 12 Февраля 2012, 22:37:09 »

   
              Для Алексеевского монастыря настала эра его расцвета. Со всех концов Руси в него стекались богомольцы. В царский монастырь было почетно делать вклады. Государь каждый год праздновал в нем свои именины. В 1667 году с ним молились здесь и восточные патриархи, прибывшие на Собор по делу патриарха Никона. (Кстати, здесь же в свое время приняла постриг его жена под именем Таисии, а потом томилась Евдокия Урусова, сестра боярыни Морозовой.) Царская семья приносила в обитель святыни, такие как частицы мощей святого Алексия к его храмовой иконе. Щедро одаривала и обитель, и инокинь ценными подарками, богатыми вкладами, деньгами, пожалованиями и даже снедью на престольный праздник. Это был романовский монастырь, о чем напоминали хранимые здесь Федоровская, Знаменская и Казанская иконы Богоматери – покровительницы рода Романовых.
 В середине XVII века, когда в Москве бушевала моровая язва, в обители была чудесно обретена чудотворная Грузинская икона Божией Матери. В 1654 году заразилась и инокиня Алексеевской обители. Она молилась Богоматери и все просила принести в обитель чудотворный Грузинский образ из храма на Варварке, но никто в те дни не мог исполнить ее просьбу. Вдруг к умиравшей пришел какой-то неведомый монах и молвил, что в их монастыре есть своя точно такая же икона, и находится она в пещерах: «Отыщите ее, и увидите на себе милость Божию. Через этот образ будет подано исцеление не только вам, но и многим другим». Обескураженные инокини долго терялись в догадках: о пещерах они никогда не слышали. Но вскоре случайно обнаружили в стене нишу наподобие пещеры, где хранились утварь и книги, – там они и нашли икону. Больная сразу же исцелилась от нее, затем болезнь оставила и Москву. А позднее, словно в утешение перед трудными временами, в обители прославилась икона Богоматери «Неувядаемый Цвет».
 Романовские праздники в обители закатились после смерти Тишайшего. Царь Федор Алексеевич еще поддерживал в память об отце престольную службу, а потом и царица Наталья Кирилловна делала в монастырь дары, потому что ее внук, царевич Алексей Петрович, также был наречен во имя святого. Однако после переноса столицы в Петербург монастырь уже не был под покровительством высочайшей фамилии. После екатерининской секуляризации все его земельные владения были взяты в казну. Нашествие Наполеона тоже нанесло ему сильный удар: неприятель разорил обитель и сжег все, кроме соборного храма. Монахини успели зарыть ценную утварь в землю и над ямами поставили кровати с больными – по одной версии, на них лежали действительно немощные, по другой – вполне здоровым монахиням пришлось разыгрывать такую роль, но так или иначе, французы испугались заразы и не тронули кровати с места. После ухода Наполеона из Москвы обитель быстро вернулась к жизни, ибо о ней усердно позаботился преосвященный Августин, архиепископ Московский, в миру носивший имя Алексий.
             

 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Храм преподобного Алексия


           В 1822 году в обители произошло на первый взгляд не особенно выдающееся событие, но оказавшееся очень знаменательным для последующей истории монастыря. В этот год его игуменьей стала Назарета (Шванвичева), сестра петербургского обер-полицмейстера, переведенная в Москву из Казанского Богородицкого монастыря. А с ней пришли несколько насельниц и в их числе казначея Клавдия, которой было суждено стать той самой легендарной игуменьей, будто бы наложившей проклятие на Алексеевcкий холм, когда монастырь переводили в Красное Село: быть сему месту пусту. Ей действительно довелось стать последней игуменьей монастыря, когда он находился на Алексеевском холме, но именно ей и предстояло поднимать обитель на новом, совсем ином месте.  Игуменья Клавдия происходила из купеческого рода. Ко времени прихода в московскую обитель ей было уже 59 лет. В 1827 году она успела побывать настоятельницей соседнего Зачатьевского монастыря, откуда в 1830 году вернулась в Алексеевскую обитель, после того как игуменья Назарета ушла на покой.
 В 1828 году было окончательно остановлено строительство благодарственного храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Воробьевы горы были отвергнуты не только из-за опасности оползня, а потому, что теперь представлялись неподходящими для такого великолепного храма – слишком удалены от центра города и недоступны для частого посещения из-за трудностей подъезда. Архитектор К.А. Тон предложил для своего храма три места: Швивая Горка, Страстной монастырь и Алексеевский холм: все три в центре города и два из них – на возвышенности. Николай I лично осмотрел их и утвердил третье место как самое близкое к Кремлю. Тем более что храм был исполнен в сугубо русско-византийских традициях и очень подходил для такого парадного ансамбля, вторя Кремлю и по смыслу, и по архитектуре и при этом не подавляя его своими исполинскими размерами. К тому же, тогда готовился триумфальный ансамбль с новым Большим Кремлевским дворцом, тоже строившимся в честь победы над Наполеоном и тем же архитектором Константином Тоном. Его архитектура вторила идее храма. Император Николай I пожелал, чтобы дворец, как и благодарственный храм Христа Спасителя, был памятником славы русского воинства. Кроме того, на грандиозный храм открывался прекрасный вид из центральной Москвы, с берегов Москвы-реки и Замоскворечья. В императорском указе отмечалось, что выбранная для него территория Алексеевского монастыря имеет достоинства прежнего места, отведенного для строительства храма, и при этом лишена его недостатков.
 Как относился к переводу обители и сносу ее храмов святитель Филарет, митрополит Московский? По его словам, сказанным, правда, по другому поводу – перенесения кремлевской Предтеченской церкви в Боровицкую башню, древний храм не упразднялся, а переселялся, «с своею внутреннею святынею и даже с осенявшим его древним крестом» из старых стен в новые. Это вполне относилось и к Алексеевскому монастырю, хотя его новое место стало настоящим испытанием для его инокинь.
 Встал вопрос: куда переводить Алексеевский монастырь? Сначала предлагали в Измайлово, где была древняя резиденция Алексея Михайловича и где стоял огромный Покровский собор, который вместе с другими храмами пригодился бы монастырю. Но император Николай I в том же 1837 году решил отдать родовое владение под Измайловскую военную богадельню для инвалидов Отечественной войны – в честь 25-летия победы над Наполеоном. Вторым предложением стали все те же Воробьевы горы, но теперь на более надежном участке, проверенном временем, – на месте бывшего Андреевского монастыря, упраздненного при Екатерине II. Однако там помещалась Мещанская богадельня, недавно открытая по обращению купцов к государю. Тогда и вспомнили о пустынном и просторном Красном Селе, где стояла только что восстановленная Крестовоздвиженская церковь.
 Это было последним странствием по Москве Алексеевского монастыря.
 
 
 
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #8 : 12 Февраля 2012, 22:46:57 »
                                           

                                                    Ново-Алексеевский м-рь.

       Ранним утром 17 октября 1837 года из Алексеевского монастыря в Красное Село через весь город отправился огромный крестный ход с молебным пением, святыми иконами и хоругвями. У врат Крестовоздвиженской церкви шествие встретил святитель Филарет в голубом облачении и совершил первую на новом месте литургию, а затем навестил игуменью Клавдию, так что ни о каком проклятии речи и быть не могло. Верующие стекались со всего города помолиться в новых стенах обители, поддержать инокинь, а поскольку монастырей в этой местности не было, то многие прихожане из окраинных церквей, из Измайлова, с Преображенки, села Алексеевского спешили посетить монастырское богослужение. Так что на самых первых порах монастырь, оказавшись в крайне скудном месте, в богомольцах недостатка не имел. Но теперь ему пришлось переживать горькие дни, хотя они и не были сравнимы с теми бедствиями, которые обрушивались на обитель ранее. Царские богомолья, щедрые дары, богатые вклады, солидные владения, обилие паломников, стекавшихся в знаменитую обитель, – все кончилось. Остались один-единственный холодный храм и несколько огородов. Монахиням пришлось буквально выживать, правда, не без помощи святителя Филарета, взявшего бедствующую обитель под личное покровительство, и благотворителей. Восстановление монастыря стало истинным подвигом его насельниц и игуменьи Клавдии, которая достойна лучшей памяти, чем та, что приписывает ей мифическое проклятие.  Прежде всего, встал вопрос о земле. Даже сейчас по уцелевшим церквям видно, что на первых порах обитель была крохотная – она ограничивалась только территорией около нынешнего Алексеевского храма. Земельный участок был пожертвован монастырю в том же 1837 году коллежским секретарем Т. Приесниевым; потом уже постепенно приобретались соседние домовладения, так что у обители появился даже маленький фруктовый сад. А пока были только огороды, где монахини своим трудом добывали себе пропитание. В 1841 году святитель Филарет позволил по просьбе насельниц устроить кладбище, которое стало главным источником доходов и позволило начать монастырское строительство.

                     Храм Алексия, человека Божия. 1882 г.
        1882г. Храм Алексея,божия человека. Я знал его,как Дом пионеров.


     В том же 1841 году в Крестовоздвиженской церкви был освящен престольный придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, и сооружена монастырская каменная ограда с башнями. Можно понять, какие труды выпали настоятельнице, если уже в 1841 году она удостоилась благодарности от Священного Синода за деятельность в Алексеевском монастыре. Много сил игуменья Клавдия приложила и к тому, чтобы появился в обители Алексеевский престол. Она сумела заложить в Красном Селе будущее Ново-Алексеевского монастыря, и в феврале 1846 года после смерти игуменьи Новодевичьего монастыря Мефодии была переведена его настоятельницей.

   В 1853 году очень уважаемый в православном мире архитектор М.Д. Быковский возвел Алексеевскую церковь с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святого Павла Латрийского, освященную святителем Филаретом. По счастью, церковь сохранилась. Она интересна тем, что была миниатюрной копией храма Христа Спасителя, точнее, исполнена по его мотивам в сочетании с русским допетровским стилем и декором. То же касается и росписи. Пока ее интерьер не восстановлен полностью, купол и свод не расписаны, но на стене церкви представлена цветная фотография, позволяющая увидеть прежнее убранство. Даже в куполе повторяется мотив знаменитого пояса главного купола храма Христа Спасителя, только гораздо более скромного. Может быть, архитектор хотел чисто символически напомнить о связи Ново-Алексеевской обители и великого русского храма. И зря винят зодчего за «тяжелое по формам неуклюжее здание, увенчанное огромным куполом», его творение прекрасно. Иногда его автором называют помощника Быковского архитектора П.Н. Соболевского, и, по всей вероятности, он и воплощал проект, потому что рука мастера в архитектуре храма очень чувствуется.  Алексеевская церковь стала композиционным центром монастырского ансамбля. Крестовоздвиженскую церковь тоже расширили, и Алексеевский придел переосвятили во имя святого Симеона, епископа Персидского, – по завещанию генерала Семена Степанова, пожелавшего устроить здесь придел во имя своего небесного покровителя и пожертвовавшего на него средства. Генерал был погребен в этом приделе, а над его могилой горела неугасимая лампада. Потом в приделе упокоились и известные московские благотворители супруги Ф.Ф. и М.В. Набилковы, происходившие из крепостных графа Шереметева, создатели известной богадельни на 1-й Мещанской, много жертвовавшие на храмы и монастыри.

                   Храм Алексия, человека Божия, превращенный большевиками в клуб
Главный доход обители приносило монастырское кладбище, быстро превратившееся в один из самых престижных московских погостов, несмотря на отдаленность от центра Москвы. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов, чугунных, кованых, с литьем. Одна была по проекту В.М. Васнецова. Сестры же обители обязывались ухаживать за могилами – и нигде не было такого обилия цветов. Редкое в Москве кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь был похоронен основатель Ново-Афонского монастыря иеромонах Арсений (Минин) – инок русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, основавший и в Москве знаменитую Афонскую часовню в Китай-городе. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: А.Ф. Вельтман – историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, который сказал Пушкину после свадьбы: «Ты – поэт, а жена твоя – воплощенная поэзия»; С.С. Хлюстин – племянник графа Ф.И. Толстого «Американца», за которого Наталья Николаевна хотела выдать свою сестру Екатерину вместо Ж. Дантеса. Здесь обрели последний приют поэт А.М. Жемчужников (один из создателей Козьмы Пруткова); литератор С.А. Юрьев – однокашник М.Е. Салтыкова-Щедрина по Московскому дворянскому институту, ставший прототипом Валентина Бурмакина в «Пошехонской старине»; скульптор Н.А. Рамазанов – автор скульптур Аничкова моста, горельефов храма Христа Спасителя и посмертной маски Н.В. Гоголя; знаменитый русский публицист, издатель «Московских ведомостей» М.Н. Катков, художник И.М. Прянишников, архитектор А.С. Каминский, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, психиатр С.С. Корсаков – один из создателей роскошной Алексеевской больницы на Канатчиковой даче и Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского); известнейшие московские полицмейстеры Н.И. Огарев и А.А. Власовский. Здесь стояли усыпальницы московских промышленных королей: Шустовых, производивших лучший коньяк; кондитеров Абрикосовых, которые получили благословение игумена Новоспасского монастыря на фамильное дело и создали фабрику, сейчас все еще носящую имя революционера П.А. Бабаева. Здесь были похоронены и купцы Алексеевы, родители К.С. Станиславского.
 Кладбище повлияло на план монастыря: оно окружало Алексеевский храм, а вокруг кладбища вдоль стен вплотную были выстроены корпуса для келий и монастырских служб, оставляя как можно больше территории для погоста. За счет этого на монастырь открывался очень красивый вид: были видны только храмы на фоне зелени, а невысокие жилые и хозяйственные постройки полностью скрывались за стенами.


 

И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #9 : 12 Февраля 2012, 23:05:42 »

     При строительстве третьего транспортного кольца,и в частности Рижской эстакады,большую часть старого,выровненного бульдозерами кладбища на коем,уже был разбит парк,...просто срыли! В длинном котловане,..обнажились бесчисленные могилы купцов,...чиновников,...каких то военных чинов. Прогуливая школу (класс наверно..5-й..),мы без устали,..до изнеможения, лазили по стройке,...разбирая вывороченные могилы...Сколько было находок...Где теперь все это?...

       
 После революции монастырь еще держался несколько лет, но с этого времени история обители обрастает новейшими преданиями и легендами. Кладбище было закрыто уже в 1919 году, правда, по утверждениям старожилов, на нем тайком хоронили до 1930-х годов. Конец самой обители начался в 1923 году, когда монахинь стали выгонять из насиженного гнезда. В 1924 году на храмы обители покусились власти. Летом Моссовет принял решение о закрытии церкви Всех святых под архив, а в декабре решил передать и Алексеевскую церковь Сокольническому райсовету для размещения в ней «культурно-просветительских» учреждений.
 Сохранилось удивительное предание. Незадолго до закрытия обители в ней служил отец Николай, когда-то увлекавшийся революционными идеями, но после судьбоносной встречи со святителем Тихоном принявший священнический сан. Когда уполномоченные пришли закрывать Алексеевский храм, он вдруг вспомнил, что забыл в алтаре какую-то важную вещь, и просил разрешения сходить за ней. Однако священник более 15 минут не возвращался из алтаря к неудовольствию уполномоченных, и они громко приказали ему поторапливаться. Потом отец Николай рассказывал, что увидел в алтаре человека в длинном белом балахоне, который молвил ему: «Не бойся. Я хозяин этого места, Алексий, Божий человек…» О чем говорил преподобный Алексий священнику Николаю, осталось тайной, но потом священник принял мученическую кончину за веру. Другой последний священник обители, протоиерей Алексей Афонский, всегда ходил в рясе, не скрывая сана и после революции. Он умер за два месяца до ареста: когда его хоронили, вся местность была запружена народом.
Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов, а этот социалистический монстр должна была увенчать гигантская статуя Ленина. Оттого москвичи-острословы прозвали проектируемую трассу «от Ленина до Сталина». Назначение проспекта Ильича обязывало осуществить на нем надлежащую монументальную застройку, и конечно, без храмов и могил.  Над Алексеевским кладбищем надругались с особенным цинизмом. Полагают, что оно сильно раздражало количеством могил «царских сатрапов», интеллигенции и прочих приспешников монархии. К тому времени кладбище вдобавок обрело неопрятный вид: монахинь выгнали, а родственники «сатрапов», которые не уехали в эмиграцию, просто боялись навещать опальные могилы. Эксгумация отсюда была запрещена, хотя есть данные, что с Алексеевского погоста вывезли 13 захоронений. По воспоминаниям тех же очевидцев, особенно надругались над прахом Каткова, вставив в челюсти папиросу. Надгробия пошли «на нужды народного хозяйства»: гранит – на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий, а часовни – на переплавку. На месте кладбища был устроен детский парк, а в обезглавленном храме святого Алексия – дом пионеров, чтобы ничто не напоминало о храме, даже бывшем. Во время войны в его подклете прятались от бомбежек. Всехсвятская церковь долго оставалась архивом, потом заводом по производству зонтиков. Крестовоздвиженская церковь вовсе была включена в объем здания Института рыбного хозяйства и океанографии (Верхняя Красносельская, 17), став обычным гражданским сооружением, в котором невозможно угадать даже абрис храма. Монастырские стены снесены. Чудотворную Грузинскую икону передали храму Воскресения в Сокольниках.
 После закрытия Алексеевской обители сестры старались сохранить монашеский устав жизни. Многие селились общинами на частных квартирах, зарабатывали шитьем одеял. Кто-то устраивался на работу при уцелевших храмах. Кто-то переселялся в подмосковные деревни. Многие были арестованы по главному в ту пору обвинению в антисоветской агитации и претерпели за веру жестокие мучения. Сподобился Алексеевский монастырь и преподобномучениц. К лику новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученицы Анна и Матрона (Макандины) – родные сестры, бывшие послушницами монастыря и обе прошедшие мученический путь, исповедуя единые убеждения, что к советской власти надо относиться враждебно, ибо она выгнала монахинь из монастырей и не дает служить Богу. Сестры были расстреляны вместе 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне. Канонизирована и другая послушница обители преподобномученица Евфросиния (Тимофеева): пройдя аресты и ссылку «за антисоветскую агитацию», она приняла мученическую кончину 5 ноября 1942 года.
 Были и неканонизированные мученицы. Монахиня Евгения (Ефимова) после закрытия обители ходила по домам москвичей и отчитывала покойников, а потом переселилась в деревню Щелковского района. В 1931 году власти решили закрыть там местную церковь, и бывшая инокиня была в числе тех, кто встал на защиту храма. За это она была обвинена в систематической антисоветской агитации, направленной к срыву коллективизации и других проводимых советской властью мероприятий на селе, сослана в Казахстан, но потом вернулась из ссылки и умерла в 1948 году. А вот судьба еще одной послушницы Раисы Бабаскиной осталась неизвестной. Она тоже прошла через весь ад советской следственной системы как «участница контрреволюционной группировки церковников», также проповедовала против коллективизации. Она говорила, что даже сосланным за 101-й км живется лучше, чем колхозникам, которым приходится работать и нечего есть, что коммунисты морочат народу головы, издеваются над верующими, не дают крестить детей. На следствии она не признала себя виновной, а дальше сведения о ней обрываются.
 
 Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Храм Всех Святых
             Храм Всех Святых Ново-Алексеевского монастыря. Построен в 1887-1891 годах по проекту архитектора А.А.Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII веков, с главным престолом Всех святых и правым приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1925 году монастырь и храм закрыли. Снесены больничный храм архангела Михаила и другие здания монастыря. На месте кладбища разбит детский парк. В храме размещались архив, заводские помещения, кооператив. Возвращен и освящен в 1991 году.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #10 : 12 Февраля 2012, 23:10:25 »

   
      Уцелевшим насельницам помогали старцы Зосимовой пустыни иеромонахи Мелхиседек и Иннокентий (Орешников). После разгона своей обители они поселились неподалеку от Клина, и в той же местности жили алексеевские инокини. Они стали ходить к старцам, образовалась «общинка», куда приходили и миряне. Отец Мелхиседек порой служил в московском Петровском монастыре, и на проскомидии поминал за упокой царей и цариц, считая, что «поминать царей мы обязаны, так как при них лучше жилось, Православную Церковь не терзали и духовенство не сажали», как исповедал он на следствии. Арестован он был по доносу в начале марта 1931 года. Вместе с ним пострадали и монахини. Пытаясь уберечь духовного отца, они уверяли следователей, что их собрания носили сугубо монашеский характер, дабы «усмирять свою скорбь». В вину им было вменено создание «нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации ”Истинных христиан”». Отец Мелхиседек признал себя виновным (то есть признал правдой) лишь в том, что на проскомидии «поминал царей благочестивых». Он был расстрелян в том же 1931 году, похоронен на Ваганьковском кладбище и реабилитирован после смерти Сталина.
 Из глобальных градостроительных замыслов советской власти в Москве ничего не вышло. Вместо проспекта Ильича получилась автомагистраль, разрезавшая пополам территорию бывшей обители. Из четырех храмов обители революцию пережили два – Алексеевский и Всех святых, по счастью единственные уцелевшие свидетели первой в истории Москвы женской обители. Теперь они стоят друг против друга, рассеченные трассой.
 Возрождение этих храмов сопровождалось чудесными знамениями. Осенью 1990 года стал подниматься из руин храм Всех святых, вопреки новейшим постсоветским планам открыть в нем ночное казино. Освящение все откладывалось, пока его не удалось совершить на Лазареву субботу в 1991 году. И только потом уразумели, что этот праздник пришелся тогда на день памяти преподобного Алексия, человека Божия, – престольный праздник Алексеевской обители. Главной святыней прекрасно восстановленного храма стал чудотворный список иконы Божией Матери «Всецарица», привезенный с Афона. Образ находится слева у входа в храм, так что ему всегда можно затеплить свечу и помолиться, даже если храм переполнен. Еще здесь хранятся частицы мощей святителя Филарета, мученицы Татианы и преподобного Серафима Саровского.
 Алексеевский храм тоже удостоился своего чуда. Однажды сюда явился незнакомец и спросил, кому можно передать старинную икону, расколотую на две части. Она попала к нему почти случайно. Один его знакомый, зная о его увлечении предметами старины, рассказал ему о большой иконе, стоявшей у ограды около метро «Октябрьская». Узнав, что «дворец пионеров» вернули Церкви, мужчина захотел передать образ храму. Это оказалась икона святого Алексия, человека Божия.
             
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Храм преподобного Алексия
Храм преподобного Алексия, человека Божия. Храм преподобного Алексия человека Божия – один из трех уцелевших храмов бывшего Ново-Алексеевского девичьего монастыря. Построен между 1853 и 1858гг. архитектор М.Д.Быковский, в 1899 году по проекту архитектора А.Латкова была произведена перестройка церкви. После закрытия в 1924 году, Алексеевский храм был переоборудован под дом пионеров, а на месте бывшего монастырского кладбища был устроен пионерский парк. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, в настоящее время являющаяся частью третьего транспортного кольца. В 1991 году Алексеевский храм был передан Русской Православной Церкви. С этого времени в храме начали проводиться восстановительные работы. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Институт рыбного хозяйства
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Построен на месте храма Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Ново-Алексеевского монастыря. Во время строительства, в 1935-1938 годах Крестовоздвиженская церковь была обстроена и включена в объем здания ВНИРО.




И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн ZOREAN

  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 2452
  • Карма: 193
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #11 : 12 Февраля 2012, 23:13:47 »

   Заканчивается мой рассказ,...напоследок несколько фоток с одного из сайтов,как вижу так же посвященному дворам моего детства... :)
             
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Институт рыбного хозяйства
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Построен на месте храма Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Ново-Алексеевского монастыря. Во время строительства, в 1935-1938 годах Крестовоздвиженская церковь была обстроена и включена в объем здания ВНИРО.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Жилой дом Абрикосовых
Жилой дом Абрикосовых с административными помещениями. Товарищества А.И.Абрикосова Сыновей. Построен архитектором Б.Н.Шнаубертом в стиле модерн в 1905 году. Изображен на бабаевских шоколадках этой фабрики.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Жилой дом Абрикосовых
Жилой дом Абрикосовых с административными помещениями. Товарищества А.И.Абрикосова Сыновей. Построен архитектором Б.Н.Шнаубертом в стиле модерн в 1905 году. Изображен на бабаевских шоколадках этой фабрики.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Жилой дом Абрикосовых
Жилой дом Абрикосовых с административными помещениями. Товарищества А.И.Абрикосова Сыновей. Построен архитектором Б.Н.Шнаубертом в стиле модерн в 1905 году. Изображён на бабаевских шоколадках этой фабрики.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Бабаевская кондитерская фабрика
ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский". Старейшее кондитерское предприятие России, входящее в холдинг "Объединенные кондитеры". Фабрика ведет свою историю с 1804 года как семейное предприятие кондитеров Абрикосовых. В 1918 году фабрика национализирована. Свое современное название получила в 1922 году в честь П.А.Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Бабаевская кондитерская фабрика
ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский". Старейшее кондитерское предприятие России, входящее в холдинг "Объединенные кондитеры". Фабрика ведёт свою историю с 1804 года как семейное предприятие кондитеров Абрикосовых. В 1918 году фабрика национализирована. Свое современное название получила в 1922 году в честь П.А.Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома.
 
   
Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите
 Бабаевская кондитерская фабрика
ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский". Старейшее кондитерское предприятие России, входящее в холдинг "Объединенные кондитеры". Фабрика ведет свою историю с 1804 года как семейное предприятие кондитеров Абрикосовых. В 1918 году фабрика национализирована. Свое современное название получила в 1922 году в честь П.А.Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома.
И стали пути его,где каждый шаг-буква,каждая тропа-стих,а каждая остановка-число в великой книге.

Друзья,... улыбайтесь!  Жить станет не проще,...зато веселее...

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13349
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #12 : 13 Февраля 2012, 04:21:52 »
История моей малой Родины по всей вероятности должна состоять из нескольких частей....
и её первая часть по праву принадлежит "Воробьёвке"(селу Воробьёво,Воробьёвым (Ленинским) горам ,да и наверно улицам имеющим свое нынешнее название благодаря семье Владимира Ильича)
И хоть мое рождение и первый десяток лет жизни пришелся на проживание, на улице находящейся в 2-х километрах от этого места и переименованной в мае 1963 года из 3-й улицы Строителей ( известную по новогоднему фильму) в улицу имени младшей сестры вождя пролетариата  (Марии Ульяновой)....
 Но связь с "Воробьёвкой" была очень ощутима,и даже не потому, что в доме и в окрестных домах проживали жители этого села,а видимо по той причине что все свободное время проходило именно там. Зимой на склонах и на трамплине,летом в парке и на территории Дворца пионеров,практически на фундаменте дома моего деда ...
  и так ...... район Ломоносовский города Москвы
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13349
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #13 : 13 Февраля 2012, 04:26:08 »

 Современная история этих мест уходит в 15 век. Располагавшееся тогда на вершине холма Село Воробьево, было куплено московской великокняжеской семьей, и впервые упомянуто в 1453г.Важно, что это был один из самых старых населенных пунктов в окрестностях Москвы: Воробьево было куплено княгиней Софьей Витовтовной — это произошло не позже 1453 года, поскольку в 1453 году Софья, дочь великого князя Литовского Витовта и жена (в 1390 — 1425 годах) великого князя Московского Василия I, скончалась. Это была необычная женщина: в малолетство сына, Василия II, Софья Витовтовна успешно управляла княжеством, активно участвовала в борьбе против удельных князей, а в 1451 году руководила обороной Москвы от Татар. С момента приобретения княгиней Софьей село Воробьево стало дворцовым — великокняжеской, а затем и царской летней резиденцией. По сведениям П. В. Сытина, великая княгиня купила для себя село у некоего попа по прозвищу Воробей.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.

Оффлайн SIGI

  • Модератор
  • Почётный Ветеран
  • ******
  • Сообщений: 13349
  • Карма: 1964
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
  • регион: Москва
Re: Моя малая Родина. Истории родных мест!
« Ответ #14 : 13 Февраля 2012, 04:43:11 »
В 16 веке здесь был загородный дворец великих князей ( впоследствии царей) куда удалялся Иван Грозный во время пожара и восстания 1547г. В 17 веке здесь был разбит государев сад, который позднее был передан Новодевичьему монастырю. Дворец и парк просуществовали до конца 18 века (сегодня здесь расположен памятник археологии село Воробьево), но по сей день на вершине крутого склона сохранилась церковь Святой Троицы в Воробьеве. Построена в 1811-1813 гг. на месте нескольких последовательно сменявших друг друга деревянных церквей, древнейшая из которых появилась здесь в конце 15 века, когда село принадлежало великой княгине Софье Витовтовне. Церковь выстроена в формах раннего ампира.
Но ведь и Храм Христа Спасителя изначально планировался в пределах села......на месте царского имения - Воробьевского дворца.

1819 План Столичнаго города Москвы
Москва после Отечественной войны. На Воробьевых горах - впервые проект большого величественного здания, которое по замыслу должно было быть видно со всего города. тогда там заложили Храм Христа Спасителя в честь победы над французами. на карте обозначен план храма целиком, с прилегающим подобием смотровой площадки.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.