Монетонос

Кладоискательство => Идентификация => Тема начата: brigand811 от 14 Мая 2021, 20:17:57

Название: Отпечаток пальца и добавление охры в керамике неолита
Отправлено: brigand811 от 14 Мая 2021, 20:17:57
Добрый вечер.
Пару вопросов для общего развития) заранее всем спасибо)
Это отпечаток пальца на керамике? Вообще кому-нибудь встречались с отпечатками, я так понял иногда попадаются.
И на втором куске как будто кусочки охры в тесте керамики? Читал что иногда добавляли охру когда делали сосуды...
Название: Re: Отпечаток пальца и добавление охры в керамике неолита
Отправлено: WIK2013 от 17 Мая 2021, 06:33:35
Для осушения глиняной массы (чтобы изделие не трескалось при сушке и обжиге) добавлялся толченый полевой шпат. Мой похожий по дизайну осколок керамики. Технология железного века.
Название: Re: Отпечаток пальца и добавление охры в керамике неолита
Отправлено: brigand811 от 17 Мая 2021, 20:43:55
Спасибо, но немного не по теме)
Много чего добавляли,например у меня штук 100 фрагментов керамики с толчейной раковиной.
Но вот с охрой только этот один, или это не охра, это и хотел спросить собственно)
Название: Re: Отпечаток пальца и добавление охры в керамике неолита
Отправлено: Андрей 51 от 17 Мая 2021, 21:17:09
Охра использовалась в похоронных обрядах и не только многих культур...фатьяновцы...катакомбная...если почитаете например про окрестности Поганой Лохани Владимирка...там есть и про охру упоминания...Поэтому попадание ее в керамику вполне вероятно...нет же инфы откуда она
Название: Re: Отпечаток пальца и добавление охры в керамике неолита
Отправлено: brigand811 от 17 Мая 2021, 23:21:41
Керамика из Ленинградской области.
Здесь, например, в 2011 г вблизи деревни Подолье нашли неолитическую стоянку, и среди прочего довольно много комков охры...
Да охру много где использовали, и разные предметы окрашивали, в том числе наконечники, кости и зубы животных и т.д. Даже пол в жилище могли посыпать охрой. Не говоря уже о погребениях.

Вот нашел отрывок из статьи "ОХРА В ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Ю. Б. СЕРИКОВ"
"Окрашивание предметов охрой вырывало их из профанного мира и
наделяло особыми сакральными функциями. Окрашивание орудий, так же
как и посуды, могло быть показателем использования их в сакральных целях.
Раскрашенные скульптуры наделялись особым сакральным смыслом.
Окраска предметов могла являться дополнительным свидетельством
престижа и служить показателем социального статуса владельца. В то же
время окрашивание предметов наделяло их апотропеическими, защитными
свойствами."

"Отмечаеют три
способа маркировки керамики охрой: черепок просто посыпали охрой;
черепок затирали охрой поверх орнамента после обжига сосуда; сосуд
окрашивали охрой до нанесения орнамента. Отсюда она приходит к выводу,
что некоторые сосуды с самого начала были предназначены для ритуальных
целей, а другим статус сакральных придавали по мере необходимости в
особых случаях (Панина 2008: 142-144)"