Кладоискательство > Беседка

Re: Кладоискательство в других странах...

(1/11) > >>

ZOREAN:


  Вот немного нашел в сети. :)     В Соединенном Королевстве не требуется никакой лицензии на обладание или работу с металлодетектором. Необходимо согласие владельца земли (на частных землях). Незаконно использование детектора на памятниках археологии. (Scheduled Archaeological Site)
 
 В Англии и Уэльсе определенные виды находок должны быть предъявлены в соответствии с Законом о сокровищах ( the Treasure Act, 1996) местному представителю власти (local coroner) в течении 14 дней. Если находка признана сокровищем и востребована Британским или местным музеем. Находчик получает 50% РЫНОЧНОЙ стоимости находки. Другие 50% идут владельцу земли, на которой была сделана находка. Если же находка не востребована (прошу обратить внимание, на то что даже такое богатое государство, как УК, не может себе позволить покупать все находки, да ,очевидно, это и не требуется - к чему забивать музейные запасники однотипными или непрезентабельными вещами?) то находка возвращается после её фиксации (описания).
 
 Находки, попадающие под понятие "сокровища" обладают следующим признаками:
 -любой объект кроме монеты, содержащий предположительно не меньше 10% золота или серебра ( так и хочется добавить "или брильянтов"), и не менее 300 летнего возраста.
 - группа монет (клад?) из одного места, (если монеты содержат не меньше 10% золота или серебра, то не меньше 10 монет.
- предметы , найденные в комплексе с "сокровищем" ( напр. керамический горшок, в котором находились монеты)
   В Шотландии и Северной Ирландии все находки, потенциально обладающие исторической ценностью, должны быть предъявлены (как правило, местным музеям).
  Подробные разъяснения поисковик  может получить, позвонив в Департамент Культуры по тел. 0171 211 6200.
 
  МЕСТА ПОИСКА
 
Кроме земель, находящихся в частном владении, где безусловно требуется разрешение собственника земли на поиск, существуют территории общественного пользования, на которых можно свободно производить поиск при условии соблюдения порядка. Это парки, игровые площадки, пляжи, берега рек и ручьев и пр.
 
 
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ
 
 Интересно, что в Великобритании существует специальный общественный орган - Национальный Совет по металлодетекции (National Council for Metal Detecting ), который защищает права поисковиков-любителей как от несанкционированного вмешательства государства в их деятельность, так и от негативного общественного мнения. Эта организация официально признана правительством Великой Британии как представитель интересов всех поисковиков страны. Общество также предоставляет бесплатную страховую защиту поисковиков по искам гражданской ответственности. Поисковикам доступны материалы архива этой организации.
 
 
ЕС И МЕТАЛЛОПОИСК
 
 Постоянная Конференция Европейского металлопоиска была сформирована с целью защиты интересов любителей-поисковиков в объединенной Европе. Задачей этой конференции является также и гармонизация внутреннего законодательства тех стран, где ущемляются права граждан на свободный поиск.
 
 
ГЕРМАНИЯ
 
 В Германии согласно Гражданскому кодексу(BGB, параграф 984) государство не препятствует металлопоиску на частных землях при наличии разрешения от владельца земли. 50 % стоимости найденного принадлежит владельцу земли и 50%, соответственно, находчику. Тем не менее, найденные артефакты, если они предположительно старше 1800 года, необходимо представить на описание в специальное бюро (Denkmalschutzbeherde) местной администрации (Kreis). Поиск на общественных землях производится только с разрешения этого же административного органа, каковое, впрочем, выдается, по словам немецких поисковиков достаточно легко, при отсутствии у человека, решившего чего-то там поискать, негативной криминальной истории.
 Интересно, что в этом случае действует следующее необычное правило. Обнаруженная находка не изымается из земли, а закапывается обратно. Затем этот участок земли очищается от мусора, после чего на это место приглашается представитель этого самого Denkmalschutzbeherde, и вещь изымается вновь уже в его присутствии. Но если в течение 6 месяцев реакции товарищей из Denkmalschutzbeherde не последует, то находка переходит в собственность поисковика. Современные вещи, которые, возможно, имеют своего владельца, приносятся в другую контору, вроде нашего бюро находок ( Regierungsbezirk), и пребывают там такое же время, после чего либо находят своего прежнего владельца, и в таком случае находчик получает вознаграждение в размере 5% , если стоимость вещи менее 500 ЕU, и 3 %, если больше 500 EU, либо достаются счастливчику. Забыл сказать, что все эти процессы с найденными и потерянными вещами, как древними, так и современными, не подлежат никакому налогообложению, что особо подчеркивается в немецком Гражданском Кодексе.
 
 Несмотря на то, что Германия – развитое промышленное государство, лесов в ней более чем достаточно, и почти половина (46,3%) из них являются частными. Поля же немецкие в основном все частные, (более 80%). Так что немецким поисковикам есть где развернуться. Согласно статистике, 80 тысяч немцев являются активными пользователями металлодетек- торов, а количество проданных в стране металлодетекторов в прошлом году приблизилось к миллиону. (Бедный Петро Петрович, наверное, получил бы разрыв сердца, если бы увидел столько металлодетекторов сразу!)
 
Во ФРАНЦИИ ситуация более печальна. Вот статья из  газеты «ИЗВЕСТИЯ», демонстрирующая нам тяжелую жизнь французских поисковиков: Охота на кладоискателей
Обычно они появляются на пляжах ближе к вечеру. Они идут разрозненной цепочкой, быстро водя из стороны в сторону щупами металлоискателей. Время от времени, когда в наушниках прибора что-то запищит, они быстро перекапывают песок специальной жестяной кружкой с узкими прорезями. Ничего не найдя, идут дальше.
 
35 миллионов человек принимают в сезон отпусков пляжи Франции. Мужчины теряют на этих пляжах мелочь, золотые цепочки, изредка - часы. Женщины, имеющие обыкновение и в море отправляться в драгоценностях, теряют все подряд. Так что искателям сокровищ, для многих из которых летние прогулки с металлоискателем стали профессией, есть чем поживиться. Но иногда море или случай выбрасывают на берег золотые или серебряные монеты. И вот тогда обладатель уникальной находки должен трижды подумать, прежде чем прикоснуться к сокровищу.
 
История двух несчастных пенсионеров из городка Бук на северо-востоке Франции только что обошла всю страну. Луи и Жак, бывшие рабочие, любили побродить по окрестностям с металлоискателем. Как-то нелегкая занесла их на городскую площадку аттракционов. И прямо у мусорной урны, в нескольких сантиметрах под землей, двое приятелей обнаружили кувшин, наполненный двумястами золотыми монетами XVII века французской и испанской чеканки. Стоимость находки составила около 85 тысяч долларов.
 
Оба простована направились со своей находкой в муниципалитет. И попали в юридическую круговерть, из которой им не суждено было выбраться. Друзей обвинили в том, что они "разрушили археологический памятник, занимались незаконными раскопками и использовали при этом металлоискатель". За все это каждый из бедолаг, находка которых обогатила их городишко на десятки тысяч долларов, был приговорен к 2 тысячам долларов штрафа. Им также щедро позволили получить... по 30 долларов каждому за находку клада!
 
Тут надо пояснить, что французское законодательство в отношении кладоискательства запутанно и противоречиво. Кладом в стране считается "любая спрятанная и зарытая вещь, не имеющая законных владельцев и найденная в результате чистой случайности". Если вы нашли такой предмет, то половина его стоимости принадлежит вам, а вторая половина - владельцу места, где был найден этот предмет.
 
Двух старичков-пенсионеров наказали за то, что они нашли золотые монеты с помощью металлоискателя. А это уже не "случайная находка". Все остальное, включая "незаконные раскопки", - обычное проявление традиционного нечеловеческого безумия государственной машины.
 
Поэтому когда два года назад в эльзасском городе Форбахе трое юношей-безработных обнаружили клад из золотых монет, оцененный в 70 тысяч долларов, они предпочли немедленно доставить его к нотариусу. И юрист сумел защитить интересы пареньков, объяснив им, что надо говорить и как поступать в отношении бессмысленно корыстного государства.
 
"Сегодня большинство не объявляет о своих находках, - замечает известный кладоискатель и автор многих книг по поискам сокровищ Жан Клоарек. - Люди боятся быть ограбленными государством. Некоторые даже переплавляют найденные древние золотые и серебряные монеты в слитки, чтобы чувствовать себя спокойнее".
 
Ежегодно во Франции обнаруживают сотни кладов. Только с начала нынешнего года официально зарегистрировано свыше сотни ценных находок. Появилась даже особая разновидность юристов, которые специализируются в защите интересов счастливых кладоискателей. Один из них, мэтр Антуан Бегуэн, уверен, что, "постоянно возбуждая иски против кладоискателей, государство само загоняет этих людей в подполье. Когда я вижу, что люди, которые честно объявляют о своих находках, подвергаются юридическому преследованию, то советую своим клиентам хорошенько подумать, прежде чем регистрировать обнаруженные сокровища. Но при всех обстоятельствах, если вы нашли сокровища, то первое, что вам надлежит сделать, - это обратиться к адвокату".
 
Печальный опыт взаимоотношений с родным государством имеет известный во Франции охотник за сокровищами Эрик Сюркуф. Он является потомком прославленного пирата Робера Сюркуфа, который наводил ужас на торговые караваны более 200 лет назад. В 1977 году Эрик Сюркуф создал Международную группу подводной археологии. С тех пор этим исследователем обнаружено множество затонувших кораблей.
 
Единственный раз Эрик попытался найти что-то в водах, которые контролируются Францией. И еле унес ноги от зубастой юстиции своей страны. Всех собак на него спустили профессиональные археологи, которые не намерены мириться с нарушением своей монополии на находки.
 
Эльмар ГУСЕЙНОВ, Париж - Сен-Мало Бретань) Тем не менее, как видно из статьи, никто не оспаривает самой возможности использования металлодетектора для поиска утерянных вещей .
 
В Финляндии все находки старше 100 лет должны быть представлены для описания с соответствующим контекстом.(Antiquities Act 1963, Section 16). Данный закон не запрещает использования металлодетекторов.
 
 В Эстонии вопросы владения найденными вещами регулирует Закон о вещном праве:
Подраздел 3. Находка
                  Статья 98. Обязанность сообщения
(1) Лицо, нашедшее утерянную вещь и взявшее ее в свое владение, должно немедленно сообщить об этом лицу, потерявшему ее, или собственнику. Если лицо, потерявшее вещь, или ее собственник неизвестны нашедшему ее лицу, последнее обязано заявить о находке в полицию, если ценность вещи превышает сто крон.
(2) Нашедший вправе после публичного объявления продать вещь с публичных торгов, если хранение вещи требует чрезмерных затрат, или если вещь является скоропортящейся, или если вещь находилась на хранении в общественном учреждении или полиции в течение шести месяцев.
   Статья 100. Приобретение находки
 (1) Если нашедший выполнил свои обязанности, а собственник не установлен в течение одного года с момента сообщения о находке, нашедший приобретает вещь или получает заменяющие ее деньги.
   Статья 102. Особые случаи находки
(3)   Лицо, нашедшее закопанную или спрятанную движимую вещь, не являющуюся кладом, имеет права и обязанности нашедшего.
Подраздел 4. Клад
Статья 103. Понятие клада
(1) Кладом являются зарытые в землю или иным способом скрытые деньги или ценные вещи, как-то: драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, собственника которых невозможно установить.
(2) Клад принадлежит лицу, на чьей недвижимой или движимой вещи он был найден.
Статья 104. Вознаграждение за находку
(1) Нашедший клад имеет право на получение вознаграждения за находку в размере половины стоимости клада.
(2) Стоимость клада определяется по договоренности между нашедшим и собственником, в случае спора ее устанавливает суд.
(3) Нашедший, который искал клад без согласия собственника недвижимой или движимой вещи, вознаграждения за находку не получает.
Статья 105. Особо ценный клад
(1) Бесхозяйная природная или имеющая историческую ценность, художественную или иную культурную ценность вещь принадлежит государству, независимо от того, на чьей недвижимой вещи она была найдена.
(2) Лицо, на чьей недвижимой вещи найдена указанная в части 1 настоящей статьи вещь, обязано разрешить выкопать вещь при условии возмещения ему причиненного этим вреда.
(3) Нашедший имеет право на получение вознаграждения, если поиски и раскопки вещей, указанных в части 1 настоящей статьи, не входят в круг его обязанностей.
(4) Иные права и обязанности, возникающие в связи с обнаружением особо ценного клада, в том числе размер вознаграждения, устанавливаются законом.
 


 

ZOREAN:


        А вот еще в интернете я нашел любопытный перевод Гражданского Закона Латвийской Республики на русский язык. Оставляю его без изменений, так как мне кажется, что он хорошо передаёт незабываемый балтийский акцент в печатном виде.
 
Гражданский закон
Вещное право
 
ст. 930. Посредством завладения могут быть приобретены в собственность только бесхозяйные вещи, но исключительно в том случае, когда со вступлением в обладание вещу непосредственно связано намерение приобрести её в собственность. Недвижимые бесхозяйные вещи полагаются государству.
 
ст. 931. Предметом завладения могут быть:
...
2) неодушевлённые движимые вещи, которые ещё никому не принадлежали или от которых их собственник отказался, которые он потерял или спрятал, а также клад.
 
ст. 935. ... Собственник земли имеет право запретить любому ловить животных или охотиться на них в границах принадлежащей ему земли, а в случае нарушения запрета - требовать от нарушителя возмещения
 
3. Находка вещей
 
940. Движимые вещи, которые еще ни у кого не находились в собственности, становятся собственностью того, кто их нашел и вступил в обладание ими.
Примечание. Предоставленное собственнику земли право запрещения (ч.2 ст.935) распространяется также на данный случай.
 
941. Движимые вещи, от которых прежний собственник отказался, заявив об этом прямо или покинув вещь, становятся собственностью того, кто их нашел.
 
942. Вещи, которые собственник выпускает из своего обладания под воздействием внешних обстоятельств, не считаются вещами, от которых собственник отказался.
 
943. Вещь считается потерянной, если потерявший ее не знает, где ее искать, или от кого потребовать, или каким способом возвратить ее в свои руки.
 
944. Нашедший потерянную вещь, если ему известно лицо, потерявшее ее, обязан возвратить вещь последнему с получением от него полагающегося за находку вознаграждения (ст.948).
О нахождении такой вещи, которая принадлежит к вооружению военнослужащего, должно быть извещено ближайшее военное начальство.
 
945. Если нашедший вещь не знает о том, кем она потеряна, он обязан сообщить о своей находке в местную полицию в недельный срок со дня нахождения вещи.
 
946. Если найденная вещь является такой, что длительное хранение может повлечь ее порчу или превращение в менее ценную, то полиция обязана немедленно продать ее с торгов и вырученные деньги сохранить для выдачи лицу, потерявшему
вещь.
 
947. В случае явки по объявлению полиции собственника найденной вещи или лица, потерявшего ее, и представления им доказательств своего права на нее сама вещь или вырученные за нее деньги подлежат выдаче ему с предварительным
получением с него или вычетом у него расходов, сделанных на содержание вещи и на объявление, а также на полагающееся нашедшему вознаграждение за находку (ст.948).
 
948. Если нашедший, передавая вещь (ст.944) или сообщая о находке в полицию (ст.945), потребовал вознаграждение за находку, то оно определяется по усмотрению суда, но не свыше третьей части стоимости найденной вещи после вычета расходов, если только тот, кем вещь была потеряна, публично не обещал более высокую сумму или не достиг с нашедшим добровольного соглашения.
 
949. В случае неявки собственника в шестимесячный срок со дня объявления полиции найденная вещь или вырученные от ее продажи деньги (ст.946) переходят в собственность нашедшего с возложением на него расходов по сохранению вещи и
других расходов. 950. Правила о найденных вещах (ст.944 - 949) распространяются также на вещи, спасенные от гибели.
 
951. В случае нахождения зарытых в землю, замурованных или иным образом сокрытых вещей, признание которых кладом все-таки невозможно (ст.952), к ним должны применяться те же правила, что и к найденным вещам.
В случае представления собственником доказательств того, что ему было известно место, где найденные вещи были сокрыты, он не обязан выплачивать вознаграждение за находку.
 
952. Кладом считаются все зарытые в землю, замурованные или каким-либо иным образом сокрытые ценные вещи, собственник которых вследствие продолжительности истекшего времени больше не может быть установлен.
Клад, найденный на своей собственной земле или на бесхозяйной земле, становится собственностью нашедшего.
 
953. Запрещается вести поиски клада на чужой земле. Тот, кто действует вопреки данному правилу, не получает ничего из найденного им клада, и все это имущество полагается тому, кому принадлежит земля.
Тот, кто случайно находит клад на чужой земле, получает его половину, а другая половина причитается собственнику земли.
 
945. Если нашедший вещь не знает о том, кем она потеряна, он обязан сообщить о своей находке в местную полицию в недельный срок со дня нахождения вещи.
 
946. Если найденная вещь является такой, что длительное хранение может повлечь ее порчу или превращение в менее ценную, то полиция обязана немедленно продать ее с торгов и вырученные деньги сохранить для выдачи лицу, потерявшему
вещь.
 
947. В случае явки по объявлению полиции собственника найденной вещи или лица, потерявшего ее, и представления им доказательств своего права на нее сама вещь или вырученные за нее деньги подлежат выдаче ему с предварительным
получением с него или вычетом у него расходов, сделанных на содержание вещи и на объявление, а также на полагающееся нашедшему вознаграждение за находку (ст.948).
 
948. Если нашедший, передавая вещь (ст.944) или сообщая о находке в полицию (ст.945), потребовал вознаграждение за находку, то оно определяется по усмотрению суда, но не свыше третьей части стоимости найденной вещи после вычета расходов, если только тот, кем вещь была потеряна, публично не обещал более высокую сумму или не достиг с нашедшим добровольного соглашения.
 
949. В случае неявки собственника в шестимесячный срок со дня объявления полиции найденная вещь или вырученные от ее продажи деньги (ст.946) переходят в собственность нашедшего с возложением на него расходов по сохранению вещи и других расходов.
 
950. Правила о найденных вещах (ст.944 - 949) распространяются также на вещи, спасенные от гибели.
 
951. В случае нахождения зарытых в землю, замурованных или иным образом сокрытых вещей, признание которых кладом все-таки невозможно (ст.952), к ним должны применяться те же правила, что и к найденным вещам.
В случае представления собственником доказательств того, что ему было известно место, где найденные вещи были сокрыты, он не обязан выплачивать вознаграждение за находку.
 
952. Кладом считаются все зарытые в землю, замурованные или каким-либо иным образом сокрытые ценные вещи, собственник которых вследствие продолжительности истекшего времени больше не может быть установлен.
Клад, найденный на своей собственной земле или на бесхозяйной земле, становится собственностью нашедшего.
 
953. Запрещается вести поиски клада на чужой земле. Тот, кто действует вопреки данному правилу, не получает ничего из найденного им клада, и все это имущество полагается тому, кому принадлежит земля.
Тот, кто случайно находит клад на чужой земле, получает его половину, а другая половина причитается собственнику земли.
 
 Похожий закон действует и в братской Литве.

ZOREAN:

 
 Закон Литовской Республики ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКОНА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОХРАНЕ НЕДВИЖИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ Вы не можете просматривать ссылки. Зарегистрируйтесь или Войдите от 24 января 1995 г. № I-761 Вильнюс Статья 1. С 1 февраля 1995 года образуется Государственная комиссия по охране памятников.
Эта комиссия приступает к работе после назначения в ее состав не менее 10 членов.
Первые выборы членов Государственной комиссии по охране памятников от общественных организаций организуются Комитетом Сейма Литовской Республики по образованию, науке и культуре.
В срок до 1 марта 1995 года Комитетом Сейма Литовской Республики по образованию, науке и культуре должно быть подготовлено положение о порядке проведения выборов членов комиссии от общественных организаций и представлено в Сейм Литовской Республики на утверждение.
 
Статья 2. С 1 февраля 1995 года Государственная инспекция по языку Инспекции по культурному наследию Литовской Республики реорганизуется в Инспекцию по языку Государственной комиссии литовского языка при Сейме Литовской Республики.
 
Статья 3. С 1 февраля 1995 года Инспекция по культурному наследию Литовской Республики реорганизуется в Департамент по охране ценностей культуры Министерства культуры Литовской Республики.
 
Статья 4. Правительству Литовской Республики предлагается с 1 февраля 1995 года Департамент по упорядочению памятников при Министерстве строительства и урбанистики Литовской Республики реорганизовать в Департамент по охране ценностей культуры Министерства культуры Литовской Республики.
 
Статья 5. Правительству Литовской Республики предлагается до 10 февраля 1995 года передать Департаменту по охране ценностей культуры Министерства культуры Литовской Республики принадлежавшие Департаменту по упорядочению памятников при Министерстве строительства и урбанистики Литовской Республики материальные ресурсы, а также штатные единицы.
 
Статья 6. Правительству Литовской Республики предлагается до 27 января 1995 года образовать комиссию по передаче Государственной комиссии по охране памятников, Инспекции по языку Государственной комиссии литовского языка при Сейме Литовской Республики и Департаменту по охране ценностей культуры Министерства культуры Литовской Республики принадлежавших Инспекции по культурному наследию Литовской Республики материальных ресурсов, а также штатных единиц.
Представители Сейма Литовской Республики в состав этой комиссии назначаются по представлению Комитета по образованию, науке и культуре Председателем Сейма.
Комиссия должна завершить свою работу в срок до 27 февраля 1995 года.
Решения по предлагаемым комиссией вопросам после согласования их с Комитетом Сейма Литовской Республики по образованию, науке и культуре принимаются Правительством Литовской Республики.
 
Статья 7. Правительству Литовской Республики предлагается после согласования с Комитетом Сейма Литовской Республики по образованию, науке и культуре представить в Сейм Литовской Республики законопроекты о перераспределении средств государственного бюджета.
 
Статья 8. До принятия Закона Литовской Республики об охране движимых ценностей культуры Департаментом по охране ценностей культуры Министерства культуры Литовской Республики:
1) осуществляется проверка комиссионных магазинов, торгующих антикварными, букинистическими движимыми ценностями культуры, художественных салонов, деятельности аукционов движимых ценностей культуры;
2) выдаются разрешения на вывоз за границу движимых ценностей культуры;
3) регистрируются движимые ценности культуры, представляющие собой культурную ценность и имеющие общественную значимость;
4) охраняются зарегистрированные движимые ценности культуры в соответствии с требованиями Закона Литовской Республики об охране недвижимых ценностей культуры.
 
Статья 9. Объекты, включенные в списки памятников истории и культуры Литовской Республики республиканского и местного значения, в список вновь выявляемых памятников истории и культуры, а также поставленные на временный учет памятников истории и культуры объекты до разрешения вопроса об их включении в Регистр ценностей культуры Литовской Республики должны охраняться как недвижимые ценности культуры. Документы об охране памятников истории и культуры (договор об охране и найме, договор об охране, обязательство о сохранении памятника), установлении их охранных зон и другие документы имеют силу до внесения в них изменений в соответствии с Законом Литовской Республики об охране недвижимых ценностей культуры.
 
Статья 10. Начиная с 1 февраля 1995 года утрачивают силу:
1) Закон Литовской Республики об охране и использовании памятников истории и культуры (Вед. 1977 г., № 36-470; 1984 г., № 24-275; 1990 г., № 23-563);
2) постановление Верховного Совета Литовской Республики «О порядке введения в действие Закона Литовской Республики «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (Вед. 1977 г., № 36-471);
3) Временный закон Литовской Республики об Инспекции по культурному наследию (Вед. 1990 г., № 24-598);
4) постановление Верховного Совета Литовской Республики «О введении в действие Временного закона Литовской Республики об Инспекции по культурному наследию» (Вед. 1990 г., № 23-566);
5) постановление Верховного Совета Литовской Республики «Об Инспекции по культурному наследию Литовской Республики» (Вед. 1990 г., № 18-467, № 23-566).

boban:
про англию все красиво. вот только с год назад по первому каналу была передача. там пенсионерка нашла в поле монету да и кинула ее дома.  внуки нашли года через два-кому то засветили -оказалась какая то супер пупер монета -которую надо было предьявить властям или кому то там. итог -монета конфискована -возбуждено уголовное дело. на адвокатов угрохано не мерено. и если бабулю не посадят -то платить агромадный штраф придется. вот и поиск.

Старый фантазёр:
А про Испанию и Португалию что нибудь известно?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии